Особенности использования на уроках педагогической технологии творческих мастерских | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (263) июнь 2019 г.

Дата публикации: 20.06.2019

Статья просмотрена: 2590 раз

Библиографическое описание:

Татаринцева, А. В. Особенности использования на уроках педагогической технологии творческих мастерских / А. В. Татаринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 440-441. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60226/ (дата обращения: 16.11.2024).



Учебно-воспитательный процесс в настоящее время должен развивать и самоопределять ученика в современном пространстве в соответствии с его интересами, возможностями и склонностями. В плане преподавания математики можно осуществлять обучение через такие составляющие как: толерантность, адаптацию в социуме, глубокое знание предмета, креативность, критичность мышления и коммуникативность. Развить все данные навыки у учеников помогает технология творческих мастерских.

Мастерская — это одна из основных развивающих, обучающих и воспитывающих форм. Одно из самых точных определений творческой мастерской дал В. М. Монахов «Педагогическая мастерская — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя» [2, с. 57].

За последние годы метод творческих мастерских (или по-другому – метод французских мастерских) стал использоваться во многих странах, так как его принципы и идеи соответствуют ценностным ориентирам педагогов в наши дни: интерес к индивидуальности, гуманизация воспитания и образования, стремление вырастить творческую, свободную и самостоятельную личность.

В России эта технология впервые появилась в 1990 году. Сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства решили попробовать адаптировать эту технологию под российское школьное образование. Эта непривычная для российской системы технология разработана французскими педагогами — представителями ЖФЕН — «Французской группы нового образования». Начало данному движению дали следующие психологи А. Валлон, П. Ланжевен, Ж. Пиаже и др. Данная технология направлена на обращенность к личности ребенка, его поискам, интересам и целям [3, с. 55–65].

Суть данной технологии выражается в следующих главных положениях:

  1. Личность с новым мировосприятием — личность социально ответственная, самостоятельная, конструктивно вооруженная, способная оказывать позитивное влияние на окружающий мир и самого себя.
  2. Любой ребенок обладает способностями к практически любым видам человеческой деятельности: к овладеванию музыкой, изобразительным искусством, естественным и гуманитарным наукам. Разница только в том, какие методы будут применяться в процессе образования.
  3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Особенности технологии творческих мастерских — это создание атмосферы сотрудничества в общении, заинтересованность ученика в изучении темы, «включение» эмоциональной сферы ребенка, совместный поиск истины учителем и учащимися (они равны в поиске этой истины). Вся информация преподносится учителем в малых дозах, во время занятия исключается официальное оценивание работы ученика, учащиеся должны оценивать себя сами и, если это нужно, корректировать себя. Очень важно отметить, что применение такой технологии помогает развивать в ученике навыки парной, групповой и индивидуальной работы, развивает творческие стороны личности учащегося [2, с. 57].

Цель творческих мастерских — предоставить учащимся психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира [6, с. 128].

В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, развивающего обучения, критического мышления, коллективного способа обучения, идеи знаменитых русских педагогов и методистов П. Я. Гальперина, Л. С. Выготского, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занкова, С. Н. Лысенковой, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

Творческие группы могут организовываться по следующим принципам:

  1. Класс делится на 3 группы: сильные ученики; средние ученики; слабые ученики;
  2. Класс делится на группы в каждой из которых есть сильные, средние и слабые ученики [1, с. 28].

Для технологии педагогических мастерских характерны следующие основные принципы: умение работать в команде; отношение учителя к учащемуся как к равному; критичность мышления; самостоятельный сбор знаний учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации; самостоятельность решения творческих задач; выступление в роли лидера; уважительное отношение к мнению других.

Реализация данной технологии предполагает следующие этапы:

1) Индукция — это проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

2) Самоконструкция — индивидуальное создание гипотезы.

3) Социоконструкция — групповая работа, связанная с решением проблемы, поставленной учителем.

4) Социализация — выступление группы с отчетом, в котором каждый должен проявить себя.

5) Афиширование — представление работ.

6) Разрыв — кульминация, внутренне осознание учащимся неполноты или несоответствия старого знания новому.

7) Рефлексия — отражение ощущений и чувств участников, возникших во время процесса [1, с. 27–29].

В технологии мастерских могут быть использованы следующие информационные технологии: обучающие; интерактивный демонстрационный материал (опорные схемы, таблицы, задания); научно-исследовательская работа; слайд-фильм — иллюстративный, наглядный материал; творческие конкурсы; обучающий контроль — компьютерные тесты, моделирование и трансформация текста, предназначенные для контроля усвоения знания учащимися, а так же для закрепления и повторения материала; участие в интернет-фестивалях; самостоятельная поисковая работа в сети интернет — использование Интернет-ресурсов, а так же мультимедиа библиотеки учебного заведения; участие в телекоммуникационных проектах; электронный словарь (толковые, терминологические, языковые) [4, с. 54].

При моделировании учебного занятия в режиме технологии мастерских осуществляется диагностика уровня учебных возможностей учащегося. У данных технологий есть свой закон — делай исходя из своих способностей, личного опыта и интересов, корректируй себя сам, поэтому нет точных методик проведения мастерских [5, с. 56].

Изучив и проанализировав весь материал, можно сделать вывод, что технологии творческих мастерских на уроках математики оказывают положительное влияние на развитие познавательных способностей ребенка, его психофизиологических и личностных особенностей, увеличивают творческую активность и расширяют кругозор.

Литература:

  1. Марина И. С. Технологии творческих мастерских на уроках иностранного языка // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(47). — 2015.
  2. Монахов В. М. Педагогическая технология профессора В. М. Монахова. — Спец. выпуск «Педагогического вестника». — Успешное обучение, 1997.
  3. Монахов В. М. Технологии проектирования учебного процесса. / В. Монахов // Школьные технологии, 2010. — № 3.
  4. Педагогические мастерские Франция—Россия./Под ред. Э. С. Соколовой. — М.: Новая школа, 2017 г.
  5. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2005.
  6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): мастерская, ученик, критическое мышление, критичность мышления.


Задать вопрос