Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 20.06.2019

Статья просмотрена: 2100 раз

Библиографическое описание:

Егоров, Е. В. Имущественное налогообложение в РФ: перспективы развития / Е. В. Егоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 280-283. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60880/ (дата обращения: 17.04.2024).



В статье анализируются перспективы и рассматриваются варианты развития имущественного налогообложения.

Ключевые слова: налог, налогообложение, Российская Федерация, экономика, налоговая система.

Имущественные налоги зависят от финансового состояния организаций и от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье значительно в минимальной степени, чем налоги на прибыль или ресурсные платежи и НДС, поэтому и являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета, это особенно ярко проявилось в условиях экономического кризиса, динамика поступлений имущественных налогов опережает динамику общего объема бюджетных доходов [6].

Доля доходов от имущественных налогов незначительна, что показано на рис. 1:

Рис. 1. Доля доходов от имущественных налогов в бюджетной системе РФ, %

Около 71 % всех поступлений имущественных налогов обеспечивает налог на имущество организаций, земельный налог — 18 %, транспортный налог с организаций и физических лиц — более 12 %. А доля налога на имущество физических лиц не превышает 4 %.

В качестве основных способов совершенствования имущественного налогообложения и увеличения собираемости имущественных налогов целесообразно перечислить следующие.

Во-первых, привлечь в налоговый оборот по возможности максимальное количество субъектов и объектов обложения имущественными налогами за счет обеспечения качественного информационного обмена между службой государственной регистрации, государственной инспекцией по безопасности дорожного движения, органами местного самоуправления, налогоплательщиками.

Во-вторых, ввести единое сводное налоговое уведомление по уплате налогов по всему недвижимому имуществу и указывать сумму задолженности (налоги и пени по расчетам за предыдущие налоговые периоды), по состоянию на дату формирование уведомления, правообладателем которого является конкретный налогоплательщик.

В-третьих, нужно предусмотреть освобождение от обложения налогом на имущество организаций высокотехнологичного оборудования, в целях стимулирования инновационного развития организаций, всех отраслей экономики.

Итогом реформы имущественного налогообложения будет создание условий для более качественного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов ныне действующих земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость.

Для реализации работы подразделений Федеральной налоговой службы разработана и функционирует многоуровневая система автоматизированная информационная система (АИС «Налог» — 3, обеспечивающий решения задач обработки и накопления информации в инспекциях. Конечная цель АИС Налог –3 налоговых служб является построение интегрированной информационной системы, объединяющей все структуры налоговой системы на базе единой информационной базы с поэтапной интеграцией в единое информационное пространство административных органов управления, казначейства, банков, регистрационных центров, таможни, служб учета и управления имуществом, земельными ресурсами и др. [3].

Одним из востребованных направлений работы должны стать меры по повышению роли имущественных налогов в доходах бюджета как стабильного ресурса поступлений. Соответственно, порядок работы с регистрирующими органами должен полностью измениться. Сегодняшняя ситуация недопустима, когда из-за некорректных сведений информационных баз под налогообложение подпадает только 56 % объектов недвижимости. Для этого, следует постоянно анализировать динамику формирования и обработки сведений, получаемых из службы государственной регистрации [4].

Также стоит обратить внимание к упрощению налоговых процедур и повышению открытости Федеральной налоговой службы, включая взаимодействие с налогоплательщиками. Это может быть осуществимо за счет развития информационных технологий, развития действующих электронных сервисов, создания новых.

В связи с вышеизложенным, необходимо создать систему управления электронными архивами, а также специализированные центры обработки и хранения документов. В результате налоговые органы смогут перейти на работу исключительно с электронными документами [7].

Центры обработки данных в настоящее время работают в определённых направлениях и будут поэтапно модернизироваться в межрегиональные аналитические центры обработки и генерации информации при проведении контрольных мероприятий [7].

По состоянию на сегодняшний день даже в непростых экономических условиях не утрачивается темп поступления налогов и сборов. К примеру, в консолидированный бюджет Российской Федерации за девять месяцев 2017 года поступило 10,5 триллиона рублей, что на 1 % выше соответствующего периода 2016 года. Естественно, не положительное воздействие на динамику поступлений оказывает налог на добычу полезных ископаемых и его сокращение на 15,7 % вследствие снижения цены на нефть. Без учета нефтегазовых доходов поступления в консолидированный бюджет выросли на 6,3 %. Причем это происходит в условиях, когда основные макроэкономические показатели уменьшаются. Вспомним, что объем ВВП в начале, полугодии сократился на 0,8 %, оборот розничной торговли — на 5,6 %, инвестиции — на 4,2 %.

Если посмотреть на доходную часть имущественного налогообложения в целом за последние пять лет налоговые поступления в реальном выражении (с учетом инфляции) выросли на 18 % [1].

Необходимо так же отметить, что налоговая служба не обладает инструментами прямого влияния на налоговую политику, занимаясь в первую очередь администрированием. Основным функционалом налоговой службы является контроль за соблюдением налогового законодательства, именно поэтому необходимо рассматривать контрольную работу как один из основных влияний повышения эффективности администрирования доходов [2].

Для увеличения плодотворности налогового администрирования не только, в общем, по стране, но и субъектов Российской Федерации необходимо решить некоторые проблемы, существующие в области налогообложения.

В последнее время проблемы экономической безопасности чаще оказываются в центре общественного внимания, становятся предметом обсуждения, как представителей различных областей научного знания, так и властных структур [9]. Основную экономическую базу для функционирования государства создают налоги, поэтому налоговая безопасность — это неотделимая часть экономической безопасности в обществе.

