Практика внедрения основ нанотехнологий в школьный курс химии с использованием метода проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 12.06.2019

Статья просмотрена: 349 раз

Библиографическое описание:

Бондаренко, А. К. Практика внедрения основ нанотехнологий в школьный курс химии с использованием метода проектов / А. К. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60591/ (дата обращения: 19.04.2024).



На сегодняшний день многочисленные науки переживают новейшую стадию собственного становления. Чаще всего новый виток формирования науки определен свежей точкой зрения на уже имеющиеся закономерности, или связан с появлением принципиально новейших технологий. При этом более многообещающими считаются исследования, проводимые на стыке некоторых научных дисциплин. В сфере химических наук максимальное развитие обрели исследования, проводимые в области нанотехнологий. Главным предметом нанотехнологий считаются наноструктуры. Подъем формирования нанотехнологий связан с появлением новейшего креативного подхода к исследованию коллоидных элементов и их свойств.

Одной из основных проблем современного школьного образования является его практикоориентированность. Современный школьник, обучаясь в школе должен получать информацию по основным направлениям развития науки и технологий. Получаемые знания, с одной стороны, должны быть научными и достоверными, а с другой — представлены в доступной и интересной для обучающихся форме. Поэтому во многих странах мира при университетах создают школы, в которых достижения науки активно внедряются в школьный курс [1,4].

Нанотехнологии представляют собой яркий пример самых актуальных междисциплинарных исследований, так, например, среди самых цитируемых за последние пять лет статей по физической химии 90 % связаны с изучением нанообъектов и наноматериалов.

Таким образом, актуальность исследования определила необходимость решения следующего противоречия — между необходимостью внедрения основ нанохимии в систему школьного химического образования и отсутствием достаточного практического опыта у учителей.

Однако при всей важности включения данного раздела в учебный план, проблема нехватки часов, отводимых на изучение школьной программы по химии, остается такой же острой. Есть несколько путей решения данной ситуации:

– введение элективных курсов, содержание которых согласовывается с базовыми программами курсов химии, физики и биологии;

– осуществление метода проектов и исследовательской деятельности;

– проведение внеклассных мероприятий, посвященных актуальным вопросам нанохимии, включая олимпиады и конфереции;

– включение информации о наноматериалах в урок, например, при изучении темы «Полимеры» (полимерные наноструктурированные пленки), «Металлы» и т. д.

В целом, идеализированный процесс приобщения школьников к миру нанохимии, можно выразить в схеме, изображенной на рисунке 1.

Рис. 1. Схема процесса обучения основам нанотехнологий в школе

Экспериментальная часть. В рамках проводимого исследования нами был разработан инновационный проект «Нанотехнологии как средство реализации инноваций в рамках школьного химического образования» по внедрению основ нанотехнологий в школьный курс химии.

На конструкторско-внедренческом этапе реализации исследования нами обучающимся были предложены темы исследовательских проектов в области нанотехнологий. В качестве примера рассмотрим проект на тему: «Наноматериалы в технике, медицине, быту».

При выполнении проекта обучающимся предлагается решить вопрос о возможности использования наночастиц для диагностики и лечения различных заболеваний: материалы, модифицированные наночастицами серебра обладают уникальными антибактериальными и фунгицидными свойствами, а наночастицы золота могут использоваться для уменьшения побочных эффектов при радиотерапии опухолей. При изучении сфер применения наночастиц обучающиеся получат возможность реализовать принцип связи теории с практикой, критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений. Наряду с теоретическим аспектом метод проектов подразумевает проведение исследовательской деятельности, и большая роль отводится химическому эксперименту. В рамках данного проекта обучающимся предлагается выполнить экспериментальную работу: «Получение материалов (пленок) на основе наночастиц». В коническую колбу налить 10 мл дистиллированной воды, добавить 2 мл 0,1 М раствора нитрата серебра и 0,2 мл 1 %-ного раствора глюкозы (она выступает в роли восстановителя). Прилить к полученному раствору при перемешивании 1 мл глицерина (выступает в роли стабилизатора). Полученный коллоидный раствор серебра равномерно распределить по дну чашки Петри, не допуская наличия пузырьков не поверхности. Дождитесь полного застывания и образования пленки. Аккуратно снимите с помощью скальпеля и пинцета. Проверьте антибактериальные и фунгицидные свойства полученного образца. Для этого в две чашки Петри поместите кусочки плесневелого хлеба одинакового размера и веса, один заверните в обычную пищевую полиэтиленовую пленку, а второй в полученный наномодифицированный материал. Через 7 дней сравните количество плесени на каждом образце хлеба, сделайте выводы о проявлении гибридного материала, содержащего наночастицы серебра, уникальных свойств.

Результаты иих обсуждение. Для оценки общего уровня информированности в рамках проекта была использована стандартная методика Карповой Г. Ф. и Михайлычева Е. А. Оценка уровня общей информативности проводилась на основе результатов тестирования в соотношении выполненных обучающимися заданий теста к общему числу заданий [2]. Тестирование может проводиться по любой теме, где возможно использование взаимосвязи изучаемого материала с вопросами нанохимии. Нами были выбраны два раздела: «Металлы» и «Первоначальные представления об органических веществах» в 9 классе; «Углеводы» и «Химия полимеров» в 10 классе. Тест состоял из двух вопросов, ответы на которых подразумевали знания обучающихся в области школьного курса химии и нанохимии.

По полученным результатам нами была построена диаграмма (рисунок 2).

