Государство в своей деятельности
связано и ограничено только правом,
стоит под правом, а не вне и над ним.
В. Гессен
В условиях глобализации международной жизни одним из стратегических направлений признается адекватизация принципов правовой государственности в условиях национальных правовых систем. Вместе с тем построение правового государства зависит от реализации принципов, разработанных в ходе развития науки теории государства и права.
Юридическому познанию предшествовало формирование правовой философской мысли. Идеи о государстве, которое осуществляет свою деятельность в рамках закона, получили оформление в процессе создания государства и права. Разумеется, смысл и содержание идеи правового государства не были одинаковыми у различных мыслителей, политических и общественных деятелей. Но независимо от подходов к представлению о правовом государстве как государстве законности, справедливости и всеобщего благоденствия неизменно признавалось тождество гуманизма, добра и справедливости [1, с. 351].
Идея правового государства стала зарождаться в трудах античных мыслителей (Аристотель «Политика», Цицерон «Диалоги», Д. Локк «Два трактата о правлении» и «Опыты о человеческом разумении», И. Кант «Трактаты и мысли»). Данные идеи заложили базис, на котором стали основываться идеи последователей изучения сущности правового государства. Вклад в развитие теории правового государства внесли мыслители XVIII-XX вв. [2, с. 551]. Обоснование правового государства впервые встречается у И. Канта, который определял государство как союз множества людей, подчиненных правовым законам [3, с. 134]. И. Кант считал главным признаком правового государства связанность и ограничение государства правом [8].
В последующем выделяется в доктрине второй принцип правового государства — разделение властей. Это важнейший принцип функционирования правового государства, поскольку без него немыслимо обеспечение верховенства права и народовластие [7, с. 64]. Дж. Локк считал, что в конституционном государстве может быть всего одна верховная власть — законодательная, которой все должны подчиняться [9]. Разделяя идею Дж. Локка, Ш. Монтескье писал, что разделение государственной власти предполагает независимые друг от друга ветви власти — законодательную, исполнительную и судебную, которые функционируют на основе системы «сдержек и противовесов». Противоречия и неустойчивость такой системы разрешаются, главным образом, благодаря правовой культуре общества [13].
Принцип верховенства права «the rule of law» в переводе с английского языка означает «правление, господство права» [5, с. 372]. Следует отличать понятие верховенства права от верховенства закона. Под верховенством закона подразумевается, что все нормативно-правовые акты не должны противоречить основному закону. Особенностью верховенства права, в свою очередь, является то, что принцип верховенства права соединяет в себе верховенство (приоритет) прав человека и верховенство закона.
Принцип народовластия означает «народный суверенитет». Известно, что государство является не единственным источником формирования права. Именно волеизъявления народа (как прямо, так и косвенно, через представителей власти, представительная демократия) и есть начало создания того или иного правового акта. Институтом, позволяющим народу осуществлять народовластие, являются выборы и референдум.
Дефиниция «правового государства» — Rechtsstaat была разработана в первой трети XIX вв. в трудах немецких ученых К. Велькера (1813 г.), в И. Х. Ф. фон Аретина (1814 г.) и Р. фон Моля, которые вводят термин «правовое государство» в научный оборот в 1829 г. [4, 5]. Необходимо отметить, что Staat в переводе с немецкого языка означает государство, Rechts — право. Соответственно, термин Rechtstaat следует трактовать как «государство права [6].
Немаловажную роль в формировании идей правового государства сыграли российские мыслители XIX-XX вв., в том числе Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и др. [3, с. 135]. С. А. Котляревский считал, что правовое государство предполагает наличие в государстве развитого гражданского общества, а также повышения правовой культуры всех слоев населения в государстве [9]. Профессор П. Новгородцев писал, что народ должен оставаться «дремлющим законодателем», то есть не самому все решать и делать, а через институты народного представительства [10].
В современный период в теории государства и права также имеет место неоднозначность подходов к понятию правового государства. Также нет единства в вопросе о том, какие именно принципы отражают сущность правового государства. Профессор В. Д. Перевалов под принципами понимает основополагающие идеи, определяющие модель государства, которое могло бы называться правовым [5, с. 53]. Так, Цыганов В. И. под правовым государством понимает государство, основанное на ряде основополагающих принципов, к которым обычно относят верховенство права, наличие у человека прав и свобод и разделение властей [3, с. 135]. Профессор А. В. Мелехин отмечает, что современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры и развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п. [2, с. 558]. Профессор В. Д. Зорькин к числу сущностных признаков правового государства относит верховенство права, включая приоритет прав человека и верховенство правового закона, народовластие и разделение властей [7, с. 53].
