Коллизия права как способ давления на бизнес | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 14.06.2019

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Кузьмин, Е. П. Коллизия права как способ давления на бизнес / Е. П. Кузьмин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 221-225. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60571/ (дата обращения: 19.04.2024).



В июле 2008г. Президент России Дмитрий Медведев в ходе выездного совещания по проблемам малого бизнеса в городе Гагарине Смоленской области заявил: «Надо, чтобы правоохранительные органы и органы власти перестали кошмарить бизнес». «Я хотел бы, чтобы администрация президента взяла на контроль проблему решения экономических споров, в том числе с гражданами, малыми бизнесменами и индивидуальными предприятиями. И для этого провела совещание на уровне руководителя или заместителя руководителя администрации с участием высших судов», дал указание Медведев. Развитие малого предпринимательства — это, по сути, способ возрождения страны. «Если мы сможем 40–50 процентов людей вовлечь в реальное дело, — прогнозирует президент, — то получим совершенно другую страну. Поэтому мы и дальше будем этим заниматься. А я буду держать все эти вопросы под личным контролем».

По результатам выездного совещания был разработан, принят Государственной думой Российской Федерации Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вместе с тем, на практике существуют множество примеров, как в районах Крайнего Севера продолжаются проверки соблюдения законодательства о ценообразовании на социально значимые товары в отношении всех предпринимателей, осуществляющих розничную продажу продуктов питания, т. е. призыв «хватит кошмарить бизнес», так и остался лозунгом спустя десять лет. Этому способствует и запутанность действующей нормативно — правовой базы, регулирующей данные правоотношения. Рассмотрим данную проблему, касающуюся всего арктического региона страны на примере Республики Саха (Якутия).

В соответствии с п. 2, 4, 5, 6 ст. 8 ФЗ № 381 от 28.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, самостоятельно определяют в том числе цены на продаваемые товары. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодатель определил, что предприниматели, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно устанавливают цены на товары, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно п. 5 постановления Правительства РФ № 239 от 07.03.1995г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В силу приложения к постановлению Правительства РФ № 239 от 07.03.1995г. органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок: снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

Закон РС (Я) от 20 февраля 2004 года 119-З N 241-III «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)» устанавливает правовые и организационные основы государственного регулирования завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия) и направлен на гарантированное обеспечение населенных пунктов указанных улусов товарами и услугами, необходимыми для жизнеобеспечения населения и бесперебойного функционирования организаций социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии со ст. 2, 5, 7, 8 Закона РС (Я) от 20 февраля 2004 года 119-З N 241-III организация поставок в населенные пункты арктической и северной групп улусов осуществляется посредством государственной поддержки поставок. Перечень товаров, необходимых для жизнеобеспечения населенных пунктов арктической и северной групп улусов, определяется Законом Республики Саха (Якутия) от 19 июня 2008 года 565-З N 21-IV «О перечне товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)», ассортимент товаров — ежегодно государственным заданием. Государственное задание устанавливается на основании объемных и стоимостных показателей целевой программы. Государственными заказчиками являются уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия). Поставки в населенные пункты арктической и северной групп улусов осуществляются за счет собственных, заемных и привлеченных средств уполномоченных операторов, а также за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Приоритетными задачами Правительства Республики Саха (Якутия) в части обеспечения выполнения государственного задания являются: субсидирование расходов, связанных с доставкой продовольственных товаров; предоставление субсидий на снижение оптово-отпускных цен на продовольственные товары для населенных пунктов арктической и северной групп улусов при условии резкого повышения закупочных цен.

Законом РС (Я) от 19 июня 2008 года З N 21-IV «О перечне товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» утвержден перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции). Утвержденный Перечень включает в себя, в том числе 13 наименований продовольственных товаров (овощи и фрукты, в т. ч. переработанные, мясо и мясные продукты, рыбы и рыбные продукты, растительные и животные масла и жиры, молочная продукция, продукция мукомольной промышленности, макароны, лапша и аналогичные мучные изделия, сахар, шоколад и кондитерские изделия сахаристые, изделия хлебобулочные и мучные кондитерские, чай натуральный (сортовой) расфасованный, питание диетическое, яйца куриные, соль выварочная).

