Проблемы регулирования предпринимательской деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 15.06.2019

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Мельников И. В. Проблемы регулирования предпринимательской деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 229-230. — URL https://moluch.ru/archive/262/60710/ (дата обращения: 17.07.2019).



На современном этапе развития рыночной экономики все больше наблюдается появление новых областей осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [6]. Мы привыкли к традиционному осуществлению такой деятельности в пределах материального мира, но развитие технологий и инноваций не стоит на месте, и предпринимательская деятельность внедряется в виртуальную реальность.

С каждым днем количество часов, которое проводит наше население в просторах интернета, увеличивается. В связи с этим он стал новой площадкой развития предпринимательской деятельности. Но регулирование такой деятельности оставляет желать лучшего.

На данный момент существует огромное количество сайтов, различной направленности. Узконаправленные занимаются чем-то одним, например, сайт АлиЭкспресс, на котором осуществляется продажа товаров из Китая. Также сейчас набирают популярность сайты, на которых дистанционно можно получить образование. Популярность в сфере площадок для продажи товаров, работ, услуг приобрели и социальные сети, они играют огромную роль в жизни многих людей современного мира, теперь это не только платформа общения, но и бизнеса. А чем же регулируется деятельность подобных предпринимателей?

Продажи через Интернет регулируются правилами общими положениями о купле-продаже, главой о розничной купле-продаже, законом «О защите прав потребителей» и др. В соответствии со ст.492 ГК продавцом в договоре розничной купле-продаже является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и реализующее товар покупателю, предназначенный личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с ПД (предпринимательской деятельностью) [3]. Проблемой в данной сфере является незаконное занятие предпринимательской деятельностью. Особенность современного мира — это появление покупок в социальных сетях. Это может быть обувь, одежда, спортинвентарь и пр. Так что привлекает людей делать покупки столь сомнительным способом? Ведь часто товар оказывается плохого качества, с изъянами и т. д. Все дело в цене и отсутствии необходимости куда-либо идти для совершения договора купли-продажи.

На практике мы видим такую картину. Продавец чаще всего не является ИП и тем самым осуществляет деятельность по розничной купле-продаже незаконно. Огромное количество денежных средств проходит через заключение данных договоров, т. к. лица, осуществляющие продажу, предоставление места для рекламы и иные способы заработка, никак не подвергаются надзору и контролю со стороны налоговых органов. А уделив данном вопросу должное внимание, государство могло бы увеличить приток налоговых доходов государства. Данная деятельность требует регулирования и надзора, т. к. на данный момент социальные сети, это место свободного осуществления предпринимательской деятельности, без регистрации таковой. В связи с чем возникает случаи нарушения не только гражданского законодательства, но и уголовного, а также административного.

Также при анализе виртуальной среды, мы выяснили, что в этой сфере начал заряжаться новый тип договора, объектом которого являются сообщества в социальных сетях. Так называемые непоименованные договоры. Для того чтобы в этом разобраться, мы лично попытались приобрести группу, в социальной сети «Вконтакте». Мы обратились в сообщество, с предложением приобрести группу, на что нам ответило лицо от имени группы (имя не отображается), что стоимость группы 1 рубль за каждого участника данного сообщества, в группе на тот момент состояло 198 тысяч человек, а также нам сообщили, что это не единственная группа на продаже и предложили еще вариант для покупки. Обратившись в другое сообщество с меньшей аудиторией, 30 тысяч человек, нам предложили приобрести ее за 6000 тысяч рублей. То, что данная деятельность подпадает под признаки предпринимательской, не вызывает сомнения, но возникает иное противоречие. В соответствии с действующим законодательством договор, заключаемый между продавцом и покупателем, мы не можем назвать куплей-продажей, почему? Дело в том, что объект продажи мы не можем отнести к объектам материального мира, группа не является вещью. Может к интеллектуальным права? Нет, создание группы мы не можем причислить к таковым. Как же тогда быть, какими нормами руководствоваться? И здесь мы сталкиваемся с так называемыми непоименоваными договорами. Данный пробел возможно устранить, нормативно закрепив данный вид договора купли-продажи (назовем его сетевая купля-продажа) мы сможем решить ряд вопросов. Во-первых, мы сможешь обезопасить и узаконить совершение сделок в интернете, т. к. в настоящее время при возникновении споров между продавцом и покупателем, заключившие в социальной сети договор, возникает вопрос чем руководствоваться при разрешении спора, к какому договору виду договора отнести предоставление в группе места для рекламы.

Подводя итог можно сделать вывод, что независимо от того, что интернет относительно новое поле предпринимательской деятельности, продажи через него приносят немалую прибыль. И поэтому уже на данном этапе необходимо уделить этому особое внимание, так как в настоящий момент данное пространство является более свободным, налоговый надзор здесь практически отсутствует. А заключаемые новые договоры, законодательно практически не урегулированы.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017).
  3. Родионова О. М. Правовые формы реализации волевых отношений в механизме гражданско-правового регулирования: дис.... д-ра юрид. наук. М., 2017. 504 с.
  4. Савельев А. И. Договорное право 2.0: «умные» контракты как начало конца классического договорного права // Вестник гражданского права. 2016. № 3. Доступ из справ.-правовая программа «Консультант Плюс».
  5. Строителева Е. В., Мигачев И. Б. Электронные деньги: виды, сущность и перспективы развития // Дискуссия. 2014. № 6 (47). С. 54–60.
  6. Брагинский М. И. Договорное право : Договоры о передаче имущества / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. М., 2012. С. 37


Задать вопрос