Основа когнитивного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития — кинетическое и кинестетическое развитие ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 07.07.2019

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Анохина, М. Н. Основа когнитивного развития детей с тяжелыми множественными нарушениями развития — кинетическое и кинестетическое развитие ребенка / М. Н. Анохина, Н. Г. Солдатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 233-235. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61426/ (дата обращения: 20.01.2022).



Сначала давайте разберемся, что подразумевается под понятием «когнитивное развитие». Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — формирование всех сторон мыслительных процессов, таких как: память, восприятие, решение задач, формирование понятий, логика и воображение. Доктрина когнитивного развития была разработана швейцарским философом и специалистом по психологии Жаном Пиаже. Его эпистемологическая доктрина определила многообразие базовых понятий в области психологии развития, а также исследует уровень разумности, который, по Пиаже, означает способность более точно отражать внешнее окружение и реализовать закономерные операции над видами концепций, образующихся в содействии с внешней средой. Доктрина трактует происхождение и строение схем — схем восприятия вселенной — в «стадии развития», времени, когда малыши получают новейшие приемы понимания информации в мозге. Доктрина является «конструктивисткой», идея в том, что, в различие от нативистских доктрин (которые обрисовывают когнитивные изменения как поэтапное обретение познания через навык), она доказывает, что мы индивидуально конструируем наши когнитивные возможности через свою деятельность в окружающем нас мире.

Изучая работу устройства мозга человека, ученые-физиологи, обнаружили такой факт: для когнитивного развития малышей, требуется яркая информация, т. е. такая информация, которая исходит от органов чувств совместно с движением и личностно-эмоциональными переживаниями.

Гениальный российский ученый-физиолог И. П. Павлов, разработчик науки о высочайшей нервной деятельности считал, что каждая идея завершается движением. Он пояснял это тем, что в итоге перемещения во время мыслительной работы создаются нейронные сети, которые позволяют усвоить новые познания. В ходе этого процесса происходит выделение особенных веществ, способствующих изменению нервной сети.

Другой ученый — врач нейрофизиологических наук и профессионал в области образования К. Ханнафорд, в книге «Мудрое движение» писал: «Серьезно укоренилось в нашем обществе неверное понятие о том, что разум и тело — это раздельные проявления и таким образом, движения вообще не связаны с интеллектом… Это связано с филистерским взором на тело: телесные функции, чувства и впечатления, которые сопутствуют по жизни, считаются больше невысокими, наименее человечными, ежели интеллект… Будто значимость тела должна быть для того чтобы «переносить» мозг с одного места на другое и таким способом гарантировать его весомую работу… Но не все мышление и учение сконцентрировано только лишь в голове. Иначе, наш организм, физические упражнения с детского возраста и в течение всей жизни играют самую важную роль в образовании сети нервных клеток, считается итогом учения». По этой причине, так проблематично когнитивное развитие ребят с ограниченными возможностями.

Говоря об особенностях и возможностях развития детей с ТМНР, давайте уточним, что определяет этот термин.

У таких детей наблюдается выраженный недостаток когнитивного развития в сочетании с нарушениями двигательной активности. У рассматриваемой категории ребят страдает интеллект, коммуникация и речь, сенсорная сфера, моторика, нарушена сенсомоторная координация, они не могут точно и быстро начать движение, изменять ритм и темп движения.

Таким образом, именно двигательные нарушения у ребенка с ТМНР являются базовой частью основного дефекта и формируются теми же механизмами, что и основной дефект.

В настоящее время самой актуальной проблемой специалистов, работающих с данным контингентом, является организация и реализация коррекционно-развивающей работы по изменению кинетических и кинестетических чувств и восприятия детей с ТМНР.

Кинетическое и кинестетическое развитие детей с ТМНР так же важно, как и развитие зрения, слуха. Однако мы можем только предполагать, какого предельного значения может достичь ребенок с ТМНР в каждой из этих сфер. Допустим, что вероятнее всего развитие будет минимальным, и он не научиться разговаривать, сам себя обслуживать, ходить. Поэтому сложилось такое мнение до последнего времени, что именно таких детей бессмысленно учить чему-либо.

