Совершенствование ресурсного обеспечения реализации стратегических решений в системе МВД России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019

Дата публикации: 13.06.2019

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Козярский А. Ю. Совершенствование ресурсного обеспечения реализации стратегических решений в системе МВД России // Молодой ученый. — 2019. — №24. — URL https://moluch.ru/archive/262/60572/ (дата обращения: 18.06.2019).

Препринт статьи



Ресурсное обеспечение является важнейшим фактором успеха реализации любого управленческого решения. Реализация стратегического управления невозможна без использования ресурсов, наличие и объем которых обуславливают выбор инструментов управления. Наличие достаточного объема ресурсов либо надежных источников их формирования свидетельствует о том, что реализация стратегического решения с высокой степенью вероятности будет успешной.

В данной статье рассматриваются особенности ресурсного обеспечения реализации стратегических решений в системе МВД России.

Ключевые слова: ресурсное обеспечение, ресурсы, стратегическое решение, стратегия, управление.

Ресурсы (от франц. ressource — вспомогательное средство) — это денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. В перечень ресурсов входят: природные, материальные, финансовые, трудовые, которые обычно объединяются в группу экономических, а также информационные, технологические, организационные, объединяемые в группу организованных по признаку их участия в преобразовании экономических ресурсов.

Сущность соотношения стратегии и потенциала проявляется в том, что:

  1. Правоохранительная стратегия как централизованный директивный план вырабатывается на высшем уровне управления МВД России и подчиненных подразделений. К выбору стратегии очень часто подталкивают Президент, Правительство, политические партии, народные массы, которых по тем или иным причинам не удовлетворяет современное состояние преступности или ее отдельных составляющих. В силу этого первоначальный выбор приоритетных направлений усиления борьбы с преступностью осуществляется в условиях ограниченной информации. Это не позволяет увидеть все возможности. Они откроются при составлении проекта стратегического плана, когда будет использована более конкретная детальная информация. Она может поставить под сомнение и обоснованность первоначального выбора.
  2. Своеобразным катализатором невыполнения программ, планов, намерений (концепций) является отсутствие всеобщего интереса к их выполнению. Об этом факторе упорно умалчивалось в советские времена и заговорили только в новых условиях экономисты. Но, если экономические отношения претерпели существенные изменения, то отношения в сфере борьбы с преступностью сохранились.
  3. Стратегические направления и цели пока мало влияют на изменения отношения к правоохране со стороны законодательной и судебной властей. Суды, вопреки нормам действующего уголовного законодательства, очень часто применяют к лицам, совершившим экономические преступления, виновным в даче или получении взятки, меры наказания ниже низшего предела. В целом законотворчество и судебная практика пока не соответствуют намерениям государства по поводу борьбы с преступностью.
  4. Объективное сохранение централизованного административного подхода к выбору и формулированию стратегий борьбы с преступностью и недооценка отсутствия всеобщего интереса к их реализации являются результатом нарушения принципа синхронизации циклов развития сверхсистем (общество, государство) и крупных систем (система исполнительной власти, система государственной службы и т. д.). В результате наблюдается снижение профессионализма основных органов и служб правоохранительной системы. Их кадры практически не стали центральным звеном организации. По-прежнему негибкими остаются системы оплаты труда, стимулирования. Директивные органы определяют фонд заработной платы, объем и структуру ресурсов, статьи расходов, сохраняют за собой функцию снабжения материально-хозяйственными ресурсами подчиненных органов. Но экономическую сторону стратегического управления, полагаем, следует рассматривать шире, т. е. с позиций понимания роли индивидуального и коллективного труда, его производительности, рентабельности и вытекающих из этих категорий отношений по поводу труда: организации, гармонизации, регулирования, стимулирования и т. д. Это положение имеет методологическое значение и дает возможность правоохранительным органам с полным основанием и в полном объеме применять системный подход при решении проблем управления, поиска путей и способов повышения производительности труда.

Одним из основных свойств систем является их взаимозависимость и взаимодействие с внешней средой. Без них ни одна система не может функционировать. Это относится и к органам внутренних дел. МВД России, как любая система, реагирует на появляющиеся во внешней среде возможности и угрозы и вырабатывает меры по сохранению своей качественной определенности, устойчивости и адаптивности к этим изменениям. При применении системного подхода на основе фундаментальных исследований сначала формируются параметры выхода — целевые установки, ориентиры. Чем лучше определены параметры выхода, тем точнее должны быть цели, так как в их обоснования включаются расчетные показатели затрат времени, сил, средств, методов и т. п.

На основании анализа, а скорее всего фундаментальною исследования и сопоставления выводов, должна быть сформулирована стратегическая позиция высшего руководства правоохранительных органов, согласованна, с параметрами внешней среды, с волей Президента страны, законодательной и исполнительной ветвей власти [2, с. 232].

Реализация таких решений имеет двуединую задачу: устранение препятствий и превращение абстрактных возможностей борьбы с преступностью в реальные инструменты противодействия.

Стратегическое руководство правоохранительными органами должно активно участвовать в разработке и реализации государственной политики в сфере борьбы с преступностью свойственными ей методами, входить с законодательными и иными инициативами во все властные институты государства, т. е. активно участвовать в повышении его потенциала и разумно использовать его при реализации профилактических и правоохранительных стратегий [5, с. 160].

Обосновывая свою точку зрения, в понятие стратегического потенциала мы вкладываем совокупность реально существующих на момент выбора стратегий и последовательно создаваемых, наращиваемых внутренних и внешних национальных возможностей достижения органами внутренних дел стратегических целей в сфере борьбы с преступностью. При этом особо необходимо подчеркнуть, что финансовые и тыловые ресурсы могут рассматриваться в качестве реального потенциала лишь при условии правильного их распределения, использования и последовательного наращивания, т. е. при условии эффективного управления ими, обуславливающего извлечение из них оптимальных возможностей [4, с. 36].

