Цель статьи — исследование антикоррупционной политики Японии. Основное внимание уделяется морально-нравственному воспитанию японского общества, антикоррупционному законодательству, кадровой политике и коррупционным скандалам Японии.
Ключевые слова: Уголовный Кодекс Японии, дача взятки, получения взятки, Конституция семнадцати статей, конфискация, оговор, лжесвидетельство, закон «Об этике государственных служащих», закон «О раскрытии информации», кадровая политика, коррупционные скандалы, самоубийства коррумпированных чиновников.
Коррупция — это пагубное социальное и правовое явление, которое приводит к краху экономики государства, правовому нигилизму, социальному неравенству и разрушению человеческих судеб. Благодаря коррупционным схемам в государственные структуры проникают «ставленники криминала» с целью лоббирования интересов представителей теневой экономики.
Мировой практике известны механизмы противодействия коррупции, которые успешно реализуются в странах с высоким уровнем экономического развития. К таким странам относится Япония. Антикоррупционная политика этой страны заслуживает внимание специалистов всего мира, в задачи которых входит поиск путей совершенствования механизмов противодействия коррупции в системе государственного управления.
Об эффективности антикоррупционной политики в Японии свидетельствуют данные Transparency International за 2018 год. По рейтингу Transparency International 2018 года Япония заняла 20 место из 180 стран [1].
Самую важную роль в противодействии коррупции играет воспитание общественности Японии. Для японцев коррупция — это страшное зло. В японском языке слово коррупция переводится как грязная работа. Если японца уличают в коррупции, то для него это величайший позор, тень которого падает на всю его семью.
С древних времен в Японии ценилось умение приносить частные интересы в жертву общему благу. Согласно статье 15 Конституции семнадцати статей «Отвернуться от личных интересов — вот путь чиновников»[1]. Для рядового японца до сих пор, как показывают современные социологические опросы, ценнее и важнее работать на благо обогащения государства, а не для улучшения личного благосостояния [2].
На этом основаны корпоративные законы, принятые сегодня в японских организациях.
За пределами повышенного интереса к Японии не остаются исследования особенностей ее правовой политики, уголовного законодательства, ее системы противодействия преступности, благодаря которой Япония долгие годы по праву считается одной из самых безопасных стран мира [3].
В соответствии со статьёй 197 Уголовного Кодекса Японии (далее — УК Японии) за получение, требование или предварительное получение взятки предусмотрено наказание в виде лишения свободы с принудительным физическим трудом на срок до 7 лет.
Статьёй 198 УК Японии за дачу взятки предусмотрено наказание в виде каторги до 3 лет или штраф до 2 500 000 иен.
В УК Японии предусмотрена уголовная ответственность, не только за само получение взятки должностным лицом, но за передачу взятки третьему лицу (статья 197-II), получение взятки за посредничество (статья 197-IV).
Согласно статье 197-V (Конфискация взятки и дополнительное взыскание) «взятка, принятая преступником или третьим лицом, осведомленном о фактическом положении вещей, конфискуется. Если она не может быть полностью или частично конфискована, то дополнительно взыскивается соответствующий эквивалент» [4].
За данные преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы с принудительным физическим трудом на срок до 5 лет.
Японский законодатель большое внимание уделяет этичному поведению политиков и служащих при выполнении ими своих обязанностей. Закон «О парламенте» содержит главу о «политической этике». На депутатов парламента возложена обязанность строго соблюдать Программу политической этики и Правила поведения. Для расследования нарушений этих правил в каждой из палат учреждены специальные комиссии, формируемые из членов всех партийных фракций пропорционально их численности.
В Японии действует закон «Об этике государственных служащих», который устанавливает конкретные положения, содержащие запреты и ограничения на получение подарков и услуг от предпринимателей, имеющих отношение к профессиональной деятельности служащих, и определяет строгий порядок контроля за соблюдением этих правил и норм.
В этических правилах государственного служащего даются развёрнутое определение «заинтересованного лица» и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование требований закона. Все случаи нарушения этики государственных служащих подлежат административным взысканиям: предупреждению, понижению заработной платы, временному отстранению от службы, увольнению.
Японское правительство борется с коррупцией с помощью информации. Транспарентность[2] — главное условие работы любого чиновника в современном капиталистическом обществе. Практически во всех цивилизованных странах все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, становятся доступными для общественности. В Японии реально работает принцип подотчетности власти перед населением. Японские политики довольно быстро расплачиваются за участие в коррупционных схемах [5].
Особую опасность представляют «связи» руководителей мафиозных структур с официальными властями. Так, после ареста в 1993 г. одного из лидеров мафии Японии Канэмару выяснилось, что тот фактически руководил действиями ряда японских премьер-министров. Ранее весь мир облетела шокирующая информация о коррупции в японском правительстве в связи с делом американской компании «Локхид». Премьер К. Танака с позором ушел в отставку и был осужден [6].
