Междисциплинарность методов исследования диаспор | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 апреля, печатный экземпляр отправим 15 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 16.07.2019

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Дзанхотова А. А. Междисциплинарность методов исследования диаспор // Молодой ученый. — 2019. — №28. — С. 216-218. — URL https://moluch.ru/archive/266/61529/ (дата обращения: 28.03.2020).



Диаспора сложное и многоаспектное явление, при исследовании которого характерна междисциплинарность её методов. Рассмотрен многосторонний интегрированный подход к исследованию сложных систем.

Чем шире область изучаемых явлений, тем труднее поиск решений и при решении сложных проблем учёные начинают поиск общей теоретической базы для целого класса или классов явлений. Вероятно, именно это имел в виду великий А. Эйнштейн, когда говорил о науке как о неустанной многовековой работе мысли, которая стремится свести посредством системы все познаваемые явления мира.

Как известно, существуют три основных метода изучения природы и общества. Для античности, восточной древности и раннего средневековья было характерно наблюдение как способ познания, дающий общее представление о предмете. В новое время научные исследования основывались на эксперименте и анализе его результатов в поиске первоэлементов, порождающих природные и общественные явления, а также на изучении самих этих явлений. Знаком нашего времени стал многосторонний интегрированный подход к исследованию таких сложных систем, как структурно-функциональных объектов.

Т. Парсон [7], предшественник метода структурно-функционального анализа, выделял четыре основных элемента общества: экономическую, политическую, социальную и культурную системы. Каждая система выполняет свою собственную задачу, решение которой необходимо для обеспечения нормальной жизни общества. Данный метод важен при раскрытии проблем, неизбежно возникающих на пути интеграции диаспор.

С социальной точки зрения диаспора — это явление многомерное, специфика которого может быть понята только при комплексном исследовании, как справедливо замечает Н. Лебедева, существующие теории «не могут объяснить всей глубины и сложности психологических реакций на чужую культуру...» [4]. Для исследования динамики взаимодействия живых систем в меняющихся условиях среды автор пользуется методом «функциональных триад». В его основе — достижения теории систем, информатики, физиологии и других научных дисциплин. Основные положения концепции таковы. Главная отличительная черта живой системы — ее способность организовать общесистемный процесс результативного функционирования, т. е. последовательную, согласованную работу ее элементов, которая приводит к результату, отличному от результата работы каждого элемента в отдельности или их простой совокупности, и которую биологи и социологи называют «поведением».

Рассматриваемый метод опирается на простые аксиомы: живая система (добавим, как и социальная, поскольку ее субстратным элементом является человек) представляет собой триаду, то есть обладает структурой — пространственной организацией взаимосвязанных компонентов, которая определяет пределы адаптивных возможностей системы на данном этапе ее развития; способна к результативному функционированию; имеет механизм самоорганизации.

Учёные суммируют основные вопросы исследования, методологии, теории и гипотезы, которые используются для её изучения. В изучении диаспоральных процессов следует выделить дисциплины, каждая из которых находит при этом свой аспект:

– история рассматривает историю формирования различных меньшинств через миграционный процесс, исторические особенности и влияние на взаимоотношения между коренным и пришлым населением, изменения системы хозяйствования и культуры;

– антропология изучает вопросы идентичности диаспоры, воздействие на этническую самоидентификацию, социальные и культурные изменения как результат проживания в другой стране, кросс-культурное взаимодействие;

– право устанавливает влияние законодательства на различные этнические группы и их социальную защищённость;

– экономика выясняет экономическую ситуацию в регионе: рынок труда, уровень зарплаты, уровень безработицы, стоимость рабочей силы, объёмы производства, качество продукции, себестоимость продукции, фискальную систему, уровень жизни населения и потери от интеллектуальной миграции;

– демография фиксирует изменения обшей численности населения региона, детерминированность социально-экономическими и демографическими процессами;

– политология устанавливает взаимосвязь между внешней политикой и национальной безопасностью, воздействие на институты суверенитета и гражданство, формирование электоральной карты региона;

– конфликтология рассматривает формирование новых диаспор, с точки зрения источника конфликтогенности;

– экология изучает проблемы воздействия на окружающую среду, наличие природных ресурсов;

– география рассматривает влияние географических особенностей территории на приживаемость, пространственное перемещение людей, как региональные особенности и территориальные отличия влияют на поведение людей;

– гендерные исследования выявляют особенности ситуации мужчин и женщин, проблемы прав женщин и женского труда;

– психология на стыке с этнологией исследует аспекты поведения отдельных этнических групп, культурного шока, вопросы культурной дистанции и адаптивные различия и т. д.

