В статье рассматривается понятие образовательной среды с точки зрения разных наук и влияние мировых тенденций на ее трансформацию в образовательную экосистему. Определены значимые компоненты образовательной среды как образовательной экосистемы. В современной педагогической науке широкое распространение получил феномен образовательной среды. Феномен образовательной экосистемы в отличие от феномена образовательной среды не получил широкое распространение в современной педагогической науке, а только обретает свое значение. Представлен теоретический анализ образовательной экосистемы и образовательной среды в их содержательном многообразии.
Ключевые слова: образовательная среда, экосистема образования, метакомпетенции.
The article discusses the concept of the educational environment from the point of view of different sciences and the impact of global trends on its transformation into an educational ecosystem. The significant components of the educational environment as an educational ecosystem are identified. In modern pedagogical science, the phenomenon of the educational environment has become widespread. The phenomenon of the educational ecosystem, in contrast to the phenomenon of the educational environment, is not widely used in modern pedagogical science, but only acquires its significance. A theoretical analysis of the educational ecosystem and educational environment in their meaningful diversity is presented.
Keywords: educational environment, ecosystem of education, metacompetence.
Целью данной статьи является теоретический анализ образовательной среды и образовательной экосистемы в их содержательном многообразии. В настоящее время в педагогическом сообществе идет обсуждение значения двух понятий: «образовательная среда» и «образовательная экосистема».
Современный мир характеризуется новыми тенденциями, влияющими на существующую систему образования. Мировое образование стало значимым для личности, отражая современные тенденции в процессе обучения. Перемены происходят в стремлении к достижению устойчивого развития общества и личности на основе увеличивающейся ответственности за жизнь [6]. Скорость технологических изменений, автоматизация и цифровизация, экологизация, сетецентричность общества — главные мировые тенденции, которые в ближайшее десятилетие будут менять общество, а соответственно и образование. Целью всех изменений, с учетом тенденций, является самоуправляемый ученик, который строит стратегию своего развития, берет ответственность за себя в процессе обучения на протяжении всей жизни.
Феномен образовательной среды получил широкое распространение в современной педагогической науке. Исследования в философии и социологии рассматривают образовательную среду как часть социокультурного пространства взаимодействующего с различными образовательными процессами, учитывая их составляющие, где учащийся включается в культурные связи, приобретает опыт социокультурной, самостоятельной деятельности [9]. В зарубежной дидактике введено понятие «средоориентируемое обучение», которое рассматривается как совокупность ряда компонентов — информационного, социального, предметного и системного взаимодействия [7].
Г. П. Щедровицкий определяет, что для «среды образования» субъект всегда является исходным. В. А. Ясвин также отмечает, что при анализе взаимоотношений человека и среды, центральным является природное и социальное окружение [18]. Т. Г. Егорова рассматривает образовательную среду как понятие и совокупность условий, влияний и возможностей, которые создаются для раскрытия интересов и способностей, обучаемых, обеспечивающих активную позицию обучаемых в образовательном процессе, их личностное развитие и саморазвитие [8]. Формировать определенную личность, возможно только создавая особую образовательную среду с различными траекториями обучения в этой среде [18].
В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Д. Ж. Маркович пишет: «Чаще всего под окружающей человека средой подразумевается та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека» [12]. В науках понятие среды является нестрогим, имеющим множество определений. В экологии среда определяется как в широком смысле слова — окружающая среда, так и в узком смысле слова — среда обитания. В греческой философии среда есть «физис» — единое целое, мир, включающий человека и природу во взаимосвязи. В современной философии среда рассматривается как материал для развития личности [1]. В широком смысле «среда» — это окружение, совокупность природных условий, в которых длится жизнь и свершается деятельность человеческого сообщества, организмов [13]. По нашему мнению образовательная среда ближе всего к понятию «среда жизни» из естествознания. Среда жизни это все, что окружает организм и прямо или косвенно влияет на его состояние и функционирование. Наследным для понятия «образовательная среда» будет понятие «среда».
Ю. Г. Авдиенко выделяет предметный, социальный, информационный, деятельностный компоненты [1]. Проектирование всех компонентов образовательной среды осуществляется в контексте организации возможностей для удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса. Чтобы использовать возможности среды, учащийся проявляет соответствующую активность, т. е. он становиться реальным субъектом образовательного процесса, а не остается объектом влияния одного преподавателя [15].
