Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №30 (268) июль 2019 г.

Дата публикации: 25.07.2019

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Абдуллина Ю. С. Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания // Молодой ученый. — 2019. — №30. — С. 108-111. — URL https://moluch.ru/archive/268/61661/ (дата обращения: 16.09.2019).



Статья посвящена проблеме нравственно-экологического воспитания дошкольников. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Автор, затрагивая проблемы нравственно-экологического воспитания, предлагает пути их решения. Обосновывается идея о том, что при ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Ключевые слова: экологическая культура, нравственные качества, природоохранная деятельность, гармоничная личность, гуманное отношение, экологическая тропа.

Будущее страны создаётся сегодня. От того, как поставлено воспитание детей зависит перспектива завтрашнего общества. Экологическая, а также нравственная проблема — одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении.

Дошкольное образование согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ является начальной ступенью образовательной системы, поэтому является важным этапом этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина.

Важным направлением развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении является его нравственное воспитание и развитие. Нравственное развитие — это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основой нравственного развития является внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя.

В нравственном воспитании современных детей материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Дошкольное детство — очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого, заботливого ребенка, способного познавать окружающий мир и себя в нем. Наша задача формировать у детей нравственные чувства, воспитывать любовь и уважения к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну. Представление о Родине начинается у детей с картинки, песни, окружающей его природы, с животных родного края. Цель нравственного воспитания дошкольников — формирование нравственных качеств: гуманности, трудолюбия, гражданственности, коллективизма. Все эти качества можно развить через экологическое воспитание. Л. С. Выготский, В. А. Сухомлинский, Б. Т. Лихачев придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них- ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребёнку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что божья коровка умеет летать, а муравей может поднять травинку. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательность

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. В. А. Сухомлинский придавал огромное значение влиянию природы на развитие и формирование личности ребенка. При этом педагог подчеркивал, что сама природа не воспитывает, а воспитывает активное воздействие с ней.

В основу современной модели экологического воспитания заложен аспект осознанной природоохранной деятельности, смысл которой в том, чтобы сформировать у ребёнка навыки личностных, познавательных, социальных, управляющих, контролирующих и других универсальных действий, воспитать гармоничную личность, способную чувствовать и понимать внешний мир, чутко и с любовью относиться к природе, ценить и беречь её.

ФГОС определяет целевые ориентиры, как «возможные достижения ребенка» — не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются такие нравственные качества как:

– отзывчивость — готовность прийти на помощь, участливое отношение к нуждам и просьбам других, связана с эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать;

– гуманность — уважительность к личности человека, проявляется в отношениях к живым объектам через осознанное сострадание и реализуется в содействии, оказании практической помощи;

– бережность — осторожность по отношению к объектам природы, забота о них;

– бережливость — способность экономно расходовать природное сырье и материалы, принимать во внимание возмож­ные негативные последствия деятельности;

– рациональность — способность разумно и научно обоснованно планировать имеющиеся природные ресурсы и материалы, деятельность в природе, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять разумные и необходимые потребности;

– осознанность — отношение к природе на основе понимания природных закономерностей;

– ответственность — высокая осознанность отношения к природе, проявляющаяся в чувстве долга, в действиях и поступках, которые соответствуют не только моральным, но и правовым нормам.

Формируя гуманное отношение к природе, очень важно, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред и человеку.

Одной из интересных форм работы по экологическому воспитанию является организация экологической тропы — учебного специально оборудованного маршрута на природе. Создание экологической тропы в современной практике экологического воспитания в ДОУ играет огромную роль. Экологические тропы выполняют познавательную, развивающую, эстетическую, оздоровительную функции. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4–7 лет, просветительской работы с сотрудниками дошкольных учреждений и родителями детей.

Главная задача экологической тропы — пробудить у ребенка любовь к природе. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Экологическая тропа — это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений, и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность,

А мы знаем, что воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой.

Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

На территории нашего детского сада проложен такой маршрут.

