Оценка эффективности ледокольных средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 13.07.2019

Статья просмотрена: 306 раз

Библиографическое описание:

Гасанов, К. Г. Оценка эффективности ледокольных средств / К. Г. Гасанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61537/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одним из направлений совершенствования ледокольных средств и повышения их эффективности является поиск принципиально новых, энергосберегающих способов разрушения льда. В настоящее время имеется достаточный опыт применения судов на воздушной подушке для проведения работ по разрушению льда.

Ключевые слова: лед, ледокольная платформа на воздушной подушке, разрушение льда, ледовое сопротивление.

В условиях Северного Каспия остро стоит проблема продления навигации в связи с увеличением грузооборота между портами Астрахани и портами Каспийского бассейна. Разработка новых месторождений также привели к активным поискам эффективных способов провода судов через льды Северного Каспия. Ледовый режим Каспийского моря, с одной стороны, характеризуется климатическими условиями, с другой связан мелководностью берегов, вследствие чего большая часть Северного Каспия долгое время покрыта сплошным неподвижным льдом.

Наиболее универсальным средством продления навигации и борьбы с ледовыми затруднениями является ледокольный флот. За более чем полутора вековую историю его развития в значительной мере претерпели изменение ледокольные концепции, накоплен значительный опыт проектирования ледоколов. Одним из принципиально новых средств борьбы с ледовой обстановкой стала ледокольная платформа на воздушной подушке (ЛПВП).

Оценивать эффективность применения ЛПВЛ по сравнению с традиционными ледоколами необходимо, по-видимому, прежде всего с точки зрения увеличения ледопроходимости комплекса «толкач-ЛПВП» по отношению к ледоколам. То есть, следует дать оценку эффективности комплекса как технического средства разрушения льда, не связывая его с конкретными условиями проведения зимней навигации.

На данный момент единственным средством для прокладки судоходного канала во льдах Северного Каспия служат ледоколы типа «Капитан Чечкин» (пр.1105). Поэтому стоит провести сравнительный анализ технической эффективности ледокольного состава с ЛПВП и ледокола пр.1105. Для сравнения эффективности различных средств разрушения и продления навигации могут использоваться следующие критерии [1,c.34]:

– энергетические затраты на разрушения единицы объема льда:

(1)

гдеN — мощность средства, разрушающий лед, кВт;

Вк — ширина разрушенного канала, м;

v — скорость движения, м/с;

h — толщина льда, м.

– приведенные затраты на разрушение единицы объема льда:

(2)

Определение величины ширины прокладываемого канала, зависит от эксплуатируемых судов в районе Северного Каспия. Анализ эксплуатируемых в Каспийском бассейне типов судов показал, что ширина судов не превышает 17 м. Это позволяет сделать вывод, что необходимая ширина канала для безопасной проводки судна по ледовому каналу должна быть равна 18 м.

Скорость движения при разрушении льда, определятся по кривой ледопроходимости ледокольного состава в сплошном ровном льду. Для этого необходимо определить суммарное сопротивление состава. Полное сопротивление состава при разрушении льда и прокладки судового канала имеет следующий вид [2, стр.14]:

(3)

гдеRбукс, RЛПВП — сопротивление толкающего судна и ЛПВП.

Сопротивление ЛПВП можно представить в виде:

(4)

где — сплоченность льда в канале;

Сопротивление от деформации и разрушения ледяного покрова:

(5)

где — давление, разрушения льда [1, стр.55].

Сопротивление, связанное с трением материала ГО о лед:

(6)

Сопротивление, образующееся от взаимодействия образующихся обломков разрушенного льда с ГО:

(7)

Гидродинамическое сопротивление ЛПВП получим:

,(8)

где — число Фруда по величине впадины;

Hб — глубина бассейна.

Сопротивление судна в битом льду запишется так:

(9)

Где Bк≈1,2Ввп — ширина канала битого льда, м;

В — ширина толкающего судна, м;

Rв — сопротивление воды, вычисляемое общепринятым способом.

В качестве примера, был произведен расчет основных параметров ЛПВП, необходимого для создания судоходного канала в условия Северного Каспия с шириной канала 18 м, толщиной льда 0,7м. В результате имеем:

Sвп = 316 м2; рвп = 8,4 кПа; рв = 10,2 кПа; Q = 65 м3/с; Nлпвп = 2х550 кВт.

Выбрано два двигателя для вентилятора «Mitsubishi S6R-(Z3)MPTAW» — мощностью по 605 кВт и частотой вращения 1500 об/мин. В качестве нагнетателя выбраны центробежные вентиляторы ВМ-18 с давлением pвент=11.02 кПа и производительностью Qвп = 59.86 м3/с.

Размеры жёсткого корпуса судна в плане LxBxH=19.8 х 18.1x2.21 м.

