Актуальность использования элементов электронного обучения при организации самостоятельной работы студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 16.06.2019

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Василькина Д. А. Актуальность использования элементов электронного обучения при организации самостоятельной работы студентов // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 416-417. — URL https://moluch.ru/archive/262/60637/ (дата обращения: 17.07.2019).



Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, социально-оценочной деятельности. [1] При этом в современных условиях и темпах развития общества становится важным не то, сколько знаний студент усваивает в процессе обучения, а то, насколько эти знания имеют практическое значение для студента, может ли он добывать, пополнять и актуализировать их в дальнейшем.

Рассматривая вопрос о тенденциях развития высшего образования сегодня, можно обозначить следующее:

– современные условия развития информационного общества продвигают ценность идеи о постоянном совершенствовании знаний, умений и навыков человека;

– требуется «включение» студента в учебную работу, развитие его умения самостоятельно выстраивать свой образовательный маршрут;

– фокус внимания при обучении перемещается с преподавания и пассивного чтения лекций на организацию самостоятельной деятельности студентов в образовании.

Таким образом, высшей школе в современном мире необходимо научить студентов стремиться к постоянному пополнению и обновлению имеющихся знаний, закрепить привычку и навык обучаться в течение всей профессиональной деятельности. Такие навыки могут быть успешно выработаны и закреплены в ходе самостоятельной работы студента, роль которой за последнее время увеличилась в разы.

Самостоятельная работа развивает у студента навык самоорганизации своей деятельности, умение творчески подходить к решению задач, искать, анализировать и систематизировать информацию и при этом позволяет выбрать темп выполнения задания, подходящий для конкретного студента, что, несомненно, положительно отражается на качестве выполняемой работы.

Несомненно, любые навыки, тем боле профессиональные, лучше формируется и закрепляются именно в процессе самостоятельной деятельности студента. Выпускникам, которые за время учебы так и не научились самостоятельно добывать знания и использовать их на практике, скорее всего, придется сложнее в дальнейшей жизни, чем тем, кто смог усвоить и развить навык самообразования в процессе обучения в ВУЗе.

Таким образом, самостоятельная работа в современных условиях становится одним из важнейших компонентов процесса обучения студентов и нуждается в более пристальном внимании со стороны педагога. Высокое качество самообразования возможно за счет применения активных методов обучения, способствующих формирования у студентов таких знаний, которые могут иметь в будущей профессиональной деятельности практическую ценность.

По мнению Л. А. Бондарь, современный процесс обучения должен направляться, прежде всего, на развитие у студентов способности к многомерному моделированию учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, к творческой самореализации и саморазвитию [2]. Это становится возможным в рамках правильной организации самостоятельной работы студентов посредством использования элементов электронного обучения.

На сегодняшний день электронное обучение активно используется многими образовательными учреждениями в нашей стране. Это экономит время обучения и позволяет повысить эффективность образовательного процесса за счет ориентации студентов на самостоятельное изучение учебного материала. Кроме этого электронное обучение повышает качество учебного процесса за счет использования постоянно пополняющихся мировых электронных ресурсов, способствует самостоятельному получению студентами опыта решения практических задач, развивает в студентах мотивацию к обучению, дисциплинированность, инициативность, способствует развитию творческой активности, а также позволяет студентам самостоятельно составить свой график обучения и заниматься в наиболее удобное время [3]. В свою очередь, организация учебного процесса посредством использования элементов электронного обучения должна быть направлена, прежде всего, на создание условий, побуждающих студента самостоятельно применять и развивать творческие способности. Таким образом, посредством использования элементов электронного обучения при организации самостоятельной работы, можно эффективно повысить компетентность студентов.

Электронная среда, при грамотном построении образовательного процесса внутри нее, предоставляет уникальные возможности для организации самостоятельной работы студентов, их качественной подготовки, становлению, как высококвалифицированных профессионалов. Развитие данного направления является перспективным и уже на данном этапе находит широкое применение в образовательной сфере.

Ключевыми возможностями электронного обучения являются:

  1. Альтернативное образовательное пространство. Электронное обучение создает принципиально новое образовательное пространство, которое активизирует самостоятельную работу студентов и оптимизирует учебный процесс.
  2. Обучение 24/7. Студент может обучаться самостоятельно в любое удобное время благодаря круглосуточной доступности учебного материала.
  3. Увеличение объема самостоятельной работы студентов. Электронное обучение дает возможность значительно сократить количество теоретических аудиторных занятий и увеличить число часов для самостоятельной учебной деятельности студента.
  4. Расширение средств организации самостоятельной работы студента. Средствами организации обучения при самостоятельной работе студента становятся не только традиционная учебная и научная литература на бумажных носителях, но и различные виды электронных образовательных ресурсов: электронные библиотеки, медиа порталы, электронные образовательные курсы, электронные учебники.
  5. Расширение типов и источников информации. Самостоятельная работа может быть проведена не только с информационными базами данных и знаний, но и с применением медиа технологий, которые дают возможность использовать в процессе обучения студентов аудиовизуальную информацию, виртуальные лаборатории, обучающие программы и тестирующие средства.
  6. Новые средства контроля самостоятельной работы. Самостоятельная работа становится контролируемой со стороны преподавателя посредством электронной почты, веб-сайта, сети интернет; становится осуществимой организация обратной связи между студентом и преподавателем практически в любое время.

Таким образом, при организации самостоятельной работы студентов среди остальных методов обучения электронное выходит на первый план и становится незаменимым элементом в структуре образовательного процесса. Мультимедиа и интернет-технологии дают множество возможностей выполнения работы в удобное время, что делает студента мобильным и тренирует его самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемым заданиям. Каждая образовательная организация на сегодняшний день в той или иной степени использует электронные технологии как для организации аудиторного обучения, так и для самостоятельного обучения студентов. Таким образом, грамотное построение образовательного процесса в электронной среде для самостоятельной деятельности студентов, в условиях смещения роли преподавателя высшей школы в сторону развития творческой активности студента, на сегодняшний день, становится залогом качества их подготовки.

Литература:

  1. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие/ М. В. Буланова-Топоркова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с. (парадигма)
  2. Бондарь Л. А. Современные подходы к проектированию модели организации самостоятельной работы студентов-филологов в условиях высшего учебного заведения / Л. А. Бондарь // ВЕСТНИК ВЭГУ. — Уфа: Издательство: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия, 2013. — № 5(67). — С. 164–170
  3. Лучшие практики электронного обучения: материалы I методической конференции. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. — 58 с.


Задать вопрос