Автор «теории возможностей» Дж. Гибсон подчеркивает активное начало субъекта, который осваивает окружающую среду. Таким образом, с психолого-педагогической точки зрения, среда создает возможности для развития личности обучающегося (психологический компонент), что является ключевым для понимания образовательной среды [18]. Возможность определяется как взаимосвязь между субъектом и средой. Она выделяется свойствами, как среды, так и самого субъекта. Чем больше и полнее личность учащегося использует возможности среды, тем более полно происходит свободное, активное развитие и самоактуализация [15].
Образовательная среда всегда имеет психологический (личностный) компонент. Советский психолог А. Н. Леонтьев выдвинул гипотезу о возникновении чувствительности, в связи с переходом от жизни в гомогенной среде к жизни в вещно-оформленной среде, особое внимание уделялось анализу сознания и личности [10]. Среда влияет на развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности, выступает как источника развития. Психические функции, данные природой, преобразуются в функции высшего уровня развития [5]. Л. С. Выготский писал, что органическое развитие совершается в культурной среде. Развитие речи у ребенка может служить хорошим примером слияния двух планов развития — натурального (естественного, прим., авт., статьи) и культурного [4]. Вопросами образовательной среды так же занимались, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.
Психологическая наука рассматривает среду как условия, которые человек как субъект способен переживать, воспринимая объективную реальность [11]. По сути дела среда существует только тогда, когда есть воспринимающий ее субъект. В этой связи наставничество и тьюторство со стороны педагога, психологическая комфортность общения в процессе передачи и усвоения знаний обретает содержательный смысл.
З. И. Тюмасева считает, что определение образовательной среды как вида окружающей среды, факторы которой имеют образовательную природу, более полно [16]. Г. Ю. Авдиенко отмечает, что образовательная среда существует для того, чтобы получать знания, нарабатывать умения и навыки [1]. Педагогические процессы во время обучения способствующие развитию личности понимаются как образование. Ситуации развития личности индивида, подобны ситуациям в природной среде, где все процессы способствуют, развитию и адаптации живого организма. Личность учащегося зависит от среды и взаимодействует с ней. Поэтому каждый человек старается, активно изменять мир и трансформировать его в соответствии со своими целями и ценностями, культурой, а также интеллектуальным и эмоциональным развитием.
Феномен образовательной экосистемы в отличие от феномена образовательной среды не получил широкое распространение в современной педагогической науке, а только обретает свое значение. Наследным для понятия «образовательная экосистема» будет понятие «экосистема». Понятие экосистема пришло в педагогику из экологии, там она понимается как единый природный комплекс. Экосистема (Tansley, 1935) — располагается на определенной территории, является устойчивой системой живых (биота) и неживых (биотоп) компонентов, имеющая поток энергии, круговороты веществ, обладающие способностью регулировать все эти процессы [2].
Ю. Одум определяет экосистему, как биологическую систему, состоящую из сообществ — живые организмы (биоценоз), среды их обитания (биотоп), системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними (Одум, 1986). Взаимодействие в экосистеме живых организмов выстраивается друг с другом и с окружающей средой. Проведем аналогию с экосистемой обучения в системе образования, где все объекты интегрированы: учащиеся и родители, преподаватели и администраторы, библиотекари (биоценоз) — взаимодействуют друг с другом, и с элементами экосистемы обучения (биотоп). Вокруг участников образовательного процесса множество методик, инноваций и технологий. Происходит обмен информацией, по аналогии с обменом энергией между компонентами природной экосистемы [14].
Б. В. Олейников утверждает, что концепция обучения Learning Ecosystem («экосистема обучения») пришла в российское образование из США, где приобрела большую популярность. В педагогической среде начиная с 2000-х годов, широко используется термин «экосистема обучения» [14], а на современном этапе — «образовательная экосистема».
Образовательная экосистема развивает умение учиться и переучиваться, адаптироваться к разным ситуациям посредством различных образовательных форматов. А именно, это постоянно развивающиеся глобальные он-лайн платформы, дающие человеку представление о картине Мира (общие и базовые ценности, профессиональные знания); сообщества практики, где человек развивается профессионально совместно с другими коллегами, учащиеся учатся у мастеров своего дела, реализуют проекты, работают в рабочих командах, занимаются любимым хобби (кружки, группы, форумы, конференции, профессиональные объединения); технические решения для персонального обучения, например, игры и симуляции, поддерживающие персональное самообучение как внутри, так и вне учебных учреждений; традиционные образовательные учреждения (формальные — школы, техникуму, университеты и неформальные, ориентируемые на взрослых, например, родительские объединения и клубы).