В качестве толкающего судна, принят буксир «Sarbas». Основные размерения и параметры буксира приведены в таблице 1

Таблица 1

Буксир

L, м

B, м

H, м

T, м

v, км/ч

D, т

N, кВт

TЕ, кН

«Sarbas»

28,8

10,0

3,5

2,8

10,0

544

1878

30,0

Для проведения сравнительного анализа ледокольного состава с ледоколом, приведём основные характеристики ледокола ледокола «Капитан Чечкин» (пр.1105), необходимые для расчета в таблице 2.

Таблица 2

Ледокол

L, м

B, м

H, м

T, м

v, км/ч

D, т

N, кВт

TЕ, кН

«К.Чечкин»

77,6

16,28

4,8

3,5

25,7

2472

4650

414

При толщине льда hл=0.7 м ледокол «Капитан Чечкин» развивает скорость v=3 км/ч. Это позволяет построить диаграмму ледопроходимости. Диаграмма ледопроходимости ледокола и ледокольного состава приведена на рис.1. Как видно, при движении ледокол и ледокольный состав способен непрерывно двигаться в сплошном льду толщиной 0.7 м.

Рис. 1. Диаграмма ледопроходимости

Эксплуатационный расход рассчитывается за один круговой рейс проводки ледового канала. Протяжённость кругового рейса может быть определён по формуле:

(10)

гдеlэкс=388 км — длина ледового участка Северного Каспия.

Эксплуатационные расходы за 1 круговой рейс складываются из основных составляющих: расходы С1 на содержание экипажа, расходы С2 на обслуживание судна и расходов на топливо и смазочные материалы С3 на ходу и С4 на стоянке, определённый за каждый круговой рейс и стоимости фрахтования ледокола или буксира C5:

(11)

Результаты расчетов по предлагаемым критериям (1) и (2) для различных разрушающих средств и при различных величинах толщин льда приведен на рис.2.

Рис. 2. Критерии технической и экономической эффективности

По результатам работы можно сделать следующие выводы:

– ЛПВП можно использовать для увеличения ледопроходимости ледоколов и других судов;

– Платформы на воздушной подушке имеет более низкие энергетические затраты на разрушение льда, по сравнению с ледоколами;

– Выполнение расчеты экономической эффективности состава с ЛПВП подтверждают их преимущества по сравнению с ледоколами;

– Эффективность применения ЛПВП значительной степени зависит от толщины разрушаемого ледяного покрова. Предложенные критерии позволяют определить диапазон толщин льда, где каждое средство будет наиболее эффективно.

Литература:

  1. Зуев, В. А. Использование судов на воздушной подушке для разрушения ледяного покрова/В. А. Зуев, В. М. Козин. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 1988. — 128 с.
  2. Зуев В. А. Подготовка исходной информации при формировании математической модели проектирования ледокольных платформ на воздушной подушке // Вопросы проектирования судов, плавающих во льдах: Межвузовский сборник / Горький, 1988. — 12–20 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): Северный Каспий, разрушение льда, ледокольный состав, воздушная подушка, ледокол, круговой рейс, толкающее судно, толщина льда, ледовый канал, ледокольная платформа.


Ключевые слова

лед, ледокольная платформа на воздушной подушке, разрушение льда, ледовое сопротивление

Похожие статьи

Постановка задачи исследования процессов для надежной герметизации скважин

В последние годы в связи с необходимостью увеличения добычи нефти и газа, увеличиваются объёмы бурения скважин, в разработку и эксплуатацию вводятся новые нефтедобывающие районы, обустраиваются нефтяные месторождения, растёт потребность в качественны...

Комплексный подход к проблемам поглощения бурового раствора на Чинаревском нефтегазоконденсатном месторождении

Несмотря на то, что в настоящее время технология строительства скважин разработана на достаточно высоком уровне, при бурении возникают внештатные ситуации, наиболее неприятные из которых осложнения. Все это связано с разнообразием залегания пород, ва...

Анализ причин возникновения постепенного отказа морских гидротехнических сооружений на шельфе в ледовых условиях

Оценка надежности занимает одну из главных ступеней в проектировании. В настоящей статье проанализированы причины ледовой абразии и факторы, на нее влияющие. Рассмотрены ледовые нагрузки и возможные причины возникновения постепенного отказа вследстви...

Совершенствование конструктивно-технологических решений устройства защитных сооружений гражданской обороны

Статья посвящена проблемам состояния защитных сооружений гражданской обороны. Ведется обобщение результатов исследования проблем существующих защитных сооружений. Приводятся рекомендации по устранению выявленных проблем, применению современных разраб...

