Коммуникативные качества личности и их проявление у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 марта, печатный экземпляр отправим 24 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 15.06.2019

Статья просмотрена: 794 раза

Библиографическое описание:

Носова, К. А. Коммуникативные качества личности и их проявление у младших школьников / К. А. Носова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 470-472. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60603/ (дата обращения: 09.03.2021).



Человеку для успешного существования в этом мире необходимо постоянное развитие. Саморазвитие предполагает формирование определенных качеств личности. В работе обращается внимание на коммуникативные свойства личности от полноценного развития которых зависит качественное и многостороннее общение человека.

Ключевые слова: социальная смелость, младший школьный возраст, коммуникативное качество личности, личность, общение, ребенок, умение.

В современных условиях развития общества вопросы приобретения коммуникативных умений и навыков часто становятся приоритетными в психолого-педагогических исследованиях и именно на их решение направлен значительный объем педагогической деятельности в школе.

Нас также заинтересовала проблема формирования коммуникативных качеств личности в процессе учебной деятельности у младших школьников.

Анализ психолого-педагогических исследований позволяет разобраться в сущности основополагающих понятий, касающихся коммуникативных качеств личности и отследить специфику их проявлений у детей младшего школьного возраста.

Коммуникативные умения представляют коммуникативную сторону общения — непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации. Они формируются в процессе общения с детства и влияют на личностное развитие ребенка. В процессе общения происходит влияние одного человека на другого, т. е. общение является появлением межличностных взаимоотношений.

Отечественные ученые отмечают, насколько важным является коммуникативное взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. Например, С. Л. Рубинштейн называл взаимодействие между ребенком и взрослым «главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. Цукерман Г. А. указывала на взаимоотношения со сверстниками как «главное условие развития личности». Уже в юношеском возрасте общение со сверстниками станет одним из самых важных видов деятельности [9].

По мнению известного психолога М. И. Лисиной, занимавшейся исследованиями в области психологии общения детей, общение представляет собой «взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [5]. Многие ученые, в том числе Т. А. Репина, А. Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

В результате деятельности (неформальной, учебной) и общения ребенок постепенно приобретает или (не приобретает) личностные черты, так как личность отражает высокий уровень развития индивида. Все его поведение, отношение к себе и окружающим определяет направленность его личности, выраженная в различных потребностях, стремлениях, взглядах и убеждениях [3]. Направленность его личности показывает, что его интересует, к чему он стремиться, что ценит в самом себе и других людях, чем ему нравиться заниматься.

В основе личности, как целостной, взаимосвязанной структуры, лежат такие свойства как темперамент, характер, задатки и способности.

Врожденные свойства и тип нервной системы человека позволяют проявлять различные виды темпераментов. в виде особенностей эмоциональной возбудимости, интенсивности реагирования и приспособления к окружающей среде. У ребенка, как и у взрослого характер формируется под воздействием многих факторов: социальных, политических, психологических, педагогических. Этот процесс направлен на приобретение личностно значимых качеств, проявляющихся в поведении человека и отношении к окружающему миру. Проявление волевых (самостоятельность, настойчивость, дисциплинированность и др.) и эмоциональных качеств (чувствительность, позитивность, общительность) связана также с особенностями характера.

Коммуникативные умения, как и любые другие умения. опираются на способности личности, которые определяются как индивидуально-психические особенности и обеспечивают успех в любой деятельности, в данном случае в общении. На формирование и развитие способностей влияют задатки — генетически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы человека. Из вышесказанного видно, что коммуникативные способности — это способности к общению, обусловленные многочисленными факторами.

Общение в человеческом обществе осуществляется посредством речи, неречевых средств (производные органов чувств и тела –мимика. жесты и др.), а также знаковых систем (письменность, средства связи и т. д.).

Данные понятия о личности находят отражение в следующем определении академика А. Г. Асмолова: «личностьv- это конкретный человек, взятый в системе устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенные значения для него самого и окружающих» [1]. К этому можно добавить пояснение ученого-психолога А. В. Петровского, что «личность обнаруживает себя в трех «пространствах»: в самом индивиде, в межличностных отношениях и других людях» [6].

