Маркетинговый подход к профессиональному развитию персонала в кредитной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 14.07.2019

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Назаркулова, С. Т. Маркетинговый подход к профессиональному развитию персонала в кредитной организации / С. Т. Назаркулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61573/ (дата обращения: 20.04.2024).



Вопросы профессионального развития персонала имеют первостепенное значение для обеспечения конкурентоспособности организации. При осуществлении кадровой политики возможно использование различных методов и инструментов, в том числе методологии маркетинга.

Применение маркетингового подхода в кадровой работе носит смешанный характер, поскольку в данном случае маркетинговых подход имеет дополняющее значение. При работе с кадрами производится учет философии и стратегии организации, общих принципов и методов кадровой деятельности, а также акмеологического инструментария (в первую очередь в части составления акмеограмм). Маркетинговый подход позволяет создать полноценную систему профессионального развития персонала.

Маркетинг персонала имеет различия с классическим маркетингом. Д. В. Родин указывает, что в современной научной мысли маркетинг персонала понимается как в узком значении (действия кадровой службе по обеспечению найма сотрудников), так и в широком (стратегия управления персоналом, производящаяся с учетом интересов работников) [3, с. 154]. Следует различать маркетинг персонала и маркетинг личности. При маркетинге персонала воздействие направлено не на отдельную личность, а на трудовой коллектив.

С внешней стороны маркетинг персонала проявляется в задействовании различных маркетинговых инструментов в их адаптированном варианте. Е. С. Нечаева маркетинговый подход к управлению персоналом мыслит в качестве внутреннего маркетинга, при применении которого ориентация на потребителя классического маркетинга дополняется ориентацией на «внутреннего потребителя» — работника [2, с. 170]. Если классический маркетинг направлен на удовлетворение потребностей потребителей, то маркетинг персонала ориентирован на наиболее полное удовлетворение потребностей работников.

Потребности работников организации необходимо подразделить на общие и специальные. Общие потребности характерны для всех работников в целом либо для их больших групп, выделенных по определенным критериям (к примеру, по критерию деятельности организации). Единой, интегрально потребности у работников не имеется, маркетинг персонала предполагает учет комплекса потребностей, так или иначе связанных друг с другом. Это такие потребности, как потребность в заработной плате, потребность в карьерном росте, потребность в безопасных и комфортных условиях труда, потребность в уважении внутри коллектива и др. В этой связи мы отвергает узкий подход к маркетингу персонала, который ограничивает его сферу подготовкой найма сотрудников.

Маркетинг персонала в кредитной организации обладает рядом особенностей. Первая значимая особенность состоит в необходимости дифференциации методов и средств маркетинговой деятельности в зависимости от категорий сотрудников. В кредитной организации имеются разнородные группы сотрудников, существенно различающиеся по характеру выполняемых трудовых задач. В частности, можно выделить такие группы специалистов, как специалисты кредитного отдела, операционисты, IT-специалисты, специалисты отдела взыскания. Специалисты разных групп обладают разной спецификой трудовых обязанностей, карьерного роста, требований к кандидатам. Также можно различать специалистов по отделам банка (отдел кредитования, инвестирования, юридический отдел и др.). Помимо этого, существует распределение работников по критерию управленческого труда. И. А. Кох, О. М. Трофимова отмечают, что банковский служащий может как работать в качестве специалиста, так и построить карьеру руководителя [1, с. 158]. Каждая из групп работников должна носить внутренний самодостаточный характер, очерченный комплексом маркетинговых средств.

Несмотря на различия между маркетингом персонала и личностным маркетингом, они имеют общую существенную проблему, а именно проблему оценки эффективности воздействия. Серьезным препятствием как для теоретических исследований, так и для практической деятельности является необходимость установления прямых связей между маркетинговыми мероприятиями и достигнутым результатом. Иными словами, требуется однозначно установить, что полученный эффект обусловлен конкретными маркетинговыми средствами. При этом, ретроспективное сравнение не является самодостаточным способом определения эффективности. Если проведение маркетинговых мероприятий совпало с позитивными тенденциями, то данное доказательство эффективности имеет косвенное значение. Определение эффективности обеспечивается, во-первых, проработанностью методологической части маркетингового подхода (цель, задачи, методы, планируемый результат и др.), и во-вторых, качеством проводимого контроля. Особые требования предъявляются к деятельности по анализу потребностей работников, поскольку верно выявленная потребность лежит в основе эффективной маркетинговой деятельности.

В кредитной организации для каждого отдела имеются внутренние критерии эффективности, определяемые руководством и используемые для оценки деятельности отделов. Для включения данных критериев в маркетинговых подход необходимо установления взаимосвязи критериев с потребностями работников и планом маркетинговых мероприятий. В этом случае образуется системный маркетинговый подход.

В ходе практической деятельности по маркетингу персонала необходимо различать собственно кадровые методы и методы маркетинга. Сложность состоит в частичном (и в некоторых случаях в полном) пересечении кадровых и маркетинговых средств. Также отметим, что одно и то же кадровое решение может приниматься как в рамках непосредственно кадровой политики, так и в рамках маркетингового подхода. Так, к примеру, выявление проблемы в актуальности применяемого программного обеспечения и его технической составляющей побуждает к привлечению аналитика программного обеспечения (в практике банковских IT-отделов распространено направление аналитиков программного обеспечения из головных офисов в филиалы на временной основе). Поэтому, следует заключить, что кадровая политика и маркетинговый подход существуют во взаимосвязи, где маркетинг обогащает кадровую деятельность, придает ей осмысленный и целенаправленный характер.

