Юбилейное событие в культурной жизни Прикамья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 27.06.2019

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Редько, А. М. Юбилейное событие в культурной жизни Прикамья / А. М. Редько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 420-434. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61156/ (дата обращения: 05.12.2021).



События юбилейного фестиваля, на которых акцентировал свое внимание автор статьи, войдут в историческую летопись о событиях, прославляющих край, в преддверии 300-летия г. Перми. Президентом России В. В. Путиным на правительственном уровне создана рабочая группа по подготовке и проведению в 2023 году юбилейных мероприятий. В.Т.Спиваков, Д. Л .Мацуев вошли в постановочную группу торжественного концерта.

Ключевые слова: фестиваль, вокальное искусство, пианистическое искусство.

Жизнь — путь от одной точки к другой в поисках гармонии, не так просто найти, но музыка помогает.

Владимир Спиваков

При поддержке Министерства культуры России и краевого министерства культуры, по приглашению филармонии в рамках программы «Всероссийские симфонические сезоны» В. Т. Спиваков приехал в г. Пермь с Национальным филармоническим оркестром России, чтоб презентовать 10-й именной Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает… (см.: фото1,2,3).

X Всероссийский фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…»

Рис. 1. Афиша фестиваля

Рис. 2. В. Т. Спиваков (муляж). БКЗПФ

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20190605_165045.jpg

Рис.3. Праздничное оформление сцены фестиваля. БКЗПГФ

Традиционный для филармонического июня фестиваль совершенно разных по духу и форме концертных программ представлен в разнообразии жанровых произведений (классическая джазовая музыка), исполнителей. Каждый вечер в зале аншлаги, впрочем, в этом нет ничего удивительного, пермякам давно известны традиции встреч, в них выступают только звезды и исполняется здесь только то, что еще никогда не звучало. И надо отметить, в этих программах не было ни одного повтора. Еще одна особенность пермских встреч: в количестве концертов (пять). В статье мы останавливаемся на двух концертах. По его признанию, всегда с удовольствием играет для пермской публики (см.: рис. 4).

Рис. 4. Рекламная, программная, буклетная, книжная продукция, муляж фестиваля. БКЗПФ

И все же хочется сказать, что было мало музыкантов, истинных ценителей классической музыки. Билеты дорогие плюс цветы исполнителям (зато, правда, по дешевым билетам можно было сходить в ОКЗПФ (рядом через дорогу), остальные довольствовались интернет-трансляциями в разные уголки на основном сайте Пермской краевой филармонии).

Были, правда, исключения: на один из концертов были приглашены дети-инвалиды и большая многодетная (15 человек) семья (см.: фото5). Они сидели в середине зала в одном ряду. Много было приставных мест в зале и по бокам на сценической площадке. По настоянию В. Т. Спивакова всегда делали организаторы на всех его концертах, и раньше это практиковалось с камерным оркестром «Виртуозы Москвы», чтоб никого не обидеть.

http://filarmonia.online/userfiles/extensions/photo/img_3163_b.jpg

Рис. 5. Многодетная семья на фестивале. БКЗПФ

В фойе был установлен стенд, где зрители зафиксировали отзывы о концертах, пожелания артистам и художественному руководителю фестиваля дальнейших творческих успехов, процветания начатого дела (см.: рис. 6), о чем свидетельствуют положительные эмоционально-восторженные хвалебные высказывания слушателей.

Рис. 6. Большой стенд откликов пермяков и гостей фестиваля. БКЗПФ

Важнейшее событие пермского филармонического сезона, и его кульминацией стал юбилейный фестиваль, который доставил удовольствие всем, кому удалось попасть в зрительный зал (см.: фото7), ведь живое исполнение, непосредственное присутствие в филармоническом зале действует положительно на психическую ауру человека. Флюиды музыки лечат людей.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20190608_194147.jpg

Рис. 7. Пермские слушатели тепло встречали виновника фестиваля и его симфонический оркестр. БКЗПФ

Но вначале был небольшой фильм об истории фестиваля, запечатленные камерой яркие, запоминающие страницы музыкального марафона длиной в 10 лет, прекрасно смонтированный под музыкальный материал скрипичного концерта Ф. Мендельсона, смотрится с трепетным волнением. Этот экскурс, дополненный яркими моментами сегодняшнего дня, был показан для зрителей, пришедших на заключительный джазовый концерт. Интервью с Владимиром Спиваковым, все яркие выступления коллектива и приглашенных солистов. Как быстро пролетели года. Юбилей завершается, впереди новые лики, одиннадцатый по счету фестиваль. Летопись продолжается, и будет радовать меломанов и поклонников, тому подтверждение ажиотаж и нескончаемый интерес у публики (см.: фото8).

