Изучение в качественном аспекте различий восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 22.07.2019

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Петракова, Е. Н. Изучение в качественном аспекте различий восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности / Е. Н. Петракова, Н. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61672/ (дата обращения: 24.01.2022).



Социализация личности является специфической формой, присвоения ею, тех общественных отношений, существующих во всех сферах общественной жизни. Основой социализации является освоение индивидом языка социальной общности, мышления, форм рациональности и чувственности, восприятие индивидом норм, ценностей, традиций, обычаев, образцов деятельности. Индивид социализируется, включаясь в разнообразные формы социальной деятельности, осваивая характерные для них социальные роли. Поэтому социализации личности можно рассматривать как восхождение от индивидуального к социальному. Вместе с тем социализация предусматривает индивидуализацию, поскольку человек усваивает существующие ценности выборочно, через свои интересы, мировоззрение, формируя собственные потребности, ценности.

Анализ материала с культурно-исторической точки зрения показал, что мультфильм может обладать высоким развивающим потенциалом, но этот потенциал может реализоваться только в том случае, если произведение отвечает особенностям развития личности влияние мультфильма на несформировавшуюся личность объясняется действием таких психологических механизмов, как заражение, внушение и подражание Эти изменения направлены на разрушение традиционных социальных стереотипов и частичному формированию новых культурных идеалов мужественности и женственности. А именно, мужские и женские качества не противоположны, между ними стирается граница, они взаимно переходят и обогащают друг друга. Таким образом, происходит смещение ролей и полоролевых установок, которые были ранее традиционно закреплены за мужчиной и женщиной.

На основании проведенного исследования возрастной специфики восприятия личностью мультипликационных фильмов на разных этапах ее социализации можно сделать вывод, что в подростковой выборке, мальчикам-подросткам характерна выраженная потребность зависеть от других и находиться в группе, то есть им свойственна аффилятивная потребность, они сверхчувствительны, им легко причинить боль, они болезненно реагируют на критику в свой адрес, при этом они привередливы, большинство из них обладают артистическими способностями, тогда как девочки-подростки хитровато-практичны, агрессивны, крайне самодостаточны и сензитивны к чувствам других. А напротив в студенческой выборке, как и у лиц зрелого возраста характерно соблюдение социальных и моральных норм и правил поведения. У подростков восприятие мультфильмов большим образом происходит на основании включения своего опыта, своих мотивов и желаний. Когда подростки смотрят мультфильмы, они идентифицируют себя с его героями, а юноши и лица среднего возраста себя с персонажами мультипликации не отождествляют, что является важным средством социализации личности.

Ниже представлены среднегрупповые показатели по шкалам семантического дифференциала у разных возрастных категорий относительно восприятия мультфильма «Эльфийская песня» и «Серая шейка».

Таблица 1

Соотношение переменных втрех выборках сприменением Т-критерия Вилкоксона, по методике Ч. Осгуда

Соотношение переменных

в подростковой выборке

Отмеченные критерии значимы на уровне p <,01000

Число испытуемых

T

Z

p-уров.

1 фактор оценки & 2 фактор оценки

20

50,0

2,0

0,04

1 фактор силы & 2 фактор силы

20

20,0

3,1

0,001

1 фактор активности & 2 фактор активности

20

28,0

2,8

0,004

Соотношение переменных

в студенческой выборке

Число испытуемых

T

Z

p-уров.

1 фактор оценки & 2 фактор оценки

20

19,0

3,2

0,001

1 фактор силы & 2 фактор силы

20

19,0

3,2

0,001

1 фактор активности & 2 фактор активности

20

10,0

3,5

0,0003

Соотношение переменных

в выборке испытуемых зрелого возраста

Число испытуемых

T

Z

p-уров.

1 фактор оценки & 2 фактор оценки

20

28,0

2,8

0,004

1 фактор силы & 2 фактор силы

20

19,0

3,2

0,001

1 фактор активности & 2 фактор активности

20

0,0

3,8

0,0001

Ранговый дисперсионный анализ Крускалла-Уоллиса также подтвердил предположение о том, что в исследуемых выборках имеются различия по таким переменным как «фактор оценки» и «фактор активности» при анализе восприятия мультипликационных фильмов на разных этапах социализации личности, подробнее в таблице 2.

Таблица 2

Результаты рангового дисперсионного анализ Крускалла-Уоллиса при р < 0,05

Зависимая переменная «фактор оценки»

Ранговый дисперсионный анализ Крускалла-Уоллиса;

Груп. (независ.) переменная: Возраст

Кр.Крускалла-Уоллиса: H (2, N= 60) =12,00057 p =,0025

Допуст

Сумма

Среднее

N

Рангов

Ранг

Подростки

20

471,5000

23,57500

Студенты

20

530,5000

26,52500

Взрослые

20

828,0000

41,40000

Зависимая переменная «фактор активности»

Ранговый дисперсионный анализ Крускалла-Уоллиса;

