К вопросу об изучении самосознания старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (266) июль 2019 г.

Дата публикации: 09.07.2019

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Котовщикова, В. А. К вопросу об изучении самосознания старших дошкольников / В. А. Котовщикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 28 (266). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/266/61501/ (дата обращения: 25.04.2024).



Сознание человека состоит из двух взаимосвязанных компонентов: сознания внешнего мира и самосознания, которое является его основой. «Самосознание — осознание человеком себя как индивидуальности» [1, с. 438].

Л. Д. Столяренко выделила в структуре самосознания 4 компонента:

– Осознание близких и отдаленных целей мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»).

– Осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»).

– Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»).

– Эмоциональное, чувственное представление о себе [3].

Наиболее сложным компонентом самосознания является самооценка, которая активно развивается в дошкольном возрасте. Самооценка формируется у детей в ходе сравнения себя со сверстниками. Умение сравнивать себя с другими детьми достигает высокого уровня в старшем дошкольном возрасте. Однако оценить сверстника детям-дошкольникам значительно проще, чем себя. Ребенок оценивает других детей объективно, а самооценка — ярко аффективно окрашена. В основном, дети оценивают себя положительно. Даже если ребенок делает что-то плохое, он не всегда в состоянии признать это, вследствие желания «быть хорошим». Вместе с тем, в старшем дошкольном возрасте дети оценивают себя более критично, нежели более младшие. С возрастом самооценка становится более адекватной. В 3–4 года ребенок переоценивает свои возможности, так как мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях. Ребенок 5-ти лет уже имеет некоторое представление о своих познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, он адекватно реагирует на успех и неудачу. Старший дошкольник хорошо осознает свои возможности, правильно оценивает их; представления о личностных качествах и умственных возможностях полностью складываются к концу дошкольного возраста [2].

Исследование индивидуальных особенностей личности дошкольников проводилось нами на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 4». Нами были использованы методики: «Цветовая социометрия» и «Рисунок человека» К.Маховера, Ф.Гудинафа [4; 5]. В исследовании приняли участие 19 детей в возрасте 6 лет. Основываясь на результатах методики «Цветовая социометрия» и анализе рисунков детей, мы можем сделать некоторые выводы.

Чаще всего дети выбирали розовый цвет (8 испытуемых), что указывает на их эгоистическую направленность и тревогу из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности. Этой потребностью может являться потребность в общении. Это было выявлено в результате проведения методики «Рисунок человека». У 5-ых испытуемых сложности в построении контактов могут быть обусловлены их эгоизмом, самоуверенностью и повышенным вниманием к себе. У других 3-их испытуемых — робостью и неуверенностью в себе. Так как данный цвет выбирали исключительно девочки, мы можем сделать вывод о формировании у них половой идентификации.

Вторыми по количеству выборов стали желтый и черный цвета (по 3 испытуемых). Выбор желтого цвета может характеризовать детей как свободных от комплексов, оптимистичных. Как людей, стремящихся воплотить свои фантазии в жизнь. Дети могут испытывать сложности в адаптации, возможно связанные с их эгоцентризмом. Черный цвет может означать, что дети испытывают агрессию со стороны окружающих, у них много необоснованных страхов. Этим детям также свойственно упрямство и любознательность. Агрессию со стороны окружающих дети могут испытывать вследствие их неуверенности, необщительности и равнодушия, а сама агрессия может служить причиной их тревоги и отчужденности.

Зеленый цвет был выбран 2-ми испытуемыми, что может свидетельствовать об их желании самоутвердиться и понравиться окружающим, а также об их стремлении к реальному удовлетворению потребностей. Анализ рисунков показал, что для данных испытуемых характерными особенностями являются надменность и высокомерие, внимание к себе, общительность и активное взаимодействие с окружающими.

Синий, красный и оранжевый цвета выбрали по 1-му испытуемому. Выбор синего цвета может быть обусловлен тем, что ребенок жалеет себя и часто обижается на мелочи, склонен к мечтаниям и фантазированию, миролюбивый и печальный. Несмотря на частые обиды, ребенка характеризует открытость и общительность, желание быть привлекательным, прямолинейность, уравновешенность и уверенность в себе. Красный цвет характеризует ребенка как веселого, целеустремленного и склонного к активным действиям человека, а также указывает на некоторую неуравновешенность, которая может быть обусловлена экспрессивностью и энергичностью; самоуважение, уверенность в себе и желание быть привлекательным могут вызывать склонность к активным действиям. Оранжевый цвет указывает на оптимизм ребенка и его озабоченность своим внешним видом, причиной которой могут служить сложности в общении, тревожность и неуверенность.