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20190608_163030.jpg

Рис. 8. Историческая фотовыставка на стенах. БКЗПФ

Спиваковн неплохо знает природу Прикамья, побывал во многих городах края, очень ценит коллекцию пермской деревянной скульптуры, а в нынешний приезд посетил музей современного искусства. Артисты симфонического оркестра и сам художественный руководитель полюбили уральскую еду: посикунчики.

«Единственное, что меня огорчает в г. Перми — это отсутствие здесь настоящего концертного зала, — сказал он журналистам — и это даже больно. Особенно после нашего фестиваля в г. Омске, где акустически прекрасный филармонический зал. Просто удовольствие играть. А когда приезжаешь из г. Омска в г. Пермь, одолевала большая досада. Тем более что предыдущие губернаторы, как вы помните, говорили: «мы сделаем, мы построим». Вспомнил историю, которая произошла на выступлении в г. Перми во времена, когда, по его образному выражению, «книжки были деревьями на Рублевке». После концерта камерного ансамбля «Виртуозов Москвы» во время аплодисментов из зала раздалось: «простите нас за этот ужасный зал!». БКЗПФ не приспособлен к проведению симфонических концертов, тем более заполненной публикой на 100 %. Вентиляция плохая, акустика ужасная, почти никакой ватный звук, играть тяжело, нужно прилагать затратных физических сил музыкантам, чтобы качественно сыграть. Звук остается на сцене, а не летит в зрительный зал, тем самым звучание теряет силу. Профессионалам нелегко здесь показывать свое мастерство. К сожалению, 10 лет прошло, и никаких сдвигов. Есть еще Дворец культуры имени Солдатова (открытие Дягилевского фестиваля-2019) по акустике похожий на театр оперы и балета имени П. И. Чайковского. Как не было хороших акустических залов в г. Перми, так и нет, поэтому талантливая молодежь ПМК после окончания уезжает в другие города. Вот и Т. Курентзис (Греция-Россия) проработав 8 лет (2011–2019) оставил пост художественного руководителя Академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского и покинул г. Пермь из-за конфликта с губернатором Пермского края по поводу строительства второй очереди здания. Вместе с ним уехала часть труппы и симфонического оркестра по слухам в г. Санкт-Петербурге. Художественного руководителя Дягилевского фестиваля (Пермь) пока оставляет за собой, правда, на будущее возможно перемещение в г. Париж (Франция). Время покажет и расставит на свои места.

День первый. Прозвучали увертюры В.Беллини, Д.Верди, П. И. Чайковского, Д.Пуччини) /см.: фото9/, арии (Г.Доницетти, Д.Россини, Д.Верди, Ф.Чилея, П.Чайковского, А.Дворжака, Р.Ленковалло, Д.Пуччини, неаполитанские песни), дуэты (Д.Верди) /см.: фото12/ из опер с участием солистки ГАБТ России, сопрано Екатерины Морозовой (см.: фото 10), солиста театра «Новая опера» им. Е. Колобова, приглашенного солиста ГАБТ России, Баденского государственного театра (Карлсруэ), Немецкой оперы (на Рейне), тенора Алексея Неклюдова (см.: фото 11).

http://filarmonia.online/userfiles/extensions/photo/img_3115.jpg

Рис. 9. Исполнение увертюр. БКЗПГФ

Блестящая его филигранная дирижерская техника, уверенное, доскональное знание всех оркестровых партитур представленных номеров (ноты были раскрыты на пюпитре, но на них не смотрел), жесты, передающие нюансы, динамические оттенки симфонического оркестра, коллектив был подчинен воле дирижерской палочки, дирижер был весь в музыке, стараясь передать слушателям в зрительный зал, завораживающе смотреть на него было эстетическое удовольствие.

