Педагогические технологии «учимся учиться»: формальное, неформальное, информальное образование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 22.07.2019

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Загузина, Н. Н. Педагогические технологии «учимся учиться»: формальное, неформальное, информальное образование / Н. Н. Загузина, А. В. Боков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 132-137. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61684/ (дата обращения: 09.03.2021).



В статье рассматривается актуальная проблема образовательных организаций о том, как обучающихся «научить — учиться», описывают существующие педагогические технологии и психотехнологии. Отмечают, что на общее развитие обучающихся влияет формальное, неформальное и информальное образование. Авторы делают предложения для решения проблем по привитию навыков к непрерывному образованию через умения «научи-учиться», показывают, что именно это качество востребовано будет у людей в новой цивилизации XXI века.

Ключевые слова: педагогические технологии, психотехнологии, формальное образование, неформальное образование, информальное образование, «научи — учиться».

Сегодня в огромном потоке информации каждому человеку в течение жизни приходится сталкиваться со все более сложными социальными и профессиональными задачами, так как не хватает знаний, умений, навыков, компетенций. Поэтому сама жизнь подводит нас к пониманию научения (учись учиться) как перманентного процесса, сопровождающего современного человека всю жизнь [12] через формальное, неформальное и информальное образование. Вместе с тем далеко не все задумываются над тем, что наравне с вопросами «Кем стать?», «Чему учиться?» не менее важным, а иногда решающим, становится вопрос «Как научиться?» с одной стороны, а с другой ‒ как донести информацию до обучающихся, что математика нужна, чтобы развивать критическое мышление, литература — чтобы лучше понимать других людей, физика учит все проверять и доказывать, а знания по биологии спасают жизнь и здоровье, что история учит видеть закономерности и связи событий, происходящих в обществе, и позволяет прогнозировать будущее собственной страны.

В то же время надо отметить, что обучающиеся, как любые люди, имеют свой характер и темперамент, свои природные способности, мотивацию, свой уровень социализации, и все это учитель должен учитывать при проведении занятий и планомерно прививать детям навык «научения учиться», используя при этом различные педагогические технологии.

Рассмотрим наиболее распространенные определения понятия «образование». В законе Российской Федерации «Об образовании» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, его образовательных потребностей и интересов [14].

Согласно определению ЮНЕСКО, образование являет собой процесс социализации индивида, в ходе которого происходит становление его способностей до саморазвития, связанного с формированием и развитием когнитивных данных: памяти, внимания,чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решения, (lerninig to knoy — учиться знать) — умение добывать знания, (Learning to do — учиться делать — умение применять зания в своей деятельности на практике), (Learning to live together — учиться жить вместе) — социально-коммуникативный навык, (learning to be — учиться быть) — учиться быть индивидиумом, личностью.

Вопрос как «научить — учиться» школьников, студентов, стоит давно, в течении длительного времени советские, российские и зарубежные ученые, учителя, педагоги разрабатывали различные педагогические технологии и психотехнологии для развития памяти и мышления, усвоения учебного материала и подготовке к жизнедеятельности. Но до сих пор проблемы существуют в мотивации к учению, усвоения материала, и подготовке к профессиональной деятельности к жизни. Авторы считают, что наступил тот период, когда нужно проанализировать все существующие педагогические технологии, психотехнологии, игровые, информационно-компьютерные и другие технологии, отобрать самые эффективные, обновить и как педагогический инструмент передать учителям, педагогам, преподавателям, чтобы в действительности научить обучающихся учиться.

Констатируем, что дети получают не только официальное формальное образование, но одновременно неформальное и информальное, и везде получают знания, навыки, умения, компетенции, информацию.

Загузина Н. Н. в своей диссертации «Довузовская подготовка как условие содействия в профессиональном самоопределении старшим школьникам» пишет, что сегодня в образовательной практике сложилось несколько подходов к разграничению формального, неформального и информального образования. Автор приводит ключевые черты, присущие каждому из них:

‒ Формальное образование — происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.

‒ Неформальное образование — происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер.

‒ Информальное образование ‒ индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры [5].

С развитием социума, технологий меняются условия существования человека, и поэтому человеческому индивиду непрерывно нужно заниматься самообразованием. Но этому должны «научить учиться» человека в образовательных организациях: детский сад, школа, колледж, вуз. Для этого существуют различные педагогические технологии и психотехнологии.