Аргументируя междисциплинарность исследования, следует отметить, что демографические данные и статистические методы исследования используют практически все дисциплины. Политология, право, социология, гендерные исследования, психология используют метод интервью, так же, как и история — сравнительный метод исследования. Исторически — компаративный метод направлен на исследование исторических причин, побудивших, либо вынудивших, например, немцев участвовать в процессе заселения России, а также на прогнозирование результатов процесса поиска идентичности русскими немцами. На вопросы о настоящем или будущем страны / народа невозможно дать ответы без обращения к истории. Социология с экономикой, антропологией и историей имеет много общего в изучении диаспор.

Социология как интегративная наука осуществляет комплексный анализ социальной структуры общества, закономерности и особенности поведения, влияние старого и нового на интересы социальных групп, проблемы социальной и этносоциальной интеграции и адаптации, самоидентификации и межэтнической коммуникации, прогнозы и пути решения проблем национализма, социальных конфликтов и т. д. Она обеспечивает комплексное, компаративное изучение объекта с учётом полисубъективности данного социального феномена. Это знание со сложной внутренней структурой, с различными уровнями, направлениями и тенденциями.

Широкое применение в ней нашли диалектический метод, системный анализ, сравнительный, исторический и логический подходы к явлениям, процессам социальной реальности, аналитико-синтетические и другие приемы мыслительной деятельности. Особую ориентирующую роль сыграл закон всеобщей противоречивости, указывающий на то, чтобы рассматривать национальные процессы, как и все жизненные реалии, в их противоречивости, самодвижении и изменении, как единство переходящих друг в друга противоположностей. Так, диаспоры представляют собой единство таких противоположностей, как национального, этнического и межэтнического, этнического и социального, национального и интернационального, национального и политического.

Познать диаспоральную общность — это вовсе не означает, что постижение сути последней можно ограничить непосредственно ее основными характеристиками вне связи с условиями ее образования и существования, вне их сцепления с другими социально-этническими и иными феноменами, их всестороннего взаимодействия.

В этом же духе работает и принцип системности, нацеленный на то, чтобы изучать любое явление как элемент более широкого типа. Эго положение имеет непосредственное отношение к познанию диаспорапьных образований, отличающихся многосторонними связями, сложным переплетением разного рода обстоятельств.

В изучении диаспоральных образований достаточно полное применение нашли такие методы исследования, как дедуктивный и индуктивный. Первый из них позволил оперировать общими понятиями и представлениями о национально-этнических образованиях, второй дал возможность идти от частного знания к общему, учитывать специфику отдельных диаспоральных групп.

Не менее эффективной была и роль количественного и качественного метода. При познании диаспоральных общностей весьма существенным проявляет себя количественный фактор, компактное или дисперсное расселение. Он оказывает подчас решающее влияние на становление диаспоры, этапы ее развития, судьбы, обозримое будущее.

Литература:

  1. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. — Ставрополь. 2001.
  2. Арутюнов С. А. Диаспора — это процесс // Этнографическое обозрение. — 2000. — № 2.
  3. Гумилев Л. Н., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические исследования. — 1992. — № 1.
  4. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. — М., 1993.
  5. Кцоева Г. У. Методы исследования этнических стереотипов // Социальная психология и общественная практика. — М., 1985.
  6. Савва М. В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). — Краснодар, 1997.
  7. Рaгsоn, Таlkоt (1937) Тhе Stгuсtuгe оf Sосiа1 Аction. New York: Р. 743–766.
Основные термины (генерируются автоматически): явление, результативное функционирование, многосторонний интегрированный подход, живая система.


