Влияние социальных сетей на развитие бьюти-аддикции у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 17.06.2019

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Бульц М. В. Влияние социальных сетей на развитие бьюти-аддикции у подростков // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 461-462. — URL https://moluch.ru/archive/262/60700/ (дата обращения: 15.07.2019).



В предмете рассмотрения данной статьи находится феномен развития бьюти-аддикций (зависимости от красоты) у подростков посредством активного пользования социальными сетями. На основе данных проведенного исследования выделены причины возникновения бьюти-аддикций под влиянием сети Интернет.

Ключевые слова: бьюти-аддикция, социальные сети, зависимость, подростки.

Принимая во внимание стремительное развитие информационных систем и Интернет-пространства, для обозначения населения планеты приемлемо новое название — пользователи. Социальные сети в наше время доступны практически каждому. Каждый современный человек имеет смартфон и уже не может существовать без социальных сетей и мессенджеров, позволяющих ему всегда оставаться на связи и быть в курсе всех происходящих новостей. Однако, реальность такова, что прогресс всегда имеет свою теневую сторону. В данной статье мы рассмотрим влияние социальных сетей на развитие нового вида нехимической зависимости — бьюти-аддикции.

Бьюти-аддикция (в переводе с английского — зависимость от красоты) — относительно новое и неизведанное направление в предмете изучения психологии зависимого поведения, которое заключается в повышенном внимании индивида к своему внешнему виду и непреодолимом желании к его постоянному улучшению. Данная зависимость имеет множество проявлений, таких как стремление к худобе (анорексия), чрезмерное использование косметики и бьюти-процедур, пластической хирургии (юномания), зависимость от загара (танорексия), постоянное непреодолимое желание заниматься спортом и фитнесом (фитнесмания). Как и при любой другой аддикции, бьюти-зависимый стремится уйти от реальности, пытаясь искусственным путем изменить свое тело, и как следствие психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия [2, с.85].

На наш взгляд, в группу риска бьюти-зависимых попадают подростки, являющиеся активными пользователями социальных сетей. «ВКонтакте», «Инстаграм», «Твиттер» и другие соц.сети заполнены фотографиями красивейших людей и их идеальной жизни. Так, просматривая такой контент, в восприятии подростков отлично срабатывает принцип контраста. Исследования, проведенные в государственных университетах штатов Аризона и Монтана, показали, что человек может быть менее удовлетворен своей физической привлекательностью по причине сравнения себя с моделями, демонстрируемых в СМИ [3, с.29].

Виртуальное пространство занимает большую часть свободного времени подростков, т. к. оно является зоной поиска друзей и общения с ними. Обеспечивая коммуникативную функцию, социальные сети помогают в самореализации и самопрезентации [1, с.208]. Кроме того, характерной чертой подросткового возраста является неустойчивая психика, подверженная внешним воздействиям. Поэтому очень быстро подросток становится зависимым от одобрения сверстников, выражающих свое мнение через лайки и комментарии. Наличие недостаточного уровня социальной оценки подталкивает подростка к изменениям внешности.

В рамках данного исследования нами был проведен опрос, в котором приняли участие 23 девушки и 12 юношей г.Уфы в возрасте от 12 до 17 лет, являющиеся активными пользователями социальных сетей «ВКонтакте» и «Инстаграм». Были получены следующие результаты:

Таблица 1

п/п

Вопрос

«Да»

«Нет»

1

Выложив в соц.сеть новое фото, Вы часто проверяете количество лайков?

77 %

(27 человек)

23 %

(8 человек)

2

Следуете ли Вы моде?

54 %

(19 человек)

46 %

(16 человек)

3

Можете ли Вы выйти на улицу без макияжа/прически/в старой одежде?

57 %

(20 человек)

43 %

(15 человек)

4

Бьюти-процедуры повышают Вашу самооценку больше, чем что-либо еще?

83 %

(29 человек)

17 %

(6 человек)

5

Пользовались ли Вы услугами солярия/автозагаром?

26 %

(9 человек)

74 %

(26 человек)

6

Сидели ли Вы на диетах?

51 %

(18 человек)

49 %

(17 человек)

7

Хотели бы Вы изменить что-либо в своей внешности, если бы была возможность?

86 %

(30 человек)

14 %

(5 человек)

Также, респондентам был задан вопрос «Какие источники наталкивают Вас на изменение собственной внешности?». Получены следующие ответы:

  1. Социальные сети («Инстаграм», «ВКонтакте») — 49 % (17 человек);
  2. Сериалы — 23 % (8 человек);
  3. Кумиры — 17 % (6 человек);
  4. Телевидение — 11 % (4 человека).

Таким образом, исследование позволило установить, что наибольшее влияние на формирование бьюти-аддикций оказывают социальные сети. Также, на основе полученных результатов мы выделяем следующие причины возникновения бьюти-аддикций:

  1. Заниженная самооценка. Подростковый возраст — это период становления самооценки. Именно в этом возрасте происходит осознание себя, как части социума. Однако чаще всего подростку свойственны завышенные требования к самому себе. Заниженная самооценка как фактор возникновения бьюти-аддикции объясняется тем, что подросток, не принимая свой внешний вид, уходит в мир искусственной красоты, представленный в социальных сетях.
  2. Способ социализации. Стремясь к общественному одобрению, подростки чаще склонны следовать за идеалами, почитаемыми в обществе и транслируемыми через Интернет-пространство. Уподобление себя массе рассматривается как способ успешного вхождения в общество и адаптации в нем.

Психологически корректное разрешение именно этих проблем могут способствовать предотвращению возникновения бьюти-аддикции. Социальные сети уже имеют влияние не только на внешний вид и поведение подростков, но и на их ценности и мировоззрение. Поэтому очень важно создавать благоприятное психологическое пространство для развития личности. Воспитание подростка должно опираться на осознание собственной индивидуальности и неповторимости, ведь только тогда может сформироваться здоровая целостная личность, а, следовательно, устойчивое духовно-развитое общество.

Литература:

1. Вараксин А. В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель ХХI век. 2016. № 2.;

2. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990. — 224 с.;

3. Чалдини Р. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха / Роберт Чалдини; [пер. с англ. О. С. Епимахова]. — М.: Эксмо, 2014. — 416 с.



Задать вопрос