Дебиторская задолженность на предприятии: методы анализа и управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (268) июль 2019 г.

Дата публикации: 23.07.2019

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Смородина Е. А., Мурашев Н. Н. Дебиторская задолженность на предприятии: методы анализа и управления // Молодой ученый. — 2019. — №30. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/archive/268/61759/ (дата обращения: 16.09.2019).



Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако высокая доля дебиторской задолженности в активах предприятия снижает его ликвидность и финансовую устойчивость, повышает риск финансовых потерь. В статье рассмотрены понятие, методы анализа и этапы управления дебиторской задолженности организации.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, управление дебиторской задолженностью, методы анализа и учета дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность является одним из важнейших показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, который может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на уровень прибыльности предприятия, денежный поток от реализации продукции и в целом на финансовое состояние.

Так, дебиторская задолженность определяет целый ряд показателей, характеризующих деятельность предприятия: величину и структуру оборотных активов предприятия, показатели деловой активности оборотных активов и активов в целом, продолжительность финансового цикла предприятия, ликвидность и платежеспособность предприятия, величину и структуру выручки от продаж, источники денежных средств предприятия. К негативным последствиям большого объема дебиторской задолженности можно отнести увеличение среднего срока ее погашения, замедление оборачиваемости, увеличение продолжительности финансового цикла, замедление кругооборота капитала и активов в целом (в том числе и оборотных). Высокая доля дебиторской задолженности в оборотных активах плохо влияет на такие показатели, как коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности. Также стоит отметить, что с ростом дебиторской задолженности растет и потребность в дополнительных источниках финансирования, что в свою очередь негативно сказывается на платежеспособности предприятия, а списание значительных сумм безнадежной задолженности может и вовсе привести к неплатежеспособности и даже несостоятельности [1].

Термин «дебиторская задолженность» может пониматься в двух смыслах: узком и широком.

В широком смысле дебиторская задолженность охватывает все расчеты предприятия-поставщика с предприятиями-покупателями (заказчиками) и является предпосылкой кредиторской задолженности.

В узком смысле дебиторская задолженность — это то, что контрагенты должны данной организации. Основаниями для возникновения дебиторской задолженности являются: договор купли-продажи, подряда, поставки, поручительства. Такая задолженность образуется при выполнении условий договоров, при которых организация — кредитор обладает имущественным правом требования к противоположной стороне. В значительно меньших объемах дебиторская задолженность возникает в рамках вне договорных обязательств: из причинения вреда или неосновательного обогащения.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, темп роста дебиторской задолженности организаций Российской Федерации в 2016 году по сравнению с 2015 годом составил 103,7 %, просроченной дебиторской задолженности — 98,5 %. Темп роста задолженности покупателей и заказчиков 106,5 %. В 2017 году по сравнению с 2016 годом темп роста составил 108,6 %, просроченной дебиторской задолженности — 103,9 %. Темп роста задолженности покупателей и заказчиков находится на достаточно высоком уровне: 104,9 %. Приведенные данные свидетельствуют о росте дебиторской задолженности в целом по всем отраслям, об осложнении экономической ситуации и снижении платежеспособности контрагентов [2].

Дебиторскую задолженность можно назвать нормальным и даже неотвратимым явлением для любого предприятия, однако крайне важно, чтобы значение данного показателя было невелико, и наблюдалась тенденция к его снижению, так как простой собственных оборотных средств негативно влияет на деятельность предприятия в целом. Средства, которые могли бы быть вложены в оборот, просто временно из него изъяты и не работают на благо компании. Решением данной проблемы может быть грамотное и эффективное управление дебиторской задолженностью.

В рамках управления дебиторской задолженностью рассматриваются такие моменты, как выбор правильной политики организации по работе с контрагентами, а именно дисконтная и кредитная политика, разработка методов взыскания долгов и снижению безнадежной задолженности, разработка таких условий работы, при которых уровень дебиторской задолженности предприятия будет минимален.

Другими основными задачами организации в рамках управления дебиторской задолженностью являются:

– создание критериев оценки контрагентов с точки зрения риска неуплаты, создание базы надежных покупателей;

– разработка системы скидок и поощрений для контрагентов;

– создание эффективного сценария работы с должниками;

– расчет и планирование значения дебиторской задолженности, являющегося приемлемым для предприятия;

– сравнение фактических и запланированных показателей дебиторской задолженности и принятие мер в случае несоответствия.

Основными элементами грамотного управления дебиторской задолженностью являются:

  1. Качественный и подробный анализ дебиторской задолженности;
  2. Формирование эффективной политики по управлению задолженностью;
  3. Разработка и принятие мер по взысканию просроченной задолженности.

В этой связи, что на предприятиях должен осуществляться системный анализ дебиторской задолженности с целью обнаружения вероятных финансовых проблем. Оценка осуществляется на основе информации и материалов бухгалтерского учета и документов, и направлен на исследование состава, причин и давности образования задолженности.

В целом методы управления дебиторской задолженностью можно сгруппировать по следующим категориям: экономические мероприятия анализа и учета дебиторской задолженности, правовые меры, организационно-управленческие меры, меры по обеспечению общей безопасности.

