Направления и возможности формирования конституционно-правового статуса прокуратуры РФ с учетом новелл судебной реформы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 19.06.2019

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, И. С. Направления и возможности формирования конституционно-правового статуса прокуратуры РФ с учетом новелл судебной реформы / И. С. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 313-314. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60849/ (дата обращения: 07.07.2020).



В нашей работе мы проведем анализ конституционного регулирования статуса прокуратуры РФ, детально рассмотрим изменения действующих норм, которые были внесены Президентом РФ в Конституцию РФ, в части изменения норм именно о прокуратуре.

Разграничим имеющиеся противоречия в конституционно-правовом статусе прокуратуры РФ. Рассмотрим возможные пути их решения. Дополнительно укажем задачи и цели современной прокуратуры РФ, отметим ее основные принципы, функции, закрепим знания в области гарантии независимости прокурорских работников и их неприкосновенности [1 с, 37].

Конституция РФ содержит главу 7, которая называется «Судебная власть и прокуратура», данную главу раскрывают более подробно статьи 118–129 КРФ.

До внесения изменений, данная глава именовалась как «Судебная власть». Такое наименование достаточно активно вызывало дискуссии, направленные на порядок регулирования конституционно-правового статуса прокуратуры РФ в системе разделения компетенции между органами государственной власти.

Логично, что такая норма права регулирует первоочередно базовые вопросы осуществления правосудия, а также организации судебной системы.

Раскрываемая нами статья 129 посвящена прокуратуре РФ, в части 5 которой предусматривалось, что организация, полномочия, и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом соответственно.

Необходимо отметить, что судебная власть в РФ осуществляется посредством судопроизводства, представлена в свою очередь судебной системой. Постулаты судебной власти составляют совокупность судебных органов и судебная деятельность по осуществлению правосудия, что находит свое отражение в силу ч. 1 ст. 118 Конституции РФ осуществление правосудия — исключительная компетенция судов [2 с, 26].

Следовательно, относить прокуратуру к ветви судебной власти как минимум неверно, поскольку она не осуществляет правосудие как таковое.

Вместе с этим, достаточно важное значение имеет предложение о переименовании главы 7 в «Судебная власть и прокуратура». Такой подход более детально разграничил пределы раскрытия прав в главе.

Более того, данный подход устраняет проблему отнесения прокуратуры к ветви судебной власти.

В ряде случаев довод о нахождении норм о прокуратуре РФ в главе, посвященной судебной власти, толковался в качестве основания для отнесения прокуратуры РФ к данной ветви. Однако, не стоит забывать, что прокуратура не судебный орган. Она не осуществляет деятельность по осуществлению правосудия.

На сегодняшний день в полной мере остается неурегулированным вопрос о месте прокуратуры РФ в системе разделения властей, которая императивно закреплена в статье 10 Конституции РФ.

Конституционные основополагающие принципы организации и осуществления работы органов и учреждений прокуратуры РФ, прокурорских работников, придают особое значение и устойчивость прокурорской системе именно как государственному правовому институту. Обращаем внимание на изменение порядка назначения на должность и освобождения от должности заместителей Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним по статусу прокуроров.

В ранний период вопрос о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Генерального прокурора РФ урегулирован не был, что является некой новацией, помогающей в целом регулировать порядок назначения.

В этой связи внимание к такой проблеме на конституционном уровне, однозначно, повышает статус последних.

Сегодня на Президента РФ возложено назначение на должность и освобождения от должности прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по статусу прокуроров.

До внесения изменений назначение входило в круг полномочий Генерального прокурора РФ.

Такие изменения, однозначно повышают статус указанных прокуроров, однако вместе с тем, усложняют процедуру назначения и вероятнее всего увеличивают трудозатраты и временные затраты, что указывает на большое количество времени для ее выполнения. Дополнительно на наш взгляд необходимо исключить норму о согласовании кандидатур прокуроров субъектов Российской Федерации с соответствующими субъектами федерации, поскольку такие действия противоречат принципам централизации и независимости прокурорской системы в целом.

Изменения были внесены в статьи 104 и 125, на которых мы остановимся подробнее, поскольку они интересны с позиции статуса прокуратуры РФ.

В ч. 1 ст. 104 Конституции РФ перечислены все субъекты, которые обладают правом законодательной инициативы. Вместе с тем, в ранее действовавшей и сегодня действующей редакциях Конституции РФ, а так же в проекте Президента РФ прокуратура РФ в целом и Генеральный прокурор в частности как конкретные субъекты, которые обладают правом законодательной инициативы, не упоминаются.

Такой подход трактуется несмотря на то, что прокуратура РФ является главным надзорным органом в Российской Федерации.

Цели функционирования Прокуратуры РФ — обеспечение верховенства закона, укрепления и единства законности, защита свобод и прав человека и гражданина. [4 с,79].

Дополнительно, прокуратуру РФ отличает универсальность ее функций.

Основной из них является надзорная функция, с точки зрения надзора за соблюдением требований Конституции РФ и исполнением законов. На таком правовом поле прокурорской деятельности достаточно часто появляется множество пробелов и коллизий в законодательстве, несовершенство отдельных законодательных норм, потребность в принятии новых нормативных правовых актов, и конечно большое внимание уделяется проверке региональных законодательных актов на предмет их соответствия федеральным законам и Конституции РФ.