Похожие статьи

Основные методологические подходы в педагогике

Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Методика оценки результативности СМК предприятия

- функционирование процессов и соответствие продукции

Анализ подходов к оценке результативности систем... 4. Оценка результативности СМК осуществляется на

Методика оценки результативности интегрированной системы управления качеством и безопасностью.

Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины...

Сами же процессы интеграции в образовании — это явление сложное, комплексное и многостороннее по

Интегрированное обучение способствует развитию научного стиля мышления, формирует комплексный подход к различным дисциплинам, позволяет достичь...

Методологические подходы исследования развития лидерских...

Познание любого явления окружающей действительности предполагает наличие инструмента познания. В качестве такого инструмента выступает методология, определяющая основные направления процесса познания.

Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы...

Для оценки и анализа эффективного и результативного функционирования (деятельности) предприятий, отдельных бизнес-процессов и сделок традиционно используются финансовые методы. Однако в современных исследованиях учёные придерживаются позиции, что...

Методика оценки результативности интегрированной системы...

Анализ подходов к оценке результативности систем... 2. Оценка результативности СМК определяется на основе оценки

В работе рассмотрены методы оценки эффективности компании, внедряющей ERP-системы. Каждый метод оценки описан в сравнении с другими по...

Философско-методологические аспекты интегративных курсов...

- принцип целостности и специализации профессионального образования: единство целостности и специализации профессионального образования реализуется тогда, и только тогда, когда в ее содержании оптимально сочетается система интегративных и предметных курсов

О сущности категории «эффективность» в контексте...

Сущность содержания эффективности управления выражается в том, «в какой степени система управления способствует удовлетворению непрерывно растущих потребностей общества, укреплению экономического могущества страны» [2].

Методические подходы к повышению результативности...

Статья посвящена методическим подходам повышения результативности школьного образования. Описаны методические подходы, отвечающие современным требованиям к уровню подготовки выпускников средних общеобразовательных школ...

Похожие статьи

Основные методологические подходы в педагогике

Методы педагогического исследования в отличие от методологии – это сами способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Методика оценки результативности СМК предприятия

- функционирование процессов и соответствие продукции

Анализ подходов к оценке результативности систем... 4. Оценка результативности СМК осуществляется на

Методика оценки результативности интегрированной системы управления качеством и безопасностью.

Внедрение интегрированного подхода при освоении дисциплины...

Сами же процессы интеграции в образовании — это явление сложное, комплексное и многостороннее по

Интегрированное обучение способствует развитию научного стиля мышления, формирует комплексный подход к различным дисциплинам, позволяет достичь...

Методологические подходы исследования развития лидерских...

Познание любого явления окружающей действительности предполагает наличие инструмента познания. В качестве такого инструмента выступает методология, определяющая основные направления процесса познания.

Теоретико-методологические подходы к исследованию проблемы...

Для оценки и анализа эффективного и результативного функционирования (деятельности) предприятий, отдельных бизнес-процессов и сделок традиционно используются финансовые методы. Однако в современных исследованиях учёные придерживаются позиции, что...

Методика оценки результативности интегрированной системы...

Анализ подходов к оценке результативности систем... 2. Оценка результативности СМК определяется на основе оценки

В работе рассмотрены методы оценки эффективности компании, внедряющей ERP-системы. Каждый метод оценки описан в сравнении с другими по...

Философско-методологические аспекты интегративных курсов...

- принцип целостности и специализации профессионального образования: единство целостности и специализации профессионального образования реализуется тогда, и только тогда, когда в ее содержании оптимально сочетается система интегративных и предметных курсов

О сущности категории «эффективность» в контексте...

Сущность содержания эффективности управления выражается в том, «в какой степени система управления способствует удовлетворению непрерывно растущих потребностей общества, укреплению экономического могущества страны» [2].

Методические подходы к повышению результативности...

Статья посвящена методическим подходам повышения результативности школьного образования. Описаны методические подходы, отвечающие современным требованиям к уровню подготовки выпускников средних общеобразовательных школ...

Задать вопрос