http://filarmonia.online/userfiles/extensions/photo/img_3120.jpg

Рис. 10. Екатерина Морозова (сопрано). БКЗПГФ

Первоклассные солисты, за плечами которых блестящее музыкальное образование: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, аспирантура; Академия молодых певцов Мариинского театра (Екатерина Морозова); Академия хорового искусства имени В. С. Попова и мастер-классы С.Нестеренко; Н.Шикоффа (Алексей Неклюдов). Заложенная основа вокального обучения, отличная профессиональная школа образования, каждодневное совершенствование своего голосового инструмента, постоянно распеваться, заниматься, к инструменту (вокалу и фортепиано) позволили продемонстрировать изысканной публике свою изысканную филигранность, отточенность мастерства техники, шлифовальность на высочайшем профессиональном уровне художественного исполнительства, как в соло, так и в дуэте. Филировка звука, отменная вокализация, оттенки вокального звука, отношение к слову, эмоциональность состояний в оперных отрывках, о чем поют, что хотят выразить, дикция, чувства коллеги, партнерства все это понятно и ясно для слушателей проявилась достойно в обоих певцах. Харизматичные российские исполнители, соответствующие европейскому уровню, о чем свидетельствуют награды на конкурсах России, Белоруссии, Болгарии и постоянные приглашения выступать на лучших мировых сценах в оперных постановках с лучшими дирижерами под диктовку режиссерских видений, взглядов, трактовок. Плюс вокальные руки дирижера, помогающие исполнять солистам, умение слышать в оркестровой палитре вокальные партии и выразительными, певучими руками, пальчиками рук помогать, аккомпанировать исполнителям, не перекрывать силу голоса, а подстроить оркестровую звучность к солирующему голосу (дуэту) а в финале либо дать кульминацию, поставив финальную точку, либо раствориться, уйти на предельное пианиссимо. Мастера своего дела им подвластны любые преграды, сложности, они профессионалы. Одна репетиция и они понимают на сцене с полуслова. На то и приглашает мастеров сцены, тех, кто ему нужен, подходит, чтоб показать себя в высшей форме мастерства с оркестром во всей красе.

http://filarmonia.online/userfiles/extensions/photo/img_3122.jpg

Рис. 11. Алексей Неклюдов (тенор). БКЗПГФ

http://filarmonia.online/userfiles/extensions/photo/img_3124.jpg

Рис. 12. Вокальный дуэт. БКЗПГФ

XVI Международный конкурс имени Чайковского — событие предстоящих двух недель, и маловероятно, что какое-то иное событие привлечёт к себе внимание большее и статус его необыкновенно высок, уже шесть десятков лет. Хотя подобные конкурсы имеются в мире, их немало, свой конкурс есть почти у каждого крупного современного музыканта, и можно предположить, что пометка в афише «лауреат международного конкурса» не так уж много значит. Лауреат конкурса имени Чайковского — это кое-что значит. Конкурс Чайковского вновь становится флагманом в музыкальной жизни страны. Его история продолжается, и по сей день, и главное в этом состязании не лауреатские звания и премии, а судьбы людей. Если кому-то из наших соотечественников не получилось оказаться в финале, то это была очень тяжёлая ситуация на какие-то годы. Потому что победа на этом конкурсе сразу давала тоже почти всё. И если даже неудача, она тоже запоминалась на всю жизнь, и музыканта это долгие годы преследовало. Конкурс Чайковского тем и отличается, что тут огромную роль играет публика. Публика, её любовь, её поддержка. То, что делает действительно этот конкурс уникальным и лучшим конкурсом в мире. И я хочу поблагодарить именно нашу публику, которая так по-настоящему относится, будто это дело жизни и смерти. Опыт показывает, что именно в этом огромная притягательность, помимо статуса лучшего конкурса мира. Вместе с этим такое безумие музыкальное, оно потрясающее. Признание представителей мирового профессионального сообщества и международная карьера — лауреатам конкурса имени П. И. Чайковского открываются огромные перспективы.

Забегая вперед, скажу, что по результатам жеребьевки специальности «фортепиано» конкурсант Ф. Копачевский будет выступать под 12 номером. Статья писалась, когда начали выступать пианисты. Уровень мастерства высочайший. Конкурс мастеровитых музыкантов, где техника сочетается с художественным исполнительством. Конкуренты сильные (Емельянов; китайские, японские музыканты). Слушаешь, наслаждаешься, получаешь художественные впечатления от зрелой игры, несмотря на возраст, интерпретации поражают своей музыкальностью. Трудно будет жюри выбрать на второй тур (7–8) достойных из превосходных музыкантов. Есть золотое правило у профессионального музыканта: обе руки были равноправными при исполнении, что часто получается, наоборот, левая рука слабее правой, ей чаще всего отпущена аккомпаниаторская роль, что в корне неверно.

Выступление молодого, но уже прославленного музыканта Пермская филармония организовала в рамках «Всероссийских филармонических сезонов» при поддержке министерства культуры РФ.

В филармонии отлично понимают, что концерт пианиста такого уровня, как Филипп Копачевский, — это мастер-класс для юных исполнителей, которые, возможно, выберут музыку своей будущей профессией, поэтому пригласила в Органный зал студентов профильных учебных заведений — института культуры, музыкального колледжа, колледжа искусств и культуры, детских музыкальных школ и школ искусств Перми и края (см.: фото13).

https://www.filarmonia.online/userfiles/extensions/photo/img_3178.jpg

Рис. 13. Филипп Копачевский. ОКЗПФ

«Игра молодого пианиста несет в себе ощутимый личностный посыл. Органичный сплав мастерства и духовной зрелости вкупе с непосредственной эмоциональностью, свобода, с которой пианист высказывается, его романтическая искренность и благородство подкупают с первых же нот. С первых звуков, сыгранных им, ощущаешь мощную лирическую индивидуальность пианиста. Его рояль поет — это очень редкое сегодня качество, характерное для романтического мироощущения; он сохраняет в игре ясность, его фраза красива и пластична»..., — так пишут о пианисте музыкальные критики.

