Формирование понятия экологической безопасности в процессе отдыха детей в летних оздоровительных лагерях Омской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (264) июнь 2019 г.

Дата публикации: 25.06.2019

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Шамрай, Д. А. Формирование понятия экологической безопасности в процессе отдыха детей в летних оздоровительных лагерях Омской области / Д. А. Шамрай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 26 (264). — С. 150-152. — URL: https://moluch.ru/archive/264/61121/ (дата обращения: 24.04.2024).



Экологическая безопасность является составной частью национальной безопасности Российской Федерации, тесно связанной с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны. Особенно важным для национальной безопасности Российской Федерации в сложившихся условиях является экологическое воспитание детей и населения [1].

Чтобы минимизировать неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду, не делать экологических ошибок и не создавать опасных для здоровья и жизни ситуаций, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления [2].

Для реализации новых идей и технологий в сфере экологической безопасности и экологии в будущем, необходимо воспитание нового экологически грамотного поколения.

Актуальность заключается в недостаточной изученности проблемы формирования понятий экологической безопасности в процессе отдыха детей в летних оздоровительных лагерях.

Цель — сформировать понятия экологической безопасности на основе исследовательской работы детей во время отдыха в летнем оздоровительном лагере «Березка».

Задачи:

1.Изучить специфику работы и условия деятельности летних лагерей дополнительного экологического образования Омской области с точки зрения экологической безопасности.

2.Разработать авторскую программу для формирования понятий экологической безопасности при воспитании школьников в системе дополнительного экологического образования в детских летних лагерях Омской области.

3.Дать рекомендации по формированию экологической безопасности при организации дополнительного экологического образования школьников в летних лагерях Омской области.

Объектом исследования является Государственное предприятие Омской области «Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ) «Берёзка» находится в березово-сосновом лесу недалеко от пос. Ключи.

К методам, использованным при проведении исследовании в ДОЛ «Берёзка» относятся:

– анализ территории и условий функционирования учреждения;

– эмпирический метод, включающий проведение практических работ, анализ и обобщение полученных данных;

– биоиндикация.

Для достижения цели исследования была разработана авторская программа «Формирование понятий экологической безопасности при организации воспитания школьников в системе дополнительного экологического образования в детских летних лагерях Омской области».

В рамках данной программы были разработаны и апробированы несколько работ по основным разделам экологической безопасности.

При формировании понятия «Качество атмосферного воздуха» детям был преподнесён лекционный материал, а затем дети применили полученные знания на практических занятиях.

  1. Изучение запыленности территории лагеря.

Для оценки степени запылённости территории детского оздоровительного лагеря «Березка» (далее ДОЛ «Березка»), по осевшей пыли на листьях деревьев, была использована таблица 1.

Таблица 1

Оценка степени запыленности по пятибалльной шкале

Степень запылённости

Внешнее проявление запылённости при наблюдении прозрачной липкой ленты

Балл

Очень высокая

Очень большое количество пылевых скоплений, делающих ленту непрозрачной

5

Высокая

Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты

4

Средняя

Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты

3

Малая

Заметное наличие пылевых частиц

2

Незначительная

Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте

1

  1. Определение чистоты воздуха по степени покрытия деревьев лишайниками.

Степень покрытия деревьев лишайниками была определена по формуле, а определения чистоты воздуха происходило по таблице 2.

Таблица 2

Степень покрытия,%

Чистота воздуха

Очень низкая

Менее 5

Очень загрязнённый

Низкая

5–20

Загрязнённый

Средняя

20–40

Средне загрязнённый

Высокая

40–60

Слабо загрязнённый

Очень высокая

60–100

Чистый

Для формирования у детей понятия «Качество природных вод», им были даны теоретические знания. Затем были проведены экскурсия на близлежащий водный объект и 2 практических занятия.

  1. Оценка экологического состояния водоема методами биоиндикации.
  2. Органолептические показатели воды.

Для охраны здоровья детей даны рекомендации во время проведения экскурсий.

Для формирования понятия «Отходы потребления» с детьми была изучена теоретическая часть, а на основании её проделана практическая работа «Обращение с отходами потребления» в ходе которой дети подложили рекомендации по обращению с отходами потребления ДОЛ «Берёзка».

Для определения результата усвояемости материала по формированию понятия экологическая безопасность. В первый день был проведён входной контроль. А итоговый контроль проходит в форме презентации проекта о степени экологической безопасности территории лагеря «Берёзка».

Выводы:

  1. Детский оздоровительный лагерь «Берёзка» соответствует требованиям законодательства Российской Федерации является экологически безопасным.
  2. Разработанная программа способствует формированию понятий экологической безопасности у детей в летних оздоровительных лагерях Омской области путем проведения исследовательской работы.

