Гуманизм как идейное течение в культуре человечества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 21.06.2019

Статья просмотрена: 223 раза

Библиографическое описание:

Горяшина, Р. А. Гуманизм как идейное течение в культуре человечества / Р. А. Горяшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 396-399. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60930/ (дата обращения: 21.09.2020).



В статье описывается развитие гуманистических идей в соответствии с культурными и историческими особенностями развития общества на различных этапах. Также автором рассматривается, как менялось от эпохи к эпохе понимание соотношения индивидуализма и коллективизма в гуманизме.

Ключевые слова: гуманизм, индивидуализм, коллективизм, история гуманизма.

Гуманистические устремления человека, зародившиеся ещё на заре человеческой истории, получив в эпоху Возрождения оформление в виде стройного комплекса идей, на протяжении веков становились для многих философов объектом осмысления и интерпретации. Рассмотрение гуманизма как идейного течения в культуре человечества, развивавшегося под влиянием тех или иных нужд общества, на наш взгляд, является необходимым условием для дальнейшего формирования идей гуманизма в том числе и в работе с социально уязвимыми категориями детей и подростков. Во многом необходимость этого связана с тем, как свои коррективы в понимание гуманизма в настоящее время вносят проблемы — экономическая нестабильность, вспышки национализма, падение нравственности и повсеместная ломка традиционных ценностей и другие, с которыми на данном этапе сталкивается как общество в целом, так и каждая отдельно взятая личность.

Изучение трудов видных философов, социологов, историков, позволяют сделать вывод, что гуманистические порывы, стремления зародились ещё в доклассовом обществе в виде непосредственно практического, чувственно обыденного знания [3]. Высокие свойства и лучшие черты человека находились в зачаточном состоянии, а их возникновение было связанно с проявлением сотрудничества, взаимной помощи, добровольного участия в управлении общественными делами, глубокого уважения к старшим.

Впервые сознательно проблемы гуманизма были поставлены и осмыслены в античную эпоху. Выдвинутые философами того времени идеи оказали громадное влияние на все последующие исторические формы гуманизма, призванного гармонизировать отношения между людьми в целях сохранения его единства и целостности общества. Основополагающие идеи античного гуманизма выдвинул основоположник классической древнегреческой философии Сократ (469–399 г. до н. э.). В своей философии он поставил центральной проблемой проблему человека, постижению его природы и сущности, предназначения человека. По установившейся традиции он рассматривает человека как неотъемлемую часть космоса, в силу чего сам человек является «микрокосмосом». В то же время, наличие разума и души являются родовыми признаками и свойствами человека и от их содержания зависит подлинность человека. При этом содержание разума и души формируется самим человеком.

Развитие идей о целенаправленном формировании внутреннего содержания человека происходило и в римском обществе. Понятие «гуманизм» было введено в оборот древнеримским оратором, философом и политиком Цицероном (106–43 гг. до н. э.), который понимал под ним формирование посредством воспитания (через образование построенное по греческому образцу) у человека добродетелей, опирающихся на разум, так как только разум может противостоять предрассудкам, стремиться к морали, свободе и справедливости, любви, дружбе, честности и т. д. Такое воспитание предназначалось для регулирования отношений между людьми с целью достижения единства римского общества. Таким образом, уже в идеях Цицерона прослеживается сущностный аспект гуманизма — он не является природным явлением, человек не рождается гуманным, человечным, а становится таковым в процессе воспитания.

В дальнейшем влияние на развитие идей гуманизма в средневековый период истории оказал христианский гуманизм, при котором основная миссия человека, его предназначение — служить Богу, борясь со своей греховной природой через аскетизм и развитие христианских качеств: любви к ближнему, состраданию, всепрощению и непротивлению злу и других.

С зарождением нового типа социально-экономических отношений, ростом интереса к естественно-научным знаниям, усилением интереса к Античности как средству освобождения человеческой мысли от всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов, препятствовавших развитию познавательных и творческих возможностей человека в эпоху Ренессанса происходит формирование так называемого светского гуманизма. Прежде разрозненные гуманистические идеи и традиции были приведены в стройную систему мировоззренческих взглядов, в которых центром мира провозглашался человек: «…человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения» [4]. Человек в эпоху Возрождения рассматривается как целостное, гармоничное, творческое и свободное существо, которого должны более волновать мирские, повседневные проблемы, а не церковные догматы. В эпоху Возрождения формируется принцип, по ныне являющийся основополагающим для различных форм гуманизма: каждый человек является абсолютной и никем не заменимой ценностью, он ценность сама по себе, он сам определяет свой образ и свою судьбу. Построение своей судьбы, как определённого жизненного сценария, тесно связано с принятием принципов добра и блага, морали и нравственности, причём уже не как требования Бога, а как требования, «золотые правила» самой жизни. Они рассматриваются как инструмент совершенствования и самосовершенствования человека посредством просвещения, воспитания и самовоспитания, которые опираются больше на человеческий разум, чем на религиозную веру [5].