Рис. 1. Распределение испытуемых по выбору цвета по отношению к себе

Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что уровень сформированности самосознания у детей соответствует возрасту. Также, подводя итоги, нельзя не отметить, что многие из детей испытывают сложности в общении, которые были выявлены в ходе проведения исследования.

Литература:

1. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 632 с.

2. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учеб. пособие / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2006. — 368 с.

3. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. — М.: Наука, 1977. — 144 с.

4. Методика «Цветовая социометрия» [Электронный ресурс] // StudFiles, 2015. URL: https://studfiles.net/preview/3005572/ (дата обращения: 13.12.2018)

5. Тест «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф) [Электронный ресурс] // Всетесты.ru, 2008. URL: https://vsetesti.ru/442/ (дата обращения: 13.12.2018)

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, возможность, дошкольный возраст, испытуемый, оранжевый цвет, старший дошкольный возраст, сторона окружающих, черный цвет.


Похожие статьи

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Формирование восприятия цвета у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера.

Похожие статьи. Возможности применения детского рисунка в формировании...

Организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной...

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Роль цвета в жизни

Дети начинают узнавать, как называются цвета примерно в возрасте от двух до пяти лет.

Проведенные исследования показывают, что яркая цветовая гамма, окружающая ребенка...

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

«Когда ребенок получает возможность рисовать карандашом и красками, он открывает удивительный для него мир графических построений и цвета, в

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет. Цвет — одно из наиболее ярких...

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

В возрасте 5 лет дети, как правило, уже хорошо знают разнообразные цвета и оттенки предметов и явлений природы и начинают окрашивать их соответственно действительному цвету. Для маленьких детей часто не имеет значение, каков действительный цвет предметов.

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете...

В целях формирования представлений о цвете можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста следующие конкретные мероприятия.

Формирование у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности будет...

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения

‒ Нахождение в окружающем пространстве заданный цвет или оттенок (светлый, темный); Возможности ребенка старшего дошкольного возраста по цветовосприятию и цветоразличению: ‒ Называние основных цветов и их оттенков по насыщенности и светлоте

Формирование представлений об окружающем мире...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром является средством формирования представлений и знаний о мире. Эти представления основаны на эмоциональном опыте, на правильном отношении к ним.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

В дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определёнными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка).

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Моя работа с детьми предусматривает раскрытие и реализацию неисчерпаемых творческих возможностей детей через ознакомление, и применение ими нетрадиционных художественных техник рисования и повышение интереса детей к художественному творчеству.

Похожие статьи

Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия...

Формирование восприятия цвета у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера.

Похожие статьи. Возможности применения детского рисунка в формировании...

Организация творческой работы детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной...

Роль цвета в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. Роль цвета в жизни

Дети начинают узнавать, как называются цвета примерно в возрасте от двух до пяти лет.

Проведенные исследования показывают, что яркая цветовая гамма, окружающая ребенка...

Влияние цвета на выразительность детского рисунка

«Когда ребенок получает возможность рисовать карандашом и красками, он открывает удивительный для него мир графических построений и цвета, в

Одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети, — это цвет. Цвет — одно из наиболее ярких...

Цвет в изобразительной деятельности дошкольников

В возрасте 5 лет дети, как правило, уже хорошо знают разнообразные цвета и оттенки предметов и явлений природы и начинают окрашивать их соответственно действительному цвету. Для маленьких детей часто не имеет значение, каков действительный цвет предметов.

Развитие у младших дошкольников представлений о цвете...

В целях формирования представлений о цвете можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста следующие конкретные мероприятия.

Формирование у младших дошкольников представлений о цвете в продуктивной художественной деятельности будет...

Восприятие цвета, формы и величины у детей с нарушением зрения

‒ Нахождение в окружающем пространстве заданный цвет или оттенок (светлый, темный); Возможности ребенка старшего дошкольного возраста по цветовосприятию и цветоразличению: ‒ Называние основных цветов и их оттенков по насыщенности и светлоте

Формирование представлений об окружающем мире...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром является средством формирования представлений и знаний о мире. Эти представления основаны на эмоциональном опыте, на правильном отношении к ним.

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей...

В дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определёнными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка).

Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей...)

Моя работа с детьми предусматривает раскрытие и реализацию неисчерпаемых творческих возможностей детей через ознакомление, и применение ими нетрадиционных художественных техник рисования и повышение интереса детей к художественному творчеству.

Задать вопрос