Личностно ориентированный подход в современном профессиональном образовании в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 28.06.2019

Статья просмотрена: 2514 раз

Библиографическое описание:

Ражова, Н. А. Личностно ориентированный подход в современном профессиональном образовании в России / Н. А. Ражова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61230/ (дата обращения: 24.04.2024).



В настоящее время под профессиональным образованием понимается процесс и результат профессионального становления и развития личности. Одной из тенденций развития современного профессионального образования является его гуманизация, которая предполагает переориентацию образования на личностную направленность.

Личностно-ориентированное профессиональное образование рассматривается как особый тип образования, в процессе которого организация взаимодействия обучающихся и преподавателей в большей степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику ее будущей профессиональной деятельности. Оно характеризуется следующими принципами:

– Обучающийся является субъектом образовательного процесса, в котором учитываются его индивидуальные особенности;

– На содержание профессионального образования влияет уровень развития современных информационных технологий и производства, а также особенности будущей профессиональной деятельности выпускника;

– Технологии профессионального обучения учитывают закономерности профессионального становления личности;

– Формирование профессиональной компетентности и развитие необходимых профессиональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной и производственной деятельности определяет опережающий характер образования;

– Ориентация обучения на индивидуальный опыт обучающегося, учет в образовании его потребностей в самоопределении, самореализации и самоактуализации;

– Для организации наиболее действенного образовательного процесса создается предметно-пространственная образовательная среда.

Личностно-ориентированное образование предполагает, что в ходе овладения обучающимся определенными профессиональными знаниями, умениями, навыками и компетенциями необходимо обеспечить ему возможность для самообучения и саморазвития. Следовательно, содержание профессионального образования должно включать в себя такие компоненты, как:

  1. Когнитивный, который обеспечивает формирование целостной картины мира у обучающегося и является инструментом практической и познавательной деятельности обучающегося;
  2. Ценностный, который помогает обучающемуся в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций и способствует формированию профессиональной направленности личности;
  3. Деятельностно-творческий, который содействует формированию и развитию у обучающихся творческих способностей и разнообразных способов деятельности, необходимых для самореализации и самоактуализации личности в профессиональной и социокультурной сферах;
  4. Личностный, который обеспечивает формирование у обучающегося способности к самопознанию и самосовершенствованию, помогает его жизненному и профессиональному самоопределению, формирует его личностную позицию.

Содержание профессионального образования тесно связно с системой личностных качеств обучающихся, характеризующих его как высококвалифицированного специалиста в определенной сфере профессиональной деятельности и формирующихся в соответствующих условиях во время образовательного процесса. Структура содержания образования основывается на гуманитарной, естественнонаучной и профессиональной подготовке обучающихся. Во время разработки учебных планов и программ следует учитывать включение принципов и методов формирования и развития личностного потенциала обучающихся в содержание профессионального образования. С этой целью разрабатываются и внедряются в учебные программы различные модульные дисциплины, направленные на развитие профессионально и личностно значимых качеств у обучающихся.

Для обновления содержания профессионального образования согласно последним разработанным государственным стандартам и увеличения его личностной ориентированности разрабатываются различные направления:

– Увеличение доли личностного компонента в содержании профессионального образования требует проектирования специальных курсов, которые направлены на развитие профессионально важных качеств личности, ее профессиональных умений и навыков, а также различных форм поведения. К профессионально значимым относятся такие качества личности, как ответственность, работоспособность, инициативность, способность к сотрудничеству, профессиональная и социальная активность;

– Включение в содержание образования различных гуманитарных ценностей, направленных на формирование у обучающегося особенного отношения к самому себе и к окружающему миру, на осознание своего места в нем. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся смогли осознать свое призвание и определить собственную образовательную траекторию для освоения выбранной профессии;

– Создание содержания образования на основе национальных ценностей и особенностей менталитета людей, их социокультурного развития и среды их обитания;

– Учет при разработке учебных планов и программ особенностей рынка труда и требований работодателей к квалификации специалистов помогает при дальнейшей социальной и профессиональной адаптации выпускников различных профессиональных учебных заведений;

– Включение в образовательный процесс субъектного опыта обучающихся, под которым понимается совокупность эмоционально окрашенных социальных, личностных и учебно-профессиональных ситуаций, способных выполнять образовательную функцию;

– Обеспечение равенства когнитивного и деятельностного компонентов содержания образования позволяет сформировать у обучающегося способность к активной трудовой деятельности на основе системы его теоретических знаний и умений.

Личностно-ориентированное профессиональное образование рассматривается в качестве особого типа образования, который основывается на таком способе организации взаимодействия педагогов и обучающихся, который предполагает создание условий, необходимых для развития у обучающихся способностей и возможностей к самоопределению, самообразованию и самореализации.

На продуктивность профессионального образования влияет в первую очередь то, насколько активно вовлечен обучающийся в образовательный процесс, поскольку полученные в готовом виде знания вызывают некоторые затруднения при их практическом применении для решения конкретных производственных задач. Следовательно, овладение профессиональными знаниями, умениями и компетенциями требует активного участия обучающихся в образовательном процессе.