http://filarmonia.online/userfiles/extensions/photo/img_3182.jpg

Рис. 14. Филипп Копачевский. ОКЗПФ

Какую сольную программу презентовал пианист юным слушателям? В программе прозвучали сочинения И. С. Баха, Й.Гайдна, П.Чайковского, Ф.Шопена, С.Рахманинова, Н.Паганини–Ф.Листа, Р.Шуман, Н.Метнера, А.Скрябина, Э. Грига –Г.Гинзбурга, в том числе конкурсные программы первого и второго туров, лишний раз сделав генеральный прогон для зрителей в другом городе т. е. на нейтральной стороне для уверенности своего конкурсного выступления 19.06.2019 в Большом зале Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. 1 тур:

  1. И. С. Бах Прелюдия и фуга до мажор, ХТК,1т., BWV846,№ 1.
  2. И.Гайдн Соната для фортепиано ля-бемоль мажор, Hob.XVI;46
  3. П. И. Чайковский Времена года, соч.37а. 5.Май: Белые ночи; 6.Июнь: Баркарола; 7.Июль: Песнь косаря.
  4. Ф.Шопен 12 Этюдов, Ор.10. № 1 до мажор.
  5. С. В. Рахманинов Этюд-картина № 5 ре минор, соч.33.
  6. Ф.Лист Шесть больших этюдов по Паганини. Этюд № 6 ля минор.

Программа II тура:

  1. Р.Шуман Карнавал Op. 9.
  2. Н.Метнер Забытые мелодии 1,Ор.38. «Канцона-Серенада».
  3. А.Скрябин Поэма «К пламени», ор.72.
  4. Э.Григ «Пер Гюнт» № 1, Ор.46.

Мне, автору статьи, пианисту по специальности удалось посмотреть интернет-трансляцию с ОКЗПФ в прямом эфире. Исполнительский профессиональный уровень, высочайшее мастерство, харизматичность, утонченность, художественное преподнесение трактовки, весь в музыке, исполнительство, наслаждаясь от его виртуозной и утонченной игры.

Постоянно слежу за выступлениями в Концертном зале имени П. И. Чайковского, где выступает с прославленными симфоническими оркестрами (мой компьютер подключен к прямым трансляциям Московской филармонии). Мне нравится, как развивается его творчество, своей индивидуальностью, своим почерком, музыкальностью, умением слушать и соревноваться с симфоническим оркестром, перекрывать оркестровое звучание, слаженность, ансамблевость с дирижерскими трактовками. В выступлениях старается достичь, максимум эталонного художественного исполнения, это лишний раз свидетельствует, что он постоянно в форме, много занимается и старается в исполнении достигать новых высот, вершин, говорит о его упорности, о его настырности, ведь на этом соревновании (конкурс Чайковского) он выступал во второй раз (на второй тур прошел). Улыбнется ему судьба, дойдет ли он до финала трудно сказать, соперники сильные уже отобранные в число 25 лучших пианистов. Конкурс сам изматывающее состязание, важно сыграть первый тур в художественном плане произведет он впечатление на авторитетное международное жюри, хватит ли ему физических сил, если пройдет дальше, на последующие туры. Одно дело филармонические концерты, другое дело авторитетный во всем мире конкурс, проходящий в России. Подтвердить свое международное признание, как в спорте говорят подняться выше по международному рейтингу на «Музыкальный Олимп».