Невзирая на данную догму, практика сотрудников, работающих с данной категорией детей, убеждает нас в том, что не бывает детей, которые чему- либо не научились. Каждый ребенок способен к развитию, если ему оказывать помощь. Поэтому очень важно научить детей взаимодействию и общению с окружающими его людьми. Так же необходимо объяснить данному ребенку, что он сам имеет возможность своей активностью влиять на окружающий вокруг его мир. В связи с этим довольно принципиально для ребят с ТМНР изменение кинестетических и кинетических чувств и двигательной активности.

Гениальный российский ученый И. М. Семенов считал, что собственно «мышечное чувство» считается не только вектором направления движения, но и психологическим фактором пространственного мышления, понимание времени, предметных суждений и выводов, что наиболее придает значимость кинестетических чувств в психологической работе людей.

Кинестетическое чувство требуется ребенку для определения информации о перемещении и положении его личного тела в пространстве. Появляется оно при раздражении проприоцепторов (периферических составляющих сенсорных органов), находящихся в сухожилиях, мышцах, связках и суставах. Далее на базе кинестетической чувствительности и складываются меж-сенсорные связи, а именно: зрительно-двигательные, двигательно-моторные, слухо-моторные, кожно-кинестетические, тактильно-двигательные и т. д.

Формирование кинестетической чувствительности без сомнения не рассматривается, без кинетического фактора развития ребят. Кинетика — это комплекс телодвижений, которыми пользуется индивид в ходе общения. Она исследует поведение человека в его невербальных проявлениях, к ним относятся: пантомимика, мимика, выразительность и проявления эмоций, переживаний.

Формирование и изменение кинестетических и кинетических чувств восполняет нарушенное зрение или же слух у ребят с ТМНР. Это зависит от того, что данный вид чувств, по определению И. М. Сеченова, выступает в облике «мышечного чувства» и имеет возможность кардинально обостряться при особой тренировке, в процессе которой формируется осознанное телодвижение характерной по скорости, ритму и силе.

Ведущей целью преподавателей, работающих с ребятами этой категории, считается процесс наибольшей инициативности и самостоятельности ребят с ТМНР в течения дня, а еще развитие способностей общения с окружающими их людьми методом нетрадиционной коммуникации, основанной на сохранных функциях. Вследствие этого коррекционные занятия с ребятами по развитию кинестетического и кинетического восприятия ориентированы на осознанное выполнение ребятами телодвижений, на развитие у них приемов контроля и самоконтроля за своими движениями.

При подборе и проведении коррекционно-развивающих занятий нужно принимать во внимание, собственно, что кинестетические чувства плотно связаны с работой периферических отделов анализаторов и рецепторов, находящихся на кожаном покрове тела, воспринимающих раздражения из окружающей среды. Это очень отчетливо выражается в осязании, которое сочетает кинестетические и кожные ощущения, при которых важную функцию играют вестибулярный, слуховой, зрительный и иные анализаторы.

В сравнении с нормально развивающимися сверстниками формирование точности телодвижений, овладение способностями контроля и самоконтроля у ребят с ТМНР выполняются в более длительном промежутке времени, в течение длительных занятий с многочисленными повторениями. Для формирования двигательной способности особых ребят требуется проведение особых упражнений. И главным способом работы с данными ребятами является способ стимуляции: тактильно-двигательный, зрительно-двигательный, двигательно-слуховой и т. д.

При этом в начале работы целенаправленно применять способ пассивной стимуляции, и лишь только потом способ активной стимуляции; которая будет содействовать привыканию малыша в данном месте и его большей уверенностью к изучению внешней среды, а еще увеличению его динамической и статической выносливости, работоспособности. Его телодвижения в данном случае будут работать в роли рабочего инструмента в понимание предметов, их качеств и явлений внешней среды. А управление своим организмом усилит детей с ТМНР гораздо быстрее и точнее чувствовать все влияния внешней среды и безошибочно понимать их.

Следовательно, из выше сказанного, делаем вывод. Кинетическое и кинестетическое развитие находится в концепции формирования когнитивного развития ребят с ТМНР.