Личностно-ориентированное профессиональное образование имеет своей целью создание условий для обеспечения самоопределения обучающихся, а также развития и саморазвития личности в социальной и профессиональной сферах деятельности. Цели профессионального обучения формируются в соответствии с определенной моделью выпускника как обобщенной характеристикой, которая включает в себя определенный объем и структуру профессиональных и социально-психологических качеств личности, а также знаний, умений, навыков и компетенций, которыми должен обладать выпускник как профессионал и как член общества.

Модернизация профессионального образования предполагает уточнение и обновление его содержания на основе новых требований современного общества и производства. Значимыми структурными характеристиками содержания профессионального образования становятся компетенции, ключевые компетентности и квалификации. Компетентность специалиста как образованной и профессионально успешной личности определяется его способностью реализовать полученные знания, умения и навыки в конкретной социально-профессиональной деятельности. Ключевая квалификация определяется как комплекс психологических и профессиональных качеств, знаний, умений, навыков, компетенций и способностей специалиста, которые обеспечивают ему эффективное выполнение определенной профессиональной деятельности, и является одним из компонентов общей квалификации работника.

Эталонная модель выпускника как интегральная профессионально-личностная характеристика имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет разрабатывать и проектировать содержание профессионального образования, становится основой для диагностических методик, которые определяют уровень развития ключевых квалификаций, а также позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в современном профессиональном образовании.

Литература:

  1. Бобкова Л. Г. Личностно ориентированное профессиональное образование: теория, технология, результат: монография. — Курган.: ИПКиПРО Кург. обл., 2015.
  2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования: — Ростов. н/Дону: Изд-во Рос. пед. ун-та, 2016.
  3. Сороковых Г. В. Субъектно-деятельностный подход к личностно профессиональному образованию студентов, 2014.
  4. Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. — М.: Сентябрь, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, образовательный процесс, обучающийся, личностно-ориентированное профессиональное образование, будущая профессиональная деятельность, качество личности, особый тип образования, профессиональная деятельность, профессиональное обучение, современное профессиональное образование.


Похожие статьи

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего...

В настоящее время профессиональное образование ориентировано на работодателей, которые являются потребителями результатов образовательных процессов. Оценить качество образования и подготовленность специалистов можно по уровню их компетентности.

Особенности личностно ориентированного образования в вузе...

Ключевые слова: образование, личностно-ориентированный подход, специалист, высшее

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится

Шерихова И. Е. Личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения...

Проблема качества подготовки современного специалиста

Дорофеев Ф. Профессиональная компетентность как показатель качества образования

будущий инженер, профессиональная деятельность, компетенция, современный инженер

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования...

Актуальные вопросы качества профессионального образования

Повысить качество образования в современных условиях требует модернизации всех уровней образовательного пространства, в том числе и профессионального образования. Вопросы качественного обновления профессионального образования в последние годы неоднократно...

Личностно-ориентированный подход в профессиональном...

Личностно-ориентированный подход в профессиональном самоопределении бакалавров педагогического образования в области БЖ.

Профессиональное самоопределение – процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, компоненты...

Обучение профессионально ориентированному языку...

Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только

Профессиональная направленность деятельности требует

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Современные подходы к проблеме формирования...

профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ, профессиональное мастерство, практико-ориентированное образование... Личностно-ориентированный подход в профессиональном...

Формирование профессионально важных качеств у учащихся СПО

связь , профессиональное образование , будущая профессиональная деятельность

Профессиональное обучение — итог получения профессионального образования .

Учебно - профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Похожие статьи

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего...

В настоящее время профессиональное образование ориентировано на работодателей, которые являются потребителями результатов образовательных процессов. Оценить качество образования и подготовленность специалистов можно по уровню их компетентности.

Особенности личностно ориентированного образования в вузе...

Ключевые слова: образование, личностно-ориентированный подход, специалист, высшее

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится

Шерихова И. Е. Личностно-ориентированный подход к организации процесса обучения...

Проблема качества подготовки современного специалиста

Дорофеев Ф. Профессиональная компетентность как показатель качества образования

будущий инженер, профессиональная деятельность, компетенция, современный инженер

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования...

Актуальные вопросы качества профессионального образования

Повысить качество образования в современных условиях требует модернизации всех уровней образовательного пространства, в том числе и профессионального образования. Вопросы качественного обновления профессионального образования в последние годы неоднократно...

Личностно-ориентированный подход в профессиональном...

Личностно-ориентированный подход в профессиональном самоопределении бакалавров педагогического образования в области БЖ.

Профессиональное самоопределение – процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от...

К вопросу о подготовке к профессиональной деятельности...

профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, компоненты...

Обучение профессионально ориентированному языку...

Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только

Профессиональная направленность деятельности требует

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

Современные подходы к проблеме формирования...

профессиональное образование, обучающийся, будущая профессиональная деятельность, выполнение работ, профессиональное мастерство, практико-ориентированное образование... Личностно-ориентированный подход в профессиональном...

Формирование профессионально важных качеств у учащихся СПО

связь , профессиональное образование , будущая профессиональная деятельность

Профессиональное обучение — итог получения профессионального образования .

Учебно - профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности...

Задать вопрос