SCOR-моделирование в цепи поставок при анализе и реинжиниринге бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 07.07.2019

Статья просмотрена: 790 раз

Библиографическое описание:

Даниленко, О. И. SCOR-моделирование в цепи поставок при анализе и реинжиниринге бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия / О. И. Даниленко, О. В. Батманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61469/ (дата обращения: 04.03.2021).



В статье рассмотрены особенности анализа и реинжиниринга бизнес-процессов торгово-промышленного предприятия, участника цепи поставок. Приводится обоснование целесообразности применения референтной отраслевой модели SCOR.

Ключевые слова: цепь поставок, SCM, конфигурация процессов, уровень декомпозиции, KPI.

Одной из ключевых задач, стоящих перед руководством предприятия, действующего в промышленной сфере Business-to-Business (B2B), участника цепи поставок, является не только получение экономического эффекта, но и занятие устойчивых позиций предприятия на внутреннем и международном рынках. Значительное влияние здесь оказывают сложность экономической структуры, частью которой является предприятие, уровень конкуренции и этап развития бизнеса, определяющий возможности и ограничения для руководителей по реализации стратегических целей.

В свою очередь динамическое развитие окружающей среды, меняющиеся условия ведения бизнеса, диктуют необходимость постоянного совершенствования, в некоторых случаях — радикального изменения, управленческих воздействий и модели бизнес-процессов предприятия. Подход, предполагающий переосмысление и перепроектирование процессной модели и затрагивающий фундаментальные основы бизнеса, представляет собой реинжиниринг — наиболее радикальный способ из известных в настоящее время.

При реализации проектов реинжиниринга для предприятий промышленной сферы B2B представляется важным учитывать следующие факторы:

  1. Этап развития бизнеса предприятия, который позволяет не только определить положение в цепи поставок относительно фокусной компании, но также формат сотрудничества с другими участниками, и оказывает влияние на оценку возможностей и ограничений для руководителей по реализации стратегических целей и проектов реинжиниринга.
  2. Положение предприятия вцепи поставок среди других участников. Промышленные предприятия так или иначе всегда входят в структуру цепи поставок: в качестве производственной фокусной компании, торгового или логистического посредника. Сами цепи при этом могут представлять собой структуры различной степени сложности (прямая, расширенная, максимальная) и таким образом влиять на оценку движения материальных, финансовых и информационных потоков.

Анализ публикаций показывает, что в проектах реинжиниринга немаловажную роль играет положение исследуемого предприятия относительно других участников цепи поставок. Одна из классификаций посредников цепи поставок и соответствующих им бизнес-процессов, предложенная авторами [1], помогает определить перечень ключевых бизнес-процессов SCM для реинжиниринга и проектирования внутренней и внешней интеграции.

Проекты реинжиниринга, как правило, предполагают создание и анализ текущей модели бизнес-процессов предприятия (в случае SCM — модели логистической системы), целевой, и предусматривают план перехода и изменения всей системы через некоторое множество промежуточных устойчивых состояний.

Использование отраслевых (референтных) процессных моделей значительно упрощает реализацию всех этапов проекта, поскольку эти модели уже содержат готовые проверенные элементы и параметры, упрощающие реализацию проекта. Так, одним из примеров референтной модели в управлении цепями поставок является модель SCOR (Supply Chain Operations Reference model) — эталонная модель операций в цепи поставок. [2].

Модель содержит:

– Перечень бизнес-процессов, соответствующую концепции SCM;

– Перечень показателей (метрик) для реализации сравнительного бенчмаркинга и проектирование системы контроллинга.

– Рекомендации лучших практик, задающие направление реинжиниринга и помогающих реализовать практически новую процессную модель.

В основе проектирования текущей модели бизнес-процессов с помощью SCOR находятся следующие укрупненные группы основных бизнес-процессов, распределённых по уровням декомпозиции [3]:

– Plan (планирование) — ключевой, позволяет интегрировать остальные элементы модели. Характеризуют планирование потребностей в ресурсах относительно остальных групп (снабжение, производство и другие);

– Source (снабжение);

– Make (производство);

– Deliver (доставка);

– Return (возврат);

– Transport (транспортировка);

– Enable (обеспечение).

В свою очередь данные процессы отражают концепцию SCM, в основе которой:

– Управление взаимоотношениями с потребителями;

– Обслуживание потребителей;

– Управление спросом;

– Управление выполнением заказов;

– Поддержка производственных процессов;

– Управление снабжением;

– Управление разработкой продукции и ее доведением до коммерческого использования;

– Управление возвратными материальными потоками.

