Организационно-правовой аспект формирования проблем федерализма в нормотворчестве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 24.06.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Кошолкин, А. О. Организационно-правовой аспект формирования проблем федерализма в нормотворчестве / А. О. Кошолкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/263/61056/ (дата обращения: 07.03.2021).



В статье рассматривается, процедура государственного нормотворчества при двойственности политико-правовых процессов, протекающих в федеральном центре и его регионах. Предложено понятие «федерализма» как идеи политико-правовой организации государственной модели нормотворчества. Обозначены организационно-правовые особенности реализации нормотворческой деятельности региональной власти.

Ключевые слова: федерализм, двойственный политико-правовой режим нормотворчества, государство, закон, нормативные правовые акты, государственная деятельность.

The article discusses the procedure of state rule-making with the duality of political and legal processes taking place in the federal center and its regions. The concept of “federalism” is proposed as the idea of a political and legal organization of the state model of rulemaking. The organizational and legal features of the implementation of the rule-making activities of regional authorities are indicated.

Keywords: federalism, dual political-legal regime of rule-making, state, law, normative legal acts, state activity.

Проведенный автором анализ развития различных государственных образований (по их модели и форме), известных современной истории, позволяет заключить, что оформление нормотворческой системы — явление многоэтапное и динамическое, более того, есть целый ряд факторов как внешнего, так и внутреннего характера, оказывающих значительное влияние на него. В контексте данной научной статьи научный интерес представляет более детальное рассмотрение такого способа территориальной организации государства, как федерация. В рассматриваемой форме возможно проследить самобытность законотворческого процесса.

Он подразделяется на различные уровни, а именно региональный (субъектов) и федеральный (центра). Отдельного внимания заслуживает соблюдение условий равновесия политико-правовых процессов, протекающих на различных территориальных образованиях федерации, а именно в столице и на уровне региона. Принимаемые нормативные правовые акты при двухуровневой политической модели необходимо согласовывать, в противном случае будет открытое противоречие юридической технике.

Федерализм, как изучаемый наукой политология процесс, занимает одно из центральных направлений научной дискуссии. Подобная ситуация связана с многоплановостью понятия и широким перечнем проблематики, затрагиваемым в рамках его научного исследования. В качестве примера, достаточно отметить дифференциацию национальных моделей федерализма в контексте задач, отмеченных перед различными уровнями государственной власти в России, по дальнейшему развитию и строительству государственности.

Распад СССР, как политическое явление, внес значительный вклад в процессы формирования текущего федеративного устройства России, поскольку ряд государственных образований изначально входили в состав федерации, а некоторые принимали политический путь федеративного развития уже в условиях изменившегося мира, сопровождаемого процессами глобализации и информационного развития. Происходящие в обществе политико-правовые процессы, формирование федерального центра и регионов, проблемы нормативного урегулирования остросоциальных вопросов, незамедлительно привлекла внимание различных ученых гуманитарного профиля, поскольку актуальность исследования проблем федерализма не представляется исчерпанной и в настоящее время.

В. Н. Данилов отмечает, что практическая реализация федерализма как идеи политико-правовой организации государственной модели нормотворчества позволит в перспективе добиться баланса между многообразием и единством в государственном устройстве, решить проблемы национального характера, путем придания самобытности различным регионам [1]. Однако, по нашему мнению, данный посыл несет и ряд негативных последствий. В случае нарушения баланса интересов различных регионов, путем придания приоритетного значения одному или нескольким социальным образованиям на основании отсутствия экономической составляющей позволяющей самостоятельное развитие (т. е. повышенная дотационная активность федерального центра в отношении данного субъекта).Дополнительные «нормативные послабления» в виде понижения ставок налогового бремени, снижения количества государственных обвязывании в той или иной сфере общественной жизни может вызвать, так называемый в науке психология, «вихревой эффект» (или эффект обратного действия).

