Опыт применения элементов футуризации в воспитательной работе со старшеклассниками филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 15.06.2019

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Ермачков Д. Г. Опыт применения элементов футуризации в воспитательной работе со старшеклассниками филиала Нахимовского военно-морского училища (Владивостокское президентское кадетское училище) // Молодой ученый. — 2019. — №24. — С. 421-424. — URL https://moluch.ru/archive/262/60576/ (дата обращения: 23.07.2019).



В статье обосновывается целесообразность внедрения футуризации в образовательный процесс в рамках воспитательной работы, а также описывается опыт применения элементов футуризации в практической деятельности воспитателя на примере осуществления педагогической поддержки нахимовцев старших классов в их профессиональном самоопределении.

Ключевые слова: футуризация, воспитательная работа, профессиональное самоопределение, будущее.

The article substantiates the feasibility of introducing futurization into the educational process as part of educational work, and also provides a brief overview of the experience in the application of elements of futurization in the practice of an educator using the example of pedagogical support for senior nakhimovites in their professional self-determination.

Keywords: futurization, educational work, professional self-determination, future.

Начало XXI века ознаменовалось завершением индустриальной эпохи в истории человечества и, в итоге, закономерно встал вопрос об изменении существующей образовательной системы. Все достоинства, прекрасно эту систему зарекомендовавшие, гарантирующие комфортное получение готового знания, ориентированные на обеспечение производства, остались в прошлом, а в настоящем система вступила в серьезные противоречия с современными запросами общества и потеряла способность эффективно и своевременно отвечать на вызовы времени. Основным объектом критиков существующей образовательной системы стала её архаичность, медлительность и неспособность быстро перестраиваться и соответствовать новым трендам. Она безнадежно отстает от них в условиях сверхбыстрого развития современных технологий и распространения огромного количества доступной информации.

Но, когда до окончания индустриальной эпохи было сравнительно далеко, многие исследователи еще в середине прошлого века озвучивали конструктивные идеи по кардинальному изменению системы образования. Главным содержанием этих идей стала концепция образования как «подготовки к будущему». Австрийский футуролог Роберт Юнг предлагал создание так называемых «прогностических ячеек» в образовательных учреждениях, имеющих целью воздействовать на образование, учитывая будущее. Позже, в 80-х годах ХХ века, американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер в своей книге «Футурошок» описал так называемые «советы» — группы людей, всецело посвятивших себя изучению будущего в интересах настоящего. Цель советов Тоффлер описывал так: «Для создания постиндустриального образования мы должны… представлять себе, какие виды работ, профессий и склонностей будут нужны в будущем, лет через 15–20. И только …вырабатывая такие представления… мы сможем прийти к заключению о характере когнитивных и эмоциональных навыков, которые понадобятся людям будущего» [3, с.438].

В нашей стране о необходимых изменениях в образовательной системе, стали говорить в 80-е годы прошлого столетия. Известный российский учёный Борис Михайлович Бим-Бад рассматривал эти изменения в виде идеи опережающего образования, ориентированного на будущее. По его мнению, «опережающее образование… призвано сочетать подготовку нового поколения к будущему с содержательной и полнокровной сегодняшней деятельностью учащихся» [1, с. 51]. Позднее, в науку прочно вошел термин «футуризация», автором которого является российский философ Аркадий Дмитриевич Урсул. В педагогике этот термин означает внедрение в образовательную систему дисциплин и тем, связанных с изучением и моделированием будущего или включением проблемы будущего в образование [4, с. 26].

Сегодня стратегия футуризации представляется нам наиболее подходящим путем развития, тем не менее, пока еще рано говорить о том, что она уже в полной мере внедряется в массовое образование. В действующих учебных программах практически отсутствуют дисциплины, непосредственно посвященные изучению и моделированию будущего, кроме того, в современной отечественной школе пока не сформирована прогностическая культура. Логичным выглядит возложение миссии внедрения футуризации в образовательный процесс через систему дополнительного образования, где эта идея может быть реализована в ходе проектной и исследовательской деятельности [2]. Но администрация учебных заведений, как правило, планирует программы дополнительного образования, не ставя перед собой целью изучение и моделирование будущего.

Таким образом, в сложившейся ситуации возникает вопрос: что делать практикующему педагогу, стоящему на позиции подготовки учащихся к будущему? Ждать, когда бюрократическая машина доведет идею до реализации или начинать действовать самому?