Как и при моделировании в известных нотациях, SCOR-моделирование предполагает декомпозицию основных процессов на подпроцессы с использованием предусмотренной графической схемы, позволяющей визуально представить логику выполнения процессов, последовательность работ и функций.

В свою очередь уровни декомпозиции [4] представляют собой совокупность детализации, принятой в SCOR, и стандартов самого предприятия.

Первый верхний уровень (уровень возможностей).

Определяет направление деятельности предприятия. Содержит основные типы процессов: Plan, Source, Make, Deliver, Return.

Определяет границы моделирования, цели по достижению конкурентных преимуществ, характеристики основных предпосылок проекта реинжиниринга.

Второй уровень (уровень конфигураций).

Позволяет провести декомпозицию всех процессов первого уровня на подпроцессы, и далее смоделировать комплексную конфигурацию цепи поставок исследуемого предприятия.

Пример декомпозиции процесса E (enable, обеспечение) на подпроцессы:

– EP (обеспечение планирования);

– ES (обеспечение снабжения);

– EM (обеспечение производства);

– ED (обеспечение доставки);

– ER (обеспечение возврата).

Третий уровень (уровень процессов).

Детальная декомпозиция процессов до уровня цепочек операций, из которых проектируются сквозные межфункциональные процессы. Порядок выстраивания цепочек определяется жизненным циклом выпускаемой продукции.

Например, процесс Source Stocked Products выстраивается в следующую цепочку: Schedule Product Deliveries (S1.1) → Receive Product (S1.2) → Verify Product (S1.3) → Transfer Product (S1.4) → Authorize Supplier Payments (S1.5).

Четвертый ипятый уровни.

На данных уровнях предприятие внедряет специфические приемы управления цепями поставок. Здесь реализуется принцип адаптивности бизнес-процессов предприятия: каждый участник цепи поставок адаптирует операции или группы операций модели к собственным требованиям бизнеса.

В процессе проектирования также используются определенные моделью метрики (показатели) процессов, помогающие диагностировать состояние цепи поставок на внешнем и внутреннем уровне интеграции:

– Надежность поставок;

– Отклик цепи;

– Маневренность цепи;

– Затраты;

– Управление активами.

Проект реинжиниринга с использованием модели SCOR проводится в несколько этапов:

  1. Проектирование текущей процессной модели. Проектирование текущей модели бизнес-процессов (as is) в первую очередь проводится по критерию влияния на добавленную стоимость.
  2. Проведение процедуры бенчмаркинга.
  3. Анализ лучшей практики. Анализ применимости лучшей управленческой практики и программно-технической инфраструктуры, которые в совокупности позволяют получить наиболее оптимальные результаты.
  4. Реализация реинжиниринга. Проектирование и внедрение целевого состояния системы (to be): процессной модели, архитектуры предприятия, организационной структуры. Оценка изменений и затрат.

Заключение

Реинжиниринг с применением SCOR модели упрощает перепроектирование основных бизнес-процессов предприятия как на внутреннем уровне интеграции, так и на внешнем уровне в цепи поставок.

Модель ориентирована в первую очередь на неразрывность материального и информационного потока, что позволяет определить и оптимизировать точки интеграции, в которых информационный поток переходит из одной системы в другую. И при проектировании внешней интеграции помогает решить задачу создания единого информационного пространства, что достигается либо за счёт объединения существующих информационных систем и сервисов предприятия в единый программный комплекс с помощью интеграционного решения, либо за счёт внедрения готовых программных систем SCM.

Литература:

  1. Тяпухин Алексей Петрович, Тяпухина Ольга Алексеевна Классификация торговых посредников и варианты их использования в цепях поставок // Управленческое консультирование. 2015. № 4 (76)
  2. SCOR overview. Version 12.0. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://supply-chain.org/, свободный.
  3. Левина Т. В. Лучшие практики. SCOR-моделирование // Логистика и управление цепями поставок. 2012. № 2. С. 88–94.
  4. Левина Т. В., Черногоров А. В. Разработка системы контроллинга логистики на основе SCOR-модели // Логистика и управление цепями поставок. 2012. № 6. С. 89–98.
Основные термины (генерируются автоматически): SCM, SCOR, цепь поставок, модель, участник цепи поставок, уровень декомпозиции, внешняя интеграция, внутренний уровень интеграции, информационный поток, промышленная сфера.


Ключевые слова

KPI, цепь поставок, SCM, конфигурация процессов, уровень декомпозиции

Похожие статьи

Процессный подход к организации планирования и моделирования...

