Условия формирования у сотрудников ФСИН России готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 21.07.2019

Статья просмотрена: 115 раз

Библиографическое описание:

Денисов, Д. Г. Условия формирования у сотрудников ФСИН России готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях / Д. Г. Денисов, А. Ю. Овчинников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61734/ (дата обращения: 29.03.2024).



В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования у сотрудников ФСИН России готовности к выполнению своих профессиональных обязанностей в экстремальных ситуациях. Задачей исследования стало обоснование формирование у сотрудников ФСИН России способности успешно действовать в критических ситуациях, возникающих в процессе служебной деятельности. В статье отражена специфика психологической подготовки сотрудников ФСИН России, отвечающей за целенаправленную подготовку эмоционально-волевой сферы личности и, в частности, за формирование готовности к боевому единоборству с правонарушителем.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, экстремальные ситуации, рукопашный бой, боевые приемы борьбы, физическая и психологическая подготовка, мотивация.

Одной из важнейших задач в подготовке высококвалифицированного сотрудника ФСИН России является формирование у него способности успешно действовать в критических ситуациях, возникающих в процессе служебной деятельности.

Особые требования в этих условиях предъявляются к физической и психической подготовленности сотрудников. Основное внимание в этой работе традиционно уделяется вопросам формирования у сотрудников профессионально важных физических качеств и техники владения боевыми приемами борьбы. Однако при этом нередко упускается из виду такой важный фактор профессиональной подготовки, как психологический, отвечающий за целенаправленную подготовку эмоционально-волевой сферы личности и, в частности, за формирование готовности сотрудника правоохранительных органов к боевому единоборству с правонарушителем.

В настоящее время ставится задача комплексной подготовки сотрудников, не только обладающих необходимым набором знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности, но и знающих, как их применить в любой ситуации практической деятельности правоохранительных органов. В связи с этим на первое место выходят такие качества личности, как: способность быстро принимать правильное решение в критических ситуациях, психологическая устойчивость, хладнокровие, рассудительность, решительность, уверенность в правоте своих действий.

Именно способность сотрудника ФСИН России в каждом конкретном случае противостоять различного рода стрессогенным факторам, наряду с его хорошей физической подготовленностью, практическим владением приемами рукопашного боя, специальными средствами и табельным оружием, помогает формированию готовности к единоборству с сопротивляющимся правонарушителем.

Можно выделить следующие стрессогенные, или стрессорные факторы, воздействующие на сотрудников правоохранительных органов в экстремальных ситуациях единоборства с правонарушителями:

– нервно-психическое напряжение, связанное с ожиданием возникновения критической ситуации, и сопутствующие ему отрицательные эмоции: страх, неуверенность, тревога и др.;

– постоянная и высокая степень готовности к действиям при неожиданном изменении обстановки

– действия в условиях навязанного темпа и дефицита времени;

– неравномерность и неопределенность поступления информации, которые порождают дефицит времени на принятие правильного решения и сомнение в правомерности предпринятых действий.

По данным М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, готовность к деятельности в экстремальной ситуации зависит от особенностей нервной системы, жизненного опыта человека, его профессиональных знаний, навыков, мотивации, стиля деятельности. При возникновении критической ситуации в какой-либо деятельности на первое место выходит такое качество личности человека, как помехоустойчивость, которое предполагает изучение гностических (скорость и точность восприятия, быстрота обобщения, способность к экстраполяции и т. д.), волевых (решительность, самообладание, выдержка) и эмоциональных (прежде всего эмоциональной устойчивости) качеств человека.

Именно эти качества в большей степени влияют на формирование готовности к деятельности в критической ситуации. В вопросах готовности к соревновательной деятельности спортсмена эти вопросы не стоят так остро, так как сама атмосфера соревнований, весь цикл его предыдущей подготовки настраивают человека на успешное выступление. В профессиональной деятельности критические ситуации могут потребовать от субъекта максимального проявления сил, способностей в любой, иногда самый неподходящий для него момент. Такие же экстремальные ситуации, характеризующиеся высокой степенью различных помех, могут возникнуть у сотрудника ФСИН России во время его единоборства с активно сопротивляющимся заключенным.