Более того, решение национального вопроса путем федерализма как способа, либо средства в истории зарубежных государств показывает утопичность подобного подхода. Конфликтные аспекты приобретают больший вес в рамках федерации и соответственно приводят к народным волнениям и противоборству двух и более этносов в рамках федерации. Говоря о нормотворчестве, в данном контексте, необходимо обозначить, что данный процесс как вид государственной деятельности представляется сложным и многогранным. Нормотворец «подобно ювелиру» обязан учитывать все территориальные и этнические особенности при проведении правовой конструкции, более того он обязан соотносить ее с двухуровневой политико-правовой моделью. Таким образом, если правовая инициативы «спускается сверху» от федерального центра и будет действовать во всех регионах, она должна быть универсальна, сочетать в себе особенности каждого субъекта. Безусловно, в данном контексте, не идет речь о таких исторически сформированных ограничениях нормативного правового характера, как защита жизни и здоровья населения от внутренних и внешних угроз общеопасного характера. К примеру, запрет на причинение биологической смерти, самосуд и т. д.

В случае нормативной инициативы «снизу» т. е. региональной, ситуация несколько сложнее. Субъекту необходимо согласовать правовую норму с федеральным уровнем, при этом избежать расширенного толкования и фактического дублирования. Зачастую региональное законодательство решает какие-либо узкоспециализированные задачи характерные именно для данного субъекта. Руководство региона может сделать область более привлекательной, к примеру, понижая налоговое бремя на владение автотранспортом или дополнительно стимулируя, малый и средний бизнес. При этом, должно соблюдаться условие экономической состоятельности региона, относительно его соседей и федерального центра. Зачастую, такая ситуация возможна в региональных образованиях с сильными промышленными центрами или свободными экономическими зонами.

Отдельного внимания, заслуживают такие ограничительные законодательные инициативы региона, как например, запрет продажи алкогольной продукции в вечерние часы. На территории города Липецк действует постановление Администрации Липецкой области от 2 мая 2012 года «О регулировании оборота алкогольной продукции на территории Липецкой области» [2].

Оно ограничивает розничную продажу алкогольной продукции с 21часа00 минут до 09 часов 00 минут по местному времени за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания. Данное постановление неоднократно оспаривалось в судах различных инстанций предпринимателями Липецкой области, поскольку соседний город Воронеж подобных ограничительных документов не формировал и соответственно в Воронежской области, возможно, реализовывать алкогольную продукцию после 21 часа 00 минут, но до 23 часов 00 минут. Крайний предел продажи алкогольной продукции в 23 часа 00 минут до 08 часов 00 минут уже устанавливается за счет нормативного правового акта относящегося к ведению федерального законодательства (ФЗ № 171 от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [3]).

Подобных примеров по регионам достаточно, более того введение нормативных запретов властью субъекта, усугубляющих федеральное предписание может повлечь и ряд противоправных действий со стороны потенциальных правонарушителей, так может развиваться несертифицированное изготовление спиртосодержащей продукции («бутлегерство») или противоправная реализация сертифицированного алкоголя, но без соответствующей документации, в рамках которой впоследствии определяется налоговое бремя продавца.

Следовательно, в качестве заключения отметим, что разноплановость субъектов федерации, отдельные особенности этнического наполнения региона, соответствие нормативной правовой базы регионального уровня федеральной, особенности экономической и социальной ситуации

в конкретном регионе и соседствующих с ним необходимо обязательно учитывать при федеральной модели нормотворчества. Это поможет своевременно прогнозировать дальнейшее развитие государственности, правильно расставить нормотворческие приоритеты, соблюсти этнические интересы, учесть исторический аспект развития Российской Федерации.

Литература:

  1. Данилов В. Н. Законотворчество субъектов Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: дис. … канд. юрид. Наук по специальности 12.00.02., — М. — 2007. — С. 14
  2. О регулировании оборота алкогольной продукции на территории Липецкой области: постановление Администрации Липецкой области от 2 мая 2012 года № 118-ОЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  3. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон № 171 от 22 ноября 1995 года // СПС «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): алкогольная продукция, федеральный центр, Липецкая область, государственная деятельность, государственная модель нормотворчества, отдельное внимание, политико-правовая организация, розничная продажа, Россия, спиртосодержащая продукция.