Забегая вперед, скажу об итогах первого дня прослушивания. Какова вероятность того, что из восьми конкурсантов, трое, причем подряд, сыграют «Апассионату» Бетховена? По моему разумению — крайне мала, такая вероятность стремится к нулю. Однако именно это случилось в первый день прослушиваний: АньТяньсю, А.Мун, А.Ясинский, не сговариваясь — так уж лег жребий — сыграли на вечернем прослушивании три «Апассионаты» кряду. И если уж углубляться в дебри статистики, этим, в высшей степени многозначительным совпадением, дело не ограничилось. Се Мин и У Ючун — выбрали для выступлений 18-ю ми-бемоль мажорную сонату Бетховена и этюд Шопена соль-диез минор. Четверо выступавших играли знаменитую «Кампанеллу» Листа- Паганини. Если же расширить поле статистических выкладок, то семеро участников из восьми выбрали для первого тура сонаты Бетховена среднего, и, преимущественно, позднего периодов: № 21, «Аврору», № 26, дважды — № 18 и трижды — № 23, «Апассионату». Хотя правилами конкурса оговаривается, что конкурсанты вольны выбирать из сонат Гайдна, Моцарта, Бетховена и Клементи — а это добрых две сотни опусов. Главное, чтобы соната относилась к классическому стилю, хотя бы формально. К слову, на предыдущих конкурсах Чайковского, на первом туре играли больше Гайдна и Моцарта; Бетховена приберегали на второй тур, а то и вовсе заменяли на романтические сонаты. Вообще выбор репертуара для конкурса — дело очень непростое, ведь нужно учесть и особенности дарования конкурсанта, выпятить его сильные стороны, по возможности, завуалировать слабые. Борьба, которая развернется на конкурсе пианистов, будет ожесточенной, а выбор — тяжелым. Профессиональный уровень практически всех участников очень высок, а это значит, что жюри придется отбирать лучших, ориентируясь даже не на технические кондиции — но на чисто художественные критерии: владение разными стилями, масштаб личности, индивидуальность, умение сказать что-то свое по поводу исполняемого опуса, услышать в нем нечто новое. То есть, на первый план выходит умение мыслить и чувствовать за роялем; а еще — увлекать своим слышанием и видением других. Открыл прослушивания I тура 25-летний Се Мин. Прелюдия соль-диез минор из I тома «Хорошо темперированного клавира» Баха была сыграна мягко, с ровно шагающим басом. 18-ю Сонату Бетховена пианист интерпретировал в пасторальном духе — эдакий беспечный венский стиль. Салонный «Ната-вальс» Чайковского, с двумя темами, мажорной и минорной, удачно оттенил энергичный «Экспромт». Все три этюда — «Кампанелла», этюд до-минор Рахманинова и этюд Шопена соль-диез минор, были исполнены точно и аккуратно. В самой же программе обнаружились тональные «рифмы»: три из семи сочинений были выдержаны в тональности соль-диез минор, два — в параллельных тональностях ми-бемоль мажор и до-минор. 23-летний У Ючун та же 18-я соната Бетховена, и этюд Шопена — оказался пианистом менее эфемерным. Звук у Ючуна — плотный и осязаемый, его манере игры свойственен крупный штрих, размашистость, волевой драматический посыл. У Ючун явственно тяготеет к мужественному, маскулинному стилю игры. Следом выступал двадцатилетний Ян И Ке. Он энергично начал токкатную Прелюдию соль мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» Баха, но в фуге, пожалуй, проявились некоторые проблемы с ритмом. Исполнение 28-й сонаты Бетховена ля мажор было взвешенным и продуманным. Vivace, alla Marcia — скерцозный раздел с имитационными перекличками в разных голосах — был сыгран напористо и динамично. Оказалось, впрочем, что и лирика не чужда пианисту. По темпераменту Емельянов оказался, скорее меланхоликом, чем холериком: хрупкая лирика явно ближе его натуре, чем романтические бури, внутреннее важнее внешнего, камерность — важнее репрезентации. Вероятно поэтому была выбрана Соната Гайдна ре мажор Hob 24: Константин сыграл ее подчеркнуто графично, четко и ясно артикулируя, прибегая к стаккато и non legato, явно подражая суховатому тембру клавесина. Удались три жанровые пьесы — Романс, Характерный танец и Ноктюрн Чайковского. Вечерние прослушивания открыл Д.Шишкин. Прелюдия соль мажор из I тома «Хорошо темперированного клавира» Баха пролетела, как этюд, живо и бойко; и так же напористо была сыграна фуга — ровным звуком. Засим последовала 21-я соната Бетховена «Аврора»: «белый» сияющий До-мажор, сугубо подчеркнуты разделы формы, активная пульсация ритма. На Этюде-картине Рахманинова ре-минор открытый тембр звука изменился, став более клубящимся, размытым, подчеркнув, что пианист владеет разными стилями. 20-летний Ань Тяньсю с него и началась череда «Аппассионат», которую после него отыграли два последних участника первого дня прослушиваний, А.Мун, А.Ясинский. Тяньсю выстроил программу по принципу нарастающей сложности, поставив «Апассионату» и запредельно сложный этюд Листа «Дикая охота» в конце выступления. А.Мун в игре юноши уравновешивались рациональное и эмоциональное начала. Он был пылок, порой лиричен, и вместе с тем, в каждую минуту контролировал себя. После умно сыгранного Баха, последовала взволнованная «Апассионата», три этюда — особенно воодушевленно прозвучал Этюд-картина Рахманинова, а замыкала программу «Думка» Чайковского. Ясинский убедительно сыграл Прелюдию и фугу соль-минор из II тома «Хорошо темперированного клавира» Баха, довольно канонично — «Апассионату». С нарастающей энергией ритма прозвучал Этюд-картина Рахманинова ля-минор, оркестрально — Этюд ля-минор Листа из цикла «Шесть больших этюдов по Паганини» [1].

