Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 05.07.2019

Статья просмотрена: 2888 раз

Библиографическое описание:

Бояркина, Е. В. Проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом / Е. В. Бояркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61379/ (дата обращения: 19.04.2024).



В настоящей статье рассматриваются проблемы правового регулирования перевозки грузов железнодорожным транспортом, на основании выявленных пробелов в законодательстве предлагаются пути решения выявленных проблем.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, перевозка груза, грузоперевозчик, грузоотправитель, договор оказания услуг, ответственность, штраф, пени, правовое регулирование.

Договор перевозки грузов в настоящее время представляет собой один из имеющих наибольшее распространение в предпринимательской деятельности договоров. Он оказывает значительную роль в развитии экономических связей, осуществляя для этого перемещение грузов в различных направлениях. Наибольший интерес в развитии грузоперевозок имеет перевозка грузов железнодорожным транспортом.

Несмотря на то, что отношения по перевозке грузов, в том числе железнодорожным транспортом насчитывают не один десяток лет и законодательство, регулирующее указанный вид перевозок в достаточной степени сформировалось, стоит отметить, что все же имеют место пробелы в нормативно-правовом регулировании железнодорожных грузоперевозок.

Законодательство, регулирующее железнодорожные грузоперевозки, является в свою очередь составной частью гражданского законодательства и не может противоречить его основным началом, которые закреплены в Гражданском кодексе РФ.

Что касается отраслевого регулирования, то правоотношения, которые возникают из перевозок грузов железнодорожным транспортом в настоящее время урегулировано Уставом железнодорожного транспорта РФ, закрепляющим условия организации и осуществления перевозок, в том числе груза.

Специфической отличительной чертой договора перевозки груза железнодорожным транспортом является то, что в нем указывается грузополучатель, которому груз должен быть выдан на станции назначения, и хотя грузополучатель не принимает участия в заключении договора и не является стороной договора, он вступает в возникшие правоотношения с перевозчиком как лицо, имеющее право требования выдачи груза и несет обязанность осуществить оплату за перевозку груза.

В стадии исполнения договора перевозки права и обязанности, которые первоначально были установлены для грузоотправителя, переходят к грузополучателю [5].

УЖТ РФ является специальной нормой в регулировании отношений, вытекающих из договора перевозки грузов железнодорожным транспортом, поэтому необходимо, чтобы все термины и их определения содержались именно в нем, что упростило бы его применение.

Одним из коллизионных вопросов, касающихся грузоперевозок, является коллизия между ст. 796 ГК РФ [1] и ст. 118 УЖТ РФ [3]. Указанная коллизия проявляется в том, что перечисленные нормы имеют различный образ закрепления оснований для освобождения перевозчика от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза. В ст. 118 УЖТ РФ указаны основания, освобождающие перевозчика от ответственности, в случае, если грузоотправителем или грузополучателем не будет доказана его вина в утрате, повреждении или недостаче перевозимого груза. Следует отметить, что ст. 796 ГК РФ, закрепляя основания ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа, в то же время не закрепляет презумпции невиновности перевозчика (железной дороги) ни для каких случаев.

Еще одной коллизией норм ГК РФ и отраслевого законодательства, регулирующего перевозку грузов является коллизия норм, которые закреплены в общей части ГК РФ (п. 1 ст. 400 ГК РФ [2]), а также норм, которыми установлена презумпция ограниченной ответственности перевозчика (п. 2 ст. 796 ГК РФ, ст. 96 УЖТ РФ). Она выражается в том, что договор перевозки грузов можно считать предпринимательским договором, т. к. грузоперевозчик как правило, является субъектом предпринимательской деятельности.

Рассмотрим пример из судебной практики АО «РН-ТРАНС» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 4 891 858 руб. 86 коп.

Как следует из материалов дела, с февраля по март 2017г. были направлены груженные вагоны по транспортным железнодорожным накладным на станции «Нововроссийск», «Азов», «Туапсе-Сортировочная» — Северо-Кавказской, Приволжской, Свердловской, Юго-Восточной ж/д.