Рис. 2. Уровень общей информированности обучающихся на контрольном этапе исследования

Выводы

Анализ современной научно-методической литературы показывает, что получаемые школьниками знания, с одной стороны, должны быть научными и достоверными, а с другой — представлены в доступной и интересной для обучающихся форме. Добиться выполнения всех перечисленных требований можно путем введения в школьный курс достижений современных наукоемких технологий [19]. Нанотехнологии представляют собой яркий пример самых актуальных междисциплинарных наукоемких технологий.

Но при введении нанотехнологий в школьный курс необходимо соблюдать ряд условий: наличие специального сложного дорогостоящего оборудования и высокой квалификации учителя в рассматриваемой области знаний. Все вышеперечисленное приводит к возникновению противоречия между социально обусловленной необходимостью внедрения в школьный курс достижений современных нанотехнологий и недостаточной разработанностью научно-педагогических основ для их внедрения, что и определило актуальность проводимого исследования.

В рамках проводимой опытно-экспериментальной работы на формирующем этапе эксперимента нами использовался метод проектов. Нами были разработаны и предложены обучающимся практико-ориентированные проекты, содержащие экспериментальную часть.

Анализ экспериментальных данных показывает, что применение в ходе проводимого исследования в экспериментальной группе повышает общую информированность обучающихся в области нанохимии. Это позволяет говорить об эффективности используемой методики.

Литература:

  1. Еремин, В. В. Нанохимия и нанотехнологии, элективный курс для обучающихся 10–11 классов / В. В. Еремин, А. А. Дроздов. — М.: Дрофа, 2009г. — 329 с.
  2. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. — М.: Просвещение, 1995. -112с.
  3. Кобаяси, Н. Введение в нанотехнологию / Н. Кобаяси. — М.: Бином, 2005. — 180 с. Лалаянц, И. Нанохимия / И. Лалаянц // Первое сентября. — 2002. — № 46. — С. 5 -8.
  4. Оуэнс, Ф. Нанотехнологии / Ф. Оуэнс. — М.: Техносфера, 2010. — 336 с.
Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, область нанотехнологий, обучающийся, общая информированность обучающихся, школьное химическое образование, школьный курс, школьный курс достижений, школьный курс химии, экспериментальная часть.


Похожие статьи

Исследовательская деятельность школьников в процессе...

Исследовательская деятельность обучающихся в МБОУ СОШ № 2 города Ханты-Мансийска рассматривается как образовательная деятельность, направленная на развитие исследовательских способностей учащихся, формирование инновационного типа мышления...

Исследовательская деятельность на уроках химии

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.

У обучающихся в ходе таких уроков формируется опыт: познавательный, личностный.

Неотъемлемой частью химии является выполнение лабораторного практикума, на который ложится основная нагрузка по...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Похожие статьи. Исследовательская деятельность на уроках химии. Исследовательская деятельность учащихся реализуется как на уроке, так и во внеурочное время.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе является внеурочная деятельность.

Программа внеурочной деятельности «Фармацевтическая...»

Исследовательская деятельность на уроках химии. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, экологии.

О подготовке учебников и УМК по химии нового поколения

В школьном курсе по предмету химии 8–9 классе конструктирования учебного материала сочетаются линейно-концентрическим принципом. Линейно-концентрический принцип конструктирования содержания: учебных тем выстраивается оптимально без дублирования...

Использование метода проектов при изучении химии

Связь с темами основного курса химии: строение вещества, реакционная способность веществ, способы выражения состава растворов, растворы

Экспериментальная часть. Химическое оборудование: аналитические весы, химические стаканы, сухой элемент, мультиметр.

Организация учебно-исследовательской деятельности...

Казарина Н. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии

Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) общего образования

Кроме того, работа учащихся над исследовательскими проектами в области химии помогает...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них...

Экологическое воспитание на уроках химии | Статья в журнале...

Данная статья посвящена особенностям экологического воспитания на уроках химии. Ключевые слова: экология, химия. Глубоко понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно.

Похожие статьи

Исследовательская деятельность школьников в процессе...

Исследовательская деятельность обучающихся в МБОУ СОШ № 2 города Ханты-Мансийска рассматривается как образовательная деятельность, направленная на развитие исследовательских способностей учащихся, формирование инновационного типа мышления...

Исследовательская деятельность на уроках химии

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (8) март 2017 г.

У обучающихся в ходе таких уроков формируется опыт: познавательный, личностный.

Неотъемлемой частью химии является выполнение лабораторного практикума, на который ложится основная нагрузка по...

Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроке...

Похожие статьи. Исследовательская деятельность на уроках химии. Исследовательская деятельность учащихся реализуется как на уроке, так и во внеурочное время.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в современной школе является внеурочная деятельность.

Программа внеурочной деятельности «Фармацевтическая...»

Исследовательская деятельность на уроках химии. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, экологии.

О подготовке учебников и УМК по химии нового поколения

В школьном курсе по предмету химии 8–9 классе конструктирования учебного материала сочетаются линейно-концентрическим принципом. Линейно-концентрический принцип конструктирования содержания: учебных тем выстраивается оптимально без дублирования...

Использование метода проектов при изучении химии

Связь с темами основного курса химии: строение вещества, реакционная способность веществ, способы выражения состава растворов, растворы

Экспериментальная часть. Химическое оборудование: аналитические весы, химические стаканы, сухой элемент, мультиметр.

Организация учебно-исследовательской деятельности...

Казарина Н. В. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по химии

Федеральный Государственный Образовательный стандарт (ФГОС) общего образования

Кроме того, работа учащихся над исследовательскими проектами в области химии помогает...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них...

Экологическое воспитание на уроках химии | Статья в журнале...

Данная статья посвящена особенностям экологического воспитания на уроках химии. Ключевые слова: экология, химия. Глубоко понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно.

Задать вопрос