С целью подготовки сотрудника ФСИН России к такого рода профессиональной деятельности необходимо как можно более широко применять методы, моделирующие различного рода ситуации профессиональной деятельности.

Главной целью такого подхода является максимальное приближение учебного процесса к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов в практической деятельности. Необходимо выработать такой механизм формирования готовности сотрудника к действиям в неожиданных критических ситуациях боевого единоборства, при которых он смог бы максимально реализовать свои наличные возможности.

Для решения поставленной задачи, с нашей точки зрения, в рамках служебно-боевой подготовки необходимо формировать у сотрудников, прежде всего наиболее профессионально важные физические качества, такие как сила, быстрота, выносливость.

При обучении курсантов образовательных организаций ФСИН России боевым приемам борьбы также необходимо ориентироваться, прежде всего на требования профессиональной деятельности. Обучение боевым приемам борьбы должно проходить следующие этапы:

– совершенствование эффективных приемов, наиболее часто применяемых при задержании правонарушителей;

– совершенствование основных приемов и ударов в усложненных условиях;

– тренировка приемов с дозированным сопротивлением;

– тренировка бросков, болевых, удушающих приемов и ударов с односторонним нападением;

– учебно-тренировочные и соревновательные схватки и бои.

Кроме того, рекомендуются следующие усложнения условий совершенствования боевых приемов борьбы: при передвижении противников, при нападениях разных противников, при внезапных нападениях в круге, со спины.

Как нетрадиционные методы рекомендуются тренировки в различных типах одежды, при различных погодных и климатических условиях, а также в условиях любого рельефа местности, в замкнутом пространстве, при различной освещенности и различных звуковых сигналах. Такое построение учебного процесса позволяет моделировать наиболее часто встречающиеся ситуации единоборств с правонарушителями, чем достигается формирование психологической составляющей готовности к силовому единоборству.

Кроме того, большое внимание необходимо уделять проведению учебно-тренировочных, соревновательных схваток и боев по правилам рукопашного боя. Более высокую эффективность такого рода занятий подтверждают многочисленные экспериментальные исследования, результаты которых свидетельствуют, что в процессе обучения необходимо не только избирательно повышать уровень профессионально важных качеств и отрабатывать отдельные элементы техники, но также специально работать над их комплексным проявлением в ограниченный отрезок времени,

в условиях повышенных психологических и физических нагрузок, что характерно для ситуаций преследования, отражения нападения, единоборства и задержания правонарушителей.

Литература:

  1. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженной ситуации (психологический аспект). Минск, 1995.
  2. Лекционный курс по дисциплине «Физическая культура»: учебное пособие. — Казань: КФУ, 2014.
  3. Тютюнников В. И. Психологическое состояние студентов-спортсменов в соревновательный период // Молодой ученый. — 2019. — № 2. — С. 388–390. — URL https://moluch.ru/archive/240/55448/ (дата обращения: 19.07.2019).
  4. Быховская И. М. Спорт в современном мире: социокультурный анализ и социальная практика // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И. М. Быховской. М.: Смысл, 2010; Синютин М. В., Карапетян Р. В. Феномен спорта в дискурсе экономической социологии // Вестник СПбГУ. Сер. 12.2015.
  5. Филиппов С..С. Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. № 6 (112).
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, Россия, боевой прием борьбы, боевое единоборство, критическая ситуация, рукопашный бой, ситуация, формирование готовности, правильное решение, практическая деятельность.


Похожие статьи

Некоторые особенности соревновательной деятельности...

Проблемы анализа соревновательной деятельности боксера. Некоторые особенности соревновательной деятельности в смешанных видах единоборств. Анализ соревновательной деятельности студенческих и профессиональных команд в мини-футболе.

Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов...

В статье рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем, во взаимосвязи с особенностями спортивной деятельности.