Таким образом, в настоящее время ученые продолжают вести дискуссии о понятии и признаках правового государства. Для того чтобы раскрыть сущность правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик и определенной системой принципов. Суть правового государства заключается в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.
Правовое государство действует в условиях демократического государственного режима (народовластия). Согласно Всеобщей декларации прав и свобод человека 1948 г. ст. 21, ч. 3 воля народа должна быть основой власти правительства [12]. Во взаимодействии государства и права ведущая роль принадлежит праву (верховенство права). Сущность права заключается в гарантировании прав и свобод человека как высшей ценности государства. Органы государства для обеспечения данных прав и свобод функционируют по принципу разделения на законодательную исполнительную и судебную власть. Это позволяет создать эффективный механизм законотворческой деятельности, совершенствовать исполнительно-распорядительные функции и осуществлять взаимную ответственность личности и государства путем беспристрастного правосудия, мер внутригосударственной и международной правовой защиты. Соблюдение правовой государственности обусловливает построение и функционирование гражданского общества.
В современных правовых системах наряду с основными принципами выделяют дополнительные, которые раскрывают специфику правового государства в силу исторических, культурных, религиозных или иных факторов. К числу таковых относят принципы политического и идеологического плюрализма.
Однако ведущие современные исследователи в области правовой государственности и прав человека М. Дженис, Р. Кей и Э. Брэдли справедливо отмечают, что стержнем национальных правовых систем следует считать степень гарантированности государством принципов уважения закона и верховенства права. Более того мерилом правового государства, по мнению Р. А. Мюллерсона, является степень обеспеченности прав и свобод личности.
На основании этого одной из приоритетных задач в развитии российской правовой системы является реализация принципов правовой государственности, декларированных в Конституции РФ 1993 г. Ведущая роль отводится признанию прав и свобод человека как высшей ценности государства. В целях гарантирования социально-значимых прав и законных интересов личности реализуются направления Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Поэтому совершенно справедливо современные ученые отмечают, что в качестве современной проблемы гарантирования безопасности личности и ее прав и свобод признается конституционализация отраслевого, в том числе административного, трудового и уголовного законодательства, создающего реальные условия по укреплению правовой обеспеченности, гарантий эффективной реализации и защиты естественных прав и свобод человека и гражданина в контексте взаимодействия правовой государственности и построения гражданского общества.
Литература:
- Авдеева О. А. История отечественного государства и права. Курс лекций. Часть I (IX-XVIII вв.) / О. А. Авдеева. — Иркутск: Оттиск, 2005. — 292 с.
- Авдеев В. А., Авдеева О. А. Конституционализация уголовного закона в сфере обеспечения права человека на жизнь // Вестник Российского униветситета дружбы народов. Серия: Юридические науки. — 2014. — № 4. — С. 207–216.
- Блажич Н. И. Модели разделения властей в правовом государстве: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Н. И. Блажич., науч. рук. В. Г. Графский. — М., 2004.
- Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 12.02.2019)
- Довбуш Т. Н. Принципы правового государства и механизм их реализации: Теоретико-правовой аспект: автореферат дис.... кандидата юридических наук: 12.00.01 / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. — Санкт-Петербург, 2005. — 19 с.
- Маркосян Т. А., Логунцова Е. А. Принцип разделения властей — важнейший атрибут демократического правового государства // Юный ученый. — 2016. — № 6. — С. 26–27. URL: http://yun.moluch.ru/archive/9/598/ (дата обращения: 26.02.2019)
- Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФА-М, 2013. — 496 с.
- Реуф В. М., Зацепа О. О. Принцип народовластия как ключевой элемент правовой идеологии современного государства, 2010. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-narodovlastiya-kak-klyuchevoy-element-pravovoy-ideologii-sovremennogo-gosudarstva (дата обращения: 21.02.2019).
- Цыганов В. И. Тезисы лекций. Учебное пособие по теории государства и права. — Нижний Новгород, 2007. — 134 с.
- Шухов Ф. Г., Наумов И. А. Правовое государство: эволюция взглядов и современность, 2007. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-gosudarstvo-evolyutsiya-vzglyadov-i-sovremennost (дата обращения: 21.02.2019).
- Яковлев В.Ф Правовое государство: вопросы формирования. — М.: Статут, 2012. — 488 с.