SCOR-модель определяет цепочку поставок, как пять интегрированных бизнес-процессов

В процессе моделирования и интегрированного планирования цепи поставок должно быть

Создание единого информационного пространства, т. е. среды интегрированного...

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы...

В статье рассматривается понятие интегрированного планирования в цепях поставок. Рассматриваются этапы внедрения пилотного проекта в рамках реализации совместных процессов управления в условиях российской бизнес-среды, разбираются составляющие этих...

Логистический менеджмент: эволюция функциональных форматов...

Supply Chain Management) — управление цепями поставок. - выбор производителя товара для поставки на конкретный региональный рынок. Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок. Логистическая система | Статья в журнале «Молодой...

Логистика: интегрированная цепь поставок.

Логистика: интегрированная цепь поставок. Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.

В логистике сегодня активно развивается новое направление — проектирование цепи поставок. SCOR-модель определяет цепочку поставок...

Системный подход к управлению логистическими...

В SCOR-модели (Supply Chain Operations Reference-model — рекомендуемая модель операций в цепях поставок) рассматривается пять ключевых бизнес-процессов — это планирование: цепи поставок; снабжения; производства; доставки; возврата.

Управление цепями поставок (SCM, Supply Chain Management)...

Между организациями, входящими в цепь поставок, снабжение образует основное звено и служит механизмом координации материального

Декомпозиция логистической системы на логистические сети, каналы и цепи позволяет оптимизировать решения по формированию...

Направления интеграции производителя и дистрибьютора...

Направления интеграции производителя и дистрибьютора потребительских товаров при реализации концепции синхронизации цепочки поставок.

· Концентрация основного запаса цепочки дистрибьюции на дистрибьюторском центре Производителя и минимизация запасов...

Управление цепью поставок на основе логистики | Молодой ученый

Практически все функции управления - планирование, организация, регулирование, контроль, которые участвуют в создании интегральных систем формирования ценности – своим внутренним компонентом имеют риск...

Определение классов информационных систем электронного...

4) SCM (англ. Supply Chain Management) — управление цепями поставок.

В целом SCM — система позволяет сократить расходы на поставку необходимых товаров и услуг, а также

Оба стандарта позволяют напрямую связать физический поток товаров и услуг с информацией о...

Похожие статьи

Процессный подход к организации планирования и моделирования...

SCOR-модель определяет цепочку поставок, как пять интегрированных бизнес-процессов

В процессе моделирования и интегрированного планирования цепи поставок должно быть

Создание единого информационного пространства, т. е. среды интегрированного...

Интегрированное планирование в цепях поставок: проблемы...

В статье рассматривается понятие интегрированного планирования в цепях поставок. Рассматриваются этапы внедрения пилотного проекта в рамках реализации совместных процессов управления в условиях российской бизнес-среды, разбираются составляющие этих...

Логистический менеджмент: эволюция функциональных форматов...

Supply Chain Management) — управление цепями поставок. - выбор производителя товара для поставки на конкретный региональный рынок. Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок. Логистическая система | Статья в журнале «Молодой...

Логистика: интегрированная цепь поставок.

Логистика: интегрированная цепь поставок. Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.

В логистике сегодня активно развивается новое направление — проектирование цепи поставок. SCOR-модель определяет цепочку поставок...

Системный подход к управлению логистическими...

В SCOR-модели (Supply Chain Operations Reference-model — рекомендуемая модель операций в цепях поставок) рассматривается пять ключевых бизнес-процессов — это планирование: цепи поставок; снабжения; производства; доставки; возврата.

Управление цепями поставок (SCM, Supply Chain Management)...

Между организациями, входящими в цепь поставок, снабжение образует основное звено и служит механизмом координации материального

Декомпозиция логистической системы на логистические сети, каналы и цепи позволяет оптимизировать решения по формированию...

Направления интеграции производителя и дистрибьютора...

Направления интеграции производителя и дистрибьютора потребительских товаров при реализации концепции синхронизации цепочки поставок.

· Концентрация основного запаса цепочки дистрибьюции на дистрибьюторском центре Производителя и минимизация запасов...

Управление цепью поставок на основе логистики | Молодой ученый

Практически все функции управления - планирование, организация, регулирование, контроль, которые участвуют в создании интегральных систем формирования ценности – своим внутренним компонентом имеют риск...

Определение классов информационных систем электронного...

4) SCM (англ. Supply Chain Management) — управление цепями поставок.

В целом SCM — система позволяет сократить расходы на поставку необходимых товаров и услуг, а также

Оба стандарта позволяют напрямую связать физический поток товаров и услуг с информацией о...

Задать вопрос