Таким образом, в эпоху Возрождения гуманизм направлен на провозглашение важности раскрытия человеческой индивидуальности, выражающейся в стремлении выделиться, обособиться от остальных, развить в себе природные и социальные задатки. И в этом развитии идей индивидуализма прослеживается диалектическое противоречие гуманизма. Как пишет Д. А. Леонтьев: «Личность проходит процесс социализации, взаимодействия с культурой не для того, чтобы сформироваться под влиянием социальных матриц, а для того, чтобы опосредовать свое индивидуальное развитие теми содержаниями, которые заимствуются из культуры» [1]. Из этих слов следует, что несмотря на непреходящую ценность развития индивидуальности личности, его природных задатков, оно невозможно без вхождения в общество, без развития взаимосвязей и взаимодействий в коллективе.

Пристальное внимание соотношению индивидуализма и коллективизма уделялось деятелями эпохи Просвещения. Веря в неограниченные возможности человеческого разума — познавательные, творческие, преобразующие, регулятивные, они, в то же время, делали вывод, что достижение сугубо личного интереса и личностного развития невозможно без принятия индивидом обязанностей перед обществом. Противовесом индивидуальной воле просветители считали общую волю, понимаемую ими как сумму индивидуальных воль, опирающуюся на мораль и просвещённый разум. Только случае наличия неотчуждаемых основополагающих прав и свобод данных всем людям от природы, люди могут на деле оставаться суверенными и свободными субъектами своей собственной жизни. Таким образом, провозглашалось, что достижение индивидуального блага невозможно без взаимодействия с обществом. Это есть суть общественной морали, которая формирует гражданского общество, основанное на принципах гуманизма.

Со временем альтернативой гуманизму эпохи Просвещения, основанным на идеях «разумного эгоизма» и «Общественного договора», стала диалектико-материалистическая концепция гуманизма К. Маркса и Ф. Энгельса. Провозглашалось, что «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» [2]. При этом устанавливался социально справедливый принцип распределения социально-материальных благ: от каждого по способностям и каждому по труду. Человек трудящийся должен ощущать своё единство и с коллективом, на помощь которого он всегда может рассчитывать, и единство с обществом в целом. Цель развития внутреннего мира человека в данном случае превращение его в социально-ответственную личность.

Рассмотренные в статье этапы развития гуманизма как идейного течения в культуре человечества, наглядно демонстрируют важность данных идей в качестве подлинно человеческого способа регулирования отношений между людьми. Гуманизм, ориентированный не только на развитие индивидуального, частного содержания личности, но и на практику установления диалога между личностями, социальными общностями, культурами, способен породить плодотворную среду и дать ростки для реализации присущей каждому человеку гуманности, человечности. Особенную роль это играет при разработке основных принципов и направлений работы с социально уязвимыми категориями детей и подростков, в частности с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, которые в силу непреодолимых обстоятельств лишены возможности в знакомиться с принципами гуманизма в естественной среде развития — в семье. Социальный заказ общества, государственная политика в образовании Российской Федерации указывают на необходимость и своевременность гуманизации традиционной практики взаимодействия с детьми. Гуманизация воспитания личности связана с процессом её социализации, который представлялся как отсутствие подавления активности личности, недопустимость навязывания общественных функций вопреки склонностям и стремлениям индивида, внимание к потребностям и желаниям ребёнка при определении формы его жизнеустройства.

Литература:

  1. Леонтьев, Д. А. Личность как преодоление индивидуальности: контуры неклассической психологии личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под ред. А. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2006. — C. 134–147.
  2. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1968. — Т. 46. — Ч. I. — С. 75.
  3. Нигматов, З. Г. Развитие гуманизма в истории философских и педагогических учений/ З. Г. Нигматов // Вестник ТГГПУ, 2003. — № 1. — С.58–71.
  4. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / сост. П. С. Гуревич. — М.: Республика, 1995. — С. 220.
  5. Чистов, Г. А. Гуманизм как основополагающий принцип бытия человека. Исторические формы / Г. А. Чистов. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. — 35 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эпоха Возрождения, идейное течение, идея, культура человечества, общество, принцип гуманизма, римское общество, сам человек, уязвимая категория детей, человеческий разум.


Ключевые слова

гуманизм, индивидуализм, коллективизм, история гуманизма

Похожие статьи

Гуманизм эпохи Возрождения как форма самоотрицания...

