Мифологическая лексика в поэзии И. А. Бродского | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 14.07.2019

Статья просмотрена: 165 раз

Библиографическое описание:

Новописная, А. А. Мифологическая лексика в поэзии И. А. Бродского / А. А. Новописная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61541/ (дата обращения: 06.03.2021).



В данной статье рассмотрены примеры мифологической лексики на основе произведений И. А. Бродского. Проанализированы характерные особенности языка поэта. Выявлено, что в своём творчестве Бродский неоднократно обращается именно к культурным фактам, связанным с античной (и греческой, и римской) культурой. На основе проведенного исследования предлагается выделить лексемы на несколько групп: имена античных богов и героев, номинации групп персонажей по общему признаку, мифологические топонимы.

Ключевые слова: мифоним, языковая картина мира, лингвокультурология, И. Бродский, поэтический текст, мифология.

Говоря о языке Бродского, нельзя не обратить внимания на его необычность, складывавшуюся из культурного субстрата, образования, личных убеждений, политической ситуации, в которую он был включён, и т. д. Известно, что выросший в послевоенном Ленинграде Иосиф Бродский в возрасте шестнадцати лет был вынужден покинуть школу, чтобы иметь возможность зарабатывать на жизнь (таким образом, он получил только основное среднее образование), интересовался медициной и военным делом (но по ряду причин не состоялся ни в одной из этих сфер), изучал несколько иностранных языков, читал много и хаотично, принимал активное участие в литературной жизни Ленинграда и даже стал одним из тех, кого впоследствии назвали «ахматовскими сиротами» — как известно, так называли условное объединение четырёх поэтов, ставших в некотором роде продолжателями дела Анны Ахматовой — собственно Бродского, Анатолия Наймана, Евгения Рейна и Дмитрия Бобышева.

Нами было проанализировано около двухсот поэтических текстов Иосифа Бродского, написанных им в период с 1963 по 1998 гг. на русском языке. Анализ данной выборки показывает, что в своём творчестве Бродский обращается именно к культурным фактам, связанным с античной (и греческой, и римской) культурой. При этом важно, что автор соотносит с культурным фактом как лексемы, так и синтаксемы, номинирующие их. Эти лексемы и синтаксемы можно разделить на ряд групп.

Имена античных богов и героев. Данная группа является наиболее частотной, и в нашей выборке включает в себя следующие лексемы и синтаксемы (приводятся в контексте):

У Корбюзье то общее с Люфтваффе,

что оба потрудились от души

над переменой облика Европы.

Что позабудут в ярости циклопы,

то трезво завершат карандаши.

(«Роттердамский дневник», 1973)

Циклоп — в древнегреческой мифологии мощный и злой великан с одним глазом на лбу [8, с. 861]. В контексте данной цитаты включается в сравнение: карандаш архитектора, отстраивающего город после нацистских бомбёжек, сравним со слепой яростью мифического существа. Кроме того, в данном контексте двояким является и номен Европа — нельзя с уверенностью сказать, идёт ли речь о части света, или же о финикийской царевне Европе, похищенной Зевсом.

Оттого-то Урания старше Клио.

Днем, и при свете слепых коптилок,

видишь: она ничего не скрыла,

и, глядя на глобус, глядишь в затылок.

(«К Урании», 1981)

Урания — дочь Зевса, муза астрономии, мать Гименея.

Клио — дочь Зевса, муза истории.

В данном контексте содержится указание на степень старшинства, что, по-видимому, указывает на первичность сотворения мира, и лишь потом — его истории. Урания, покровительница звёздных путей и навигации, по определению не может быть младше музы истории, поскольку сама является для истории отправной точкой.

Тщетно драхму во рту твоем ищет угрюмый Харон,

тщетно некто трубит наверху в свою дудку протяжно.

Посылаю тебе безымянный прощальный поклон

с берегов неизвестно каких. Да тебе и неважно.

(«На смерть друга», 1973)

Харон в древнегреческой мифологии — сын Никты (богини Ночи), мрачный старец в лохмотьях, перевозчик душ умерших через реку Стикс, взимавший за это плату — монету, которую в Древней Греции обычно клали мёртвым под язык. Важно при этом, что Харон перевозит только те души, чьи тела были погребены по всем правилам.

Менее частотной в лирике Бродского является лексика, номинирующая объекты архитектуры, средства передвижения, группы персонажей и т. д. В настоящей работе мы не выделяем частей внутри этого подвида лексики, поскольку в качестве объекта исследования выбрали только те поэтические тексты И. А. Бродского, которые были написаны на русском языке. Разделение носит условный характер, и потому может быть дополнено.

Номинации групп персонажей по общему признаку. Музы — покровительницы искусств и наук. Как было сказано выше, лексика, номинирующая каждую по отдельности, представлена в творчестве Бродского более явно, однако собирательное название присутствует в следующих произведениях:

То не Муза воды набирает в рот.

