Сетевые проекты как средство неформального повышения квалификации педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 13.07.2019

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Веретенникова, Ю. О. Сетевые проекты как средство неформального повышения квалификации педагога / Ю. О. Веретенникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 237-239. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61532/ (дата обращения: 19.04.2024).



Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, сетевые проекты, неформальное повышение квалификации.

Я думаю, вы со мной согласитесь: что самым ценным ресурсом любой организации являются ее работники. Коммуникативные, творческие, образованные и мобильные. Новый виток развития педагогических кадров, их профессиональных и личностных качеств — ключ к развитию и позитивным изменениям в любой образовательной организации и одно из важнейших условий успешности реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Сегодня требуется новый подход к повышению профессионального мастерства педагогов, которое возможно лишь в специально организованной образовательной среде, обеспечивающий и инициирующий такой рост.

Давайте с вами порассуждаем, что же такое неформальное повышение квалификации. Это совершенно новый и не знакомый термин? Или это хорошо забытое старое, но с новыми подходами и собственной системой?

Повышение квалификации — это не разовая акция, а непрерывный процесс постоянного совершенствования знаний и компетентностей, навыков и умений педагогов, их созидательной деятельности.

В первую очередь, это умение педагога реагировать на меняющуюся ситуацию в образовании (а у нас, согласитесь, в последнее время очень много изменений). Далее, возможность получить образование без отрыва от производства, получить с учетом собственных потребностей, при этом самостоятельно определив содержание, формы, методы и необходимые ресурсы. Обучаясь, педагог имеет возможность контролировать весь ход обучения, периодически возвращаясь к наиболее сложному материалу, здесь же апробировать полученные знания в практической деятельности, обобщить свой опыт работы и вырасти как в личностном, так и профессиональном планах.

Переход к внутрифирменному повышению квалификации педагогов позволит снять некое отчуждение процесса обучения педагогов от специфической потребности учреждения, то есть осуществлять его целенаправленно, предметно и содержательно, превратить методическую работу в учреждении в целостную систему непрерывного дополнительного профессионального роста педагогических кадров.

Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, решаем задачи. От умения эффективно их решать зависит качество жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Поэтому, хочется, чтобы наши дети обладали всеми навыками решения проблем: умели получать и обрабатывать информацию, анализировать, грамотно мыслить, быстро принимать решения в незнакомой ситуации, планировать свою деятельность.

Размышляя над этим, задумываешься над вопросом как учить? учить, чтобы было интересно? В ответе кроется смысл образования, который сводится в общую идею — вовлечение учащихся в деятельность. В связи с этим назрела необходимость поиска таких методов, которые научили бы детей получать удовольствие от процесса приобретения знаний, а учителей — от процесса преподавания. Частично эту потребность восполняют различные дистанционные обучающие тренинги и мастер — классы, проводимые в рамках тех или иных образовательных сообществ. Но одна теория, пусть даже качественная, не даёт практического навыка, опыта продуктивного общения и работы в едином информационном пространстве. Одним из эффективных способов приобретения такого опыта, а значит и неформального повышения квалификации, являются, на мой взгляд, сетевые проекты.

Что такое сетевой проект?

Сетевой проект (далее СП) — совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата [1].

Достоинство СП в том, что они направлены на развитие личностных универсальных учебных действий по требованиям ФГОС, метапредметны и основаны на активном применении педагогических технологий и приёмов: обучение в малых группах сотрудничества, метод проектов, учебные дискуссии, мозговая атака, ролевые игры проблемной направленности, учебное исследование.

В чём методологическая основа сетевых проектов?

В результате внедрения ФГОС и принятия нового закона об образовании происходит переход современного российского образования на инновационный путь развития, а также переоценка взглядов на содержание школьного обучения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано [2], что целью школьного обучения в данный момент должно быть самостоятельное определение и достижение учащимися поставленных учебных целей. При этом они должны уметь оперативно принимать решения, анализировать полученные результаты, сравнивать объекты, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения, организовывать себя и свою деятельность, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, своевременно и адекватно решать практические и теоретические задачи в различных жизненных ситуациях на протяжении всей жизни.

Преимуществом проектов заключается в том, что авторами создаются все условия для разноуровневого обучения, чтобы каждый ребёнок работал в своем темпе и на своем уровне, при этом не испытывая дискомфорта.