Таким образом, Закон Республики Саха (Якутия) определил перечень продовольственных товаров, который составляет порядка 80 % ассортимента товаров, которые реализуются в районах Крайнего Севера индивидуальными предпринимателями.

Постановлением Правительства РС (Я) № 604 от 27.12.2012г. «О мерах по совершенствованию системы обеспечения продовольственными и основными непродовольственными товарами труднодоступных, отдаленных населенных пунктов Республики Саха (Якутия)» установлено, что государственная поддержка осуществляется в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы» и «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012–2020 годы» при завозе социально значимых продовольственных и основных непродовольственных товаров. Государственная поддержка завоза товаров производится в формах: 1) предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия) на привлечение банковских кредитов на завоз товаров; 2) субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат по межулусным и внутриулусным доставкам социально значимых продовольственных товаров; 3) субсидий на возмещение недополученных доходов в связи со снижением оптово-отпускной цены на муку, включая для нужд хлебопечения; 4) субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат по завозу авиационным транспортом расширенного ассортимента социально значимых продовольственных товаров; 5) субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных и иных организациях на завоз социально значимых продовольственных и основных непродовольственных товаров.

Указанным постановлением поручено: Госкомитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) ежегодно вносить на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) объемы завоза социально значимых продовольственных товаров; Государственному комитету по ценовой политике — Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) обеспечить утверждение оптовых и розничных торговых надбавок для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих завоз социально значимых продовольственных товаров и основных непродовольственных товаров; Органам местного самоуправления: ежегодно производить отбор субъектов торговли и хлебопечения, осуществляющих реализацию продовольственных и непродовольственных товаров, завозимых с государственной поддержкой; согласование цены на хлеб с использованием муки завозимой; ежегодно утверждать на территории улуса (района) предельные размеры розничных торговых надбавок на социально значимые продовольственные товары, завозимые с государственной поддержкой, которые распространяются на все хозяйствующие субъекты торговли, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, в том числе на индивидуальных предпринимателей.

Закон РС (Я) от 15 июня 2005 года N 246-З N 499-III наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), а также определяет порядок осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).

В силу ст. 2 Закона РС (Я) от 15 июня 2005 года N 246-З N 499-III органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов) на следующие виды продукции, товаров и услуг, поставляемых и оказываемых организациями независимо от форм собственности (кроме организаций, которые находятся в муниципальной собственности, и цены (тарифы) на продукцию, товары и услуги которых в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируются органами местного самоуправления, а также кроме организаций, цены (тарифы) на продукцию, товары и услуги которых регулируются органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия): торговые надбавки (оптовые, розничные) на потребительские товары по перечню, утверждаемому органами местного самоуправления.

Как показывает сложившаяся практика, органы местного самоуправления своими правовыми актами определяют, в соответствии с Законом РС (Я) от 19 июня 2008 года З N 21-IV «О перечне товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)», перечни продовольственных товаров, на которые устанавливают максимальные торговые надбавки, распространяя указанные перечни на все субъекты малого и среднего предпринимательства, действующие на территории соответствующего муниципального образования.

В дальнейшем органы местного самоуправления совместно с контролирующими органами осуществляют контроль за установленными торговыми надбавками. В случае, выявления фактов превышения торговых надбавок виновных лиц привлекают к административной ответственности.

