Имидж региона: структура и факторы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №30 (268) июль 2019 г.

Дата публикации: 25.07.2019

Статья просмотрена: 3644 раза

Библиографическое описание:

Переладова, Е. С. Имидж региона: структура и факторы / Е. С. Переладова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 82-83. — URL: https://moluch.ru/archive/268/61776/ (дата обращения: 19.04.2024).



Имидж региона является производным понятием от имиджа территории, т. е. в данном случае под территорией понимается регион. Следовательно, рассуждения о сущности имиджа территории можно распространить и на имидж региона. При этом существуют различные подходы к данному понятию.

В частности, Всемирная организация по туризму определяет имидж территории как совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа [8, с. 53].

Важенина И. С. и Важенин С. Г. акцентируют внимание на иррациональности данного явления и дают следующее определение: имидж территории — это набор ощущений и образных, эмоционально окрашенных представлений людей, которые возникают по поводу природно-климатических, исторических, этнографических, социально-экономических, политических, морально-психологических и других особенностей данной территории [3, с. 96].

Кирдин В. считает, что имидж региона — это символически выраженное представление о своеобразии и специфике территории, ее репутации, сформировавшейся в общественном мнении [5, с. 12].

Замятин Д. понимает территориальный имидж как совокупность образов (геокультурных, геополититических и т. д.), которые находятся по отношению друг к другу в определенной зависимости. В структуру входит стержневой образ, предполагающий «ветвления», а также вторичные и «поддерживающие образы». Данный подход подразумевает позиционирование региона как особое географическое пространство со своими качественными характеристиками, как особый историко-географический образ [4, с. 9].

Ф. Котлер представляет имидж территории как сумму убеждений, представлений и впечатлений людей о территории. Имидж отражает личное восприятие территории и может отличаться у разных людей. При этом у них могут сложиться разные имиджи одной территории, или возникнуть одинаковый имидж с разным отношением к нему. Таким образом, в данном подходе подчеркивается субъективность восприятия явления территориального имиджа [6, с. 15].

В понимании Дженеса Б. имидж территории представляет собой многослойное образование, включающее в себя ряд разнообразных элементов: национальные символы, цвета, одежду; типичные для этой территории постройки, музыку, литературные произведения, особенности политического устройства государства, обычаи, историческое наследие и многое другое. В данном определении сделан акцент на культурной составляющей, отличающей данную территорию от других [1, с. 67].

Отдельно стоит выделить подход к имиджу территории с точки зрения маркетинга, т. е. конкурентоспособности и потребительской ценности. Соответствующие определения дают Логунцова И. В. и группа исследователей Бачерикова М. Л. — Романова И. М.

Логунцова И. В. трактует имидж территории как целенаправленно сформированный образ той или иной территории, обладающий определенными ценностными характеристиками и призванный оказывать воздействие на потребителей с целью обеспечения конкурентоспособности территории и привлечения в нее дополнительных ресурсов [7, с. 30]. Определение Бачериковой М. Л. и Романовой И. М. можно представить в следующем виде: имидж территории — образ территории, формируемый на основе ее конкурентных преимуществ, позволяющих наилучшим образом удовлетворить потребности потребителей территориального продукта [2, с. 56].

Путем обобщения этих определений можно дать следующее понятие имиджа региона для целей данного исследования: имидж региона — совокупность представлений о его конкурентных преимуществах.

Соответственно, на основе этого понятия можно провести структурную интерпретацию.

С одной стороны, имидж региона складывается из представлений: коллективных и личных.

Личное представление основано на опыте взаимодействия конкретного индивида с данным регионом: проживание, туристическое посещение, ведение бизнеса.

Коллективные представления складываются из общественного мнения о регионе, его освещения в СМИ и ассоциаций.