«Личность не равна индивиду: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе. В которые индивид вовлекается…Личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный телесный индивид, со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами». [4]

Рассмотрим влияние психолого-педагогического сопровождения на формирование коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Исследование проводилось с помощью психологической методики Р.Кеттела, позволяющей оценить личностные качества. Мы оценивали такие «конституционными факторы», как общительность, социальная смелость и склонность к самоутверждению.

Для диагностического этапа исследования предполагалось формирование двух рабочих групп: экспериментальной и контрольной состоящей из детей младшего школьного возраста. По данным первичной диагностики у всех был выявлен низкий процент развития коммуникативных умений. На следующем экспериментальном этапе была апробирована психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных качеств личности в этой возрастной группе. Задачей этой программы являлось формирование представления детей о коммуникативных умениях и качествах личности, о том, что они являются субъектами коммуникативной деятельности. На контрольном этапе, в обоих группах, с использованием прежних методик было проведено тестирование.

Обработанные, с помощью статистических методов, результаты повторной диагностики, приведены в таблице.

Сравнительная характеристика критериев сформированности коммуникативных умений младших школьников по данным первичного иповторного исследования (контрольная группа)

Критерий коммуникативных умений

Кол-во младших школьников, имеющих высокий процент по исследуемым критериям

Констатирующий эксперимент

Заключитель-ный эксперимент

Дина-мика

Значение статистического критерия

1. Общительность

20 %

24 %

+(4 %)

Х2=0,06

2. Социальная смелость

0 %

0 %

0

Х2=0

3. Склонность к самоутверждению

12 %

18 %

+(4 %)

Х2=0,06

Общительностькак положительное нравственно-этическое качество личности, характеризует «умение человека легко входить в общение, в доверие к другим людям, умение легко находить общий язык, договариваться» [2]. С точки зрения общительности — замкнутости, можно говорить об интенсивности и устойчивости ребенка к контактам с окружающими, быстроте установления контактов [7].

Социальная смелость также относится к группе коммуникативных характеристик личности. Этот фактор буквально означает готовность к контактам и выражен в позитивном эмоциональном фоне, сопровождающем любые контакты. Чем выше уровень социальной смелости, тем эффективнее и разнообразнее взаимодействие личности с социумом.

Альтернативой этого фактора является уверенность в себе. Эти полезные факторы влияют на способность не бояться неизвестного, пробовать что-то новое, управлять своим поведением в незнакомой сложной ситуации. Развитие уверенности в себе очень важно для ребенка, оно мотивирует на достижение успеха и ответственности за свои поступки.

Склонность к самоутверждению отражает уровень притязаний. Конструктивное самоутверждение направлено на развитие потенциала ребенка. Как личностная мотивация к действию — это качество помогает овладевать новыми знаниями и умениями; ориентируясь на свой статус в коллективе, планировать свое поведение. Также помогает изживать свои детские комплексы (чувствовать себя ненужным, неспособным, хуже других.

В младшем школьном возрасте склонность к самоутверждению выражается в потребности стать замеченным, заслужить признание.

Результаты проведенных исследований говорят о положительной динамике среди факторов общительности и склонности к самоутверждению. Программа не выявила развития фактора социальной смелости, вероятно нужно учитывать воздействие комплекса не только психолого-педагогических, но и социальных и практических факторов. Необходимо помогать детям вырабатывать коммуникативные навыки, чтобы они не чувствовали неуверенности и внутреннего беспокойства, росли упорными и целеустремленными. Ребенок должен понимать, чтобы чего-то добиться, нужно уметь выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов — М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
  2. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В. С. Безрукова — Екатеринбург, 2000. — 937 стр.
  3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович — СПб: Питер, 2008. — 398 с.
  4. Леонтьев, А. И. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I / А. И. Леонтьев — М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  5. Лисина, М. П. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под. ред. А. Г. Рузской. М.: Изд-во «Институт практич. Психологии»; Воронеж: НПО «Модек», 2001. — 383с.
  6. Петровский, А.В. «Я» в «Других» и «Другие» во «Мне», в Хрестоматии: Популярная психология / Сост. В. В. Мироненко, М., «Просвещение», 1990 г., с.124–128.
  7. Психология общения: энциклопедический словарь / Учреждение Российской акад. образования Психологический ин-т; под общ. ред. А. А. Бодалева. — Москва: Когито-Центр, 2011. — 598
  8. Рубинштейн, С. В. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб: Питер, 2015. — 705с.
  9. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1993. — 270 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная смелость, младший школьный возраст, коммуникативное качество личности, умение, личность, общение, ребенок, качество личности, коммуникативная деятельность, нервная система человека.


