Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (268) июль 2019 г.

Дата публикации: 27.07.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Рощупкина Т. Ю., Уколова О. Н. Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы // Молодой ученый. — 2019. — №30. — С. 125-127. — URL https://moluch.ru/archive/268/61794/ (дата обращения: 16.09.2019).



Данная статья раскрывает основные принципы обучения дошкольников шахматам в средней группе, в рамках образовательной программы ДОУ.

Технический прогресс и стремительные темпы развития не обошли стороной и сферы обучения и развития детей. Современные реалии таковы, что компьютерные игры занимают большую часть свободного времени ребенка, вытесняя живое общение. Со стороны родителей тоже происходит злоупотребление такими интересами ребенка, поскольку высокая занятость родителей приводит к тому, что очень удобно «занять» ребенка на длительный период времени. И тем не менее, педагогическое сообщество, как и родительское вынуждены согласиться с тем, что очевидна необходимость возврата к таким играм, которые способствуют не только общению, но и интеллектуальному развитию. К таким играм относят настольные игры, но в рамках данной статьи мы будем говорить об играх в шахматы и о том, как они влияют на всестороннее развитие ребенка.

Ключевые слова: настольная игра, развитие, компьютерная игра, шахматы, общение, интеллект, мышление.

Современное общество относится абсолютно спокойно к тому, что наша жизнь становится все более зависимой от сети Интернет и от различных гаджетов. С одной стороны, технический прогресс направлен на улучшение жизни человека и на то, чтобы сделать ее более комфортной. Однако происходит массовое злоупотребление благами технического прогресса, последствия которого мы можем наблюдать уже сейчас. Достаточно взглянуть на подрастающее поколение. Пока ребенок маленький, пока его не коснулись компьютеризация и технологии он проявляет любознательность. У него есть желание узнавать и познавать. Чем старше он становится, тем более навязчиво в его мир вторгаются «технологии». Чаще всего этому потворствуют и родители, желая дать своему чаду все самое лучшее. Ведь доподлинно известно, развивать мелкую моторику, а значит и речь можно используя такие предметы как пуговицы, шнурки-завязки и т. д. Однако все это требует времени родителей. Поэтому значительно проще купить какую-либо интерактивную игрушку, которая требует того, чтобы ребенок лишь нажимал на кнопки. Бесспорно, она имеет некоторую пользу, но без живого общения, без усилий со стороны взрослых это не даст положительного результата.

Сегодняшние дети, особенно в среднем и старшем дошкольном возрасте погружены в компьютерные игры и увлечены гаджетами. Если у ребенка спросить, что он предпочитает, поиграть в компьютер или в настольную игру, с большей долей вероятности он выберет компьютер. Конечно, он не понимает, что игры за компьютером не имеют такого развивающего потенциала как настольные игры.

Несмотря на то, что настольная игра не столь красочна как компьютерная и, казалось бы, она не может предложить широкого спектра эмоций она значительно превосходит по пользе компьютерную игру и даже по эмоциональности поскольку она требует наличие партнера, а это живые человеческие эмоции. Настольная игра не перегружает зрительный детский аппарат, который находится на стадии интенсивного развития. Настольная игра побуждает думать, анализировать, размышлять, потому как в настольных играх нет элемента скорости и не требуется проявления быстроты реакций.

Настольная игра развивает коммуникативные умения, и умения выстраивать взаимоотношения, учит ребенка тому, что не всегда можно выигрывать, учит анализировать свой проигрыш, иными словами, учит делать работу над ошибками, умению радоваться за победу партнера по игре. Компьютерная игра изначально этого не предполагает, поскольку невозможно радоваться победе компьютера.

Поэтому, можно быть абсолютно уверенным в том, что никогда искусственный интеллект не сравнится с живым человеческим общением.

Думающие, современные родители, в своем стремлении воспитать успешного и самостоятельного человека, ограничивают время ребенка, провидимое за просмотром телевизора или за игрой в компьютер. С этой целью они заполняют свободное время ребенка занятиями в различных секциях и кружках. Поэтому хорошим способом не попасть в зависимость от интернета — игра в шахматы.

Это не только игра, доставляющая детям массу удовольствия, но и отличный мозговой тренажер, стимулирующий развитие интеллектуальных способностей. Процесс игры оказывает влияние на одновременную синхронную работу обоих полушарий мозга, что способствует активному развитию абстрактного и логического мышления.

Все вышеперечисленное является хорошим основанием и поводом к тому, чтобы научить ребенка играть в шахматы.