В 2001 году чиновник японского МИДа попался на том, что присвоил 4 миллиона долларов США. Деньги он положил на свой банковский счет и тратил на дорогих скаковых лошадей. Эти средства предназначались для оплаты зарубежных поездок японских дипломатов.
Коррупционные скандалы в Японии оказывают огромное влияние на ход политической борьбы. Появление информации в прессе доказывает, что коррупции реально противодействуют, а чиновники расплачиваются за коррупционную деятельность должностями и авторитетом.
«Чтобы такие случаи получали огласку, в 2001-м году в Японии приняли закон «О раскрытии информации». Этот акт гарантирует гражданам доступ к информации, имеющейся у правительственных учреждений, и возможность подать апелляцию в Совет по контролю за раскрытием информации в том случае, если правительство решит не раскрывать определённые сведения. Если чиновники что-то утаивают в плане коррупции, а гражданин знает что-то порочащее чиновника, он имеет право добиваться от правительства обнародования порочащих фактов» [7].
Таким образом, широкий комплекс мер, направленный на предупреждение коррупционной практики среди политиков, обеспечивает сдерживающий эффект благодаря силе гражданского протеста [8].
Эта небольшая по мировым меркам азиатская страна, не обладающая большим природным потенциалом, сумела добиться потрясающего технологического прогресса во многом за счет прекрасно организованной кадровой политики.
Кадровая политика — это одно из главнейших направлений борьбы с коррупцией в Японии. Государственное администрирование построено здесь на принципе меритократии[3] и ориентировано на службу. Японским чиновникам гарантирована достойная оплата труда [9].
Созданы благоприятные условия для обеспечения стабильности положения государственных служащих. Им не грозит потеря места из-за политических потрясений, а если ими не допускается грубых нарушений своих обязанностей, то они имеют реальную возможность продвижения по службе в соответствии с деловыми качествами.
Справедливое проведение кадровой политики и защита интересов служащих возложены на совет по делам персонала, который подотчетен кабинету министров, но формируется главой правительства с согласия обеих палат парламента.
Японские служащие не чувствуют себя ущемлёнными в материальном плане по сравнению с работниками частного сектора. Совет по делам персонала ежегодно докладывает парламенту и правительству о национальных тенденциях в оплате труда. При выявлении заметного роста оплаты труда в частном секторе Совет по делам персонала обязан вносить рекомендации о соответственном изменении и уровня зарплаты государственных служащих, которые парламент обычно утверждает [10].
В государственных структурах многих стран с высоким уровнем коррупции существует такое явление, как большая текучесть кадров.
В странах с высоким уровнем коррупции имеют место случаи, когда за один год в подразделениях государственных органов несколько раз меняется состав рядовых государственных служащих. В отдельных структурах в течение нескольких лет покидают государственную службу до 50 % опытных государственных служащих. Их заменяют молодые специалисты, которые выдерживают в данных структурах не более 1,5 года, так как руководство государственных органов делает всё для создания условий, при которых молодые специалисты уходят с государственной службы.
Данная обстановка создается искусственно отдельными чиновниками, которые занимают ключевые посты и кооперируются в коррупционные группы (как правило указанные коррупционные группы присваивают себе премии рядовых государственных служащих, увеличивают свой доход за счет свободных ставок и ведут внутреннюю кадровую политику, при которой законопослушные люди задерживаются в государственных органах ненадолго).
Коррумпированные группировки относятся к честным людям как к «белым воронам», открыто демонстрируют своё благосостояние сомнительного происхождения.
Молодые специалисты с приобретенным опытом работы представляют угрозу для коррупционных схем, начиная понимать, как начальство совершает преступления.
По этой причине коррупционеры стараются «убрать» любыми средствами из государственных структур молодых специалистов со стажем службы более двух лет.
В коррумпированных структурах награды и премии делятся между теми кадрами, которые выражают безграничную преданность непосредственному начальнику, принимают решения и подписывают все документы в угоду своему начальнику, и часто данные решения и документы не соответствуют законодательству страны. Принимая незаконные решения, служащие становятся полностью управляемыми для своего начальника, т. е. безопасными для благополучия и доходного места этого начальника. Для молодых специалистов, которые отказываются нарушать закон, начальство создаёт условия, при которых невозможно нести службу. В таких структурах процветают доносительство, клевета и моральное разложение.
Описанная ситуация создает благоприятную среду для совершения коррупционных преступлений.
В УК Японии для таких чиновников была введена статья 95 «употребление насилия или применение угрозы в отношении должностного лица с целью побудить его к выполнению или невыполнению служебного действия или отказу от должности». За данное преступление предусмотрено наказание в виде каторги или тюремного заключения на срок до 3 лет.
