Различие терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 28.06.2019

Статья просмотрена: 7337 раз

Библиографическое описание:

Леньшина, А. А. Различие терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» / А. А. Леньшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61185/ (дата обращения: 08.03.2021).



В статье рассмотрены различия в содержании близких по смыслу понятий — «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии», а также охарактеризовано место указанных технологий в деятельности органов государственной власти. При этом определены основные виды коммуникативных технологий, их цели и задачи в работе государственных структур, а также описаны наиболее популярные коммуникационные технологии, которые используются в государственном и муниципальном управлении.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативные технологии, коммуникационные технологии, органы государственной власти, PR-коммуникации, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Современный этап развития общества характеризуется значительной ролью информации в жизнедеятельности каждого человека, а также и в работе различных объектов, в т. ч. и в работе органов государственной власти. Поэтому информация сегодня выступает важным ресурсом, от которого зависит результативность работы государственных структур. Управление информационными ресурсами органов государственного и муниципального управления предусматривает несколько главных направлений: обеспечение информирования населения других госструктур, журналистов и т. д.; сбор, организация и обеспечение безопасности передачи информации по каналам связи. Реализация указанных целей достигается с помощью коммуникативных и коммуникационных технологий. Но при этом в научной литературе отсутствует четкое разграничение указанных терминов, что приводит к проблемам их интерпретации и делает актуальным сравнительный анализ их содержания.

Результаты исследования. Воснове терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии» лежит общее родовое понятие — «коммуникация», которое происходит от латинского слова communication (связь, сообщение) и обозначает «тип активного взаимодействия между объектами любой природы, предполагающий информационный обмен» [3].

Исходя из общего происхождения, зачастую указанные термины используются в научных источниках в качестве синонимов, но все же понятие «коммуникативные технологии» чаще встречается в социологии и управлении, тогда как термин «коммуникационные технологии» чаще используется при описании компьютерных систем, систем связи, телекоммуникациях и трактуется как «информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Так, согласно ГОСТ Р 52653–2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» информационно-коммуникационная технология — это информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации [2].

В соответствии с таким подходом к разграничению сущности исследуемых терминов выделим их главные отличия (табл. 1).

Таблица 1

Основные отличия терминов «коммуникативные технологии» и «коммуникационные технологии»

Характеристика

Коммуникативные технологии

Коммуникационные технологии

Цель

Обеспечение взаимосвязи, обмена информацией

Обеспечение высокого качества и безопасности передачи информации по различным каналам связи

Главные объекты

Люди, организации как объекты коммуникации

Материальные предметы, осуществляющие обработку, передачу информации

Главные действия

Обмен информацией, решение проблемы, улучшение взаимодействия

Формирование информационного канала связи, размещение информации в информационном канале, передача информации по информационному каналу

Канал реализации

Любой (личный контакт, публичные выступления, СМИ и т. д.)

Компьютерные сети, аппаратные каналы связи (телефон, факс), телекоммуникации и т. д.

В сфере государственного и муниципального управления под социально-коммуникативной технологией принято понимать опирающуюся на определенный план (программу действий) целенаправленную системно организованную деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленную на решение какой-либо социально-значимой задачи [5]. Как правило, в рамках деятельности органов государственной власти коммуникативные технологии изучаются в контексте связей с общественностью, в рамках PR-коммуникаций.

В основе коммуникативной деятельности современных органов государственной власти лежит взаимодействие с различными группами общественности (рис. 1).

Рис. 1. Схема PR-коммуникаций [4, с.11]

Так, субъект PR-коммуникации (государственная структура) взаимодействует с такими объектами PR: население; общественные организации, союзы, фонды и т. д.; СМИ; политические оппоненты; собственный персонал и т. д. В зависимости от объекта коммуникативного воздействия все коммуникативные технологии органов государственной власти могут быть классифицированы на две основные группы:

1) внешние коммуникативные технологии (направленные на общественность, СМИ);

2) внутренние коммуникативные технологии (направленные на собственный персонал).