Ключевые слова

личность, общение, ребёнок, младший школьный возраст, умение, социальная смелость, коммуникативное качество личности

Похожие статьи

Перечень личностных качеств младших школьников

В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Особенности коммуникативной компетентности младших...

Коммуникативные способностисвойства личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общения с другими личностями, и психологическую совместимость в деятельности [8]. Коммуникативные знания включают в...

Коммуникативное развитие младших школьников | Статья...

Актуальная задача современной школы – воспитать культурную личность, способную к эффективному общению, личность творческую, умеющую найти свое место в постоянно изменяющейся действительности...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует...

Развитие личностных качеств у школьников | Статья в журнале...

Профессиональный рост человека — важнейший фактор развития личностных качеств.

Социальная ситуация развития. Изменение всей системы отношений ребенка с реальностью. Система «ребенок-учитель» начинает устанавливать отношения ребенка к родителям и к...

Формирование коммуникативной компетентности младших...

Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности.

В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком [5].

Формирование коммуникативных умений младших подростков...

Для эффективного формирования коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности целесообразно использовать кружковую работу. Кружковая работа — это одна из форм развития личности подростка, его творческих способностей, социализации...

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

Прагматикон личностикоммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные нормы, умение. − способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

Формирование коммуникативных умений у младших школьников — актуальная проблема, т. к. от степени сформированности данных умений зависит не только результативность обучения детей, но и в целом процесс их социализации, а также развитие личности.

Похожие статьи

Перечень личностных качеств младших школьников

В статье рассматривается вопрос определения перечня качеств личности обучающихся с целью их изучения и формирования у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе.

Особенности коммуникативной компетентности младших...

Коммуникативные способностисвойства личности, обеспечивающие эффективность ее коммуникативной деятельности, прежде всего общения с другими личностями, и психологическую совместимость в деятельности [8]. Коммуникативные знания включают в...

Коммуникативное развитие младших школьников | Статья...

Актуальная задача современной школы – воспитать культурную личность, способную к эффективному общению, личность творческую, умеющую найти свое место в постоянно изменяющейся действительности...

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует...

Развитие личностных качеств у школьников | Статья в журнале...

Профессиональный рост человека — важнейший фактор развития личностных качеств.

Социальная ситуация развития. Изменение всей системы отношений ребенка с реальностью. Система «ребенок-учитель» начинает устанавливать отношения ребенка к родителям и к...

Формирование коммуникативной компетентности младших...

Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности.

В социальной психологии в структуре общения выделяются три основных компонента: коммуникативный обмен, взаимодействие и восприятие человека человеком [5].

Формирование коммуникативных умений младших подростков...

Для эффективного формирования коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности целесообразно использовать кружковую работу. Кружковая работа — это одна из форм развития личности подростка, его творческих способностей, социализации...

Коммуникативные способности как фактор успешного общения

Прагматикон личностикоммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные нормы, умение. − способность организовывать и управлять «межличностным пространством» в процессе инициативного и активного общения с людьми.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

Формирование коммуникативных умений у младших школьников — актуальная проблема, т. к. от степени сформированности данных умений зависит не только результативность обучения детей, но и в целом процесс их социализации, а также развитие личности.

Задать вопрос