Формирование чувственных образов и понятий у обучающихся с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 15.06.2019

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Моисеенко Н. А., Граб А. С. Формирование чувственных образов и понятий у обучающихся с расстройством аутистического спектра // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 468-470. — URL https://moluch.ru/archive/262/60659/ (дата обращения: 14.12.2019).



Анализируется проблема формирования чувственных образов и понятий у обучающихся с расстройством аутистического спектра.

Введение. Актуальность темы обусловлена недостаточностью исследований в данном направлении или незаконченными исследованиями, так как психическое отражение действия рассматривается без учета образа психического отражения предмета этого действия и без учета особых потребностей детей с расстройством аутистического спектра.

Чувственные образы занимают важное место в душевной жизни человека и часто разные психические отражения приравниваются к образу, но не все в психике является образом (П. Я. Гальперин). Ученым П. Я. Гальпериным доказано, что образы составляют характерную и неотъемлемую часть психики, межу ними существует связь, позволяющая формировать картину мира и познавать мир. Формирование какого-либо действия ведет к формированию образа его предмета, а качественные характеристики этого образа являются характеристикой действия. В таком случае задача формирования образов и понятий становится вопросом о приобретении знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Большое значение имеют научные исследования, раскрывающие гносеологический подход к познанию в чувственных образах (С. П. Баранов, П. Я. Гальперин, Э. В. Ильенков, А. С. Канарский). Аксиологический подход к формированию чувственных образов рассматривали М. М. Бахтин, Ю. Б. Борев, В. Ф. Рябов. Роль семантики по данной проблеме изучалась учеными Г.Гадамер, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, М.Хайдеггер. Анализ литературы позволил установить, что в синтезе обозначенные подходы и учения дают возможность перевести их в индивидуально-личностные для детей с расстройством аутистического спектра.

В результате изучения литературных источников был сделан выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции и психологические условия формирования чувственных образов и понятий у обучающихся с расстройством аутистического спектра?

Решение этой проблемы является целью исследования.

Объект исследования — обучающиеся начальной школы с расстройством аутистического спектра.

Предмет исследования — процесс формирования у младших школьников с РАС чувственных образов и понятий

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

− раскрыть тенденции и закономерности формирования у обучающихся начальных классов с РАС чувственных образов и понятий;

− охарактеризовать особенности процесса формирования чувственных образов и понятий у младших школьников с РАС;

− разработать и экспериментально обосновать технологию формирования у младших школьников с РАС чувственных образов и понятий.

Методы исследования и испытуемые

Исследование проводится в казенном общеобразовательном учреждении Воронежской области «Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» с февраля 2019 года. Эксперимент не является завершенным, так как программа рассчитана на два года. Данные, приведенные при описании эксперимента, являются промежуточным мониторинговым срезом. В исследовании приняли участие обучающиеся начальной школы с расстройством аутистического спектра (РАС) в количестве 15 человек. При этом у троих школьников этот диагноз под вопросом (МКБ-10 (F84.01).

Методы исследования: исследование воображения, речи и поведения. Выбор именно этих психических познавательных процессов для исследования с целью выбора методов коррекции и формирования чувственных образов и понятий обусловлен тем, что характеристика детей с РАС опирается на нарушения этих процессов. При исследовании учитывалась совокупность данных нарушений. Отсутствие патологии хотя бы одного их процессов является основанием для неподтвержденного диагноза, а значит и формирование образов и понятий должно проводиться с другими условиями.

Для диагностики воображения использовались упражнения: «Вообрази, что ты художник» (диагностика воссоздающего воображения); «Представь, что будет, если на Земле не будет птиц» (диагностика преднамеренного, активного воображения): «Несуществующее животное» (соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов элементов или частей и создание из них нового, неизвестного объекта).

Для диагностики речи использовались упражнения: «Сказка с перепутанными предложениями»; «Вставь пропущенное слово в предложении»; групповая игра «Сплетница»; групповая игра «Сочиняем сказку по кругу».

Для диагностики поведенческих реакций использовался метод наблюдения (во время уроков и во внеучебное время).

Результаты и их обсуждение

Для того, чтобы детерминировать процесс формирования понятия мы поставили следующие задачи: выяснить действие, на основе которого будет формироваться новое понятие; определить формы, в которых должно происходить это действие; определить признаки понятия, на которое будет ориентироваться действие. Понятие, как и сформированные образы, может служить для разных целей, а его назначение — отражать действительность и ориентировать ребенка в отношении ее. Для усвоения понятия детьми с РАС мы ранжировали их в следующем порядке: этап материализованного действия; этап действия в речи; этап действия в уме.

Результаты формирования чувственных образов и понятий у младших школьников с РАС.

Февраль 2019

Май 2019

1

Социальный генезис высших психических функций (ВПФ).

Управление поведением затруднено у 14-ти испытуемых

Управление поведением затруднено у 11-ти испытуемых

2

Эфферентная (серийная) организация произвольных движений и действий

В норме

В норме

3

Переработка кинестетической информации

Праксис позы пальцев — низкий уровень

Праксис позы пальцев — ниже среднего уровень.

4

Переработка слуховой информации

Низкий уровень слуховой концентрации внимания у всех испытуемых

Низкий уровень слуховой концентрации внимания у 11-ти испытуемых

5

Формирование зрительных образов

Низкий уровень у 13 испытуемых

Низкий уровень у 12 испытуемых

6

Переработка полимодальной информации

Ориентация элементов буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация на низком уровне у 13 испытуемых

Ориентация элементов буквы, строки в пространстве, зрительно-моторная координация на низком уровне у 11 испытуемых.