Эпоху Возрождения с полным правом можно считать одним из самых противоречивых периодов в истории западноевропейской культуры. Уже то, что она одновременно явилась особым этапом в развитии западного Христианства и отправной точкой в становлении...

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи...

Ключевые слова: Возрождение, искусство, гуманизм, культура, общество.

Основным компонентом культуры Ренессанса была идея о принципах гуманизма. Эта идея утверждала важность и красоту существовавшего человека, его воли и умственных способностей, а также...

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка...

Большая однородность человеческого общества создается благодаря гармоничности взаимоотношений школы и

Мысль о влиянии воспитания на развитие ребенка давно занимала умы человечества.

Именно так достигаются идеалы человечества и идеалы гуманизма.

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной...

Гуманизм эпохи Возрождения как форма самоотрицания человека. Между тем, само ренессансное свободомыслие далеко не простой феномен, а его разрыв с христианской теологией не так однозначен, как может казаться на первый взгляд.

Английский гуманизм в идеологии XVI века | Статья в журнале...

Английское общество XVI века представляло собой пусть противоречивую, но определенно некую систему, находившую выражение и в политике, и в мировоззрении, и в поведении современников. Известно, например, что в Англии XVI века восторжествовал абсолютизм.

Проблема категории ценностей в философии, психологии...

Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяло и основной подход к рассмотрению предметов и. Натуралистический психологизм (представлен трудами Дж.

Идеи гуманизма в философско-этической концепции А. Швейцера

Как свидетельствует история, впервые идеи гуманизма и ненасилия зародились еще в глубокой

Можно отметить, что она присуща всем религиям и культурам, определяющим духовное

Гуманизм — это не только идейное течение, возникшее в эпоху Ренессанса, но и...

Проблема ценностей в социально-гуманитарном познании

Мыслители эпохи Возрождения на первый план ставили ценности гуманизма, провозглашающие личность, ее достоинства и права, необходимость создания условий для формирования всесторонне развитого, жизнерадостного, сильного духом и телом человека.

Философский подход в воспитании оптимистического отношения...

Периодом расцвета идей мировосприятия, оптимистического отношения к жизни стала эпоха

Следовательно, человек сам способен влиять на свою жизнь, черпая в ней удовольствие и

Духовное здоровье олицетворяет собою полнокровную, наполненную идеалами гуманизма и...

Похожие статьи

Гуманизм эпохи Возрождения как форма самоотрицания...

Эпоху Возрождения с полным правом можно считать одним из самых противоречивых периодов в истории западноевропейской культуры. Уже то, что она одновременно явилась особым этапом в развитии западного Христианства и отправной точкой в становлении...

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи...

Ключевые слова: Возрождение, искусство, гуманизм, культура, общество.

Основным компонентом культуры Ренессанса была идея о принципах гуманизма. Эта идея утверждала важность и красоту существовавшего человека, его воли и умственных способностей, а также...

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка...

Большая однородность человеческого общества создается благодаря гармоничности взаимоотношений школы и

Мысль о влиянии воспитания на развитие ребенка давно занимала умы человечества.

Именно так достигаются идеалы человечества и идеалы гуманизма.

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной...

Гуманизм эпохи Возрождения как форма самоотрицания человека. Между тем, само ренессансное свободомыслие далеко не простой феномен, а его разрыв с христианской теологией не так однозначен, как может казаться на первый взгляд.

Английский гуманизм в идеологии XVI века | Статья в журнале...

Английское общество XVI века представляло собой пусть противоречивую, но определенно некую систему, находившую выражение и в политике, и в мировоззрении, и в поведении современников. Известно, например, что в Англии XVI века восторжествовал абсолютизм.

Проблема категории ценностей в философии, психологии...

Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяло и основной подход к рассмотрению предметов и. Натуралистический психологизм (представлен трудами Дж.

Идеи гуманизма в философско-этической концепции А. Швейцера

Как свидетельствует история, впервые идеи гуманизма и ненасилия зародились еще в глубокой

Можно отметить, что она присуща всем религиям и культурам, определяющим духовное

Гуманизм — это не только идейное течение, возникшее в эпоху Ренессанса, но и...

Проблема ценностей в социально-гуманитарном познании

Мыслители эпохи Возрождения на первый план ставили ценности гуманизма, провозглашающие личность, ее достоинства и права, необходимость создания условий для формирования всесторонне развитого, жизнерадостного, сильного духом и телом человека.

Философский подход в воспитании оптимистического отношения...

Периодом расцвета идей мировосприятия, оптимистического отношения к жизни стала эпоха

Следовательно, человек сам способен влиять на свою жизнь, черпая в ней удовольствие и

Духовное здоровье олицетворяет собою полнокровную, наполненную идеалами гуманизма и...

Задать вопрос