Само обстоятельство, что в конституциях и уставах большинства субъектов РФ для региональных прокуроров предусмотрено право законодательной инициативы, и в законодательных (представительных) органах власти к их законопроектам относятся с большим вниманием и более детально рассматривают последние [5 с, 21].

Необходимо обратить внимание, что на сегодняшний день усматриваются перспективы детального разграничения правового статуса прокуратуры РФ в Конституции РФ. Рассмотрение возможности отнесения норм о прокуратуре в отдельную главу, в которой будет необходимо законодательно разрешить и закрепить вопрос о месте прокуратуры в системе органов государственной власти. Указать задачи и цели современной российской прокуратуры, ее основные функции и принципы, закрепить гарантии неприкосновенности и независимости прокурорских работников, а также иные основы и особенности их правового статуса, сделать отсылку, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются ФКЗ.

Литература:

  1. Байкин И. М. Независимость прокуратуры — залог эффективности ее деятельности // Российский юридический журнал. 2017. N 3.
  2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» // Рос. газ. 2014. 7 фев. // [Электронный ресурс] // консультант плюс // http://www.consultant.ru/
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// [Электронный ресурс] // консультант плюс // http://www.consultant.ru/
  4. Нерсесянца В. С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник / Под общ. ред. Норма; Инфра-М, 2014.
  5. Осипян С. А. Российский федерализм и конституционно-правовой статус прокуратуры: концептуальные проблемы: Автореф. дис. докт. юрид. наук. НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генпрокуратуре РФ. М., 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): Конституция РФ, судебная власть, прокуратура РФ, Российская Федерация, осуществление правосудия, законодательная инициатива, Генеральный прокурор РФ, государственная власть, прокурорская система, судебная система.


Похожие статьи

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти.

В соответствии со статьёй 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации, осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и...

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Конституция РФ не употребляет понятия «прокурорской власти».

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по своей

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть...

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный прокурор

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека...

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти...

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. №

прокуратуры в системе органов государственной власти, не

Однако указанные нормативные положения не препятствуют Генеральному прокурору РФ приносить...

Проблемы определения правового статуса прокуратуры...

Сегодня прокуратура РФ — это одна из важнейших частей устройства государственной власти РФ. Данный орган власти выступает своего рода гарантом соблюдения действующих нормативных документов на территории РФ, таких, как например Конституция РФ.

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской...

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной власти.

Российская Федерация, судебная власть, РФ, правовой статус, судья, Конституция РФ...

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Конституция РФ, прокуратура, государственная власть, российская прокуратура, орган, судебная власть, государственный механизм, конституционно-правовой статус, общий надзор.

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ...

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека...

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

Ключевые слова: прокурор, полномочия, прокурорский надзор, Конституция РФ, федеральный закон, объект надзора, физические лица.

Конституционно-правовой статус прокуратуры модернизирован в обновленной главе 7 Конституции РФ «Судебная власть и...

Похожие статьи

Роль прокуратуры в механизме государственной власти...

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, в задачу которой входит осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов...

Место и роль прокуратуры в системе органов государственной...

Органы прокуратуры занимают особое место в системе органов государственной власти.

В соответствии со статьёй 10 Конституции, государственная власть в Российской Федерации, осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и...

Прокуратура Российской Федерации как четвертая ветвь власти

Конституция РФ не употребляет понятия «прокурорской власти».

Прокуратура РФ занимает важное место в системе органов власти, так как её функции по своей

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти, прокуратура, государственная власть...

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной...

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ, прокурорский надзор, Конституция РФ, конституционный контроль, Генеральный прокурор

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека...

Российская Федерация, Конституция РФ, ветвь власти...

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. №

прокуратуры в системе органов государственной власти, не

Однако указанные нормативные положения не препятствуют Генеральному прокурору РФ приносить...

Проблемы определения правового статуса прокуратуры...

Сегодня прокуратура РФ — это одна из важнейших частей устройства государственной власти РФ. Данный орган власти выступает своего рода гарантом соблюдения действующих нормативных документов на территории РФ, таких, как например Конституция РФ.

Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской...

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации

Роль прокуратуры РФ в системе органов государственной власти.

Российская Федерация, судебная власть, РФ, правовой статус, судья, Конституция РФ...

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Российская Федерация, Конституция РФ, прокуратура, государственная власть, российская прокуратура, орган, судебная власть, государственный механизм, конституционно-правовой статус, общий надзор.

Российская Федерация, Генеральный прокурор РФ...

Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Российская Федерация, Прокуратура, государственная власть, орган, ветвь власти, Генеральный прокурор, свобода человека...

Прокурорский надзор в соблюдении Конституции Российской...

Ключевые слова: прокурор, полномочия, прокурорский надзор, Конституция РФ, федеральный закон, объект надзора, физические лица.

Конституционно-правовой статус прокуратуры модернизирован в обновленной главе 7 Конституции РФ «Судебная власть и...

Задать вопрос