Разработка и реализация программы занятий в кружке берестоплетения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 08.07.2019

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Рассохин, А. А. Разработка и реализация программы занятий в кружке берестоплетения / А. А. Рассохин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 281-285. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61429/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье представлена разработка программы занятий кружка по берестоплетению, которая апробирована на практике, имеет положительные результаты влияния на формирование личностных качеств учащихся.

Ключевые слова: разработка программы, занятия в кружке, берестоплетение, личностные качества учащихся.

Многими педагогами отмечается исключительная важность занятости учащегося в кружковой деятельности, отмечается заинтересованность ребенка в получении новых знаний, более широкий кругозор и разносторонность интересов.

Работа, проводимая во внеурочное время, обеспечивает непрерывность воспитательного процесса. По мнению Кулешовой И. В., Степанова П. В. и Григорьева Д. В. главными назначениями внeурочной деятельности являются: формирование и углубление у учащихся интереса к различным областям знания, а также видам деятельности; раскрытие и развитие их различных талантов и способностей.

Исходя из требований, отмеченных в ФГОС, в которых говорится о необходимости воспитания всесторонне развитой личности, с присущей ему российской идентичностью, справедливо заметить, что кружок по берестоплетению может в полной мере обеспечить выполняемость поставленных задач, а также может способствовать формированию приоритетных личностных качеств учащихся, таких как: эмпатия, креативность, стрессоустойчивость.

Актуальность данной программы заключается в том, что на занятиях кружка учащиеся приобщаются к народному искусству — берестоплетению, знакомятся с красотой и пользой данного ремесла. Приобщение к ремеслу способствует эстетическому развитию личности, вызывает уважение к мастерам-ремесленникам.

Процесс творческого труда по изготовлению полезных вещей, имеющих эстетическую привлекательность и самобытность, оказывает благоприятное воздействие на психику ребенка, вырабатывает терпение, усидчивость. Данная программа предусматривает курс введения учащихся в историю ремесла, что оказывает положительное влияние на патриотическое воспитание.

Цель программы кружка — развитие личностных качеств учащихся через изучение и практическое освоение приемов плетения из бересты.

Программ рассчитана на возрастную группу детей от 11 до 13 лет. Это возраст, когда следует с терпением и трепетом относиться к учащимся, — они находятся в процессе перехода от ребенка к взрослому, происходит переоценку ценностей, именно поэтому так важно в этот период, чтобы дети занимались в каком-то кружке, чтобы они могли выражать свои эмоции, делиться ими. Как нельзя кстати, в этот период будет актуален кружок берестоплетения.

Процесс выполнения изделий из приятной на ощупь бересты — природного экологически чистого материала способствует снятию стрессовых волнений. Ведущим мотивом поведения ребенка является поиск своего места в группе.

При приобщении учащегося к занятиям в кружке берестоплетения решается данная проблема, так как учащийся находится в общей группе со своими сверстниками, их объединяют общее увлечение, задачи, интерес. Работа с природным материалом позволяет учащимся отвлечься от многих проблем, задуматься о своем поведении, успокоиться и снизить уровень своей агрессивности.

Кружок по берестоплетению открывает множество возможностей, происходит содействие формированию и развитию у обучающегося способности целостного эстетического восприятия произведений традиционного ремесла, как составляющей культуры народа. В процесс реализации программы кружка обучающимся предоставляется возможность проявить свои творческие способности, фантазию, художественный вкус. Создаются условия для формирования и развития у обучающихся интереса и любви к выбранной деятельности. Занятия в кружке способствуют развитию сознательного и уважительного отношения к труду других людей, пониманию значимости своего труда.

Созданная на занятиях творческая атмосфера предоставляет обучающимся возможность для плодотворного общения друг с другом и с мастером. Кружок рассчитан на 14 занятий с возможностью дальнейшего расширения спектра задач, увеличения количества занятий. Длительность одного занятие равна 2 часам. В ходе реализации программы кружка решается ряд обучающих, воспитательных, развивающих задач.

Некоторые обучающие задачи программы кружка:

– научить создавать полезные и красивые изделия своими руками, применяя полученные знания;

– научить выполнять основные приемы берестоплетения;

– ознакомить с методом комбинированного плетения из бересты;

– на учить изготавливать изделия из бересты несложной формы.

Основные воспитательные задачи программы кружка:

– воспитать мотивацию к здоровому образу жизни;

– воспитать понимание необходимости бережного отношения к природе;

– формировать эстетический вкус и творческую самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, организованность, доброжелательность.