Примечательно, что в сложившейся ситуации основополагающий нормативно правовой акт — постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», превалирует над нормами ст. 8 ФЗ № 381 от 28.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Анализ перечисленных законодательных и нормативно — правовых актов свидетельствует о следующем:

– органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию, товары и услуги;

– организация поставок в населенные пункты арктической и северной групп улусов осуществляется посредством государственной поддержки поставок, согласно перечню товаров, на основе государственного задания;

– государственное задание устанавливается на основании объемных и стоимостных показателей целевой программы;

– государственными заказчиками являются уполномоченные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия;

– поставки в населенные пункты арктической и северной групп улусов осуществляются за счет собственных, заемных и привлеченных средств уполномоченных операторов, а также за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия);

– задачами Правительства Республики Саха (Якутия) в части обеспечения выполнения государственного задания являются: субсидирование расходов, связанных с доставкой продовольственных товаров;

– перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера утвержден законом РС (Я);

– обеспечение продовольственными товарами труднодоступных, отдаленных населенных пунктов Республики Саха (Якутия)» осуществляется посредством государственной поддержки в рамках реализации государственных программ;

– государственная поддержка завоза товаров производится в формах: 1) предоставления государственных гарантий Республики Саха (Якутия) на привлечение банковских кредитов на завоз товаров; 2) субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат по межулусным и внутриулусным доставкам социально значимых продовольственных товаров; 3) субсидий на возмещение недополученных доходов в связи со снижением оптово-отпускной цены на муку, включая для нужд хлебопечения; 4) субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) части транспортных затрат по завозу авиационным транспортом расширенного ассортимента социально значимых продовольственных товаров; 5) субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных и иных организациях на завоз социально значимых продовольственных и основных непродовольственных товаров.

Таким образом, складывается ситуация, когда субъекты малого и среднего предпринимательства, не получающие какую-либо государственную поддержку завоза товаров в арктическую зону Республики, вынуждены, в ущерб себе, реализовать значительную часть ассортиментного перечня, неся экономические потери. Необоснованное государственное регулирование розничной торговли в Арктической зоне, ведет к значительным затратам субъектов малого и среднего предпринимательства. Складывается ситуация, когда государство, в лице соответствующих органов субъектов Российской Федерации, с одной стороны предпринимает попытки развития предпринимательской деятельности на территории субъекта, а с другой возлагает на предпринимательский корпус дополнительный экономический оброк.

Считаю, что для разрешения данной проблематики необходимо приведение постановления Правительства РФ № 239 от 07.03.1995г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» в соответствии с требованиями ст. 8 ФЗ № 381 от 28.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Кроме того, органы местного самоуправления обязаны: ежегодно производить отбор субъектов торговли, осуществляющих реализацию продовольственных товаров, завозимых с государственной поддержкой; ежегодно утверждать на территории улуса (района) предельные размеры розничных торговых надбавок на социально значимые продовольственные товары, завозимые с государственной поддержкой.

Индивидуальные предприниматели, не являющиеся участниками какой-либо из перечисленных программ, не получающие государственную поддержку для завоза товаров в арктические регионы, не должны являться субъектами государственного регулирования цен, а равно и контроля за ценообразованием.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 — ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  2. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  3. Федеральный закон № 381 от 28.12.2009г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»// Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  5. Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  6. Закон РС (Я) от 20 февраля 2004 года 119-З N 241-III «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)» // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  7. Закон РС (Я) от 19 июня 2008 года З N 21-IV «О перечне товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  8. Постановление Правительства РС (Я) № 604 от 27.12.2012г. «О мерах по совершенствованию системы обеспечения продовольственными и основными непродовольственными товарами труднодоступных, отдаленных населенных пунктов Республики Саха (Якутия)» // Консультант Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/
  9. Статья «Хватит кошмарить бизнес», https://rg.ru/2008/08/07/biznes.html
  10. Статья «В трёх магазинах Нюрбы завышали цены на социально значимые продукты питания», http://www.1sn.ru/226818.html
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, Российская Федерация, Крайний Север, государственное задание, государственное регулирование цен, перечень товаров, северная группа, торговая деятельность, государственная поддержка, местное самоуправление.


Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование гарантий и компенсаций...