Актуальность использования СП состоит в повышении развития коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования, работы в команде, в формировании умения работать над созданием продукта, как результата своей деятельности.

Организация сетевых проектов дает возможность учителю на более высоком уровне внедрять метод проектов в учебную деятельность. Учитель проводит проекты с учащимися разных городов и школ, обобщает свой педагогический опыт и совершенствует профессиональные навыки. Выйдя за рамки своего предмета, учитель получает совершенно новый опыт, который потом привнесет много интересного и продуктивного в его урок.

В заключение хочу подчеркнуть, что проведение сетевых проектов и участие в них школьников не только соответствуют современным требованиям ФГОС, но и являются стимулом (импульсом) для развития профессиональной компетенции педагога, его самообразования.

Литература:

  1. Сетевой проект // Первые шаги в сетевых проектах. URL: https://sites.google.com/site/pervyesagivsetevyhproektah/cto-takoe-setevoj-proekt (дата обращения: 09.07.2019).
  2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102145650&backlink=1&&nd=102145494 (дата обращения: 09.07.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): неформальное повышение квалификации, метод проектов, проект, сетевой проект, школьное обучение.


Ключевые слова

дистанционные образовательные технологии, сетевые проекты, неформальное повышение квалификации

Похожие статьи

Формальная, неформальная и информальная модели...

Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения.

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами.

Одним их эффективных методов управления образовательной услугой, с учетом временного горизонта и особенностей...

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

В статье описан метод проектов как один из интерактивных методов обучения

Данный метод рассматривался как альтернативный вариант, оторванного от жизни школьного

Метод проектов –это интерактивный метод современного обучения.Если говорить о нём как о...

Проектная технология как средство повышения качества...

Преимущество метода проектов в том, что он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией

Проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью...

Учебные проекты связаны с решением задач обучения. Иногда они выполняются в рамках учебных планов, а иногда и за их пределами.

Такой проект знакомит учащихся с различными видами информации и способами ее извлечения, передачи, представления и хранения.

Проектная и исследовательская деятельность в образовательном...

Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу.

Необходима система курсов повышения квалификации для педагогов по технологии метода проекта и ведения исследования.

Повышение мотивации к изучению химии посредством...

Сетевой проект — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует

В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Сетевое сообщество школ как средство диссеминации...

школьных инициатив и сетевых проектов» в размере одного миллиона рублей их федерального

Кроме этих школ в проект удалось привлечь несколько школ, которые стали

На наш взгляд, одним из основных эффектов реализации проекта стало еже и повышение...

Похожие статьи

Формальная, неформальная и информальная модели...

Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения.

Особенности образовательных проектов и управления ими

Ключевые слова: проектное управление, образовательный проект, образовательная услуга, сетевые формы взаимодействия по управлению проектами.

Одним их эффективных методов управления образовательной услугой, с учетом временного горизонта и особенностей...

Проектная деятельность как интерактивный метод обучения

В статье описан метод проектов как один из интерактивных методов обучения

Данный метод рассматривался как альтернативный вариант, оторванного от жизни школьного

Метод проектов –это интерактивный метод современного обучения.Если говорить о нём как о...

Проектная технология как средство повышения качества...

Преимущество метода проектов в том, что он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая баланс между теорией

Проектное обучение — это качественно иная образовательная практика; выделить метод проектов из других методов можно, обнаружив...

Организация проектной деятельности учащихся с помощью...

Учебные проекты связаны с решением задач обучения. Иногда они выполняются в рамках учебных планов, а иногда и за их пределами.

Такой проект знакомит учащихся с различными видами информации и способами ее извлечения, передачи, представления и хранения.

Проектная и исследовательская деятельность в образовательном...

Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу.

Необходима система курсов повышения квалификации для педагогов по технологии метода проекта и ведения исследования.

Повышение мотивации к изучению химии посредством...

Сетевой проект — совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы...

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует

В рамках профильного обучения проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников.

Сетевое сообщество школ как средство диссеминации...

школьных инициатив и сетевых проектов» в размере одного миллиона рублей их федерального

Кроме этих школ в проект удалось привлечь несколько школ, которые стали

На наш взгляд, одним из основных эффектов реализации проекта стало еже и повышение...

Задать вопрос