К первой группе мероприятий можно отнести постоянный анализ и контроль за состоянием счетов, задержки оплаты контрагентами, определении причин такой задержки; проведение оценки уже имеющейся у предприятия дебиторской задолженности, проведение ее классификации и оценки; мониторинг финансового состояния контрагентов и прочие.

К правовым мерам анализа и учета дебиторской задолженности можно отнести контроль за наличием необходимых расчетных документов, а именно счетов, накладных, актов приемки-сдачи работ и других; контроль за изменениями условий договоров с контрагентами.

Организационно-управленческие методы направлены на мониторинг за наличием информации по исполнению договора контрагентами, а также создание системы, позволяющей своевременно отслеживать исполнение условий договора должниками.

К четвертой группе мер можно отнести проведение работы с недобросовестными должниками, а также любую деятельность по предотвращению угроз деятельности организации [3].

Для предотвращения роста дебиторской задолженности на предприятии, можно предложить следующие приемы и способы:

  1. Необходимо создать систему оценки дебиторов исходя из их надежности и платежеспособности, а также уровня риска неплатежа каждым конкретным дебитором. Для надежных и проверенных контрагентов необходимо разработать систему скидок и поощрений, а для контрагентов, риск неплатежа которых велик, систему минимизации этого риска, например с таких контрагентов можно брать пятидесяти или стопроцентную предоплату, или же ввести ограничения по отгружаемой продукции. Для должников, которые часто просрочивают платежи необходима система штрафов.
  2. Контролем за уровнем уже имеющейся дебиторской задолженностью должен заниматься специальный отдел или же специальная программа, которая будет оценивать ее размер и качество, а также соответствие реальной задолженности и отраженной в документах.
  3. Еще одним способом обезопасить себя от большого объема дебиторской задолженности является создание резерва по сомнительным долгам.
  4. Часто предприятиями используются такие инструменты рефинансирования дебиторской задолженности, как факторинг и форфейтинг [4].

Суть факторинговой операции заключается в ее продаже банку или другому кредитному учреждению по дисконтной цене, в то время как в будущем они предъявляют ее к погашению в полном объеме [4].

К преимуществам факторинга можно отнести следующие:

  1. Привлечение финансовых ресурсов.
  2. Перенос рисков, связанных с невозвратом платежа на другого финансового агента.
  3. Ликвидация существенных кассовых разрывов, возникающих при длительной отсрочки платежа контрагентом.

Недостатком факторинговой операции являются только дополнительные расходы продавца.

Форфейтинг является одной из разновидностей покупки долга. В отличие от факторинга форфейтинг как правило используется в крупных сделках, например при продаже крупных объектов недвижимости. Кредитование при операции форфейтинга происходит на длительный срок, что отличает его от кратковременных сроков при факторинге. Как и при факторинговой операции, основным преимуществом форфейтинга является «застрахованность» от неплатежей [5].

Эффективное управление дебиторской задолженностью относится к необходимым условиям успешной работы фирмы, так как оно создает предпосылки для быстрого роста бизнеса и увеличения финансовых возможностей фирмы. Ускоряется товарооборот, аккумулируются свободные средства, вовремя оплачиваются необходимые счета. Неправильное установление сроков и условий кредитования (предоставления кредитов), не предоставление скидок при досрочной уплате клиентами (покупателями, потребителями) счетов, не учет других рисков могут привести к резкому росту дебиторской задолженности [6].

Именно поэтому необходимо регулировать и контролировать размер дебиторской задолженности, уделяя особое внимание следующим направлениям: проведение аналитической работы для всестороннего анализа качества и степени ликвидности задолженности; ускорение платежей; совершенствование системы расчетов; формирование резервов по сомнительным долгам; применение факторинговых операций; грамотная политика по взысканию дебиторской задолженности; построение гибкой системы оплаты; контроль за состоянием расчетов с дебиторами; автоматизация расчетов. Все эти меры будут способствовать снижению размера дебиторской задолженности и недопущению образования безнадежной дебиторской задолженности.

Литература:

  1. Павлюченко Т. Н., Калюгина И. В. Управление дебиторской задолженностью / Т. Н. Павлюченко, И. В. Калюгина // Современная экономика развития. 2018. –?2. С. 37.
  2. Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Финансы. Финансы организаций. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.– Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/#
  3. Жулина Е. Г. Управление дебиторской задолженностью в системе методов управления конкурентоспособностью предприятия / Е. Г. Жулина // Межвузовский сборник научных статей. 2014. –?18. С. 81–83.
  4. Лобковская О. З., Руднева Н. М. Проблемы управления дебиторской задолженностью на предприятии и пути их решения/ О. З. Лобковская, Н. М. Руднева // Межвузовский сборник научных статей. 2014. –?18. С. 101.
  5. Скорочкин А. А. Оборотный капитал — важнейший резерв высвобождения денежных средств и доступный источник ликвидности / А. А. Скорочкин // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2014. –?11. С. 12.
  6. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 3-е изд., перераб. и доп./ Ковалев В. В. — Москва: Проспект, 2016.


Задать вопрос