Жребий первой открывать конкурс в номинации «Сольное пение» выпал сопрано Мурадян. Речитатив и ария Лейлы из «Искателей жемчуга» Бизе, романс «Ночи безумные» Чайковского, ария Деспины Il uomini il soldati из «Так поступают все» Моцарта. Очень уверенное выступление Анны заключалось в соблюдении самых важных пунктов — техничности, умении быстро переключаться с одного стиля на другой и корректной эмоциональности подачи — задало отличный тон конкурсу. Лерман справилась с арией Памины из «Волшебной флейты» Моцарта, прочувствованно исполнила «Колыбельную» Чайковского и арию Джильды Caro nome из «Риголетто» Верди. Первым меццо-сопрано стала участница под номером «3» Дарья Черний. В ее манере и эмоциональности чувствовалась школа Ирины Богачевой. Ария Орфея о потере Эвридики из «Орфея и Эвридики» Глюка и последовавшая за ней сцена Вани «Бедный конь в поле пал» из «Жизни за царя» Глинки требовали от певицы умелого и очень тонкого и точного переключения стилей. Викулина отличилась предельной деликатностью в арии Seufzer Tranen из Двадцать первой кантаты Баха, которое передалось и последней арии Марфы из «Царской невесты» Римского-Корсакова. Эмоции певицы были под строгим контролем в романсе Чайковского «Средь мрачных дней». Первой зарубежной участницей первого тура вокалистов стала Агладзе. Программа ее выступления была контрастной и состояла из знаменитой арии Ксеркса Ombra mai fu из «Ксеркса» Генделя и арии принцессы де Буйон из «Адрианы Лекуврёр» Чилеа. Песню-романс «Я ли в поле да не травушка была» Чайковского она представила в очень камерном ключе, завершив последний куплет в почти народной манере. Первым тенором вокального конкурса стал Михайлов, вызвавший крики «Браво!» после романса Чайковского «То было раннею весной». Его принц Тамино в «арии с портретом» из «Волшебной флейты» Моцарта получился очень решительно настроенным, что получило свое продолжение и кульминацию в арии Макдуфа Ah la paterna mano из «Макбета» Верди. Китайский бас Хуан Чжунпэнь буквально захватил слушателей в арии Бартоло La vendetta из «Свадьбы Фигаро» Моцарта своим легким и грациозным бассо кантанте. В ариозо короля Рене из «Иоланты» Чайковского было заметно старание певца исполнить музыку на хорошем русском. Но и второй номер он решился исполнить на русском тоже — проникновенный романс «Средь шумного бала» Чайковского. Завершала Джо Пуреум. Театральность, эмоциональность и желание страстно рассказать разные истории своих героинь стали отличительными чертами ее яркого выступления, состоявшего из арии Клеопатры из «Юлия Цезаря в Египте» Генделя, арии Маргариты «с драгоценностями» из «Фауста» Гуно, в которой она так тщательно передала процесс дьявольского соблазнения и романса-песни «Я ли в поле да не травушка была» Чайковского, исполненного с невероятным драматизмом [1]. Это самые первые музыкальные впечатления о конкурсе автора статьи.

Возвращаясь к теме спиваковского фестиваля: в день 75-летия со дня рождения Владимира Крайневаблестящего пианиста и выдающегося педагога, воспитавшего целую плеяду ярчайших звезд современности на сцене Московского международного Дома музыки состоялся Гала-концерт лауреатов III Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева с участием Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Московский Международный конкурс пианистов Владимира Крайнева был учрежден по инициативе Президента Московского международного Дома музыки Владимира Спивакова. Художественный руководитель и председатель жюри конкурса — Почетный академик Болонской Филармонической Академии — пианист Александр Романовский. Конкурс проходит с периодичностью раз в два года под девизом «Услышать будущее», традиционно объединяя лучших представителей молодого поколения пианистов со всего мира. Его главным нововведением стало появление дополнительной возрастной категории: теперь в состязании смогли принять участие студенты музыкальных вузов в возрасте до 22 лет. Это дружелюбное и прозрачное состязание. Каждый участник видит, какую оценку поставил ему член жюри, может обсудить с ним свои успехи и неудачные моменты. В каждой возрастной категории жюри выбирает лишь одного победителя, все остальные финалисты получают звание лауреата, не разделяя между собой призовые места. В качестве членов жюри выступают известные исполнители, профессора ведущих европейских вузов, руководители крупнейших фестивалей из России, Великобритании, Швейцарии, Италии, Германии, Голландии. Среди членов жюри ‒ ученики Владимира Крайнева, которые продолжают следовать принципу своего учителя: быть честными в профессии. Важнейшей частью конкурса является поддержка лауреатов по окончании смотра. Специальные призы от членов жюри и организаторов — стипендии, программы обучения, сольные концерты и выступления, как в России, так и за рубежом с ведущими коллективами, такими как Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, — дают настоящую «путевку в жизнь» наиболее достойным исполнителям. Наши сердца замирают, когда на сцену выходит юный музыкант. Мы восхищаемся им, но понимаем, что ему предстоит не просто научиться виртуозно «играть октавы», а вырасти значительной личностью. Поэтому, каким бы он ни был талантливым — ему надо помочь. Именно такой помощью уже много лет занимается знаменитый скрипач, дирижер Владимир Спиваков (см.: фото15).