На современном этапе педагогические вузы по подготовке учителей, в высших учебных заведениях специальной дисциплины по эффективной психотехнологии «Как научить учиться?» детей, студентов уделяется мало внимания с теоретической и практической точки зрения.

Рассмотрим, что подразумевается под словосочетанием «учимся учиться» с педагогической и психологической точки зрения.

В педагогическом словаре слово «учение» рассматривается как особым образом организованное познание, познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности [10].

Существуют методы, которые легко помогают запоминать множество имен, даты, важные события, изучать иностранные языки, систематизировать накопленную информацию и быстро схватывать новую. Это и есть специальные психотехнологии или психотехнологические приемы и методы, являющиеся инструментами, которые очень эффективны в обучении и призваны делать его продуктивным. Умение ими пользоваться выводит человека на новый качественный и высокий уровень, не только в обучении, но и в жизни. В обучение и образование XXI век привносит свои изменения, так как объем информации для освоения все возрастает. Поэтому лозунг «учимся учиться» весьма актуален на современном этапе во всем мире и должен применяться в формальном, неформальном и информальном образовании.

Доклад об изменениях в сфере образования в текущем столетии был опубликован в Интернете корпорацией «Российский учебник». В его подготовке приняли участие Global Venture Alliance и Global Education Futures (GEF). В основе документа лежат идеи международной платформы сотрудничества GEF об изменениях образования в сложном обществе XXI века и подведение итогов Международного образовательного саммита Global Education Leaders’ Partnership Summit (GELP) [2]. Авторы доклада полагают, что трансформация образования в ближайшие 20 лет будет происходить под воздействием трех главных и взаимосвязанных трендов: цифровизация, автоматизация и глобальная турбулентность, можно добавить еще и роботизацию. Двадцать первый век будет являться переходным периодом построения новой цивилизации, соответственно это требует новых подходов к обучению и получения не только формального образования, но и неформального и информального. Исходя из этого думаем, что в первую очередь педагогическое сообщество как видно само должно овладеть новыми методологиям образования будущего.

В статье опубликованной в Ldesktop news «Мы должны научить учиться не только искусственный интеллект (ИИ), но и людей». Написано, что научное сообщество, изучающее искусственный интеллект, разрабатывает такие программы как «научить ИИ учиться». Это означает, что вместо того, чтобы обучать алгоритм решать определенный вид проблем в одном определенном мире, ученые предлагают ему сразу несколько миров и пытаются сделать так, чтобы он самостоятельно научился решать проблемы в каждом из них [9].

Реальность современных людей, особенно школьников, состоит из обилия информации, компьютерных игр и виртуальной реальности, планшетов, гаджетов и глобальной сети Интернет, где можно найти любую информацию формального, неформального, информального образования.

На данном этапе на рынке образовательных услуг работают различные центры образовательных технологий, школы скорочтения, школы грамотности, в форме неформального образования предлагаются детям инновационные методы обучения. Возникает вопрос, почему данными технологиями не владеют учителя в образовательных организациях, и второй момент, с профессиональной точки зрения, почему учителей не готовят к этому при обучении, не знакомят с эффективными психотехнологиями.

Рассмотрим педагогические технологии существующие на современном этапе, которыми могут пользоваться учителя в своей педагогической практике, чтобы реализовать саму идею «научи-учиться» (смотрим таблицу № 1). В источниках как научного, так и публицистического характера предпринимаются попытки соединения разных взглядов, точек зрения на раскрытие сущности и содержания педагогических технологий. Изучение этой проблемы как зарубежными, так и отечественными учеными, позволило получить более полное представление о педагогических технологиях, как на методологическом, так и на практическом уровне. Обозначилось содержание “педагогической технологии” как педагогической категории, определились и иерархические уровни развития педагогических технологий. Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании [7].

Обратимся к понятию педагогические технологии, данное понятие произошло от греческих слов: искусство, мастерство, умение, учение. Это специальный набор форм, методов, способов, приема обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящих всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклоненидя [13]. Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько) [1]. Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. А. Чошанов) [15]. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин) [8].

Таблица 1

Название технологии

авторы

Направленность

технологии

1.

Технология развивающего обучения

Выготский Л. С.;

Занков Л.В;

Эльконин Д. В.

Давыдов В. В.