7

Воображение

Развито у троих испытуемых

Развито у троих испытуемых

Выводы по исследованию. Доказано, что на каждом этапе действие меняет свою форму и по содержанию оно усваивается, а по способу психологического существования формируется. У 12-ти обучающихся создание образов затруднено из-за нарушения в развитии воображения. Двое детей с поставленным диагнозом РАС имеют развитое воображение, создают образы, что ставит под сомнение поставленный диагноз. Создание образа — это превращение результата действия в непосредственное восприятие, т. е. новая ступень чувственного познания.

В процессе исследования выявлено, что в основе формирования чувственных образов и понятий у младших школьников с РАС лежит динамический стереотип обобщенного, сокращенного и автоматизированного умственного действия. В связи с чем, у обучающихся с РАС с сохранным интеллектом формирование чувственных образов и понятий более успешно, чем у обучающихся с сочетанными заболеваниями и несохранным интеллектом.

Литература:

  1. Ахутина Т. В. Дети с трудностями учения. «Начальная школа: плюс, минус». 2000, № 12, с. 20–25.
  2. Выготский Л. С. Психология изучение о локализации психических функций. Собр. Соч. в 6-ти томах. Т.1. М. Педагогика, 1982. С. 168–174.
Основные термины (генерируются автоматически): образ, уровень, РАСА, обучающийся, испытуемый, начальная школа, ориентация элементов буквы, зрительно-моторная координация, слуховая концентрация внимания, групповая игра.


Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к

Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость...

У учащихся начальных классов невысокая устойчивость внимания, это связано с

Таким образом, можно сделать вывод, что свойства внимания взаимосвязаны между собой, и

Высокий уровень развития одного свойства внимания не означает высокого уровня развития...

Когнитивные технологии как средство развития слухового...

Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания

Создание мыслительных образов помогают запомнить основные аспекты лексики и

Когнитивные технологии для развития слухового и зрительного внимания дошкольников...

Формирование готовности старших дошкольников к овладению...

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления.

Закрепление зрительного образа буквы способствуют игры с буквами.

Уровень развития зрительного восприятия (ЗВ) определяет успешность освоения базовых навыков письма и...

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными

Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с детьми приводит к низкому уровню

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления...

Развитие координационных способностей умственно отсталых...

Для определения уровня физической подготовленности детей в ходе исследования использовался метод педагогических контрольных испытаний. Таблица 1. Критерии, показатели исредства измерения уровня координационных способностей детей сумственной отсталостью.

Формирование ценностных ориентаций младших школьников...

3. Формирование ценностных ориентаций находится на низком уровне у 7 учеников из

Таким образом, анализ формирования ценностных ориентаций младших школьников по данным

На основе обобщения результатов сформированности ценностных ориентаций у учащихся 2 Б...

Комплексный подход к развитию координационных способностей...

Таким образом, максимально разнообразно ведется работа над совершенствованием координационных способностей, как основы для освоения физических упражнений, жизненно важных двигательных действий и бытовых операций.

Нейрофизиологические особенности процесса чтения младших...

Следующий элемент чтения - акустическое восприятие звуков - осуществляется вторичными зонами височной области левого полушария. Динамика речевого процесса связана с работой нижних отделов премоторных зон левого полушария.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

Зрительно-моторная координация — согласованность движений и их элементов в

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к

Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

Особенности свойств внимания: концентрация, устойчивость...

У учащихся начальных классов невысокая устойчивость внимания, это связано с

Таким образом, можно сделать вывод, что свойства внимания взаимосвязаны между собой, и

Высокий уровень развития одного свойства внимания не означает высокого уровня развития...

Когнитивные технологии как средство развития слухового...

Дается сравнительный анализ уровня развития слухового и зрительного внимания

Создание мыслительных образов помогают запомнить основные аспекты лексики и

Когнитивные технологии для развития слухового и зрительного внимания дошкольников...

Формирование готовности старших дошкольников к овладению...

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления.

Закрепление зрительного образа буквы способствуют игры с буквами.

Уровень развития зрительного восприятия (ЗВ) определяет успешность освоения базовых навыков письма и...

Профилактическая работа по дисграфии в старшем дошкольном...

С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными

Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с детьми приводит к низкому уровню

Зрительно-моторная координация — это способность к синхронизации ЗВ и осмысления...

Развитие координационных способностей умственно отсталых...

Для определения уровня физической подготовленности детей в ходе исследования использовался метод педагогических контрольных испытаний. Таблица 1. Критерии, показатели исредства измерения уровня координационных способностей детей сумственной отсталостью.

Формирование ценностных ориентаций младших школьников...

3. Формирование ценностных ориентаций находится на низком уровне у 7 учеников из

Таким образом, анализ формирования ценностных ориентаций младших школьников по данным

На основе обобщения результатов сформированности ценностных ориентаций у учащихся 2 Б...

Комплексный подход к развитию координационных способностей...

Таким образом, максимально разнообразно ведется работа над совершенствованием координационных способностей, как основы для освоения физических упражнений, жизненно важных двигательных действий и бытовых операций.

Нейрофизиологические особенности процесса чтения младших...

Следующий элемент чтения - акустическое восприятие звуков - осуществляется вторичными зонами височной области левого полушария. Динамика речевого процесса связана с работой нижних отделов премоторных зон левого полушария.

Задать вопрос