По нашему мнению «образовательная среда» как понятие становиться тождественным к понятию «образовательная экосистема». Именно образовательная экосистема будущего нацелена на развитие у учащихся компетенции и метакомпетенции востребованных в новой постиндустриальной экономике.
К. Лукша, Д. Песков, Д. Варламова, Д. Судаков, Д. Коричин в «Атласе новых профессий» определяют метакомпетенции (универсальные навыки), которые отмечены работодателями как важные для работников будущего 21 века. К ним относятся, такие как межотраслевая коммуникация, бережливое производство, программирование, робототехника, искусственный интеллект, системное и экологическое мышление, клиентоориентированность, навыки художественного творчества, управление проектами и другие [3].
Классически сложившаяся, индустриальная образовательная среда в России в ситуации социокультурных изменений и организационно-экономической революции в сфере образования, в эпоху перенасыщения информацией, ориентации производств на бережливые инновации, не соответствует потребностям обучающихся и не имеет эффективной стратегии развития. Современный этап образования диктует появление новой образовательной среды — образовательной экосистемы, которая имеет следующие особенности: пластичность, вариативность, системность, интерактивность, модульность. Примером такой образовательной среды, является программа выявления лучших практик, как части образовательной экосистемы страны — WORLDSKILLS. Это центр совершенствования и развития навыков мастерства, где подчеркивается важность профессиональной подготовки учащихся для современного общества, где помогают специалистам стать лучшими в выбранной ими профессии [17], приобретая необходимые компетенции.
Таким образом, мы понимает под образовательной средой образовательную экосистему социального, культурного и пространственно-предметного, архитектурного и природного окружения, которая создает условия формирования необходимых узкопрофессиональных (контекстных), профессиональных (кросс — контекстных), мета и экзистенциальных компетенций.
Литература:
- Авдиенко, Г. Ю. Психологическое понятие образовательной среды ВУЗа // Психопедагогика в правохранительных органах. — 2010. — № 4. — С. 36–38.
- Быков, Б. А. Экологический словарь. / Б. А. Быков. — Алма-Ата: Наука, 1983. — 216 с.
- Варламова, Д. Атлас новых профессий 2.0. / Д.Варламова, Д.Коричин, Д. Песков, К.Лукша. 2-е изд., исп., и доп. — М.: Олимп-Бизнес, 2016. — 288 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти. т. Т. 5: Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика. — 1983. — С. 22–23.
- Выготский Лев Семенович [Электронный ресурс] // Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. — URL: http://terme.ru/termin/vygotskii-lev-semenovich.html (дата обращения 22.05.2018).
- Дудина, М. Н. Тенденции развития образовательного пространства и обучения в Российском вузе // Успехи современного естествознания. — 2007. — № 11 — С. 35–38.
- Дьюи Дж., Э. В. Школы будущего. / Э. В. Дж., Дьюи. — Берлин, 1922. — 179 с.
- Егорова, Т. Г. Образовательная среда как педагогический феномен [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического института. — Электрон., журн. — 2013. — № 2 (18). — URL: http://shgpi.edu.ru/nauka/vestnik-shgpi/vestnik-2013-No2/ (дата обращения 11.05.2018).
- Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. — М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
- Леонтьев Алексей Николаевич [Электронный ресурс] // Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. — URL: http://terme.ru/termin/leontev-aleksei-nikolaevich.html (дата обращения 22.05.2018).
- Маркович, Д. Ж. Общая социология: учебник для вузов / Д. Ж. Маркович.; пер. с серб. С. А. Плема и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 431 с.
- Маркович, Д. Ж. Социальная экология: учеб., пособие / Д. Ж. Маркович, В. И. Жуков, В. Р. Бганба-Церера. — М.: МГСУ «Союз», 1998. — 339 с.
- Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — 24-е изд. испр. — М.: Оникс: Мир и образование, 2007. — 640 с.
- Олейников, Б. В. О концепции «экосистема обучения» и направлениях развития информатизации образования / Б. В. Олейников, С. А. Подлесный // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 4 — С. 84–91.
- Орел, А. А. Использование образовательной среды субъектом // Фундаментальные исследования. — 2005. — № 1 — С. 85–86.
- Тюмасева, З. И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / З. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов, Н. П. Щербак. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
- Электронный ресурс международного некоммерческого движения WORLDSKILLS [Электронный ресурс]. — URL: https://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html (дата обращения 24.05 2018).
- Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.