В транспортных железнодорожных накладных указан срок доставки груза. Однако фактически в/цистерны с грузом прибыли на станцию назначения с просрочкой срока доставки, указанного в накладных, что подтверждается календарным штемпелем, проставленным в транспортных железнодорожных накладных в графе «Прибытие на станцию назначения». Ответственность перевозчика за просрочку доставки грузов предусмотрена ст. 97 УЖТ РФ. В соответствии со ст.97 УЖТ РФ за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки. Таким образом, исходя из прилагаемого расчета, сумма пени, подлежащей взысканию с Ответчика, составляет 4 891 858 руб. 86 коп.

Изучив материалы дела арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению [6].

Принимая к вниманию принцип презумпции равенства сторон договорных отношений по перевозке груза, нельзя предоставлять одной стороне гражданских правоотношений больше прав, чем другой. Таким образом, нормы об ограниченной ответственности должны иметь свое действие и на грузоотправителя. В то же время, в действующем законодательстве такие положения отсутствуют.

В целях урегулирования имеющихся противоречий, в действующие законодательные нормы следует внести ряд изменений. Так, п. 2 ст. 784 ГК РФ следует внести положение о соотношении норм ГК РФ и специальных норм, регулирующих грузоперевозки, в том числе Устава железнодорожного транспорта, изложив первое предложение следующим образом: «Условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Общие положения о перевозке (ст. 784 — 800) применяются, если это не противоречит транспортным уставам и кодексам».

Следует отметить, что в настоящее время правовое регулирование перевозок груза, в том числе железнодорожном транспортом, включает в себя значительное число подзаконных нормативно-правовых актов.

Так, например, только в отношении регулирования грузоперевозок железнодорожным транспортом принято более 20 нормативно-правовых актов подзаконного уровня. Большинство норм просто дублируют нормы законодательных актов, а в отдельных ситуациях могут им противоречить.

В целях разрешения данной ситуации, необходимо сократить число нормативно-правовых норм, регулирующих перевозку груза, в том числе железнодорожным транспортом. Для этого необходимо осуществить консолидацию используемых в целях правового регулирования норм в одном документе, что сделает применение консолидированных норм наиболее удобными для применения. В свою очередь, все технические правила грузоперевозок железнодорожным транспортом следует соединить в один акт — технический регламент. Таким образом, это способствует устранению их разобщенности.

Также следует отметить, что в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О техническом регулировании», технический регламент принимается на уровне федерального закона или постановления Правительства РФ. Это говорит о том, что юридическая сила технического регламента будет выше, чем сила нормативно-правового акта, который принят ведомственным органом. В тоже время, в транспортных уставах и Кодексах должна содержаться ссылка на определенный технический регламент, что сделает применение законодательства о перевозке грузов, в том числе железнодорожным транспортом значительно проще.

В соответствии с гл. 39 ГК РФ договор перевозки грузов относится к договорам оказания услуг (ст. 779 ГК РФ, ст. 6 УЖТ РФ). В тоже время транспортные уставы и кодексы достаточно часто применяют для раскрытия указанного договора определения, которые характерны для договора подряда. Например, в УЖТ РФ понятие «работы» используется для определения самостоятельных действий, которые составляют содержание договора перевозки грузов железнодорожным транспортом. Так, в ст. 22 УЖТ РФ подача и уборка вагонов, контейнеров, погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов и контейнеров называются работами. Такое «смешение» является основой для дискуссий в отношении правовой природы договора перевозки грузов и возможности применения иного правового регулирования [4].

Вышеуказанные направления реформирования законодательных норм о перевозке грузов железнодорожным транспортом представляются важными для эффективного применения в развитии отношений по перевозке груза, в частности железнодорожным транспортом.

Таким образом, правовое обеспечение как самого перевозочного процесса, так и взаимоотношений участников перевозки нуждается в постоянной доработке и совершенствовании. Проблемы правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом требуют своего реформирования.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2003. — № 2. — Ст. 170.
  4. Бажина М. А. Основные направления реформирования законодательства о договоре перевозки грузов / под ред. О. А. Кузнецовой, В. Г. Голубцова, Г. Я. Борисевич, Л. В. Боровых, Ю. В. Васильевой, С. Г. Михайлова, С. Б. Полякова, А. С. Телегина, Т. В. Шершень // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. — 2018. — № 1. — С. 332–337.
  5. Русяева О. В. Пробелы законодательства о перевозке грузов железнодорожным транспортом // Закон. — 2008. — № 7. — С. 115–120.
  6. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 декабря 2017 г. по делу № А40–139947/2017 https://sudact.ru/arbitral/doc/V3JGGlDeIZdT/
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, РФ, ГК РФ, перевозка грузов, перевозка груза, договор перевозки грузов, технический регламент, норма, том, арбитражный суд.