С целью обеспечения налоговой безопасности региона уполномоченными органами всех уровней власти непрерывно осуществляется проведение налоговой политики, подразумевающей комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на достижение каких — либо целей, в основе которых лежат налоговые льготы, объекты и ставки налогов, как непосредственное проявление налоговой политики [5].

Проведение налоговой политики в целях обеспечения налоговой безопасности на макроуровне должна быть направлена не только на борьбу с уклонением от уплаты налогов и теневой экономики, но и на повышение качества налогового администрирования с использованием современного математического аппарата и новейших информационных технологий [8]. При этом следует учитывать специфику отдельных регионов, их географическое положение, отраслевую специфику, налоговый потенциал, осуществлять применение методов налогового планирования и прогнозирования, обеспечивать взаимодействие государственных и региональных стратегических целей развития и использования эффективного налогового механизма для их достижения.

Литература:

  1. Мишустин М. В. Факторы роста налоговых доходов: макроэномический подход // Экономическая политика. 2016. Т 11. № 5. С. 8–27
  2. Рукина С. Н. Современный этап развития государственного налогового контроля // Финансовые исследования № 4 (53) 2016
  3. Автоматизированные информационные системы налогового администрирования. Электронный ресурс. Режим доступа: http://gendocs.ru/v5715/автоматизированные_информационные_системы_налогового_администрирования
  4. Мониторинг СМИ ФНС России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/214/112260.php
  5. Налоговая политика сущность и значение. Электронный ресурс. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3003985/
  6. Основные формы и методы налогового контроля. Электронный ресурс. Режим доступа: http://yaneuch.ru/cat_82/osnovnye-formy-i-metody-nalogovogo/125277.1796587.page4.html
  7. Перспективы развития компьютерных технологий в налоговых органах. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ppt.ru/news/90155
  8. Проблемы регулирования и управления в процессе обеспечения налоговой безопасности. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ozlib.com/835300/ekonomika/problemy_regulirovaniya_upravleniya_protsesse_obespecheniya_nalogovoy_bezopasnosti
  9. Тишаев В. В. Налоговая составляющая национальной экономической безопасности в контексте развития бюджетного федерализма в России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://allbest.ru/otherreferats/finance/00793380_0.html
Основные термины (генерируются автоматически): налог, имущественное налогообложение, налоговая политика, имущество организаций, Российская Федерация, государственная регистрация, земельный налог, налоговая безопасность, налоговая система, Федеральная налоговая служба.


Похожие статьи

Имущественное налогообложение физических лиц: от Древней...

В систему налогообложения Российской Федерации налог на имущество физических лиц впервые был введен в 1992 году.

В настоящее время в России система налогообложения объектов недвижимости состоит из трех основных налогов: земельный налог, налог на...

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире. В государстве действует сложная система налогообложения.

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале...

Создание новой местной системы налогообложения, опирающейся на Налоговый кодекс, и

Вместе с тем земельный налог взимается на всей территории Российской Федерации в

Таким образом, система муниципального налогового законодательства, как и налоговое...

Налог на имущество организаций | Статья в журнале...

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п.1 ст.14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и

Субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные...

Основные направления увеличения налогового потенциала...

транспортный налог, Российская Федерация, дорожный налог, налоговая инспекция, общественный транспорт, стоимость топлива

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п.1 ст.14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и...

Имущественное налогообложение физических лиц

Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. После введения в действие части первой НК РФ их осталось пять: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу...

Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ

На современном этапе развития государства, стабильная налоговая система является наиболее значимым механизмом, воздействующим на уровень экономики. Однако нередко налоговая система не в полной мере отвечает современным условиям...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование региональных налогов и порядок установления их элементов, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации. Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая система, бюджет...

Реструктуризация налога на имущество физических лиц

налог, РФ, инвентаризационная стоимость, имущественное налогообложение, земельный налог, введение налога, имущество, лицо

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п.1 ст.14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и...

Похожие статьи

Имущественное налогообложение физических лиц: от Древней...

В систему налогообложения Российской Федерации налог на имущество физических лиц впервые был введен в 1992 году.

В настоящее время в России система налогообложения объектов недвижимости состоит из трех основных налогов: земельный налог, налог на...

Налоговая система Российской Федерации | Статья в журнале...

Российская Федерация — самое большое государство в мире, и одновременно одно из самых сложных по своей структуре в мире. В государстве действует сложная система налогообложения.

Муниципальное налоговое законодательство | Статья в журнале...

Создание новой местной системы налогообложения, опирающейся на Налоговый кодекс, и

Вместе с тем земельный налог взимается на всей территории Российской Федерации в

Таким образом, система муниципального налогового законодательства, как и налоговое...

Налог на имущество организаций | Статья в журнале...

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п.1 ст.14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и

Субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные...

Основные направления увеличения налогового потенциала...

транспортный налог, Российская Федерация, дорожный налог, налоговая инспекция, общественный транспорт, стоимость топлива

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п.1 ст.14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и...

Имущественное налогообложение физических лиц

Введение местных налогов и сборов предусмотрено законодательством как дополнение действующих федеральных налогов. После введения в действие части первой НК РФ их осталось пять: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу...

Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ

На современном этапе развития государства, стабильная налоговая система является наиболее значимым механизмом, воздействующим на уровень экономики. Однако нередко налоговая система не в полной мере отвечает современным условиям...

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов

В статье рассмотрено нормативно-правовое регулирование региональных налогов и порядок установления их элементов, формирование бюджетов субъектов Российской Федерации. Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая система, бюджет...

Реструктуризация налога на имущество физических лиц

налог, РФ, инвентаризационная стоимость, имущественное налогообложение, земельный налог, введение налога, имущество, лицо

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п.1 ст.14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и...

Задать вопрос