Гала-концерт победителей конкурса им. В.Крайнева

Рис. 15. Афиша

День четвертый. Филармония приглашала на гала-концерт победителей III Московского Международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (2019). Солисты: обладатель премии «Достижение» Роман Борисов Валентин Малинин, обладатель Гран-при. Вместе с НФОР поочередно исполнили Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре минор, соч.15 И.Брамса (см.: фото16), «Рапсодия на тему Паганини» ля минор, соч. 43. С. В. Рахманинова (см.: фото17).

https://www.filarmonia.online/userfiles/extensions/photo/img_3165.jpg

Рис. 16. Роман Борисов. БКЗПГФ

https://www.filarmonia.online/userfiles/extensions/photo/img_3172.jpg

Рис. 17. Валентин Малинин. БКЗПГФ

Исполнили с юношеским максимализмом, молодой энергией, сказывается ужасная акустика зрительного зала, мне показалось не звучащий рояль, трудно было играть, извлекать звуки на этом инструменте, не хватило силы, мощи пианистов, физической силы в пальцах, запястьях, т. к. молоды, музыкальны, но не неопытны, нет еще за плечами большой практики игры с симфоническими оркестрами, не умеют перекрывать оркестр в кульминации, нет наигранности, чувствуется юношеское ученичество, но со временем придет, Надо постоянно к станку, много заниматься, быть в рабочей профессиональной форме, постоянно доказывая свое мастерство слушателям, зрителям, которые пришли на ваши концерты, что не зря вам дали аванс (лауреат Международного конкурса) вам поверили, вы талантливы, амбициозны, харизматичны, но надо это провести через свой творческий жизненный путь.

Конечно, это не Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург являющимися флагманами российского исполнительского искусства. Переходя к фортепианному отделению Пермского музыкального колледжа (ПМК). Здесь нет конкурса как такового при поступлении, берут всех, кто придет, пожелает учиться, выберет фортепиано в качестве специальности: выпускников (ДМШ, детских музыкальных студий, детских студий искусств). Уровень подготовки желает лучшего, но эта во многом зависит от набора и педагогов, их натаскивающих.

Говоря о нынешних выпускниках вышеназванного отделения, хотелось обратить внимание на перспективного, талантливого, харизматичного пианиста Владислава Михайлова /см.: фото18), разностороннего музыканта позиционирующего себя, в качестве пробующего свои возможности в композиторском искусстве (премьера трех романсов на стихи Е. Баратынского на одном из фортепианных отчетных концертов). Выступление в качестве концертмейстера с певцом Э. Харитоновым. О презентации вокального цикла останавливался в прошлых своих публикациях. Пока у него это еще пробующие наметки, зарисовки. Пианист и композитор — сочиняет, одновременно исполняет было для него перспективно в будущем, если этими видами творчества усиленно заниматься, то можно достичь определенных успехов в карьере.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20190601_091735.jpg

Рис. 18. Владислав Михайлов. КЗПМК

Квалификационная его дипломная работа — «Исполнение сольной программы» выстроена его педагогом М. А. Окуневич стилистически (Бах, Бетховен, Шопен, Равель). Экзаменационное волнение перед цифровой трансляцией, экзаменационной комиссией, небольшой частью слушателей сказывалось в игре. Не хватало опыта в концертном исполнении, творческого порыва, свободы, вдохновения, сценической раскованности в Шопене. Сказывалось некая скованность, зажатость. Мне понравилось художественная его интерпретация в равелевском «Лодки в океане». Колористически, изображая, живописно изображая звуковыми сочетаниями картину лодки, плывущие по просторам океана, передавая импрессионистическими методами, покорило меня, профессионального музыканта. Харизматика исполнителя, мастерское чувствование колористических возможностей рояля ярко проявилась в этом сюрреалистическом произведении.

Литература:

  1. Дневник первого дня прослушиваний I тура XVI Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Электронный режим доступа: https://tchaikovskycompetition.com/ru/news/264.htm
Основные термины (генерируются автоматически): Чайковский, Пермь, Россия, симфонический оркестр, III, ария, Владимир, конкурс, пианист, темперированный клавир.