Литература:

  1. Бгажнокова, И. М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно — методические материалы. М. — Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 г.]
  2. Воробьева Е. А., к. п. н. Семенович А. В. Комплексная методика психомоторной коррекции. — М., 1998 г.]
  3. Малер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. М., «Аркти», 2006 г.]
  4. Миненкова, И. Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И. Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С. Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007 г.]
  5. Нет необучаемых детей! Книга о раннем вмешательстве. Под ред. Е. В. Кожевниковой, Е. В. Клочковой С — П., «Каро», 2007 г.]
  6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, М., «Просвещение» 2003 г.]
Основные термины (генерируются автоматически): внешняя среда, когнитивное развитие, ребенок, двигательная активность, изменение, кинестетическая чувствительность, когнитивное развитие ребят, основной дефект, ребята, формирование.


Похожие статьи

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Своевременная диагностика и развитие несформированности познавательных процессов

Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является

Основные термины (генерируются автоматически): представление, ребенок, собственное...

Предпосылки и условия формирования когнитивных...

Предпосылки и условия формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего

- умение привлекать ребят и развивать у них интерес к исследовательской деятельности

Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда.

Роль двигательной активности в формировании личности...

Условием нормального развития организма является двигательная активность.

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

У ребенка возраста раннего детства основным средством физического воспитания остается...

сфера, когнитивное развитие ребенка, составляющая...

Еливанова, М. А. Взаимосвязь когнитивного и речевого развития при освоении пространственных отношений у детей раннего

собственное тело, представление, психическое развитие, личная сфера, когнитивное развитие ребенка, составляющая, дошкольный...

Влияние физического развития на развитие познавательной...

Двигательная активность детей приобретает особое значение для общего физического развития ребенка. Осуществлять физическое воспитание детей, это предполагает: Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда.

Дети до определенного возраста не умеют различать свой субъективный и внешний мир.

Проблемы умственного развития ребёнка дошкольного возраста занимают одно из...

Соматический аспект содержания процесса образования

Телесное развитие детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) отражено в исследованиях С

В результате двигательная деятельность ребенка способствует овладению телом

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности [6].

Пространственные функции как базовые составляющие...

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста. собственное тело, представление, психическое развитие, личная сфера, когнитивное развитие ребенка, составляющая, дошкольный возраст, психическая деятельность, психическая активность...

Психолого-педагогическая сущность формирования...

Степень успешности процесса формирования познавательной активности зависит от влияния системы внешних и внутренних факторов.

Cчитаются, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

Похожие статьи

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

Своевременная диагностика и развитие несформированности познавательных процессов

Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является

Основные термины (генерируются автоматически): представление, ребенок, собственное...

Предпосылки и условия формирования когнитивных...

Предпосылки и условия формирования когнитивных компетенций у детей шестилетнего

- умение привлекать ребят и развивать у них интерес к исследовательской деятельности

Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда.

Роль двигательной активности в формировании личности...

Условием нормального развития организма является двигательная активность.

«Двигательная активность — естественная и специально организованная двигательная

У ребенка возраста раннего детства основным средством физического воспитания остается...

сфера, когнитивное развитие ребенка, составляющая...

Еливанова, М. А. Взаимосвязь когнитивного и речевого развития при освоении пространственных отношений у детей раннего

собственное тело, представление, психическое развитие, личная сфера, когнитивное развитие ребенка, составляющая, дошкольный...

Влияние физического развития на развитие познавательной...

Двигательная активность детей приобретает особое значение для общего физического развития ребенка. Осуществлять физическое воспитание детей, это предполагает: Уметь анализировать и оценивать степень физического здоровья и двигательного развития детей.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития...

Ребенок — существо социальное, условием и источником развития для него выступает среда.

Дети до определенного возраста не умеют различать свой субъективный и внешний мир.

Проблемы умственного развития ребёнка дошкольного возраста занимают одно из...

Соматический аспект содержания процесса образования

Телесное развитие детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) отражено в исследованиях С

В результате двигательная деятельность ребенка способствует овладению телом

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности [6].

Пространственные функции как базовые составляющие...

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста. собственное тело, представление, психическое развитие, личная сфера, когнитивное развитие ребенка, составляющая, дошкольный возраст, психическая деятельность, психическая активность...

Психолого-педагогическая сущность формирования...

Степень успешности процесса формирования познавательной активности зависит от влияния системы внешних и внутренних факторов.

Cчитаются, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

Задать вопрос