Формирование и развитие теоретического мышления; осознание учащимися процесса обучения; сохранение и развитие физического и психического здоровья детей; формировние и развитие универсальных учебных действий, ключевых компетенций; решение задач профессионального и жизненного самоопределения.

2.

Технологии проблемного обучения

Кудрявцев Т. В.

Матюшкин А. М.

Махмудов М. И. и др

Развитие познавательной активности, творческого мышления, способности решать проблемные ситуации

3.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

Моисеева М. В.

Бухаркина М. В.

Полат Е. С.

Развитие способов работать с информацией разных видов и на разных носителях с целью осуществления познавательной деятельности

4.

Технология построения логико-смысловых моделей (ЛСМ)

Валькова Г.

Зайнулина Ф.

Штенберг В. и др

Научение моделированию, разложение целого на элементы (анализ) и их обьединение (синтез).

5.

Кейс-технологии (метод-анализа ситуации). (Гарвардские технологиив российской школе).

Киселев В. Д.

Развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

6.

Технологии мыследеятельностной педагогики (развитие метазнаний и метоспособов деятельности)

Давыдов В. В.

Громыко Ю. В. и др.

Развитие теоретического мышления, универсальных способнов деятельности обучающихся

7.

Технология уровней диференциации (дифференцированное обучение)

Донская Т. К.

Фирсов В. В.

Унт И. Э.

Границкая А. С.

Развитие мотивации к учению, обучение на индивидуально-максимально посильном уровне

8.

Технологии формирования ключевых компетенций

Голуб Г. Б.

Чуракова О. В.

Перелыгина Е. А.

Формирование и развитие ключевых компетентностей как учебных достижений, востребованных в современном мире

9.

Технология\и развития критического мышления

Воган Д.

Эстес Т

Развитие способности выявлять пробелы в своих знаниях и умении при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск, самостоятельно осваивать знания, необходимые для решения познавательных и коммуникативных задач

10.

Технологии нейролингвистического программирования (НЛП)

Миллер Д.

Холл М.

Гордон Д и др

Технология ориентирована на осмысление и изменение стилей обучения

11.

Технология проблемно-модульного обучения

Третьяков П. И.

Сеновский И. Б.

Юцавиче Ю. А.

Чошонов М. А.

Проблемно-модульное обучение создает предпосылки для решения задач стоящих перед педагогическим сообществом:

— построения системного содержания обучения;

— обеспечение индивилуального подхода в обучении;

— формирование у учащихся прочных действенных знаний и способов их применения;

— реализация творческого потенциала педагога и обучающегося;

— развитие активности и самостоятельности обучающихся.

12.

Технологии эвристического обучения

Хуторской А. В.

Технологии эвристического обучения направлены на самореализацию детей, развитие универсальных, познавательных, информационных коммуникативных способностей

В таблице указана только часть разработанных технологий, так как в действительности разработок больше, можно добавить: технологии событийности, автора Троицкий Ю. Л., Тюпа В. И., технологиии направлены на развитие культуры предметного мышления, обогащение личного опыта и ценностных отношений обучающихся; технологии теории изобретательских задач (ТРИЗ), автор Альтшуллер Г. С., ТРИЗ применяется для решения изобретательских задач любой сложности и направленности, позволяет развить творческое воображение и мышление, развивает качества творческой личности и развивает коллективное творчество; технологии тьюторства — авторы Ремнев А. А., Федотова С. В., технологии изменяют функции учителя, преподавателя, существуют и другие технологии. Анализ перечисленных технологий показал, что все они в первую очередь направлены на улучшение качества образования, развитие определенных универсальных учебных действий и компетенций, развитию творческого мышления, в какой-то степени к самостоятельности, но все же надо констатировать, что многие из них уже не отвечают современным требованиям по подготовке обучающихся к жизнедеятельности в XXI веке. Возможно ученым стоит проработать, исследовать разработанные технологии, выделить основное, востребованное и применимое в современных условиях и создать новую ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТЕХНОЛОГИЮ, согласно новым требованиям и довести ее до педагогического сообщества, чтобы через эти технологии можно было действительно «научить — учиться».