Особую роль в структуре стратегических ресурсов занимают кадровые ресурсы. Рассматривая составляющие ресурсов, мы обратили внимание на то, что все они тесно взаимосвязаны и даже взаимообусловлены, что наличие высокого уровня одного из ресурсов еще не означает, что взаимосвязанные с ним другие ресурсы будут находиться на таком же высоком уровне, что совокупный потенциал организации определяется по его наименее развитой составляющей и что одним из путей повышения возможностей организации является достижение сбалансированности всех видов используемых ресурсов.

Таким образом, интеллектуальный потенциал правоохранительных органов по мере его повышения позволяет расширить круг возможных профилактических, правоохранительных стратегий, но в то же время степень его использования в определенной мере ограничена действующей стратегией. Поэтому интеллектуальный потенциал для достижения целей правоохранительных органов в будущем одновременно является одним из конечных продуктов (результатов) стратегического управления.

Материально-технические ресурсы — это выраженные в вещественном виде средства для удовлетворения потребностей правоохранительных органов при выполнении ими своих функций и представляющие собой, как правило, продукцию производственно-технического назначения. Поэтому на практике обеспечение органов внутренних дел этими ресурсами сводится к функции снабжения и условно подразделяется на две самостоятельные части: военное и материально-техническое снабжение. Эти два понятия не являются нормативными и в отдельных документах определяются по-разному.

Отсутствует и разграничение таких понятий как гражданское имущество и военное имущество. Все зависит от ситуации, для чего и в каком аспекте рассматриваются материальные и денежные ценности.

Материально-техническое обеспечение деятельности представляет собой комплекс мероприятий по организации и осуществлению снабжения всеми видами материальных и технических средств для выполнения поставленных задач и производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год [3, с. 248].

Цели, поставленные перед полицией, напрямую связаны с материально-техническими возможностями государства.

Финансовое обеспечение деятельности полиции представляет собой осуществление государством функций с использованием определенных средств, методов и форм, направленных на систематическое выделение денежных средств из бюджета с целью удовлетворения потребностей органов полиции в денежных и материальных ресурсах в процессе осуществления правоохранительной деятельности. Оно предопределяет полное освоение выделенных на сферу внутренних дел бюджетных ассигнований, недопущение образования неиспользованных остатков денежных средств на лицевых счетах.

Военное снабжение, в свою очередь, подразделяется на техническое снабжение и интендантское снабжение.

К техническому снабжению относится обеспечение вооружением, боеприпасами, средствами защиты, инженерным имуществом, транспортными средствами, оперативной, криминалистической и другой специальной техникой, средствами связи и другим аналогичным имуществом, необходимым органам внутренних дел для выполнения возложенных на них функций [1, с. 141].

Задачей материально-технического снабжения является обеспечение потребителей (заказчиков) соответствующими ресурсами, в том числе средствами производства, расходными материалами и т. п.

К видам военного имущества следует отнести только вооружение, боеприпасы, средства защиты и инженерное имущество, изъятые из народнохозяйственного оборота. И только эти виды довольствия должны заказываться, закупаться и распределяться в централизованном порядке.

Снабжение остальными видами довольствия, отнесенными сегодня к военным, должно регулироваться Гражданским кодексом Российской Федерации, другими Федеральными законами и подзаконными актами и осуществляться на основе договоров купли-продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки и ряда других.

Роль службы тыла в решении этих вопросов должна быть сведена к определению норм положенности и распределению бюджетных денежных средств на их удовлетворение. Обеспечение финансовыми ресурсами правоохранительных органов осуществляется методом сметно-бюджетного финансирования, в результате которого до органов внутренних дел доводятся объемы финансирования, утвержденные в государственном бюджете, и перечисляются денежные средства с указанием целевого назначения.

Успешность процесса стратегического управления в любой сфере обеспечивается информацией — надежной, реально и достоверно отображающей действительность и будущее состояние проблемы (прогностическая информация), а также тенденциями развития информационных процессов.

Говоря об информационном обеспечении хотелось бы отметить, что в настоящее время не существует ее общепринятого научного определения, единой точки зрения относительно ее содержания, применительно к оперативному, тактическому, стратегическому управлению и различным сферам управления.

Таким образом, ресурсное обеспечение является катализатором успешной реализации стратегического решения в системе МВД России. Исходной точкой для определения актуальности проблемы ресурсного обеспечения является представление о современной преступности как реальной угрозе национальной безопасности России и о национальной стратегии борьбы с ней как комплексном использовании всех потенциалов государства с целью изменения факторов, питающих преступность, и реформирования правоохранительной системы Российской Федерации таким образом, чтобы это содействовало повышению ее способности не только противостоять преступности, но и решительно искоренить ее наиболее опасные проявления.

Литература:

  1. Возженикова О. С., Петрова А. С. Психологические проблемы развития управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1 (27). С. 140–146.
  2. Корнева Ю. Ю., Лебедев И. Б., Милюкова Ю. Д. Личностно-средовые ресурсы и их роль в процессе адаптации сотрудников экспертно-криминалистических подразделений МВД России к условиям служебной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 230–235.
  3. Литвиненко А. Н. Аудит эффективности использования ресурсов как инструмент выбора областей оптимизации расходов в МВД России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 5. С. 247–250.
  4. Николаенко Е. А. Кадровый потенциал органа внутренних дел как важный ресурс территориального органа МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 2. С. 35–39.
  5. Цуканов А. С. Концепция автоматизированного учета средств вооружения в арсеналах и подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2016. № 6. С. 155–160.


Задать вопрос