Согласно статистике, опубликованной на портале мониторинга трудоустройства выпускников высших учебных заведений, процент трудоустроенных выпускников очной формы обучения, проходивших обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам ординатуры и интернатуры, и получавших образование впервые, составляет от 5 % до 90 % в зависимости от образовательной организации [1].
Сбор и публикация указанных сведений находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, при этом формирование вышеприведенной статистики было осуществлено согласно сведений, предоставленных 820 образовательными организациями, в отношении лиц, окончивших обучение в 2016 году, и осуществляющих собственное трудоустройство в период с момента выпуска по настоящее время [2].
Следует обратить внимание, что, согласно сведений портала трудоустройства выпускников ВУЗов, высокие показатели трудоустройства формируются к третьему году после окончания высшего учебного заведения, в то время как трудоустройство в первый год после получения диплома о высшем образовании сохраняется в пределах 20–50 % в зависимости от учебного заведения, при этом средний возраст трудоустройства таких выпускников составляет 20–22 года.
Из приведенных данных следует вывод о том, что на территории Российской Федерации в настоящее время существует проблема трудоустройства молодых специалистов, получивших образование, и не имеющих опыта работы. Нетрудоустройство более половины молодых специалистов в первые годы после окончания высших учебных заведений зачастую связано с требованиями работодателей о наличии трудового стажа, и объективной невозможностью молодых специалистов соответствовать подобному критерию.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации закреплен вектор создания социального государства, политика которого направлена на создание условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие человека.
Неотъемлемым условием закрепления Российской Федерации как социального государства является право на труд, которое, в свою очередь, закреплено положениями части 3 статьи 37 Конституции России, в частности, указанной нормой установлено, что право на труд реализовывается при отсутствии какой-либо дискриминации.
Под дискриминацией подразумевается неравное отношение, целью или результатом которого является постановка лица в менее благоприятную ситуацию по отношению к другому лицу, которое находится в обстоятельствах, сравнимых с этим лицом, и в основе которого лежит проявление запрещённого неравного отношения, в том числе ущемление прав лица и указание дискриминировать лицо [3].
Ученые-правоведы разделяют явление дискриминации на прямую и косвенную [4]. Под прямой дискриминацией понимается ситуация, в основе которой лежит запрещенный законодательством признак, делающий указанную ситуацию более благоприятной по отношению к одному лицу в ущерб интересов другого лица. Примером подобного рода дискриминации в трудовом праве является требование к кандидатуре работника, связанное с полом, опытом работы, возрастом, в случае если в основе данного требования не лежит обоснованная и объективная предпосылка.
Косвенная дискриминация может быть установлена в случаях, когда нейтральное правило, критерий или практика ставит группу лиц (которую объединяет какой-либо общий признак дискриминации) в особенно неблагоприятное положение в сравнении с другой группой. Примером такой дискриминации может являться требование работодателя к стилю и форме одежды, которое не может быть выполнено определенными слоями работающего населения в связи с религиозной принадлежностью.
Преимущественно молодые специалисты подвергаются косвенной дискриминации, в случае, когда работодатель прямо не указывает желаемый возраст работников для занятия вакантных должностей, однако упоминает о необходимости стажа работников, наличие которого априори не может быть у выпускников высших учебных заведений в возрасте от 20 до 25 лет. При этом в основе данного требования о наличии стажа зачастую отсутствует объективная предпосылка, такая как руководящая должность, материальная ответственность и прочее.
С целью предотвращения дискриминации по признаку возраста и наличия трудового стажа в трудовое законодательство Российской Федерации были внесены изменения в 2013 году, в соответствии с которыми запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, которые содержат сведения о прямом или косвенном ограничении прав, а также указание преимуществ потенциальных работников, которые не связаны с деловыми качествами работников [5]. Однако указанной нормой установлен запрет на указание информации, связанной с цветом кожи, семейным или социальным положением, возрастом и принадлежностью к социальным группам, и не содержит запрета на установление работодателем обязательного стажа, длительность которого не допускает кандидатуру молодого специалиста.
Мерой превентивного характера, позволяющей избежать явления дискриминации при трудоустройстве молодых специалистов, является установление курса социального партнерства в локальных нормативных актах и коллективном договоре организации. Так, И. П. Чикиревой была предложена инициатива принятия в организациях локальных нормативных актах, задачей которых являлось бы регулирование гарантий молодых специалистов и их наставников, таких как положения о стажировке и наставничестве. В качестве примера И. П. Чекировой приведено Положение о наставничестве ОАО «Российские железные дороги», в соответствии с которыми стажеру, которым зачастую является молодой специалист без опыта работы, предоставляется возможность освоения профессии, обучения профессиональному мастерству, гарантируется оплата труда, а наставник, в свою очередь, получает финансовое поощрение [6].