Органы надзора за соблюдением законности обязаны отслеживать ситуации, когда в течение года происходит регулярная смена рядовых сотрудников в государственных структурах. Деятельность таких структур в первую очередь заслуживает внимание прокуратуры.
Главным достоинством японской кадровой политики является то, что уважением в государственных структурах пользуются честные, порядочные патриоты, а не алчные субъекты, которых заботит только безопасность своих источников дохода.
Данное достоинство японской антикоррупционной политики заслуживает внимания всех стран, в которых попытки противодействия этому социальному злу не привели к положительным результатам.
Характер японцев является общинным. Каждый человек воспринимает себя как частицу коллектива. Большинство японцев разных возрастных групп предпочитают жизнь в благополучном государстве личному обогащению. Отсюда понятно, почему самое страшное наказание для любого японца — это потеря лица. К примеру, в городе Сендай за взятку посадили мэра. По телевидению показывали, как за ним приехали полицейские, как посадили его в машину. Мэр закрывал лицо руками. Показали его убитую горем семью. Такой поступок — это позор для семьи чиновника. Это и есть «грязь» в японском понимании [11].
«Потерять лицо» в глазах окружающих для японца страшнее смерти. По этой причине нередки случаи, когда пойманные с поличным чиновники совершают самоубийства.
«Случай смерти действующего министра имел место в мае 2007 года, когда покончил с собой министр сельского хозяйства Тосикацу Мацуока. Мужчина повесился в день, когда должен был предстать перед парламентским комитетом по финансовым делам, чтобы ответить на вопросы о получении им денег в виде взносов на политические нужды от ряда компаний» [12]. В его адрес раздавались также обвинения, что через него правящая либерально-демократическая партия получала пожертвования в свою казну от компаний, занятых в разработке лесных ресурсов.
Это дело могло нанести серьезный удар по репутации правительства [13].
«Не выдержав позора, из окна своей квартиры в Йокогаме выбросился 76-летний Синъити Ямадзаки, который являлся одним из руководителей государственной структуры по распределению квот на разработку древесины среди частных компаний» [14].
Причина самоубийств в Японии — это честь и достоинство. Министр и некоторые его сотрудники поняли, что совершили действия, которые нанесли ущерб экономике Японии и ее гражданам [15].
Самоубийства с целью защиты своей чести (сеппуку) всегда были распространены среди различных социальных слоев населения Японии, а не только среди самураев. Согласно традиции, такие самоубийства совершались вблизи священной горы Фудзи на горе Нара [16].
Существуют специальные поминальные сайты, на которых в подробностях описано, каким образом тот или иной чиновник покончил с собой [17].
Самой главной причиной низкого уровня коррупции в Японии является морализация японского общества. Ей принадлежит главная роль в противодействии коррупции. Японцы ненавидят коррупционеров. Огромное внимание в Японии уделяется воспитанию нравственно-моральных качеств у подрастающего поколения. Четырехлетних детей обучают отличать добро от зла, быть оптимистами.
Традиционно цель обучения в японской школе больше воспитательная, чем образовательная, ибо в народе считается, что намного лучше быть хорошим человеком, чем ученым.
Эта цель реализуется в учебном плане государственных начальной и младшей средней школ посредством таких специфических предметов, как «дотоку кеику» — моральное воспитание. В европейских странах преобладает исключительно предметное обучение.
Таким образом, воспитание маленьких детей в Японии умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим [18].
В основе развития японского характера лежит чувство стыда.
Чувство стыда — механизм социального контроля. Так исторически сложилось, что для японца нарушить правила, обмануть другого человека и вести себя с общественностью не по чести — это стыд. Настоящий стыд. После этого человек не может смотреть людям в глаза [19]. Японец отдает много сил тому, чтобы не быть потенциальным источником стыда для той социальной группы, с которой он контактирует: семьи, школы, фирмы. Лояльность по отношению к группе столь же сильна, как и обязанность поддерживать и укреплять ее престиж.
Пережитый стыд усугубляется сознанием ущерба, который он нанес группе, поэтому ущерб необходимо компенсировать или же исключать свою «падшую» личность из группы, причем цена за это может быть очень высокой, вплоть до самоубийства [20].
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод.
В Японии приоритетными в сфере борьбы с коррупцией стали:
1) морально-нравственное воспитание молодежи;
2) реформа государственной службы (достойная оплата труда, система стимулов, принцип меритократии);
3) обеспечение гражданских свобод (система социально-правового контроля и морального воздействия на политиков со стороны гражданского общества) [21].
Несомненно, что Япония — это уникальная страна. Она прошла путь от слаборазвитого феодального до современного, демократического государства. В результате сегодняшняя Япония — это высокоразвитая держава, в которой европейские правовые нормы эффективно сочетаются с национальными традициями и особенностями.
