Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности использования на уроках педагогической технологии творческих мастерских

Педагогика
20.06.2019
3853
Поделиться
Библиографическое описание
Татаринцева, А. В. Особенности использования на уроках педагогической технологии творческих мастерских / А. В. Татаринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 440-441. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60226/.


Учебно-воспитательный процесс в настоящее время должен развивать и самоопределять ученика в современном пространстве в соответствии с его интересами, возможностями и склонностями. В плане преподавания математики можно осуществлять обучение через такие составляющие как: толерантность, адаптацию в социуме, глубокое знание предмета, креативность, критичность мышления и коммуникативность. Развить все данные навыки у учеников помогает технология творческих мастерских.

Мастерская — это одна из основных развивающих, обучающих и воспитывающих форм. Одно из самых точных определений творческой мастерской дал В. М. Монахов «Педагогическая мастерская — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя» [2, с. 57].

За последние годы метод творческих мастерских (или по-другому – метод французских мастерских) стал использоваться во многих странах, так как его принципы и идеи соответствуют ценностным ориентирам педагогов в наши дни: интерес к индивидуальности, гуманизация воспитания и образования, стремление вырастить творческую, свободную и самостоятельную личность.

В России эта технология впервые появилась в 1990 году. Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства решили попробовать адаптировать эту технологию под российское школьное образование. Эта непривычная для российской системы технология разработана французскими педагогами — представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». Начало данному движению дали следующие психологи А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др. Данная технология направлена на обращенность к личности ребенка, его поискам, интересам и целям [3, с. 55–65].

Суть данной технологии выражается в следующих главных положениях:

  1. Личность с новым мировосприятием — личность социально ответственная, самостоятельная, конструктивно вооруженная, способная оказывать позитивное влияние на окружающий мир и самого себя.
  2. Любой ребенок обладает способностями к практически любым видам человеческой деятельности: к овладеванию музыкой, изобразительным искусством, естественным и гуманитарным наукам. Разница только в том, какие методы будут применяться в процессе образования.
  3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Особенности технологии творческих мастерских — это создание атмосферы сотрудничества в общении, заинтересованность ученика в изучении темы, «включение» эмоциональной сферы ребенка, совместный поиск истины учителем и учащимися (они равны в поиске этой истины). Вся информация преподносится учителем в малых дозах, во время занятия исключается официальное оценивание работы ученика, учащиеся должны оценивать себя сами и, если это нужно, корректировать себя. Очень важно отметить, что применение такой технологии помогает развивать в ученике навыки парной, групповой и индивидуальной работы, развивает творческие стороны личности учащегося [2, с. 57].

Цель творческих мастерских — предоставить учащимся психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира [6, с. 128].

В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, развивающего обучения, критического мышления, коллективного способа обучения, идеи знаменитых русских педагогов и методистов П. Я. Гальперина, Л. С. Выготского, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занкова, С. Н. Лысенковой, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

Творческие группы могут организовываться по следующим принципам:

  1. Класс делится на 3 группы: сильные ученики; средние ученики; слабые ученики;
  2. Класс делится на группы в каждой из которых есть сильные, средние и слабые ученики [1, с. 28].

Для технологии педагогических мастерских характерны следующие основные принципы: умение работать в команде; отношение учителя к учащемуся как к равному; критичность мышления; самостоятельный сбор знаний учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации; самостоятельность решения творческих задач; выступление в роли лидера; уважительное отношение к мнению других.

Реализация данной технологии предполагает следующие этапы:

1) Индукция — это проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

2) Самоконструкция — индивидуальное создание гипотезы.

3) Социоконструкция — групповая работа, связанная с решением проблемы, поставленной учителем.

4) Социализация — выступление группы с отчетом, в котором каждый должен проявить себя.

5) Афиширование — представление работ.

6) Разрыв — кульминация, внутренне осознание учащимся неполноты или несоответствия старого знания новому.

7) Рефлексия — отражение ощущений и чувств участников, возникших во время процесса [1, с. 27–29].

В технологии мастерских могут быть использованы следующие информационные технологии: обучающие; интерактивный демонстрационный материал (опорные схемы, таблицы, задания); научно-исследовательская работа; слайд-фильм — иллюстративный, наглядный материал; творческие конкурсы; обучающий контроль — компьютерные тесты, моделирование и трансформация текста, предназначенные для контроля усвоения знания учащимися, а так же для закрепления и повторения материала; участие в интернет-фестивалях; самостоятельная поисковая работа в сети интернет — использование Интернет-ресурсов, а так же мультимедиа библиотеки учебного заведения; участие в телекоммуникационных проектах; электронный словарь (толковые, терминологические, языковые) [4, с. 54].

При моделировании учебного занятия в режиме технологии мастерских осуществляется диагностика уровня учебных возможностей учащегося. У данных технологий есть свой закон — делай исходя из своих способностей, личного опыта и интересов, корректируй себя сам, поэтому нет точных методик проведения мастерских [5, с. 56].

Изучив и проанализировав весь материал, можно сделать вывод, что технологии творческих мастерских на уроках математики оказывают положительное влияние на развитие познавательных способностей ребенка, его психофизиологических и личностных особенностей, увеличивают творческую активность и расширяют кругозор.

Литература:

  1. Марина И. С. Технологии творческих мастерских на уроках иностранного языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(47). — 2015.
  2. Монахов В. М. Педагогическая технология профессора В. М. Монахова. — Спец. выпуск «Педагогического вестника». — Успешное обучение, 1997.
  3. Монахов В. М. Технологии проектирования учебного процесса. / В. Монахов // Школьные технологии, 2010. — № 3.
  4. Педагогические мастерские Франция—Россия./Под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая школа, 2017 г.
  5. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2005.
  6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2017.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 440-441):
Часть 6 (стр. 405-481)
Расположение в файле:
стр. 405стр. 440-441стр. 481

Молодой учёный