С другой стороны, конкурентные преимущества — это способность удовлетворять потребности лучше конкурентов. При этом в зависимости от целевой аудитории (туристы, инвесторы, жители) под конкурентными преимуществами подразумевается:

  1. туристическая привлекательность — способность обеспечить комфортное и увлекательное пребывание туристов.
  2. инвестиционная привлекательность — преимущества ведения бизнеса на данной территории: наличие ресурсов, необременительность и прозрачность административных процедур, наличие платежеспособного спроса.
  3. привлекательность для проживания — способность обеспечить высокое качество жизни населения.

Факторы, влияющие на имидж региона, можно условно разделить на социально обусловленные характеристики территории и социально не обусловленные.

Социально не обусловленные характеристики территории включают в себя географическое положение, климат, природные достопримечательности региона и другие особенности территории, существующие независимо от проживающего на ней населения.

Социально обусловленные характеристики региона включают в себя культурные и социально-экономические характеристики.

К культурным характеристикам относятся:

– качество развития науки и образования;

– проведение крупных спортивных и социально-культурных мероприятий;

– менталитет населения;

– традиции и обычаи;

– история города;

– архитектура;

– культурные достопримечательности.

В свою очередь, социально-экономические характеристики территории включают в себя такие факторы, как:

– инфраструктура (транспортная инфраструктура, структура и состояние потребительского рынка);

– качество жизни (стоимость жизни, экологическая обстановка, качество защиты прав потребителей, качество продукции местных производителей, состояние жилищного фонда);

– качество институтов власти (криминогенная обстановка, прозрачность политических и правовых процедур; уровень коррупции);

– условия развития бизнеса (поддержка бизнеса, реализация крупных инвестиционных проектов, наличие привлекательных работодателей, качество подготовки кадров).

Вышеприведенные факторы одновременно влияют на все аспекты имиджа региона: инвестиционную и туристическую конкурентоспособность, привлекательность для проживания. При этом представляется обоснованным предположение, что различные факторы имеют различную степень влияния применительно к каждой составляющей имиджа региона. Для доказательства данной гипотезы требуется дальнейшее исследование темы, включающее в себя такие методы, как анкетирование различных целевых аудиторий и анализ статистических данных.

Литература:

  1. Jenes B. Reconsidering the measurement of country image — theory and practice // FIKUSZ 2008 Business Sciences — Symposium for Young Researchers: Proceedings. — Obuda University, Keleti Faculty of Business and Management. — 2018. — P. 65–80.
  2. Бачерикова, М. Л. Имидж территории: понятийно-терминологическая систематизация / М Л. Бачерикова, И. М. Романова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — 2017. — № 1(49). — С. 56–62.
  3. Важенина, И. С. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории / И. С. Важенина, С. Г. Важенин // Экономика региона. — 2015. — № 3. — С. 95–103.
  4. Замятин, Д. Н. Географическое пространство и ментальность: генезис и модификации географических образов. / Д. Н. Замятин // Независимая газета. — 2015. — № 210. — С. 9–19.
  5. Кирдин, В. Имидж регионов: базовые определения // Publicity. — 2016. — № 1. — С. 12–15.
  6. Котлер, Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер / СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. — 2015. — 390 с.
  7. Логунцова, И. В. Имидж российских территорий как объект управления / И. В. Логунцова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. — 2015. — № 1. — С. 30–36.
  8. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий: учеб. пособие / А. П. Панкрухин. — СПб.: Питер. — 2006. — 416 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имидж территории, имидж региона, обусловленная характеристика территории, общественное мнение, территориальный имидж, территория.


Похожие статьи

Особенности формирования имиджа территории (на примере...)

И тут важную роль начинает играть имидж территории, который в свою очередь оказывает сильное влияние на туристическую привлекательность региона. Обострившаяся конкуренция территорий предполагает, что предложение должно носить уникальный характер.

Факторы, влияющие на формирование имиджа города

При формировании имиджа города, имидж региона или страны остается неизменным.

Принадлежность города к такому фактору может обусловить приток инвестиций в развитие, а

1. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной...

Теоретические подходы к понятию имиджа территории

Так, Д. В. Визгалов под имиджем территории подразумевает совокупность устойчивых представлений о

К объективным ученый относит определенные характеристики территории, к

Имидж региона — многослойная структура, состоящая из параллельных пространств...