То, должно, крепкий сон молодца берет.

И махнувшая вслед голубым платком

наезжает на грудь паровым катком.

(«То не Муза воды набирает в рот…»)

И далее:

Не догонит!.. Поелику ты — как облак.

То есть, облик девы, конечно, облик

души для мужчины. Не так ли, Муза?

В этом причины и смерть союза.

(«Прощайте, мадемуазель Вероника»)

И далее:

Две молодых брюнетки в библиотеке мужа

той из них, что прекрасней. Два молодых овала

сталкиваются над книгой в сумерках, точно Муза

объясняет Судьбе то, что надиктовала.

(«Римские элегии»)

С прокомментированным выше термином связан и термин аониды — он относится только к тем музам, которые были связаны с искусством:

И, чтоб гончим не выдал

— ни моим, ни твоим –

адрес мой храпоидол

или твой — херувим,

на прощанье — ни звука;

только хор Аонид.

Так посмертная мука

и при жизни саднит.

(«На прощанье — ни звука»)

Циклопы — дети Геи и Урана, могучие одноглазые великаны, которые воинственно настроены:

Июльский полдень. Капает из вафли

на брючину. Хор детских голосов.

Вокруг — громады новых корпусов.

У Корбюзье то общее с Люфтваффе,

что оба потрудились от души

над переменой облика Европы.

Что позабудут в ярости циклопы,

то трезво завершат карандаши.

(«Роттердамский дневник»)

Мифологические топонимы. Залетейская держава (иноск.) — то же, что и Аид. Аид — царство мёртвых в древнегреческой мифологии, т. е. то, что находится за Летой:

Невозможность свиданья

превращает страну

в вариант мирозданья,

хоть она в ширину,

завидущая к славе,

не уступит любой

залетейской державе;

превзойдёт голытьбой.

(«Строфы»)

Атлантида — мифический остров-государство:

…было впустую. Теперь ослабь

цепочку — и в комнату хлынет рябь,

поглотившая оптом жильцов, жилиц

Атлантиды, решившей начаться с лиц.

(«В окрестностях Атлантиды»)

Лета — река забвения в царстве мертвых:

Маршал! поглотит алчная Лета

эти слова и твои прахоря.

Все же, прими их — жалкая лепта

родину спасшему, вслух говоря.

Бей, барабан, и военная флейта,

громко свисти на манер снегиря.

(«На смерть Жукова»)

Как видим, в своём лирическом творчестве И. Бродский очень часто прибегает к использованию мифонимов, соотносящимися с античной культурой в целом, однако среди них важное место занимают мифонимы римского (латинского) происхождения. Если же номинируется факт, характерный и для эллинов, и для римлян, то поэт избирает латинизированный вариант, что, по-видимому, связано с тем, что Бродский был увлечён переводной и оригинальной зарубежной литературой, а со временем и вовсе вынужден был жить в ситуации диглоссии. Хотя, безусловно, лексика, восходящая к греческой мифологии, также представляет собой весьма обширный пласт, однако, как видим из представленной подборки, представлена в гораздо меньшей степени и зачастую дублирует факты римской и/или италийской культуры.

Литература:

  1. Абелинскене, И. Ю. Художественное мировоззрение поэта конца XX века: (Творчество И. Бродского) / И. Ю. Абелинскене. — Екатеринбург, 1997.
  2. Баткин, Л. Вещь и пустота. Заметки читателя на полях стихов Бродского / Л. Баткин // Журнальный зал. «Октябрь» № 1. — 1996.
  3. Валгина, Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. — М.: Логос, 2003. — 280 с.
  4. Гандлевский, С. М. Порядок слов / C. М. Гандлевский. — Екатеринбург, 2001. — 432 с.
  5. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. — М.: Наука, 1987. — 218 с.
  6. Гордин, А. А. Иосиф Бродский и мир: Метафизика, античность, современность / А. А. Гордин. — СПб., 2000.
  7. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 1989. — 924 с.
Основные термины (генерируются автоматически): древнегреческая мифология, аид, атлантида, дочь Зевса, Европа, Муза воды, муза истории, номинация групп персонажей, общий признак, перемена облика Европы, Роттердамский дневник, русский язык.


Похожие статьи

Влияние античной мифологии на современную гендерную культуру

Мировая история культуры характеризуется разной степенью внимания к женщине в

Как во многих мифологических сказаниях, в древнегреческой мифологии ЖИЗНЬ начинает свое

Далее идет отчетливая дискриминация по половому признаку: страх Крона, что и его может...

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

В древнегреческой мифологии Аполлон — яркий пример амбивалентного божества.

Это настолько не понравилось Аиду, что по его просьбе Зевс был вынужден поразить Асклепия молнией [18, c. 124].

Среди дочерей великого врачевателя выделялась Панацея (Панакея).