Похожие статьи

Ответственность сторон по договору перевозки груза...

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, условия которого, ответственность сторон определяются соглашением сторон, если ГК РФ, Уставом железнодорожного транспорта РФ [2] (далее — УЖТ РФ)...

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным...

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом договор автоперевозки грузов, транспортные договоры. Говоря о субъектном составе любого гражданско-правового договора, прежде всего мы...

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой самостоятельный вид транспортного договора в РФ основной задачей которого, по мнению законодателя, видится оформление правоотношений возникающих по поводу перевозок грузов.

Особенности договора перевозки груза автомобильным...

Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой отдельный вид

Так как Гражданский Кодекс (ГК) не содержит специальных положений, касающихся перевозки...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

Таким образом, именно в советском гражданском праве перевозка грузов начинает оформляться в самостоятельный гражданско-правовой институт

Проблемы ответственности третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом можно решить...

Значение документов для подтверждения факта договора...

Момент заключения договора перевозки груза наступает тогда, когда перевозчик, произведя приём к перевозке груженого подвижного состава, выдаёт грузоотправителю грузовую квитанциюпод роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по...

ГК РФ в главе 40 «Перевозка» закрепляет, что условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом.

Автомобильные перевозки как часть жизни общества

Второй вариант перевозки актуален для таких регионов России как Сибирь, так как

При международной доставке грузов использование нескольких видов транспорта необходимо

Доставка грузов может осуществляться автомобильным, железнодорожным, воздушным...

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции

Итак, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом. Ст. 799 ГК РФ сохраняет перечень договоров между...

Похожие статьи

Ответственность сторон по договору перевозки груза...

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, условия которого, ответственность сторон определяются соглашением сторон, если ГК РФ, Уставом железнодорожного транспорта РФ [2] (далее — УЖТ РФ)...

Субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным...

Ключевые слова: автомобильные перевозки грузов, субъектный состав договора перевозки грузов автомобильным транспортом договор автоперевозки грузов, транспортные договоры. Говоря о субъектном составе любого гражданско-правового договора, прежде всего мы...

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой самостоятельный вид транспортного договора в РФ основной задачей которого, по мнению законодателя, видится оформление правоотношений возникающих по поводу перевозок грузов.

Особенности договора перевозки груза автомобильным...

Представленная статья раскрывает особенности договора перевозки грузов

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом представляет собой отдельный вид

Так как Гражданский Кодекс (ГК) не содержит специальных положений, касающихся перевозки...

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору...

Таким образом, именно в советском гражданском праве перевозка грузов начинает оформляться в самостоятельный гражданско-правовой институт

Проблемы ответственности третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом можно решить...

Значение документов для подтверждения факта договора...

Момент заключения договора перевозки груза наступает тогда, когда перевозчик, произведя приём к перевозке груженого подвижного состава, выдаёт грузоотправителю грузовую квитанциюпод роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

Пределы гражданско-правовой ответственности перевозчика по...

ГК РФ в главе 40 «Перевозка» закрепляет, что условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по

Гражданско-правовая ответственность третьих лиц по договору перевозки грузов автомобильным транспортом.

Автомобильные перевозки как часть жизни общества

Второй вариант перевозки актуален для таких регионов России как Сибирь, так как

При международной доставке грузов использование нескольких видов транспорта необходимо

Доставка грузов может осуществляться автомобильным, железнодорожным, воздушным...

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции

Итак, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, которая составляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено

Понятие договора перевозки грузов автомобильным транспортом. Ст. 799 ГК РФ сохраняет перечень договоров между...

Задать вопрос