Однако, исходя из анализа судебной практики можно сделать вывод, что локальные нормативные акты, регулирующие организацию производственной практики и стажировки молодых специалистов, не являются гарантом социальной защищенности и трудоустройства молодых специалистов.
Так, 15 марта 2017 года Центральным районным судом города Воронежа было вынесено решение по делу № 2–1039/ 17, в соответствии с которым было удовлетворено исковое заявление физического лица об установлении факта трудовых отношений, взыскании задолженности по заработной плате. Согласно материалам дела, истец состоял в фактических трудовых отношениях с работодателем, — обществом с ограниченной ответственностью, — заняв вакантную должность в рамках трудоустройства по социальной программе организации производственной практики студентов. Трудовой договор с истцом заключен не был, основанием для обращения в суд послужило дальнейшее увольнение и невыплата заработной платы [7].
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что императивные нормы законодательства, установленные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», не исключают дискриминацию молодых специалистов без опыта работы при трудоустройстве, а принятие локальных нормативных актов, обеспечивающих стажировку и дальнейшее трудоустройство, является паллиативной мерой, не гарантирующей при этом надлежащую социальную защиту работников.
Необходимым шагом к решению проблемы дискриминации молодых специалистов при трудоустройстве является закрепление понятия «молодой специалист» на законодательном уровне. Суть определения «молодой специалист» должна включать факторы, препятствующие своевременному трудоустройству выпускников вузов, а именно: возраст (например, от 20 до 30 лет), отсутствие опыта работы по специальности, период между окончанием учебного заведения и предполагаемого трудоустройства. Закрепление данного понятия в законодательстве будет в дальнейшем способствовать возникновению норм, направленных на социальную защиту таких лиц.
Кроме того, существенным фактором, который, возможно, исключит дискриминацию молодых специалистов, является первоочередная поддержка работодателя, использующая труд выпускников учебных заведений. Исходя из международной практики, такая поддержка может быть выражена в предоставлении субсидий от государства тем предприятиям, которые предоставляют возможность молодым специалистам проходить стажировку с минимальной оплатой труда без отрыва от учебы на выпускных курсах вузов (как, к примеру, происходит в Австралии) [8], а также предоставлении льгот в налогообложении по социальному страхованию тем предприятиям, которые осуществляют производственное обучение молодых специалистов, и проводят курсы профессиональной подготовки для студентов выпускных курсов (что распространено в Италии) [9].
Законодательное стимулирование работодателя для трудоустройства молодых специалистов позволит искоренить дискриминацию таких лиц без ущерба для иных нетрудоустроенных работников.
Литература:
- Портал мониторинга трудоустройства выпускников. Электронный ресурс. Режим доступа: http://vo.graduate.edu.ru/registry#/?slice=1&year=2015&page=21. Дата обращения к ресурсу: 22.05.2019 г.
- Портал мониторинга трудоустройства выпускников. Электронный ресурс. Режим доступа: http://vo.graduate.edu.ru/registry#/?slice=1&year=2015&page=21. Дата обращения к ресурсу: 22.05.2019 г.
- Лукьянова И. Н. Доказывание в делах о дискриминации в сфере труда в Российской Федерации // Дискриминация в сфере труда: теория и практика: научно-практический сборник. — М., Центр социально-трудовых прав, 2008. — С. 192–267.
- Лукьянова И. Н. Доказывание в делах о дискриминации в сфере труда в Российской Федерации // Дискриминация в сфере труда: теория и практика: научно-практический сборник. — М., Центр социально-трудовых прав, 2008. — С. 192–267.
- О занятости населения в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 19 апр. 1991 г. № 1032–1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 17. — Ст. 1915.
- Чикирева И. П. Проблемы правового регулирования трудоустройства выпускников высших учебных заведений // Вестник Омкой юридической академии. 2014. № 2 (23). — С. 23–26.
- Решение Центрального районного суда города Воронежа от 15.03.2017 г. по делу № 2–1039/17. Электронный ресурс: https://sudact.ru/regular/doc/. Дата обращения к ресурсу: 23.05.2019 г.
- Купцова К. В. Зарубежный опыт трудоустройства молодых специалистов//Проблемы и перспективы устойчивого социально-экономического развития территорий. Электронный ресурс. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037417. Дата обращения к ресурсу: 23.05.2019 г.
- Купцова К. В. Зарубежный опыт трудоустройства молодых специалистов//Проблемы и перспективы устойчивого социально-экономического развития территорий. Электронный ресурс. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2017/article/2017037417. Дата обращения к ресурсу: 23.05.2019 г.