Ключевые слова

государство, закон, федерализм, нормативные правовые акты, двойственный политико-правовой режим нормотворчества, государственная деятельность

Похожие статьи

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

- введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка

- государственная поддержка и развитие отрасли алкогольной промышленности, а также

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация...

Меры государственного контроля по созданию эффективной...

Исторически тема регулирования рынка алкогольной продукции и проблема злоупотребления спиртными напитками привлекает к себе ученых, специалистов практиков, различных областей знаний, и простых обывателей.

Правовое регулирование розничной продажи алкогольной...

Деятельность предприятий по продаже алкогольной продукции в ночное время (с 22–00

Согласно статье 18 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171- ФЗ розничная продажа

Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции...

Законодательные нормы, как способ административно-правового...

Ключевые слова: алкоголь, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, культура

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... алкогольная продукция

продукт, алкогольная продукция, Россия, фальсифицированная продукция, потребитель...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на...

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной... спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган, область производства, государственный контроль, исполнительная власть.

Налоговый аспект — вид риска в организации финансовой...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый

алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная монополия, Россия

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции...

Акцизы на алкогольную продукцию | Статья в журнале...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная

- установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Развитие «культуры пития» в России как один из методов...

алкоголь, напиток, алкогольная продукция, процесс торможения, продажа алкоголя

Производство алкогольной продукции наравне с газовой и нефтяной промышленностью является

Ключевые слова: алкоголь, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции...

Глобальная и социальная проблема потребления алкогольной...

В обязательном порядке запрет распространяется на продажу алкогольной продукции на

 Ульяновская областьпродажа алкоголя запрещена с 20:00 до 08:00, а в выходные дни вообще

Единственное исключение, при котором порядок продажи алкогольной продукции...

Похожие статьи

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной...

- введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка

- государственная поддержка и развитие отрасли алкогольной промышленности, а также

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация...

Меры государственного контроля по созданию эффективной...

Исторически тема регулирования рынка алкогольной продукции и проблема злоупотребления спиртными напитками привлекает к себе ученых, специалистов практиков, различных областей знаний, и простых обывателей.

Правовое регулирование розничной продажи алкогольной...

Деятельность предприятий по продаже алкогольной продукции в ночное время (с 22–00

Согласно статье 18 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171- ФЗ розничная продажа

Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции...

Законодательные нормы, как способ административно-правового...

Ключевые слова: алкоголь, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, культура

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... алкогольная продукция

продукт, алкогольная продукция, Россия, фальсифицированная продукция, потребитель...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на...

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной... спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый спирт, государственная власть, оборот, орган, область производства, государственный контроль, исполнительная власть.

Налоговый аспект — вид риска в организации финансовой...

спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, Российская Федерация, этиловый

алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная монополия, Россия

Государственный контроль в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции...

Акцизы на алкогольную продукцию | Статья в журнале...

Государственно-правовое регулирование оборота алкоголя на... алкогольная продукция, этиловый спирт, страна СНГ, государственная

- установление видов подакцизной продукции и ставок акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Развитие «культуры пития» в России как один из методов...

алкоголь, напиток, алкогольная продукция, процесс торможения, продажа алкоголя

Производство алкогольной продукции наравне с газовой и нефтяной промышленностью является

Ключевые слова: алкоголь, оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции...

Глобальная и социальная проблема потребления алкогольной...

В обязательном порядке запрет распространяется на продажу алкогольной продукции на

 Ульяновская областьпродажа алкоголя запрещена с 20:00 до 08:00, а в выходные дни вообще

Единственное исключение, при котором порядок продажи алкогольной продукции...

Задать вопрос