Профессиональное развитие сотрудников кредитной организации с позиции маркетингового подхода обеспечивается всем комплексом применяемых маркетинговых средств, начинается с выявления потребностей и заканчивается определением эффективности. Верхушкой маркетингового айсберга являются рекламные средства — в данном случае это ясное обозначение карьерных перспектив, доведение до широкой аудитории (как для работников, так и для субъектов рынка труда в общем и целом) преимуществ и возможностей, которые предоставляет занятие определенной должности.

Таким образом, маркетинговый подход гармонично сочетается с основами кадровой деятельности и направлен на повышение ее эффективности. В кредитной организации маркетинговый подход носит выраженный дифференцированный характер и предполагает наиболее полное удовлетворение потребностей сотрудников и повышение как внутреннего, так и внешнего престижа банковской службы.

Литература:

  1. Кох И. А., Трофимова О. М. Особенности управления персоналом банка // Вопросы управления. 2018. № 6 (55). С. 155–161.
  2. Нечаева Е. С. Развитие маркетингового подхода в управлении человеческими ресурсами организации: внутренний маркетинг // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 5–1. С. 167–174.
  3. Родин Д. В. Стратегический маркетинг персонала организации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2015. № 1 (33). С. 153–162.
Основные термины (генерируются автоматически): маркетинг персонала, маркетинговый подход, кредитная организация, кадровая деятельность, кадровая политика, карьерный рост, потребность, практическая деятельность, программное обеспечение, профессиональное развитие персонала.


Похожие статьи

Формирование маркетинговой деятельности предприятия...

Для любой компании являются привычными следующие процессы деятельности в плане работы с персоналом: ‒ подбор, приём работников, их оценка, аттестация; ‒ организация, обучения и развитие карьеры...

Кадровая безопасность в системе экономической оценки...

Обеспечения кадровой безопасности — одна из важнейших систем современной организации. Система безопасности — это комплекс организационных и технических мер, направленных на выявление, отражение и ликвидацию последствий различных угроз деятельности организации.

Маркетинг в деятельности кадровых структур

Ключевые слова: маркетинг, кадровая политика, кадровый маркетинг. Результативность кадровой политики на рынке труда в значительной мере связана с эффективностью действий кадроформирующих структур. Главное назначение их деятельности заключается в...

Теоретические аспекты маркетинга персонала в сегменте...

В России маркетинг персонала стал развиваться совсем недавно. Первые упоминания о внутреннем маркетинге в отечественной литературе появились в начале 60-х гг. Качественно новый этап в понимании маркетинговой деятельности связан с переходом нашей страны на...

Теоретико-методологические подходы к исследованию феномена...

Кадровая политика — важнейшая часть стратегически ориентированной политики организации. Как отмечает Базаров Т. Ю., она определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов.

Кадровая политика как фактор удовлетворенности трудом...

Ключевые слова: результативность персонала, удовлетворенность трудом персонала, кадровая политика организации, профессиональное самоопределение, адаптация персонала, ротация кадров. Каждая организация функционирует благодаря работе персонала.

Исследование трудовой мотивации персонала как основа...

Кадровая политика организации — генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы.

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент...

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана...

Оценка персонала как необходимый элемент кадровой политики...

– Выявление потребности в обучении персонала. В век информационных и производственных технологий компаниям все чаще становятся необходимы квалифицированные, легко обучаемые, и, в основном, молодые специалисты. При наличии компетентных кадров руководители...

Похожие статьи

Формирование маркетинговой деятельности предприятия...

Для любой компании являются привычными следующие процессы деятельности в плане работы с персоналом: ‒ подбор, приём работников, их оценка, аттестация; ‒ организация, обучения и развитие карьеры...

Кадровая безопасность в системе экономической оценки...

Обеспечения кадровой безопасности — одна из важнейших систем современной организации. Система безопасности — это комплекс организационных и технических мер, направленных на выявление, отражение и ликвидацию последствий различных угроз деятельности организации.

Маркетинг в деятельности кадровых структур

Ключевые слова: маркетинг, кадровая политика, кадровый маркетинг. Результативность кадровой политики на рынке труда в значительной мере связана с эффективностью действий кадроформирующих структур. Главное назначение их деятельности заключается в...

Теоретические аспекты маркетинга персонала в сегменте...

В России маркетинг персонала стал развиваться совсем недавно. Первые упоминания о внутреннем маркетинге в отечественной литературе появились в начале 60-х гг. Качественно новый этап в понимании маркетинговой деятельности связан с переходом нашей страны на...

Теоретико-методологические подходы к исследованию феномена...

Кадровая политика — важнейшая часть стратегически ориентированной политики организации. Как отмечает Базаров Т. Ю., она определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов.

Кадровая политика как фактор удовлетворенности трудом...

Ключевые слова: результативность персонала, удовлетворенность трудом персонала, кадровая политика организации, профессиональное самоопределение, адаптация персонала, ротация кадров. Каждая организация функционирует благодаря работе персонала.

Исследование трудовой мотивации персонала как основа...

Кадровая политика организации — генеральное направление работы с персоналом, отражающее совокупность принципов, методов, набор правил и норм в области работы с персоналом, которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы.

Стратегия отбора персонала на предприятии как инструмент...

Комплектование кадров является одним из ключевых элементов работы службы управления персоналом любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность деятельности организации в целом. В данной статье показана...

Оценка персонала как необходимый элемент кадровой политики...

– Выявление потребности в обучении персонала. В век информационных и производственных технологий компаниям все чаще становятся необходимы квалифицированные, легко обучаемые, и, в основном, молодые специалисты. При наличии компетентных кадров руководители...

Задать вопрос