Мы полагаем, что каждый педагог сумеет определиться с ответом на эти вопросы самостоятельно, а в качестве своего ответа предлагаем краткий обзор опыта применения элементов футуризации в работе с учащимися старших классов во Владивостокском филиале Нахимовского военно-морского училища — учебном заведении, имеющим определённые специфические условия [6, с. 2]. Мы использовали эти условия как дополнительные возможности в практической деятельности.

Одно из таких условий — закрытый тип учреждения. Училище военное и в силу этого обучающиеся в нём нахимовцы находятся на полном пансионе, то есть живут в нем всё время, в соответствии с установленным распорядком дня. Постоянное нахождение в училище снимает вопрос дополнительного сбора старшеклассников во внеучебное время. Еще одним важным условием является то, что урочные часы и время занятий в системе дополнительного образования не могут быть использованы воспитателями для проведения своих плановых мероприятий, но это компенсируется часами воспитательной работы, включенными в распорядок дня. Обладая таким, пусть небольшим, но постоянным ресурсом, воспитатели имеют возможность планировать на достаточно длительное время целые циклы мероприятий по актуальным направлениям.

С учётом имеющихся условий, был разработан и проведен цикл классных часов с нахимовцами 9-го класса, целью которого явилось осуществление педагогического содействия их профессиональному самоопределению. Основой настоящей разработки послужил принцип футуризации. Это обусловлено целью цикла, так как, по нашему мнению, невозможно рассматривать проблему профессионального самоопределения старшеклассников вне её связи с будущим.

Необходимо отметить, что при хорошо проработанной концепции футуризации образования в глобальном смысле, до сих пор никто не обратился к разработке конкретных инструментов, предназначенных для её реализации. Поэтому, в работе над настоящим циклом было решено руководствоваться определением футуризации, предложенным А. Д. Урсулом: «футуризация — образовательная стратегия, направленная на формирование «опережающего сознания», способного предвидеть будущее и воплощать наиболее желательные проекты» [5, с.8]. Исходя из этого определения, был выстроен ряд задач, решение которых в итоге позволило достичь поставленной цели. Таким образом, в ходе занятий указанного цикла, старшеклассники познакомились и освоили на практике различные приёмы футуризации. Использование этих приемов поможет им самостоятельно конструировать свое индивидуальное желаемое будущее, разрабатывать реалистичные маршруты движения к своей цели, определять свои силы и средства для ее достижения, составлять личностные ресурсные карты, просчитывать различные вероятности развития событий на пути к цели и планировать дополнительные или запасные варианты её достижения.

Первый классный час цикла был посвящен знакомству с определением и практическому освоению приёма «прогнозирование». Он не связан напрямую с проблемой профессионального самоопределения, но необходим для осуществления любого перспективного планирования, в том числе и для планирования личной жизненной стратегии. Во время занятия нахимовцы узнали, что прогнозирование и прогноз, как его результат, не имеют ничего общего с обычной фантазией, а базируются на серьезном научном подходе, когда за основу для прогноза берется ряд объективных фактов, а также учитываются тенденции развития изучаемого объекта, процесса или явления. После этого, в ходе групповой работы, нахимовцы составили несколько прогнозов по заданной теме (развитие определённой военной специальности в ходе выполнения боевых задач в Арктическом регионе в течении ближайших 10 лет) и защитили свои работы перед приглашенными экспертами.

На следующем классном часе нахимовцы узнали об индивидуальном образовательном маршруте, его предназначении, составных частях и элементах. В практической части занятия, в ходе индивидуальной работы каждый нахимовец самостоятельно выстроил свой личный индивидуальный образовательный маршрут, в объеме (вектор развития, количество этапов, временные показатели и т. д.) определяемом им самим.

Третий классный час был предназначен для решения задачи по определению, расчёту и планированию ресурсов для достижения цели. На нём нахимовцы в ходе дискуссии выяснили, что такое ресурсы и личностная ресурсная карта, для чего она необходима, из каких элементов состоит и как связана с индивидуальным образовательным маршрутом. Во второй части занятия класс был разделён на четыре группы, каждая из которых заполнила один из блоков ресурсной карты: собственные ресурсы, культурно-предметные, социальные и информационные. Затем, группы включили свой блок в общую ресурсную карту на доске, после чего класс обсудил и скорректировал общую работу. В итоге получилась, своего рода, заготовка личностной ресурсной карты, которую нахимовцы теперь могут использовать индивидуально, в соответствии со своими целями и задачами.