Коммуникационные технологии органов государственной власти базируются на информационно-коммуникационном инструментарии, который включает в себя технические средства, программное обеспечение и/или информационные ресурсы. В технические средства входят компьютерные, коммуникационные средства и/или средства аудиовизуальной фиксации. В программное обеспечение входит не только программы функционирования компьютера, но и телекоммуникационных средств, а также прикладные программы [6].

В соответствии с назначением информационно-коммуникационных технологий органов государственной власти их подразделяют на:

– технологии поддержки принятия решений — выработка управленческих решений, автоматизированное принятие или их отклонение,

– технологии автоматизации процесса выбора альтернатив;

– технологии обработки данных — для задач или информации, которая постоянно повторяется;

– технологии управления;

– экспертные системы — для решения проблем, которые возникают, во избежание конфликтных ситуаций, информация о возможных путях решения, получения определенных консультаций, советов;

– технологии автоматизированного офиса — для связи работников органов государственной власти, для передачи, обработки, хранения информации.

В научной литературе подчеркивается, что главный потенциал роста эффективности государственного управления напрямую связан именно с внедрением новых информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, с концепцией «электронного правительства», или «электронного государства» [1, с.9].

В целом, сегодня эффективность коммуникативных технологий во многом зависит от степени внедрения информационно-коммуникационных технологий. Это еще больше сближает исследуемые термины, их сущность, цели и механизмы. Так, коммуникативная деятельность государственных структур сегодня не может быть эффективной без использования новых коммуникационных технологий, основанных на передачи информации по каналам сети Интернет.

Заключение. Таким образом, проведенное исследование показало, что термины «коммуникативная технология» и «коммуникационная технология» тесно связаны и поэтому зачастую используются как синонимы. При этом в ходе исследования выделен ряд отличий указанных понятий. Так, целью коммуникативных технологий является обеспечение взаимосвязи, обмена информацией, тогда как коммуникационные технологии направлены на обеспечение высокого качества и безопасности передачи информации по различным каналам связи. Соответственно, главными объектами коммуникативной деятельности выступают люди и организации как объекты коммуникации, тогда как в коммуникационных технологиях главными являются материальные предметы, осуществляющие обработку, передачу информации. В коммуникативной деятельности используются любые каналы реализации взаимодействия (личные контакты, публичные выступления, СМИ и т. д.), тогда как в коммуникационных технологиях используются компьютерные сети, аппаратные каналы связи (телефон, факс), телекоммуникации и т. д. Вместе с тем, сегодня эффективная коммуникативная деятельность государственных органов невозможно без внедрения современных информационно-коммуникационных технологий, что значительно сближает исследуемые понятия.

Литература:

  1. Булгатова Ю. С. Информационные технологи как средство модернизации государственного управления в современном обществе / Ю. С. Булгатова, А. В. Дырхеев [Текст] // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. — 2018. — Вып.1. — С. 8–15.
  2. ГОСТ Р 52653–2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653–2006
  3. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] / С. А. Азаренко, Г. И. Рузавин, А. Я. Флиер, В. С. Бернштейн, А. В. Александров. — Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7132 (дата обращения 24.06.2019)
  4. Козлов С. В. Связи с общественностью в органах власти: учеб. пособие / С. В. Козлов [Текст] — Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. — 198 с.
  5. Конспект лекций по дисциплине «Коммуникативные технологии в управленческой практике» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kpfu.ru/portal/docs/F1682885099/Kommunikativnye.tehnologii.v.upravlencheskoj.praktike.pdf
  6. Нестеров А. В. Информационно-коммуникационные технологии и системы / А. В. Нестеров [Электронный ресурс]. — М.: НИУ ВШЭ. — Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2014/08/13/1313880484/ИКТ.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): государственная власть, коммуникативная деятельность, передача информации, муниципальное управление, обмен информацией, термин, высокое качество, информационный канал, научная литература, программное обеспечение.