Ключевые слова

фестиваль, вокальное искусство, пианистическое искусство

Похожие статьи

Будущее мирового искусства в преддверии XVI Международного...

Ключевые слова: конкурс, молодые пианисты, мастерство, Евровидение, фестиваль, Пермская филармония, талантливые музыканты, исполнительская

В концерте-открытии приняли участие Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова...

Забытые письма П. И. Чайковского | Статья в сборнике...

Личность П. И. Чайковского и его эпистолярное наследие более столетия пристально изучались в отечественной и зарубежной науке.

Существуют источники о жизнедеятельности Чайковского, которые были опубликованы в 2000-е годы, но мало используются.

Историческое значение оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»

Вернувшись в Россию, он занялся поиском сюжета для национальной оперы. Узнав о планах Глинки, поэт В. А. Жуковский посоветовал ему взять за основу историю о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, который в 1612 г...

Проектная деятельность публичной библиотеки | Статья в журнале...

В статье проанализировано понятие проектной деятельности, выявлена специфика проектной деятельности публичной библиотеки, проанализированы направления проектной деятельности в публичной библиотеке и ее роль для функционирования библиотек. На современном этапе...

Макаров Владимир Викторович — Информация об авторе

Макаров Владимир Викторович. Читинская государственная медицинская академия, студент. Международные научные конференции

III международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2019).

Анализ валютных операций в коммерческом банке и направления...

Валютная система России функционирует в условиях динамично развивающегося валютного рынка России. Валютный рынок представляет собой совокупность экономических и организационных взаимоотношений, связанных с покупкой или продажей валют и ценных бумаг...

Уроки трудового обучения для детей с ограниченными...

На развитие самооценки и способности к осознанной регуляции трудовой деятельности положительно влияет участие детей в различных творческих конкурсах, дети ждут результаты, стараются качественно выполнить конкурсную работу. Чтобы расположить к себе ребенка...

Вся её жизнь в искусстве: введение в педагогическую деятельность

Совместное выступление академического хора с симфоническим училищным оркестром [2].

Результат многие выпускники её класса стали с коллективами ведущими хормейстерами России и Пермского края.

Конкурс — это мотивация потребности улучшать своё мастерство...

Научный журнал «Молодой ученый» №40 (278) октябрь 2019 г.

Название: Трактовка понятия дознания в уголовном процессуальном праве России. Рубрика: Юриспруденция.

Похожие статьи

Будущее мирового искусства в преддверии XVI Международного...

Ключевые слова: конкурс, молодые пианисты, мастерство, Евровидение, фестиваль, Пермская филармония, талантливые музыканты, исполнительская

В концерте-открытии приняли участие Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова...

Забытые письма П. И. Чайковского | Статья в сборнике...

Личность П. И. Чайковского и его эпистолярное наследие более столетия пристально изучались в отечественной и зарубежной науке.

Существуют источники о жизнедеятельности Чайковского, которые были опубликованы в 2000-е годы, но мало используются.

Историческое значение оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя»

Вернувшись в Россию, он занялся поиском сюжета для национальной оперы. Узнав о планах Глинки, поэт В. А. Жуковский посоветовал ему взять за основу историю о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, который в 1612 г...

Проектная деятельность публичной библиотеки | Статья в журнале...

В статье проанализировано понятие проектной деятельности, выявлена специфика проектной деятельности публичной библиотеки, проанализированы направления проектной деятельности в публичной библиотеке и ее роль для функционирования библиотек. На современном этапе...

Макаров Владимир Викторович — Информация об авторе

Макаров Владимир Викторович. Читинская государственная медицинская академия, студент. Международные научные конференции

III международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2019).

Анализ валютных операций в коммерческом банке и направления...

Валютная система России функционирует в условиях динамично развивающегося валютного рынка России. Валютный рынок представляет собой совокупность экономических и организационных взаимоотношений, связанных с покупкой или продажей валют и ценных бумаг...

Уроки трудового обучения для детей с ограниченными...

На развитие самооценки и способности к осознанной регуляции трудовой деятельности положительно влияет участие детей в различных творческих конкурсах, дети ждут результаты, стараются качественно выполнить конкурсную работу. Чтобы расположить к себе ребенка...

Вся её жизнь в искусстве: введение в педагогическую деятельность

Совместное выступление академического хора с симфоническим училищным оркестром [2].

Результат многие выпускники её класса стали с коллективами ведущими хормейстерами России и Пермского края.

Конкурс — это мотивация потребности улучшать своё мастерство...

Научный журнал «Молодой ученый» №40 (278) октябрь 2019 г.

Название: Трактовка понятия дознания в уголовном процессуальном праве России. Рубрика: Юриспруденция.

Задать вопрос