Груп. (независ.) переменная: Возраст

Кр.Краскела-Уоллиса: H (2, N= 60) =18,79043 p =,0001

Допуст

Сумма

Среднее

N

Рангов

Ранг

Подростки

20

395,5000

19,77500

Студенты

20

570,5000

28,52500

Взрослые

20

864,0000

43,20000

Анализируя результаты, приведенные в таблице 2, можно отметить, существует семантическая дифференциация процесса социализации разными возрастными группами. При этом большинство шкал семантического пространства социализации в представлениях респондентов всех возрастных возрастов расположены в зоне сильных значений. Это свидетельствует о том, что для всех участников исследования мультипликационный фильм является значимой категорией. Вместе с тем, более дифференцированные реакции на процесс восприятия мультфильма продемонстрировали респонденты подросткового возраста.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации. //Человек и общество. — Вып.IX. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.-324 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. Глава 16. Социализация. — М.: Аспект Пресс, 2004. С. 274–288.
  3. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: учебное пособие / О. О. Андронникова. — Москва: Вузовский учебник: Инфра-М, 2017.
  4. Антонов Г. В., Лактюхина Е. Г. Мультсериал «Клуб Винкс»: формирование демографических установок и гендерных стереотипов у детей в возрасте 7–12 лет (по материалам контент-анализа) / Г. В.Антонов, Е. Г. Лактюхина // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. — 2013. — № 2. — С. 92–99
  5. Арсеньев A. C. Философские основания понимания личности. М., 2001– 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковая выборка, соотношение переменных, социализация личности.


Похожие статьи

Соотношение переменных в трех выборках с применением...

Психологические особенности процесса восприятия личности на разных этапах её социализации.

Соотношение переменных. в подростковой выборке.

Соотношение переменных. в студенческой выборке. Число испытуемых.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения.

Социализация личности как проблема исследования...

Ключевые слова: социализация, личность, ребенок дошкольного возраста, социальные отношения, семья как институт социализации

-интраиндивидуальный — определяющий социализацию как адаптацию личности в социальной среде и ее творческую самоорганизацию.

Формирование социальной идентичности у современных...

Подростковый возраст является периодом активной социализации личности. В данном возрасте подросток начинает активно взаимодействовать в различных сферах деятельности с взрослыми и свертниками. Происходит развитие социальных навыков подростков...

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, среда подростков, проблема, группа, социально-педагогическая деятельность

Особенности социализации современных подростков... семья, неблагополучная семья, социальный педагог, подросток, контрольная...

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации...

В данную выборку вошли 100 подростков: 50 юношей и 50 девушек 15–17лет.

Достоверность различий изучаемых показателей в группах юношей и девушек устанавливалась по t-критерию Стьюдента, взаимосвязи показателей устанавливались с помощью коэффициента корреляции...

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной...

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале... Социализация личности — одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. ‒ усвоению и дальнейшему развитию индивидом...

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор...

девиантное поведение, подростковый возраст, подросток, оптимизация процесса социализации подростков, проблема социализации подростков, норма, особенность социализации подростков... Профилактика девиантного поведения подростков...

Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных...

3)выявление взаимосвязей систем социальных установок и ценностных ориентаций подростков

Для девиантных подростков, у которых происходит формирование личности, это означает особое преломление общественных ценностей в сознании, выражающееся затем...

Похожие статьи

Соотношение переменных в трех выборках с применением...

Психологические особенности процесса восприятия личности на разных этапах её социализации.

Соотношение переменных. в подростковой выборке.

Соотношение переменных. в студенческой выборке. Число испытуемых.

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале...

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения.

Социализация личности как проблема исследования...

Ключевые слова: социализация, личность, ребенок дошкольного возраста, социальные отношения, семья как институт социализации

-интраиндивидуальный — определяющий социализацию как адаптацию личности в социальной среде и ее творческую самоорганизацию.

Формирование социальной идентичности у современных...

Подростковый возраст является периодом активной социализации личности. В данном возрасте подросток начинает активно взаимодействовать в различных сферах деятельности с взрослыми и свертниками. Происходит развитие социальных навыков подростков...

Межличностные проблемы в среде подростков и их...

Основные термины (генерируются автоматически): подросток, среда подростков, проблема, группа, социально-педагогическая деятельность

Особенности социализации современных подростков... семья, неблагополучная семья, социальный педагог, подросток, контрольная...

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации...

В данную выборку вошли 100 подростков: 50 юношей и 50 девушек 15–17лет.

Достоверность различий изучаемых показателей в группах юношей и девушек устанавливалась по t-критерию Стьюдента, взаимосвязи показателей устанавливались с помощью коэффициента корреляции...

Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной...

Социализация подростков в сфере досуга | Статья в журнале... Социализация личности — одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. ‒ усвоению и дальнейшему развитию индивидом...

Стигматизация школьников подросткового возраста как фактор...

девиантное поведение, подростковый возраст, подросток, оптимизация процесса социализации подростков, проблема социализации подростков, норма, особенность социализации подростков... Профилактика девиантного поведения подростков...

Исследование взаимосвязи социальных установок и ценностных...

3)выявление взаимосвязей систем социальных установок и ценностных ориентаций подростков

Для девиантных подростков, у которых происходит формирование личности, это означает особое преломление общественных ценностей в сознании, выражающееся затем...

Задать вопрос