Похожие статьи

Особенности коммуникативных технологий в деятельности...

Использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти обусловливается высокой степенью информационной сложности задач, требующих

Особенности коммуникативных технологий в деятельности органов государственной власти.

Информационное обеспечение деятельности органов...

Информационные технологии на современном этапе являются локомотивом роста и выступают необходимым условием развития сфер современного общества, и сфера государственного (муниципального) управления не является исключением.

Проблемы информационно-коммуникационного потенциала...

Разработка и внедрение ИТ-технологий в государственные и муниципальные сферы управления — стратегически важная задача. Специалистами отмечены такие проблемы, существующие в современном российском информационном обществе

СМИ как особый инструмент вовлечения населения...

Органы муниципальной власти имеют множество каналов для передачи информации о

Каналом для передачи сообщения может служить любой формат СМИ от телевидения до такого вида

Все это и формирует условия для непрерывного обмена информацией, в котором...

Информационные технологии взаимодействия...

На информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления

Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов

Практическое решение проблемы разъяснения информации в сфере взаимодействия власти...

Информационный ресурс и его роль в социальном управлении...

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное образование, муниципальная власть, муниципальное управление, информация, орган, решение, информационный ресурс, информационное обеспечение, внешняя информация.

Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога

Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления в обществе. В то время как увеличение числа информационных каналов, перегруженность информацией меняет и модели поведения потребителя ХХI века.

Электронное правительство: его перспективы, возможности и угрозы

Представлены концепции развития информационного общества.

государственное управление, государственная служба, государственный менеджмент, государственная

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное управление, Российская...

Информационно-коммуникационная деятельность как...

Под информационно-коммуникационной деятельностью в организации понимается совокупность информационных сообщений, различных форм, методов и каналов передачи информации от компании к целевым группам с обязательным наличием обратной связи.

Похожие статьи

Особенности коммуникативных технологий в деятельности...

Использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти обусловливается высокой степенью информационной сложности задач, требующих

Особенности коммуникативных технологий в деятельности органов государственной власти.

Информационное обеспечение деятельности органов...

Информационные технологии на современном этапе являются локомотивом роста и выступают необходимым условием развития сфер современного общества, и сфера государственного (муниципального) управления не является исключением.

Проблемы информационно-коммуникационного потенциала...

Разработка и внедрение ИТ-технологий в государственные и муниципальные сферы управления — стратегически важная задача. Специалистами отмечены такие проблемы, существующие в современном российском информационном обществе

СМИ как особый инструмент вовлечения населения...

Органы муниципальной власти имеют множество каналов для передачи информации о

Каналом для передачи сообщения может служить любой формат СМИ от телевидения до такого вида

Все это и формирует условия для непрерывного обмена информацией, в котором...

Информационные технологии взаимодействия...

На информационное обеспечение деятельности органов местного самоуправления

Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов

Практическое решение проблемы разъяснения информации в сфере взаимодействия власти...

Информационный ресурс и его роль в социальном управлении...

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное образование, муниципальная власть, муниципальное управление, информация, орган, решение, информационный ресурс, информационное обеспечение, внешняя информация.

Коммуникация в информационном обществе: трудности диалога

Информационно-коммуникативные процессы занимают сегодня ключевое место в сфере социального управления в обществе. В то время как увеличение числа информационных каналов, перегруженность информацией меняет и модели поведения потребителя ХХI века.

Электронное правительство: его перспективы, возможности и угрозы

Представлены концепции развития информационного общества.

государственное управление, государственная служба, государственный менеджмент, государственная

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное управление, Российская...

Информационно-коммуникационная деятельность как...

Под информационно-коммуникационной деятельностью в организации понимается совокупность информационных сообщений, различных форм, методов и каналов передачи информации от компании к целевым группам с обязательным наличием обратной связи.

Задать вопрос