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного

Так, перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный в 1967 г

Крайний Север — это часть территории Российской Федерации, главным образом...

Регулирование цен и тарифов на энергоресурсы в субъекте...

Рассматривая деятельность государственных органов развитых стран в части

В США регулирование цен в отличие от стран с развитым государственным сектором

В России перечень товаров и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен...

К вопросу о правовом регулировании трудовых отношений...

а также наделением полномочий по ряду вопросов органов местного самоуправления, что достаточно широко освещается в современной литературе [1]. Что же касается Крайнего Севера, то необходимо отметить, что гармоничное сочетание федерального, регионального...

Проблемы оплаты труда в районах Крайнего Севера и других...

В данной статье рассмотрены проблемы регулирования оплаты труда работникам Крайнего

Крайний Север – часть территории России, расположенная главным образом к северу от

На заседании комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока...

Правовое регулирование методики определения начальной цены...

Следовательно, органы местного самоуправления муниципальных образований субъектов РФ, чаще всего, при определении начальной цены предмета аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории должны руководствоваться вышеуказанной методикой...

Природопользование коренными малочисленными народами РФ

Российская Федерация, малочисленный народ Севера, традиционная хозяйственная деятельность, традиционный образ жизни, ресурс, правовое регулирование, народ, личное потребление, исконная среда обитания... К вопросу о земельных правах коренных...

Государственное регулирование регионального развития...

Государственное регулирование регионального развития в социально-экономической сфере. Авторы: Эскиев Муса Абубакарович

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, стратегическое планирование, социально-экономическая сфера...

Анализ обеспеченности населения российских городов торговой...

Одной из целей нового Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года является «развитие торговой деятельности в целях … обеспечения доступности товаров для...

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового...

Конституция Российской Федерации регулирует разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного

В результате законотворчества субъектов Российской Федерации, местное самоуправление реализуется в самых невероятных...

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование гарантий и компенсаций...

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного

Так, перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденный в 1967 г

Крайний Север — это часть территории Российской Федерации, главным образом...

Регулирование цен и тарифов на энергоресурсы в субъекте...

Рассматривая деятельность государственных органов развитых стран в части

В США регулирование цен в отличие от стран с развитым государственным сектором

В России перечень товаров и услуг, на которые осуществляется государственное регулирование цен...

К вопросу о правовом регулировании трудовых отношений...

а также наделением полномочий по ряду вопросов органов местного самоуправления, что достаточно широко освещается в современной литературе [1]. Что же касается Крайнего Севера, то необходимо отметить, что гармоничное сочетание федерального, регионального...

Проблемы оплаты труда в районах Крайнего Севера и других...

В данной статье рассмотрены проблемы регулирования оплаты труда работникам Крайнего

Крайний Север – часть территории России, расположенная главным образом к северу от

На заседании комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока...

Правовое регулирование методики определения начальной цены...

Следовательно, органы местного самоуправления муниципальных образований субъектов РФ, чаще всего, при определении начальной цены предмета аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории должны руководствоваться вышеуказанной методикой...

Природопользование коренными малочисленными народами РФ

Российская Федерация, малочисленный народ Севера, традиционная хозяйственная деятельность, традиционный образ жизни, ресурс, правовое регулирование, народ, личное потребление, исконная среда обитания... К вопросу о земельных правах коренных...

Государственное регулирование регионального развития...

Государственное регулирование регионального развития в социально-экономической сфере. Авторы: Эскиев Муса Абубакарович

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, стратегическое планирование, социально-экономическая сфера...

Анализ обеспеченности населения российских городов торговой...

Одной из целей нового Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года является «развитие торговой деятельности в целях … обеспечения доступности товаров для...

Проблемы разграничения полномочий в сфере правового...

Конституция Российской Федерации регулирует разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного

В результате законотворчества субъектов Российской Федерации, местное самоуправление реализуется в самых невероятных...

Задать вопрос