Практические рекомендации.

  1. Использовать программу «Формирование понятий экологической безопасности при организации воспитания школьников в системе дополнительного экологического образования в детских оздоровительных лагерях Омской области» для реализации экологического воспитания.
  2. При разработке программ экологического воспитания в процессе отдыха детей в летних оздоровительных лагерях Омской области необходимо учитывать местные природные условия.

Литература:

  1. Лагунова А. И. Экологическая безопасность регионов России. В 2-х частях. Ч.2. — Красноярск: СибГТУ, 2005. — 231с.
  2. https://infourok.ru/statya-formirovanie-ekologicheskoy-kulturi-1276237.html
Основные термины (генерируются автоматически): экологическая безопасность, Омская область, дополнительное экологическое образование, детский оздоровительный лагерь, лагерь, Российская Федерация, Формирование, чистота воздуха, авторская программа, национальная безопасность.


Похожие статьи

Программа формирования экологической культуры, здорового...

экологическое образование – создание буклетов, информационных материалов

V. Реализация дополнительных образовательных программ в МАОУСОШ №25

Оценка эффективности реализации программы формирования экологической культуры, культуры...

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма...

Экологическое движение зародилось в России в 1960-е годы. Современное российское экологическое движение разнообразно.

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» создана в 1995г. при Центре детского творчества Большереченского района.

Рабочая программа эколого-биологической направленности по...

внеурочная деятельность, реализация программы, экологическое образование, здоровая среда, программа, окружающая среда, раздел, час, активная деятельность, биолого-экологическая направленность. Воспитание ценностного отношения к природе у...

Современные формы и методы обучения в рамках...

В связи с этим экологическое образование детей трудно сегодня переоценить.

Программа школы относится к профильным, а её выполнение осуществляют в рамках довузовской

В летний период в рамках школы проводят экологический лагерь, где школьники под...

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

лагерь, ребенок, особый социальный институт, летний оздоровительный лагерь, век, дополнительное образование детей, детская, Российская Федерация, детский лагерь, государственная поддержка.

Развивающие направления деятельности загородного лагеря...

Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному

Исследователями определены принципы организации жизнедеятельности загородного лагеря отдыха, которые определяют отдельные...

Образовательная программа дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр».

Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.

Педагогические аспекты экологической безопасности...

Развитие экологической культуры — ведущая задача экологического образования. Научные знания в области экологии и экологической безопасности

На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, в том числе и...

Проведение экологического аудита на Омском...

окружающая среда, экологическая безопасность, национальная безопасность, несоответствие выбросов, Российская Федерация.

Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности недропользования на северных территориях Российской...

Похожие статьи

Программа формирования экологической культуры, здорового...

экологическое образование – создание буклетов, информационных материалов

V. Реализация дополнительных образовательных программ в МАОУСОШ №25

Оценка эффективности реализации программы формирования экологической культуры, культуры...

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» как форма...

Экологическое движение зародилось в России в 1960-е годы. Современное российское экологическое движение разнообразно.

Экологическая дружина «Юные Робинзоны» создана в 1995г. при Центре детского творчества Большереченского района.

Рабочая программа эколого-биологической направленности по...

внеурочная деятельность, реализация программы, экологическое образование, здоровая среда, программа, окружающая среда, раздел, час, активная деятельность, биолого-экологическая направленность. Воспитание ценностного отношения к природе у...

Современные формы и методы обучения в рамках...

В связи с этим экологическое образование детей трудно сегодня переоценить.

Программа школы относится к профильным, а её выполнение осуществляют в рамках довузовской

В летний период в рамках школы проводят экологический лагерь, где школьники под...

Летний оздоровительный лагерь как социальный институт...

лагерь, ребенок, особый социальный институт, летний оздоровительный лагерь, век, дополнительное образование детей, детская, Российская Федерация, детский лагерь, государственная поддержка.

Развивающие направления деятельности загородного лагеря...

Только детский оздоровительный лагерь способен на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному

Исследователями определены принципы организации жизнедеятельности загородного лагеря отдыха, которые определяют отдельные...

Образовательная программа дополнительного образования...

Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр».

Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.

Педагогические аспекты экологической безопасности...

Развитие экологической культуры — ведущая задача экологического образования. Научные знания в области экологии и экологической безопасности

На формирование сознательного ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, в том числе и...

Проведение экологического аудита на Омском...

окружающая среда, экологическая безопасность, национальная безопасность, несоответствие выбросов, Российская Федерация.

Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности недропользования на северных территориях Российской...

Задать вопрос