В ходе четвертого классного часа нахимовцы узнали о так называемых «точках бифуркации», их значении и научились определять их на уже имеющемся индивидуальном образовательном маршруте, а также выстраивать от них запасные варианты развития событий и альтернативные пути достижения поставленной цели. Во второй части занятия нахимовцы всем классом выстроили «дерево возможностей» — образовательный маршрут с точками бифуркации и ответвлениями запасных вариантов. Таким образом, они уяснили, что в ходе реализации индивидуального образовательного маршрута могут возникать различные препятствия, но их появление не должно служить поводом для отказа от следования своей жизненной стратегии, а напротив, может стать серьезной мотивацией для поиска новых возможностей в достижении поставленной цели.

Пятый классный час стал завершающим и явился своеобразной рефлексией всего представленного цикла. На этом занятии была организована дискуссия, в ходе которой нахимовцы обсуждали развитие военной профессии, технологий, техники, ближайшие и дальнейшие перспективы некоторых специальностей, появление новых. Нахимовцы рассуждали о новых освоенных ими на прошедших классных часах приёмах, возможностях их применения в планировании и разработке своих индивидуальных жизненных стратегий, активной деятельности по достижению поставленных профессиональных целей. В конце занятия нахимовцы написали рефлексивное эссе на тему «резюме». В своих работах они изложили, какими видят себя через 10 лет, достигли ли своей цели, каких успехов добились в профессии, каких карьерных высот, в каких направлениях видят своё дальнейшее развитие.

Следует сказать, что перед проведением указанного цикла классных часов, в ходе индивидуальных бесед, устных и письменных опросов и наблюдений было получено достаточно объективное представление о взгляде на проблему профессионального самоопределения. Готовность к профессиональному выбору у большинства из них находилась на низком уровне, деятельная активность по решению проблемы профессионального самоопределения почти не проявлялась, перспективы дальнейшего развития не выходили за рамки выбора ВУЗа и поступления в него. У нахимовцев, считающих себя определившимися с профессиональным выбором, представления об овладении профессией, её особенностях, специфике, возможностях роста и развития были больше абстрактными.

После проведения цикла классных часов, анализ рефлексивных эссе нахимовцев показал, что отношение к проблеме профессионального самоопределения изменилось. Старшеклассники отмечали, что стали относиться к выбору профессии более критично, осознанно и ответственно, говорили о необходимости планирования и осуществления активных действий по достижению цели, определения ресурсов, профессиональных и личностных качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для овладения профессией и развития в ней. Большинство сошлось во мнении, что будет недостаточным просто выбрать себе профессию на всю жизнь, а необходимо выстраивать своё индивидуальное жизненное поле на долгосрочную перспективу и начинать решать проблемы своего будущего уже сейчас, в настоящем.

Полученный результат явился подтверждением того, что использование новых форм работы в виде изучения и практического применения элементов футуризации, дало определённый толчок к формированию нового отношения нахимовцев к проблеме профессионального самоопределения и переосмыслению подхода к её решению.

Подводя краткий итог обзора нашего опыта применения приёмов футуризации, можно с уверенностью сказать о том, что эта стратегия предлагает широкие возможности для практикующих педагогов. Использование её элементов в воспитательной работе со старшеклассниками по формированию образа желаемого будущего в их профессиональном самоопределении, абсолютно оправдано и при правильном подходе приводит к достижению ожидаемого результата.

Литература:

  1. Бим-Бад Б. М. Опережающее образование: теория и практика. Советская педагогика. 1988, № 2.
  2. Дыдров А. А., Желтов А. С., Киричук С. В. Футуризация образования: от теории к практике. // Вестник науки и образования. № 9 (33) 2017.
  3. Тоффлер Э. Шок будущего / Пер. с англ. М.: АСТ. 2002. 557 с.
  4. Урсул А. Д. Спасительная миссия образования для устойчивого развития. // Alma mater (Вестник высшей школы) 2008, № 11 с. 22–30.
  5. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Феномен футуризации в образовании для устойчивого развития // Ценности и смыслы. 2017 № 6 (52) с. 8–20
  6. Устав ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской федерации». Санкт-Петербург, 2015 с.2


Задать вопрос