Формирование психологической устойчивости средствами...

Практика учебно-боевой деятельности показывает, что главным направлением использования физических упражнений в интересах психологической подготовки является развитие физических качеств и овладение разнообразными прикладными двигательными навыками. [3, с. 99].

О формировании готовности курсантов к применению...

Практическая деятельность офицеров, с учетом характера выполняемых служебно-боевых задач, на современном этапе развития войск Россгвардии, подразумевает широкое применение средств информатизации, и требует получения специальных знаний, навыков и умений при

Специфика и возможности социализации и самореализации...

Рукопашный бой — это боевая часть самбо — наиболее эффективная система самообороны. Сегодня русский рукопашный бой превратился в боевую систему, которая максимально адаптирована к современным условиям, уделяется особое внимание именно прикладной...

Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям...

В интересах готовности к действиям в экстремальных условиях правильно совершенствовать не только систему профессиональной ориентации, изучать

Под психологической подготовкой часто понимают ряд связанных между собой мероприятий, нацеленных на формирование и...

Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий...

Mixed Martial Arts) — боевые искусства, сочетающие в себе множество техник, школ и направлений единоборств. ММА являются полноконтактным боем с применением как ударной техники, так и борьбы (в стойке (клинч) и на полу (партер). В ММА присутствуют, как правило...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников...

Относительно недавно в России появились такие новые виды спортивной стрельбы, как практическая стрельба, оборонная стрельба

Умение проверить бой табельного оружия является. Вместе с решением организационных вопросов в огневой подготовке важным...

Организация и планирование боевой подготовки

Боевая подготовка, как вид деятельности, является основным содержанием повседневной деятельности командующих (командиров), органов управления (штабов) и войск. Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями министерства...

Похожие статьи

Некоторые особенности соревновательной деятельности...

Проблемы анализа соревновательной деятельности боксера. Некоторые особенности соревновательной деятельности в смешанных видах единоборств. Анализ соревновательной деятельности студенческих и профессиональных команд в мини-футболе.

Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов...

В статье рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем, во взаимосвязи с особенностями спортивной деятельности.

Формирование психологической устойчивости средствами...

Практика учебно-боевой деятельности показывает, что главным направлением использования физических упражнений в интересах психологической подготовки является развитие физических качеств и овладение разнообразными прикладными двигательными навыками. [3, с. 99].

О формировании готовности курсантов к применению...

Практическая деятельность офицеров, с учетом характера выполняемых служебно-боевых задач, на современном этапе развития войск Россгвардии, подразумевает широкое применение средств информатизации, и требует получения специальных знаний, навыков и умений при

Специфика и возможности социализации и самореализации...

Рукопашный бой — это боевая часть самбо — наиболее эффективная система самообороны. Сегодня русский рукопашный бой превратился в боевую систему, которая максимально адаптирована к современным условиям, уделяется особое внимание именно прикладной...

Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям...

В интересах готовности к действиям в экстремальных условиях правильно совершенствовать не только систему профессиональной ориентации, изучать

Под психологической подготовкой часто понимают ряд связанных между собой мероприятий, нацеленных на формирование и...

Актуальные проблемы спортивной борьбы как составляющий...

Mixed Martial Arts) — боевые искусства, сочетающие в себе множество техник, школ и направлений единоборств. ММА являются полноконтактным боем с применением как ударной техники, так и борьбы (в стойке (клинч) и на полу (партер). В ММА присутствуют, как правило...

Методика обучения огневой подготовке сотрудников...

Относительно недавно в России появились такие новые виды спортивной стрельбы, как практическая стрельба, оборонная стрельба

Умение проверить бой табельного оружия является. Вместе с решением организационных вопросов в огневой подготовке важным...

Организация и планирование боевой подготовки

Боевая подготовка, как вид деятельности, является основным содержанием повседневной деятельности командующих (командиров), органов управления (штабов) и войск. Она проводится как в мирное, так и в военное время и обусловлена потребностями министерства...

Задать вопрос