К развивающим задачам программы кружка можно отнести:

– способствовать развитию координации,

– развивать креативность, логическое, творческое мышление;

– способствовать развитию таких личностных качеств как: стрессоустойчивость, эмпатия;

В ходе реализации программы кружка были применены следующие методы:

– объяснительно-иллюстративный;

– репродуктивные методы;

– частично-поисковые;

– исследовательские методы обучения, основанные на овладении обучающимися методами познания, самостоятельно-творческой работы на занятиях по берестоплетению.

Дети после завершения кружка приобретут следующие знания:

– правила безопасности труда и личной гигиены;

– технологию изготовления берестяных изделий, а также приемы берестоплетения;

– характерные особенности изделий из бересты,

– свойства применяемых материалов; назначение инструментов и приспособлений, уход за ними.

А также ожидается изменение и формирование личностных качеств в лучшую сторону. Формой оценки качества полученных знаний, умений и навыков является творческий проект — выставка работ и выступление с презентацией своего изделия.

Далее в таблице 1 представлен тематический план занятий кружка берестоплетения, рассчитанный на 28 часов, из которых 8 часов отведено на теоретические занятия и 20 часов на практические занятия.

Таблица 1

Тематический план занятий вкружке берестоплетения

Занятие

Количество часов

Теория

Практика

Всего часов

Занятие № 1

Тематика занятия: вводное занятие.

– знакомство с коллективом;

– обозначение целей и задач программы; демонстрация выполненных изделий из бересты;

– история народного традиционного ремесла на Руси;

– формирование понимания необходимости бережного отношения к природе.

2

2

Занятие № 2.

Тематика занятия: общие сведения о работе с берестой, как с материалом для плетения.

– свойства бересты;

– способы ее заготовки;

– хранение;

– подготовка бересты к работе;

– организация рабочего места;

– необходимый инструмент;

– техника безопасности при работе с инструментом;

– правила поведения в группе на занятиях.

1

1

2

Занятие № 3

Тематика занятия: обучение плетению из бумаги. Целью является освоение навыков плетения. На занятии были выполнены следующие задачи:

– заготовка и подготовка бумажных; лент к работе;

– плетение изделий из бумаги с квадратным дном — солонка;

– формирование углов, оформление верха изделия;

– рассмотрение вариаций выполнения углов — зубчатый прямой.

0,5

1,5

2

Занятие № 4.

План.

Тематика: отработка и закрепление полученных на прошлом занятии умений и навыков.

Необходимо выполнить плетение изделия из бумаги с квадратным дном — корзинка.

0,5

1,5

2

Занятие № 5

План.

Тематика: обучение плетению изделий с прямоугольным дном. Продолжение работы с бумагой, нахождение и формирование углов прямоугольного дна. Расчет симметричного дна, построение стенок изделия.

2

2

Занятие № 6

Тематика: выбор и подготовка бересты к работе.

Данное занятие проводится с мастером по берестоплетению. Для детей проводится мастер-класс по тематике: расслаивание бересты до нужной толщины; покрытие листов растительным маслом; раскрой листов на ленты шириной 10–15 мм; подготовка лент к работе.

2

2

Занятие № 7

Тематика: обучение плетению из бересты.

Задачи:

– распознавание изнаночной и лицевой стороны бересты;

– плетение изделий с квадратным и прямоугольным дном (по выбору детей);

– закрепления навыков плетения и ощущения работы с берестой.

2

2

Занятие № 8–10

Тематика: обучение детей способу прямого плетения из бересты.

Особенностью данных занятий является увеличение времени для индивидуальной работы с каждым учащимся. Занятия приобрели более трудоёмкий характер.

Задачи:

– изучить способ прямого плетения;

– отработать данный навык;

– разработать план своего изделия;

– выполнить своё изделие;

– представить проект своего изделия.

2

5

7

Занятие № 11–14

Тематика: обучение детей способу диагонального (косого) плетения из бересты.

– изучить способ диагонального плетения;

– отработать полученные навыки и знания;

– разработать план своего изделия;

– выполнить своё изделие;

– представить проект своего изделия.

Последние занятие включило в себя выставку, экспонатами которой стали работы участников кружка.

2

5

7

Итого

8

20

28

Добрая, домашняя атмосфера, пропитывающая теплотой и заботой, является катализатором в процессе формирования положительных личностных качеств учащихся. В процессе реализации программы кружка по берестоплетению создаются условия для развития эмпатии, учащимся предоставляется возможность находить общие пути решения задач, общий язык. В процессе реализации программы развивается атмосфера, располагающая для общения, в процессе чего и развивается это качество личности, позволяющее понимать других людей. На занятиях по берестоплетению создаются условия для разработки и реализации своих идей, проектов, изделий.

Литература:

1. Белов, В. А. Очерки о народной эстетике [Текст]: пособие / В. А. Белов. — Вологда, Северо-западное издательство, Вологодское отделение, 1985. — 300 с.