Литература:
- Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив. Индекс восприятия коррупции 2018 [Электронный источник] — URL: http://transparency.org.ru
- Отчет с круглого стола «Опыт Японии в борьбе с коррупцией. Что важнее, личное обогащение или доброе имя?» [Электронный источник] — URL: https://lap.hse.ru/news/49747954.html
- Проблемы назначения исполнения смертной казни и других видов уголовного наказания по законодательству современной Японии. Автореферат. [Электронный источник] — URL: http://www.dissercat.com/content/problemy-naznacheniya-ispolneniya-smertnoikazni-i-drugikh-vidov-ugolovnogo-nakazaniya-po-za
- Уголовный Кодекс Японии. Статья 197-V. [Электронный источник] — URL: http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1410_page_177.html
- Полунин А. Коррупция в японском исполнении. Победить мздоимство можно только политической реформой [Электронный источник] — URL: http://svpressa.ru/society/article/53869/
- Коррупция в Японии. [Электронный источник] — URL: http://kpk.org.ua/2007/09/05/korrupcija_v_japonii.html
- Полунин А. Коррупция в японском исполнении. Победить мздоимство можно только политической реформой [Электронный источник] — URL: http://svpressa.ru/society/article/53869/
- Законодательство Японии в сфере борьбы с коррупцией [Электронный источник] — URL: http://stopotkat.net/articles/view/19255
- Гилевская М. А. Коррупция: национальные и международные средства противодействия. Дальневосточный Государственный Университет [Электронный источник] — URL: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=874
- Законодательство Японии в сфере борьбы с коррупцией [Электронный источник] — URL: http://stopotkat.net/articles/view/19255
- Коррупция в японском исполнении [Электронный источник] — URL: http://svpressa.ru/society/article/53869/
- В Токио найден повешенным гос. министр по финансовой системе. [Электронный источник] — URL: http://www.newsru.com/world/ 10sep2012/minister.html
- В Японии повесился министр сельского хозяйства [Электронный источник] — URL: http://www.newsru.com/world/28may2007/ minister.html
- Найденный мертвым японский министр покончил с собой, чтобы избежать бесчестия [Электронный источник] — URL: http://www.newsru.com/world/11sep2012/japan.html
- Жириновский: Ребята, а вы когда? [Электронный источник] — URL: http://qwas.ru/russia/ldpr/id_59587/
- Самоубийство — японская традиция [Электронный источник] — URL: http://anime.com.ru/modules.php?artid=91&name=Sections&op=printpage
- В Японии повесился министр сельского хозяйства [Электронный источник] — URL: http://news.tut.by/world/88482.html
- Воспитание детей в японском обществе [Электронный источник] — URL: http://anthropology.ru/ru/texts/stepanish/treastj01_11.html
- Ради шампанского рисковать бизнесом? [Электронный источник] — URL: http://www.novayagazeta.ru/data/2007/91/17.html
- Особенности современной японской нации [Электронный источник] — URL: http://revolution.allbest.ru/culture/00160392_0.html
- Гилевская М. А. Коррупция: национальные и международные средства противодействия. Дальневосточный Государственный Университет [Электронный источник] — URL: http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=874
[1] Конституция семнадцати статей (яп. 憲法十七条 кэмпо: дзю: сити-дзё:, досл. «Законоположения в семнадцати статьях») — старейший законодательный акт Японии, заключённый принцем Сётоку в 604 году. Содержит 17 статей, созданных на буддийской и конфуцианской идеологической основе. Статьи требуют от аристократов и чиновников соблюдения монархического порядка и гармонии в государственных делах. Точная дата принятия Конституции неизвестна. Существуют теории, что документ был составлен в 605 или 602 годах. Общепринятой датой считается 604 год. Она упоминается в «Анналах Японии»: «[604 год] 12-й год [царствования государыни Суйко]… лето, 4-я луна, 3-й день. Престолонаследник сам составил «Уложение», в котором было семнадцать статей…». Конституция содержит моральные установки, адресованные к японским государственным мужам: «поступайте благородно, используя гармонию», «почитайте три буддийских сокровища», «обязательно старайтесь в работе» и т. д. Кроме положений буддизма и конфуцианства документ базируется на тезисе построения централизованного государства во главе с Императором. Этот тезис был политическим идеалом будущих государственных деятелей эпохи реформ Тайка.
[2] Транспарентность – это отсутствие секретности, ясность, основанная на доступности информации, информационная прозрачность.
[3] Меритократия (от лат. meritus — достойный и греч. kratos — власть, букв. — власть наиболее одаренных), термин введен английским социологом М. Янгом в книге «Возвышение меритократии: 1870-2033» (1958). Концепция, согласно которой в обществе в ходе эволюции утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей, отбираемых из всех социальных слоев.