Взаимодействие институтов гражданского общества и муниципальной службы: практический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 18.06.2019

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Иванова, Н. С. Взаимодействие институтов гражданского общества и муниципальной службы: практический аспект / Н. С. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60813/ (дата обращения: 26.02.2021).



Данная статья посвящена исследованию взаимодействия институтов гражданского общества и муниципальной службы. В целях анализа указанного взаимодействия было проведено эмпирическое исследование, респондентами которого стали муниципальные служащие Пильнинского района Нижегородской области.

Ключевые слова: институт гражданского общества, муниципальная служба, органы местного самоуправления, противодействие коррупции.

Одним из основных факторов институционализации муниципальной службы в условиях реформы местного самоуправления в Российской Федерации является тесное взаимодействие институтов гражданского общества и муниципальной службы [5, с. 190]. В целях определения и дальнейшего исследования сферы взаимодействия указанных институтов было проведено эмпирическое исследование на предмет выявления наиболее актуальной области сотрудничества. В органах местного самоуправления Пильнинского муниципального района Нижегородской области было проведено исследование в форме анкетирования среди муниципальных служащих, было опрошено 50 респондентов. Эмпирические данные, полученные в результате анкетирования отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Количественные показатели на предмет выявления наиболее актуальной области сотрудничества институтов гражданского общества и муниципальной службы

Анализ полученных эмпирических данных показал, что 8 % опрошенных респондентов указали наиболее актуальную область взаимодействия указанных институтов как благоустройство муниципального образования, 3 % — выделили область гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, 11 % — сферу землепользования и застройки (данная сфера сотрудничества особенно актуальна в сельских поселениях Пильнинского муниципального района Нижегородской области при утверждении Генеральных планов муниципальных образований и др.); 10 % респондентов — указали на важность взаимодействия в сфере налогообложения; 21 % — оказание муниципальных услуг и части делегированных государственных услуг; 4 % — указали на важность взаимодействия в сфере предпринимательства (особенно малый и средний бизнес); 24 % — выделили сферу противодействие коррупции; 2 % — определили сельскому хозяйству, развитию в районе КФХ; 17 % — социальной сфере обслуживания местного населения. Таким образом, по результатам исследования определилась наиболее актуальная сфера взаимодействия институтов гражданского общества и муниципальной службы — это противодействие коррупции.

Понятие противодействие коррупции закреплено в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Из содержания статьи следует, что: «противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий» [1].

Однако необходимо отметить тот факт, что местные органы власти и институт гражданского общества совместно участвуют в осуществлении борьбы с коррупцией, а соответственно — активно взаимодействуют друг с другом в этой области деятельности. Борьба с коррупцией сама по себе является сложной задачей с участием субъектов на разных уровнях, от международных организаций до старост небольших деревень и сёл, входящих в состав объединённых сельсоветов Пильнинского муниципального района Нижегородской области.

Для решения указанной проблемы создаются и постоянно актуализируются различные нормативные правовые акты на всех уровнях власти, в т. ч. и на местном уровне. Например, на территории Нижегородской области действует закон от 07.03.2008 N 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» (принят постановлением ЗС НО от 28.02.2008 N 932-IV), в котором в качестве одного из основных принципов противодействия коррупции закреплено: «сотрудничество с институтом гражданского общества» [3]. К сожалению, сегодня в этой области мало положительных результатов. Одна из главных причин данного явления — довольно низкий процент взаимодействия между местными органами власти и гражданским институтом. Несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации в области борьбы с коррупцией придает этой теме достаточно важный характер.

Как указывалось выше — на примере нормативно-правовой базы Нижегородской области, законодательство большинства субъектов Российской Федерации также посвящено вопросам решения задач по борьбе с коррупцией и взаимодействию органов местного самоуправления и общественных институтов. Следует отметить, что взаимодействие в этой области предполагает, что институты гражданского общества и местные органы власти косвенно или напрямую взаимодействуют друг с другом и социальной средой с целью минимизации уровня коррупции в системе социального управления [4].

Взаимодействие местных органов власти с институтами гражданского общества в борьбе с коррупцией должно охватывать все этапы борьбы с коррупцией, от продвижения антикоррупционных инициатив до контроля государственной антикоррупционной политики и ее эффективности [4].

Этап продвижения антикоррупционных инициатив по данному вопросу с учетом взаимодействия местных органов власти с институтов гражданского общества состоит из трёх основных действий: совместное выдвижение антикоррупционных инициатив, далее — обсуждение и продвижение среди органов местного самоуправления.

Эта форма непосредственного взаимодействия гражданского общества и муниципальной службы в борьбе с коррупцией реализуется посредством совместных встреч, конференций, круглых столов; например, путем проведения сессий Земского собрания Пильнинского муниципального района, на которые приглашаются должностные лица различных организаций; на заседаниях Межведомственного координационного совета по противодействию коррупции в районе, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и др.

Эффективность такого рода взаимовыгодного сотрудничества между институтами гражданского общества и органами местного самоуправления будет закрепляться в конкретных результатах:

− в положениях документов по итогам деятельности совещательных, координационных, экспертных советов, комиссий, рабочих групп и т. д.;

− участие институтов гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (которое является обязательным) [4];

− реализация правомерного «народного контроля» за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц муниципальных образований.