Начинать обучение шахматам целесообразно с рассказа об их историческом происхождении. Чтобы детям это было интересно и занимательно можно организовать театральное представление в виде путешествия в Шахматную страну.

Положительный опыт в этом вопросе продемонстрировала педагог Володина И. А [6]: «...в путешествие по Шахматной стране отправились главные герои девочка Клеточка и мальчик Вовка которые встретили там двух проказников — Забияку и Загадайку. Дети познакомились с шахматной доской и решили назвать шахматную доску Черно-Белое Королевство, поскольку доска состоит из черно-белых клеток. Дети узнали, что в Черно-Белом Королевстве есть такие жители как ладья, ферзь, кони, пешка и даже король с королевой. А еще дети узнали, что в королевстве живет слон, который вовсе не похож на слона.

Во время путешествия ребята вместе с Вовкой узнали от Клеточки, что все жители Королевства выполняют свою работу и что каждый житель живет в своем домике-клеточке. Они даже могут ходить друг к другу в гости, но каждый по своей дорожке [6].

Во время путешествия по Шахматной стране ребята узнали, что хоть слон из шахмат не похож на настоящего слона, но в старинные времена они имели схожесть. Еще дети узнали, что шахматный слон у разных народов имеет разные названия. Например, у французов слона называют шутом, у немцев — бегуном, у болгар — офицером, поляки зовут его гонцом. А вот в Италии и Испании слона называют так же, как и у нас — слоном [6]. Далее Клеточка познакомила ребят с такими понятиями как Пат, Мат, Шах и Рокировка. Загадайка рассказал о таких великих шахматистах как Гарри Каспаров, Александр Алехин, Анатолий Карпов, который, кстати, освоил игру в шахматы, когда ему было пять лет [6]. А потом он играл в игру «Какая фигура спряталась в словах: спешка, оладьи, коньки, заслонка? (Пешка, ладья, конь, слон) Забияка играл с ребятами в игру «замени букву». Нужно было подумать, что будет, если в названии шахматной фигуры изменить одну букву. Например, печка (пешка, бадья (ладья, корь (конь). Так же нужно было называть шахматную фигуру название которой состоит из четырех, пяти и шести букв (конь, слон; ладья, пешка, король, ферзь)» [6].

Чтобы закрепить полученные знания о шахматах с детьми проводят интегрированные занятия. Рисуют шахматные фигуры, лепят их из пластилина или соленого теста, делают подделки, играют в театральных постановках выбирая роли Короля, Королевы, коня, пешки и других шахматных фигур.

Родителей так же необходимо привлекать к занятиям. Очень важно устраивать круглые столы или чаепития в ходе которых необходимо доносить информацию о пользе и важности не только обучения в шахматы, но и о непосредственном родительском участии в этом процессе. Родителям можно предложить делать в месте с детьми подделки на шахматную тему, принимать участие в театральных постановках, в изготовлении декораций к этим постановкам.

Занятия шахматами показывают свою неоспоримую эффективность.

Дети становятся более любознательными, застенчивые дети раскрепощаются, налаживаются коммуникативные связи и умение договариваться, поскольку совместная деятельность, а особенно игровая деятельность способствует развитию коммуникативных навыков. Дети учатся усидчивости, проявлению лояльности и терпения по отношению к партнеру по игре. Учатся размышлять, анализировать и планировать.

Таким образом, все вышеперечисленное будет является хорошим фундаментом для дальнейшего развития и обучения в школе.

Литература:

  1. Дорофеева Н. К. Хочу учиться шахматам/Н. К. Дорофеева.-М.: Просвещение,2016.-104с.
  2. Ильин Е. А. Приключения пешки/Е. А. Ильин.-М.: Издательство,2016.-68с.
  3. Костюков В. В. Блокнот юного шахматиста/В. В. Костюков.-СПб.: Питер, 2018.-64с.
  4. Степанова А. А. Тигренок в шахматном королевстве/А. А. Степанова.-М.: из-во «Учитель»,2017.-88с.
  5. Сухин М. Т. Шахматы для самых маленьких/М. Т. Сухин.-М.: Просвещение,2017.-95с.
  6. Электронный ресурс: Володина И. А. «Обучение игре в шахматы в детском саду»/ https://www.maam.ru/detskijsad/prakticheskie-osnovy-obuchenija-detei-igre-v-shahmaty-v-detskom-sadu.html


Задать вопрос