Повышение экологической безопасности путем применения установки рекуперации паров нефтепродуктов на объекте нефтяной отрасли

Данная работа направлена на рассмотрение существующих установок рекуперации паров нефтепродуктов, как одних из наиболее эффективных методов повышения экологической безопасности на объектах нефтяной отрасли. Проанализированы особенности адсорбционно-а...

Особенности бурения геологоразведочных скважин и влияние температурного режима на эффективность бурения с продувкой воздухом

Совершенствование техники и технологии геологоразведочного бурения, повышение эффективности буровых работ и снижение их себестоимости является актуальной задачей разведки месторождений полезных ископаемых. Одним из прогрессивных и высокоэффективных с...

Нагрузка от льда на гидротехнические сооружения на протяжении ледового сезона в замерзающих морях

В статье автор рассматривает проблемы расчета нагрузок от льда на морские ГТС от ровного льда.

Снижение тепловых потерь путем термореновации зданий

В данной статье рассмотрены основные предпосылки создания эффективных инструментов для исследования естественной вентиляции с ветровым побуждением, рассмотрены примеры применения данных систем на конкретных объектах, выявлены достоинства и недостатки...

Применение материалов дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) для обеспечения устойчивого развития территорий

В статье рассматривается возможность применения современных технологий для охраны водных объектов. Авторами проведен сравнительный анализ законодательной основы охраны водных объектов.

Совершенствования и оптимизация процессов углубления скважин за счет применения современного аппаратно-программного комплекса каротажа в процессе бурения и интерпретация его результатов

С целью повышения информативности и эффективности производства буровых работ возникает необходимость развития специальных систем контроля параметров бурения, геофизических исследований и каротажа в режиме реального времени. Преимущества от применени...

Похожие статьи

Постановка задачи исследования процессов для надежной герметизации скважин

В последние годы в связи с необходимостью увеличения добычи нефти и газа, увеличиваются объёмы бурения скважин, в разработку и эксплуатацию вводятся новые нефтедобывающие районы, обустраиваются нефтяные месторождения, растёт потребность в качественны...

Комплексный подход к проблемам поглощения бурового раствора на Чинаревском нефтегазоконденсатном месторождении

Несмотря на то, что в настоящее время технология строительства скважин разработана на достаточно высоком уровне, при бурении возникают внештатные ситуации, наиболее неприятные из которых осложнения. Все это связано с разнообразием залегания пород, ва...

Анализ причин возникновения постепенного отказа морских гидротехнических сооружений на шельфе в ледовых условиях

Оценка надежности занимает одну из главных ступеней в проектировании. В настоящей статье проанализированы причины ледовой абразии и факторы, на нее влияющие. Рассмотрены ледовые нагрузки и возможные причины возникновения постепенного отказа вследстви...

Совершенствование конструктивно-технологических решений устройства защитных сооружений гражданской обороны

Статья посвящена проблемам состояния защитных сооружений гражданской обороны. Ведется обобщение результатов исследования проблем существующих защитных сооружений. Приводятся рекомендации по устранению выявленных проблем, применению современных разраб...

Повышение экологической безопасности путем применения установки рекуперации паров нефтепродуктов на объекте нефтяной отрасли

Данная работа направлена на рассмотрение существующих установок рекуперации паров нефтепродуктов, как одних из наиболее эффективных методов повышения экологической безопасности на объектах нефтяной отрасли. Проанализированы особенности адсорбционно-а...

Особенности бурения геологоразведочных скважин и влияние температурного режима на эффективность бурения с продувкой воздухом

Совершенствование техники и технологии геологоразведочного бурения, повышение эффективности буровых работ и снижение их себестоимости является актуальной задачей разведки месторождений полезных ископаемых. Одним из прогрессивных и высокоэффективных с...

Нагрузка от льда на гидротехнические сооружения на протяжении ледового сезона в замерзающих морях

В статье автор рассматривает проблемы расчета нагрузок от льда на морские ГТС от ровного льда.

Снижение тепловых потерь путем термореновации зданий

В данной статье рассмотрены основные предпосылки создания эффективных инструментов для исследования естественной вентиляции с ветровым побуждением, рассмотрены примеры применения данных систем на конкретных объектах, выявлены достоинства и недостатки...

Применение материалов дистанционного зондирования земли (ДЗЗ) для обеспечения устойчивого развития территорий

В статье рассматривается возможность применения современных технологий для охраны водных объектов. Авторами проведен сравнительный анализ законодательной основы охраны водных объектов.

Совершенствования и оптимизация процессов углубления скважин за счет применения современного аппаратно-программного комплекса каротажа в процессе бурения и интерпретация его результатов

С целью повышения информативности и эффективности производства буровых работ возникает необходимость развития специальных систем контроля параметров бурения, геофизических исследований и каротажа в режиме реального времени. Преимущества от применени...

Задать вопрос