Изложенные варианты взаимовыгодного сотрудничества муниципальной службы с институтами гражданского общества в антикоррупционной деятельности, сформулированные в рамках данной статьи, не являются исчерпывающим перечнем, а могут быть дополнены и преобразованы. Таким образом, проблема взаимодействия институтов гражданского общества и муниципальной службы в сфере противодействии коррупции является наиболее актуальной в виду того, что процесс «искоренения коррупции» необходимо и целесообразно начинать с местного уровня власти.

Литература:

1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // СПС Консультант Плюс.

2. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // СПС Консультант Плюс.

3. Закон Нижегородской области от 07.03.2008 N 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» (принят постановлением ЗС НО от 28.02.2008 N 932-IV) // СПС Консультант Плюс.

4. Кондрашова К. В. Пути взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления в области противодействия коррупции // Журнал: Экономика, педагогика и право. — 2016. № 2. — [Электронный ресурс]: http://ecoedulaw.ru/ru/2016/2/14. Дата обращения: (15.06.2019).

5. Савельева А. И. Вопросы взаимодействия гражданского общества и структура публичной власти в системе политической коммуникации // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. — 2012. № 3 (75). — С. 189–195.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, муниципальная служба, местное самоуправление, противодействие коррупции, Нижегородская область, местный орган власти, институт, Российская Федерация, Пильнинский муниципальный район, взаимовыгодное сотрудничество.


Похожие статьи

Роль местного самоуправления как института гражданского...

В данной статье рассматривается роль местного самоуправления как института гражданского общества, его важность для демократического и свободного развития общества, а также его значимость в жизни общества.

Противодействие коррупции в государственных...

Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации.

Институт местного самоуправления: формы, признаки и трактовки

- Деятельность института местного самоуправления регламентируется Конституцией и законами, его власть имеет публичный характер. - Местное самоуправление имеет обособленный характер, находясь вне органов государственной власти, а его структура...

Территориальное общественное самоуправление как институт...

гражданское общество, местное самоуправление, местный орган власти, сообщество, местный уровень, институт, городская политика, местная власть, индивидуальный уровень, местная политика.

Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта...

Особенно интересным является взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества. Не случайно одним из принципов противодействия коррупции является сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными и...

Противодействие коррупции в сфере публичного права

Если говорить о противодействии коррупции на муниципальном уровне, то в данном случае нужно иметь в виду самоуправление как важнейшее основание муниципальной власти, необходимо вовлекать общественность, граждан в антикоррупционную работу.

Роль институтов гражданского общества в локальном...

Европейская хартия местного самоуправления определяет местное самоуправление как «право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона...

Взаимодействие органов государственной и муниципальной...

Взаимодействие органов муниципальной и федеральной власти направлено на

Во взаимодействии органов местной и государственной власти применяется несколько

местное самоуправление, муниципальная служба, Российская Федерация, должность...

Коррупция в системе государственной службы России и её...

Коррупция -это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями

Информационная безопасность органов государственной власти и местного самоуправления в контексте противодействия коррупции.

Похожие статьи

Роль местного самоуправления как института гражданского...

В данной статье рассматривается роль местного самоуправления как института гражданского общества, его важность для демократического и свободного развития общества, а также его значимость в жизни общества.

Противодействие коррупции в государственных...

Работа посвящена изучению противодействия коррупции в Российской федерации на государственном и муниципальном уровнях.

Противодействие коррупции в государственных и муниципальных органах исполнительной власти Российской Федерации.

Институт местного самоуправления: формы, признаки и трактовки

- Деятельность института местного самоуправления регламентируется Конституцией и законами, его власть имеет публичный характер. - Местное самоуправление имеет обособленный характер, находясь вне органов государственной власти, а его структура...

Территориальное общественное самоуправление как институт...

гражданское общество, местное самоуправление, местный орган власти, сообщество, местный уровень, институт, городская политика, местная власть, индивидуальный уровень, местная политика.

Взаимодействие органа исполнительной власти субъекта...

Особенно интересным является взаимодействие органов власти с институтами гражданского общества. Не случайно одним из принципов противодействия коррупции является сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными и...

Противодействие коррупции в сфере публичного права

Если говорить о противодействии коррупции на муниципальном уровне, то в данном случае нужно иметь в виду самоуправление как важнейшее основание муниципальной власти, необходимо вовлекать общественность, граждан в антикоррупционную работу.

Роль институтов гражданского общества в локальном...

Европейская хартия местного самоуправления определяет местное самоуправление как «право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона...

Взаимодействие органов государственной и муниципальной...

Взаимодействие органов муниципальной и федеральной власти направлено на

Во взаимодействии органов местной и государственной власти применяется несколько

местное самоуправление, муниципальная служба, Российская Федерация, должность...

Коррупция в системе государственной службы России и её...

Коррупция -это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями

Информационная безопасность органов государственной власти и местного самоуправления в контексте противодействия коррупции.

Задать вопрос