2. Григорьев Д. В., Воспитание в современной школе [Текст]: учебник/ Д. В. Григорьев, — М.:Просвещение, 2006. — 231 с.

3. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. / А. Я. Данилюк. — М: Просвещение, 2014. — 24 с.

4. Курносова, С. А. Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы [Текст]. / С. А. Курносова /Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2015. — № 4. — С. 58–62.

Основные термины (генерируются автоматически): занятие, личностное качество учащихся, изделие, берест, берестоплетение, плетение изделий, прямоугольное дно, работа, тематика занятия, бережное отношение.


Ключевые слова

разработка программы, занятия в кружке, берестоплетение, личностные качества учащихся

Похожие статьи

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной...

Цели: - Дать характеристику березе. - Учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока. - Обогатить и активизировать словарь детей. - Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Ход занятия. Воспитатель.

Влияние берестяных изделий на здоровье человека

Цель работы: Выяснить, как берестяные изделия влияют на здоровье человека. Берёста (береста) — верхний слой

Третий год я занимаюсь в мастерской по обработке бересты, где учусь делать берестяные изделия. На занятиях я узнала о полезных свойствах бересты.

Теоретические основы декоративного плетения из лозы

Особой популярностью пользовались изделия, покрытые позолотой или серебром.

Применяется при изготовлении прямоугольных и квадратных корзин.

Обухович А. А. Технология плетения изделий бытового и декоративного назначения из лозовых материалов.

Организация элективного курса «Мастерская поделок» для...

Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства, таким как бисероплетение и тестопластика, а так же с новым направлением — изготовлением изделий из макарон.

Внеклассное занятие «Бабочек веселый хоровод»

Продолжить воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающему миру, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды. Учитель. Сегодняшнее занятие посвящено экологической теме.

Организация занятий кружка «Мастерица» | Статья в журнале...

Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы. Кружок декоративно-прикладного творчества отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями.

Свободное время подростков. Участие в кружковой деятельности

Занятия в кружках, как известно, наиболее плодотворны для раскрытия, формирования и развития индивидуальных способностей человека.

В то же время кружки — одна из педагогически целесообразных форм организации свободного времени учащихся.

Методика организации внеклассной работы по рукоделию

Чтобы дать ученикам искорку знаний, Учителю надо впитать целое море света. В. А. Сухомлинский. Внеклассная работа осуществляет всестороннее развитие учащихся, совершенствует их трудовое обучение и эстетическое воспитание...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. «Занятия не только вооружают детей умениями и...

Похожие статьи

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной...

Цели: - Дать характеристику березе. - Учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока. - Обогатить и активизировать словарь детей. - Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Ход занятия. Воспитатель.

Влияние берестяных изделий на здоровье человека

Цель работы: Выяснить, как берестяные изделия влияют на здоровье человека. Берёста (береста) — верхний слой

Третий год я занимаюсь в мастерской по обработке бересты, где учусь делать берестяные изделия. На занятиях я узнала о полезных свойствах бересты.

Теоретические основы декоративного плетения из лозы

Особой популярностью пользовались изделия, покрытые позолотой или серебром.

Применяется при изготовлении прямоугольных и квадратных корзин.

Обухович А. А. Технология плетения изделий бытового и декоративного назначения из лозовых материалов.

Организация элективного курса «Мастерская поделок» для...

Занятия курса позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: знакомство с разными видами декоративно-прикладного искусства, таким как бисероплетение и тестопластика, а так же с новым направлением — изготовлением изделий из макарон.

Внеклассное занятие «Бабочек веселый хоровод»

Продолжить воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающему миру, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды. Учитель. Сегодняшнее занятие посвящено экологической теме.

Организация занятий кружка «Мастерица» | Статья в журнале...

Занятия в кружке характеризуются регулярностью, длительностью сроков и определенным профилем работы. Кружок декоративно-прикладного творчества отличает более гибкая организация работы учащихся по сравнению с факультативными занятиями.

Свободное время подростков. Участие в кружковой деятельности

Занятия в кружках, как известно, наиболее плодотворны для раскрытия, формирования и развития индивидуальных способностей человека.

В то же время кружки — одна из педагогически целесообразных форм организации свободного времени учащихся.

Методика организации внеклассной работы по рукоделию

Чтобы дать ученикам искорку знаний, Учителю надо впитать целое море света. В. А. Сухомлинский. Внеклассная работа осуществляет всестороннее развитие учащихся, совершенствует их трудовое обучение и эстетическое воспитание...

Внеурочная деятельность как средство развития творческих...

Внеклассная и внешкольная работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ. «Занятия не только вооружают детей умениями и...

Задать вопрос