Именно образовательные организации дожны «научить учиться» обучающихся так, чтобы это вошло в привычку, и основная задача учреждений эффективно организовывать этот процесс. Отсюда вытекает вывод: этому нужно учить учителей. Представим идеальный вариант — обучающийся получает представление о тайм-менеджменте, учится использовать интеллектуальные карты, осваивает способы быстрого запоминания и скорочтения. Ученик понимает логику процесса обучения: цель — контекст — выбор метода поиска информации — выбор источника информации ‒ способ анализа информации ‒ запоминание и применение на практике. Возможны и другие варианты ‒ педагогическая практика покажет. И только тогда учащиеся могут научиться чему угодно и в школе, и в будущей взрослой жизни. Существуют ли принципы для усвоения информации и приобретения необходимых навыков, которые должны учитывать учителя в преподавании предметов, согласно изученной информации авторы сформулировали следующие принципы:

– продумывать логику обучения и построения урока, чтобы отдельные знания и умения сделать цельным навыком;

– применять одновременное и одномоментное осваивания теории и практики;

– повышать общий уровень интеллектуальных знаний, мотивацию, память, внимание, анализу информации, через различные психотехнологии и педагогические технологии;

– постоянно «учить учиться» обучающихся давая инструменты и алгоритмы для обучения (сначала «научи-учиться», а затем обучай предмету).

– использовать в учебном процессе информационныо-компьютерные технологии и другие инновационные продукты: гаджеты, планшеты, интерактивные доски;

– создавать комфортные условия в период учебных занятий для обучающихся (доброжелательности, заинтересованности в их успехе).

Наши исследования в области современного формального, неформального, информального образования показали, что во всех направлениях есть одно общее, это — овладение суммой определенных знаний, умений и навыков анализа, при этом результаты у каждого человека будут различны, но есть определенные психотехнологии, педагогические технологии, которые позволяют выработать свой индивидуальный стиль деятельности, чтобы добиваться успеха в различных областях, если его научить учиться.

Поэтому первоочередные задачи состоят в:

– разработке образовательных программ для педагогических вузов при подготовке учителей, педагогов дополнительного образования методологии «научи учиться»;

– разработке программ курсов повышения квалификации для учителей образовательных организаций, педагогов дополнительного образования, преподавателей средних и высших учебных заведений «научи учиться»;

– подготовке педагогического сообщества по применению неформальных и информальных методов компьютерных технологий, планшетов, гаджетов в образовательном процессе школьников;

– разработке новых ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, согласно требованиям современного времени для усвоения учебного материала и применения их на практике как в формальном, неформальном и информальном образовании.

Таким образом, обучение обучающихся усвоению информации в учебном процессе, выбору профессиональной деятельности и подготовке к жизнедеятельности в новой цивилизации будет проходить более эффективно, даст навык получения непрерывного образования, и умения учиться, как в формальном образовании, неформальном и информальном. Главное новые педагогические технологии должны закрепить навык «научился — учиться» на всю жизнь. Этот навык позволит ориентироваться в быстро меняющихся условиях жизнии, прогнозировать учебу на опережние востребованности в будущем на работе, развивать технологическкий интеллект — программно-технологические знания и умения, помогут развивать эмоционально-социальный интеллект для успешной жизни в обществе.

Литература:

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии.// М., издательство Педагогика, 1989 -192 с.
  2. Доклад об изменениях в текущем столетии корпорации «Русский учебник» // электронный ресурс https://fulledu.ru/news/4732_stali-izvestny-izmeneniya-sfere-obrazovanii.html (дата обращения 17.05.2018)
  3. Вестник международных организаций. 2010. № 1 (27) 54. Аналитические материалы. Анализ политики стран — членов ОЭСР в области признания результатов неформального и информального образования // [электронный ресурс: URL http://www.iori.hse.ru/publications/herald/material/1_10/Learning_Recognition.pdf. (дата обращения 16.05.2018).
  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. ‒ М.: Педагогика-Пресс, 1999. ‒ 536 с.
  5. Загузина Н. Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников [Текст]: дис. … кан. пед. наук / Н. Н. Загузина. — СПб., 2012. ‒ 201 с.
  6. Иван Иллич. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир [Текст] / Иллич Иван. ‒ М.: Просвещение, 2006. ‒ 160 с. ‒ (Образование: мировой бестселлер).
  7. Кобзева Н. А. К вопросу о педагогических технологиях // Молодой ученый — 2011. — № 5. Т.2–142–144. — URL https://moluch.ru/archive /28/3199/ (дата обращения: 18.05.2018).
  8. Кларин М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика — 1984 — № 4.
  9. Мы должны научить не только ИИ, но и людей. Электронный ресурс: wi -fi.ru (дата обращения 15.05ю2018)
  10. Педагогический словарь // [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Materialnoe-I-Formalnoe-Obrazovanie-1014.html.
  11. Подобед В. И. Системное управление образованием взрослых [Текст]: автореф. дис.... д-ра пед. наук / Институт образования взрослых / В. И. Подобед. — СПб.: 1999. ‒ 46 с.117.
  12. Потехина И. П., Сухов П. Ю. и др. Эффективные психотехнологии (учимся учиться). ‒ СПб.: ГАОС ООО «Издательство «МКС», 2015. ‒ 96 с.
  13. Словарь Википедия Педагогические технологии // [электронный ресурс] ru.wikiped.org (дата обращения 20.05.2018).
  14. Федеральный Закон об образовании от 29.12.2012 г.// Эдектронный ресурс (с изменениями и дополнениями 2017 г.) [Текст].
  15. Чошанов М. А. Дидактика и инженерия. — 2-е изд (электр). — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, — 2013. — 248 с — (Педагогическое образование).
Основные термины (генерируются автоматически): формальное образование, знание, умение, образование, развитие, GEF, педагогическое сообщество, ПЕДАГОГИЧЕСКая ТЕХНОЛОГИя, учитель, учебный процесс, современный этап, психотехнология, обучение, обучающийся, неформальное образование, навык, критическое мышление, автор.


Ключевые слова

Педагогические технологии, неформальное образование, психотехнологии, формальное образование, информальное образование, «научи — учиться»

Похожие статьи

Критическое мышление как условие успешности педагога

Технология развития критического мышления учащихся является одной из востребованных педагогических технологий, используемых при построении урока в информационной образовательной среде. Что такое критическое мышление? Как его развивать у учащихся?

Технология развития критического мышления...

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, рефлексия. Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу.

Образовательная технология развития критического...

Современный этап развития образования в России связан со следующими общемировыми тенденциями

Технология развития критического мышления имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации в Интернет...

Современные педагогические технологии в образовательном...

Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы.

Высшее образование наряду с некоторыми индикаторами, характеризующими

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно...

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Образование должно быть качественным. Если двух учеников обучать, используя различные методики, в результате качество полученных знаний, умений и навыков будет различны. Допустим первого ученика обучать, используя старые методы обучения, второго — новые.

Современные педагогические технологии как средство...

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности...

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из...

Обучение мышлению происходит с помощью "языка мышления", которым пользуются и

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе.

Критическое мышление — сложный процесс творческого интегрирования идей и...

Педагогическое мастерство в общеобразовательной школе

Развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. 19. Технология эвристического обучения.

Развитие критического мышления как актуальная проблема...

Формированию критического мышления способствует использование педагогических технологий, в частности технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), направленной на извлечение, критическое осмысление и переработку...

Похожие статьи

Критическое мышление как условие успешности педагога

Технология развития критического мышления учащихся является одной из востребованных педагогических технологий, используемых при построении урока в информационной образовательной среде. Что такое критическое мышление? Как его развивать у учащихся?

Технология развития критического мышления...

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, рефлексия. Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу.

Образовательная технология развития критического...

Современный этап развития образования в России связан со следующими общемировыми тенденциями

Технология развития критического мышления имеет научную концептуальную основу, которая важна как при организации поиска информации в Интернет...

Современные педагогические технологии в образовательном...

Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы.

Высшее образование наряду с некоторыми индикаторами, характеризующими

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно...

Новые образовательные технологии как механизм повышения...

Образование должно быть качественным. Если двух учеников обучать, используя различные методики, в результате качество полученных знаний, умений и навыков будет различны. Допустим первого ученика обучать, используя старые методы обучения, второго — новые.

Современные педагогические технологии как средство...

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности...

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из...

Обучение мышлению происходит с помощью "языка мышления", которым пользуются и

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе.

Критическое мышление — сложный процесс творческого интегрирования идей и...

Педагогическое мастерство в общеобразовательной школе

Развитие навыков анализа и критического мышления, способности прорабатывать различные проблемы и находить их решение, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности. 19. Технология эвристического обучения.

Развитие критического мышления как актуальная проблема...

Формированию критического мышления способствует использование педагогических технологий, в частности технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), направленной на извлечение, критическое осмысление и переработку...

Задать вопрос