Образовательные возможности мифологии | Статья в журнале...

Особый интерес вызывает древнегреческая мифология

В древнейшей мифологии Богиня-мать основной своей функцией имела не только начало новой жизни, но и ее окончание.

В мифологии ацтеков представителем данного культа являлась Богиня Шканиль (кукурузница).

Функциональность хора в пространстве древнегреческого...

Функциональность хора в пространстве древнегреческого представления Редько А.М., педагог Пермский музыкальный колледж. В предлагаемой работе автор рассматривает хор как сценическую форму тем самым...

Аполлон: амбивалентность культа и образа | Статья в журнале...

Музы. Как уже было сказано ранее, Аполлон был «водителем Мойр», но также был и наставником муз.

Все они были дочерьми Зевса и титаниды Мнемозины, богини памяти. Обитали они преимущественно на Парснасе, где вместе с ними жил и Аполлон.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

В мифологии Зевс выступает в двойственной роли: в качестве Сына — по отношению к Крону (и

В сравнении с ними более развитые культуры Европы и США в своей структуре имеют мощное

«Дочь светлоокая Зевса Афина тогда Одиссея. Изучение и исследование вопроса...

Изучение личности Амира Тимура в Европе (XVI–XVIII века)

Победа Тимура под Анкарой была встречена в Европе с благодарностью. В поздравительном письме английского короля Генриха IV (1399–1413), по случаю победы Амира Тимура в битве под Анкарой говориться: «Эта победа радует всех нас».

Образ природы как стилевая доминанта в поэзии У. Вордсворта...

В данной статье рассматривается образ природы в творчестве английского по-эта-романтика У. Вордсворта. Целью статьи является показать, как трактовался об-раз природы в эпоху романтизма. Автор стремится проследить, каким образом происхо-дило становление образа...

Проблемы перевода существительных, маркированных по...

В данной статье категория рода рассматривается именно в плане его грамматического и лексико-семантического проявления в немецком и русском языках и в связи с трудностями перевода существительных, маркированных по признаку рода, с одного языка на другой.

Похожие статьи

Влияние античной мифологии на современную гендерную культуру

Мировая история культуры характеризуется разной степенью внимания к женщине в

Как во многих мифологических сказаниях, в древнегреческой мифологии ЖИЗНЬ начинает свое

Далее идет отчетливая дискриминация по половому признаку: страх Крона, что и его может...

Краткий обзор богов-врачевателей Древней Греции

В древнегреческой мифологии Аполлон — яркий пример амбивалентного божества.

Это настолько не понравилось Аиду, что по его просьбе Зевс был вынужден поразить Асклепия молнией [18, c. 124].

Среди дочерей великого врачевателя выделялась Панацея (Панакея).

Образовательные возможности мифологии | Статья в журнале...

Особый интерес вызывает древнегреческая мифология

В древнейшей мифологии Богиня-мать основной своей функцией имела не только начало новой жизни, но и ее окончание.

В мифологии ацтеков представителем данного культа являлась Богиня Шканиль (кукурузница).

Функциональность хора в пространстве древнегреческого...

Функциональность хора в пространстве древнегреческого представления Редько А.М., педагог Пермский музыкальный колледж. В предлагаемой работе автор рассматривает хор как сценическую форму тем самым...

Аполлон: амбивалентность культа и образа | Статья в журнале...

Музы. Как уже было сказано ранее, Аполлон был «водителем Мойр», но также был и наставником муз.

Все они были дочерьми Зевса и титаниды Мнемозины, богини памяти. Обитали они преимущественно на Парснасе, где вместе с ними жил и Аполлон.

Отец и сын в античной патриархальной культуре (на примере...)

В мифологии Зевс выступает в двойственной роли: в качестве Сына — по отношению к Крону (и

В сравнении с ними более развитые культуры Европы и США в своей структуре имеют мощное

«Дочь светлоокая Зевса Афина тогда Одиссея. Изучение и исследование вопроса...

Изучение личности Амира Тимура в Европе (XVI–XVIII века)

Победа Тимура под Анкарой была встречена в Европе с благодарностью. В поздравительном письме английского короля Генриха IV (1399–1413), по случаю победы Амира Тимура в битве под Анкарой говориться: «Эта победа радует всех нас».

Образ природы как стилевая доминанта в поэзии У. Вордсворта...

В данной статье рассматривается образ природы в творчестве английского по-эта-романтика У. Вордсворта. Целью статьи является показать, как трактовался об-раз природы в эпоху романтизма. Автор стремится проследить, каким образом происхо-дило становление образа...

Проблемы перевода существительных, маркированных по...

В данной статье категория рода рассматривается именно в плане его грамматического и лексико-семантического проявления в немецком и русском языках и в связи с трудностями перевода существительных, маркированных по признаку рода, с одного языка на другой.

Задать вопрос