Маршрут экологической тропы: «В гостях у Флорика»

Точка 1. «Ель» (белка)

Точка 2. «Муравейник»

Точка 3. «Рябина»

Точка 4. «Туя».

Точка 5. «Клён».

Точка 6. «Шиповник».

Точка 7. «Сирень» (белая, сиреневая)

Точка 8. «Ива» (плакучая, широколистная)

Точка 9. «Ветла»

Точка 10. «Каштан».

Точка 11. «Кустарник» (акация желтая).

Точка 12. «Огород».

Точка 13. «Жасмин».

Точка 14. «Гнезда птиц».

Точка 15. «Березка»

Точка 16. «Царство удивительных пеньков».

Точка 17. «Зона отдыха» — «Мы туристы»

Точка 18. «Полянка» (кузнечик, муравей, пчела, оса, паук, божья коровка).

Точка 19. «Яблонька».

Точка 20. «Пруд» (лягушка, комар, утка, стрекоза).

Точка 21. «Цветник» (бархатцы, петуньи, папоротник).

Точка 22. «Зелёная аптека» (мята, календула, ромашка, тархун, подорожник, мать — и — мачеха, одуванчик)

Точка 23. «Альпийская горка» (каменная роза, мох, камни разных размеров.

Точка 24. «Лесная лаборатория», «Лесная мастерская».

Точка 25. «Смородина черная, красная, белая».

На тропинке имеется картосхема с нанесением маршрута и всех её объектов. Хозяином тропы является сказочный персонаж Флорик, который путешествует по тропинке вместе с детьми.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе. Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.

На остановках имеются интересные объекты для наблюдений и закрепления изучаемого материала. Например, остановки возле деревьев (ива, каштан, сосна, ель): в ходе экскурсий дети наблюдают, как меняется природа в течение года на одном и том же участке и как она прекрасна во все времена года.

Наблюдая за муравьями и заботясь о муравейнике, дети знакомятся не только со строением насекомых, но и узнают удивительные факты их жизни (у муравьёв есть свои школы, некоторые виды муравьёв умеют выращивать грибы и умеют пасти и размножать свою еду (тлю, гусениц).

В «Царстве удивительных пеньков» у детей формируется представление о пне, как живом объекте природы, представление о том, что старый пень является жилищем разных насекомых, животных и птиц; узнают о том, что объект живой природы могут использовать люди, дав вторую жизнь погибшему дереву(сделать место отдыха, скульптурную композицию), воспитывается уважительное отношение к старым деревьям и пням.

О таких интересных и удивительных фактах живой природы дети узнают на каждой точке экологической тропы.

При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта в природе есть свое место и свое назначение.

Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить отношение к нему в яркой эмоциональной форме. Хождение по траве босиком, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов.

В летний период на экологической тропе воспитатели прививают детям любовь к труду: дети помогают ухаживать за цветами, растениями на огороде, собирают семена для подкормки птиц зимой, собирают урожай на огороде, заготавливают лекарственные травы и т. д.

Опыт показывает, что большинство детей с большим интересом относятся к знаниям о природе.

В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств».

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Моя задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим» — животным, относиться к другому, как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого.

Литература:

  1. Детский сад по методу Е. И. Тихеевой / Е. И. Тихеева. — М.: Л., 1930. С.41
  2. Макаренко А.С, Воспитание гражданина / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1988. с.152
  3. Николаева С. Н., Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2003с.93
  4. Аксёнова З. Ф., Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с
  5. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
  6. Ковинько Л. В. Секреты природы — это так интересно! — Москва: Линка-Пресс, 2004. — 72с.: ил.
  7. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).
  8. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  9. Рыжова.Н. А. Наш дом — природа. — Дидактические пособия по экологическому воспитанию дошкольников [Текст]/ Н. А. Рыжова // Дошкольное воспитание. — 1994. — № 7.
  10. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. — 116 с.
  11. Павлова.Л, Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002. № 10. С. 40–49.
  12. Лучич. М. В. Детям о природе. М., 1989.16. Левитман. М. Х. Экология — предмет: интересно или нет? — СПб: Союз 1998.


Задать вопрос