Особенности формирования имиджа города | Статья в журнале...

имидж организации, общественное мнение, внутренний имидж, корпоративный имидж

Особенности территориального брендирования. Потребности развития территорий, в том

При создании имиджа города нельзя не учитывать имеющийся имидж региона, так как новый...

Территориальный брендинг как способ повышения имиджа...

В современных экономических условиях, когда позитивный имидж региона является одним из основных факторов устойчивого развития территории, бизнес-сообщество проявляет повышенный интерес к реализации эффективных инновационных проектов...

Проблема имиджа региона в политическом пространстве России

Ключевые слова: политический имидж региона, имидж, образ региона. Современная политическая ситуация требует от политического центра и периферии особого внимания при осуществлении любой политики, направленной на регионы, поскольку это не только важный...

Ключевые слова: опрос, имидж территории, внутренний имидж...

имидж территории, опрос, внутренний имидж, восприятие имиджа, Екатеринбург.

имидж организации, общественное мнение, внутренний имидж, корпоративный имидж, целевая группа общественности, построение системы формирования, неосязаемый имидж...

Территориальный брендинг как инструмент развития региона

Брендинг территории означает создание такого общественного климата, который бы

5. Важенина І. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде / І. С

брендинг территории; бренд-платформа; архитектура бренда; территориальный брендинг.

Особенности территориального брендирования

Потребности развития территорий, в том числе стран, регионов, городов и муниципальных образовании обусловили актуализацию проблем маркетинга территорий. Сегодня бред территории превратился в нематериальный актив.

Похожие статьи

Особенности формирования имиджа территории (на примере...)

И тут важную роль начинает играть имидж территории, который в свою очередь оказывает сильное влияние на туристическую привлекательность региона. Обострившаяся конкуренция территорий предполагает, что предложение должно носить уникальный характер.

Факторы, влияющие на формирование имиджа города

При формировании имиджа города, имидж региона или страны остается неизменным.

Принадлежность города к такому фактору может обусловить приток инвестиций в развитие, а

1. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной...

Теоретические подходы к понятию имиджа территории

Так, Д. В. Визгалов под имиджем территории подразумевает совокупность устойчивых представлений о

К объективным ученый относит определенные характеристики территории, к

Имидж региона — многослойная структура, состоящая из параллельных пространств...

Особенности формирования имиджа города | Статья в журнале...

имидж организации, общественное мнение, внутренний имидж, корпоративный имидж

Особенности территориального брендирования. Потребности развития территорий, в том

При создании имиджа города нельзя не учитывать имеющийся имидж региона, так как новый...

Территориальный брендинг как способ повышения имиджа...

В современных экономических условиях, когда позитивный имидж региона является одним из основных факторов устойчивого развития территории, бизнес-сообщество проявляет повышенный интерес к реализации эффективных инновационных проектов...

Проблема имиджа региона в политическом пространстве России

Ключевые слова: политический имидж региона, имидж, образ региона. Современная политическая ситуация требует от политического центра и периферии особого внимания при осуществлении любой политики, направленной на регионы, поскольку это не только важный...

Ключевые слова: опрос, имидж территории, внутренний имидж...

имидж территории, опрос, внутренний имидж, восприятие имиджа, Екатеринбург.

имидж организации, общественное мнение, внутренний имидж, корпоративный имидж, целевая группа общественности, построение системы формирования, неосязаемый имидж...

Территориальный брендинг как инструмент развития региона

Брендинг территории означает создание такого общественного климата, который бы

5. Важенина І. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде / І. С

брендинг территории; бренд-платформа; архитектура бренда; территориальный брендинг.

Особенности территориального брендирования

Потребности развития территорий, в том числе стран, регионов, городов и муниципальных образовании обусловили актуализацию проблем маркетинга территорий. Сегодня бред территории превратился в нематериальный актив.

Задать вопрос