Историко-правовой анализ становления и развития органов государственной власти в автономных округах (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (262) июнь 2019 г.

Дата публикации: 12.06.2019

Статья просмотрена: 225 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. А. Историко-правовой анализ становления и развития органов государственной власти в автономных округах (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) / Е. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 24 (262). — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/archive/262/60530/ (дата обращения: 24.04.2024).



После победы Советской власти административно-территориальное устройство страны, в основном, сохранилось как в прежней императорской России, и Ямало-Ненецкого автономного округа тогда еще не существовало.

На окраинах России обитали коренные народы Сибири, Севера, Дальнего Востока, которыми надо было управлять и создавать у них государственность. В центральных органах Советской власти длительное время шли споры об устройстве государственности у этих народов.

Так, в ст. 11 Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года устанавливалось лишь, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы… [2]

Постановлением ВЦИК РСФСР от 27 августа 1919 года № 437 территория современного Ямало-Ненецкого автономного округа (историческое название — Обдорский уезд) была отнесена к Тобольской губернии [3], которая в 1920 году переименована в Тюменскую.

До 1930 года в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике национальных (автономных) округов не существовало. По Конституциям Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918, 1925 годов существовали лишь административно-территориальные округа в составе краев и областей.

В то время административно-территориальное устройство было достаточно запутанным, и органы государственной власти еще только формировались.

В целях защиты прав и интересов трудящихся туземцев северных окраин, а также вовлечения их в дело управления и наиболее полного и правильного проведения среди них законов Советского правительства, для поднятия их хозяйства и культурных условий жизни организуются органы туземного управления среди народностей и племен северных окраин Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, ведущих бродячий, кочевой и полукочевой образ жизни и занимающихся главным образом охотой, рыболовством и оленеводством, а также ведущих оседлый образ жизни и занимающихся морским звероловством, поскольку, однако, эти народности и племена не выделены в особые республики и области [11].

По инициативе ряда областей и краев Российской Советской Федеративной Социалистической Республике в 1926 году Постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики утверждено Временное положение об управлении туземными народностями и племенами северных окраин Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Оно явилось первым общегосударственным актом, устанавливающим некоторые общие принципы формирования и развития властных систем у народов Севера [12].

В Положении впервые были определены органы власти туземных народностей (родовой совет, родовое собрание, туземный съезд и туземный исполнительный комитет), которые явились неким компромиссным органом между централизованными органами управления Советской власти и традиционным самоуправлением этих народов.

В начале 1930-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике образованы национальные округа, но в действовавшей на том моменты Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1925 года [4] их статус был не определен. Национальные округа представляли собой автономию, созданную для развития государственности у туземных народов. Округа наравне с районами входили в состав области, края и подчинялись областным, краевым органам власти.

С принятием Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1937 года [5] полномочия органов власти и управления национальных округов также остались неопределенными. В ней закреплялось только, что Советы депутатов трудящихся национальных округов и их исполнительные комитеты осуществляют на территории округа права и обязанности, возлагаемые на них Положением о национальных округах, а также решениями соответствующего краевого (областного) Совета депутатов трудящихся.

Положение об окружных съездах советов и окружных исполнительных комитетах национальных округов северных окраин Российской Советской Федеративной Социалистической Республики было принято в 1932 году Постановлением Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета [6]. В данном Положении уже была определена некоторая самостоятельность национальных округов. Так, статьями 7, 8 Положения были закреплены собственные бюджеты и планы развития национальных округов, которые являлись частью бюджетов и планов развития краев и областей. Статьей 21 Положения предоставлялось право окружным органам власти «входить» во Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с представлениями об отмене или изменении постановлений Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, центральных исполнительных комитетов Автономных советских социалистических республик, краевых (областных) исполкомов, в случае противоречия постановлений особым условиям национальных округов.

Только в Конституции Российской Федерации — России 1978 году 1978 года [7] автономные округа перечислены поименно и определен их статус, как входящих в состав краев и областей. Так, статьей 71 Конституции определено, что в РСФСР имеются: края, области, города республиканского подчинения, автономные области и автономные округа, находящиеся в составе краев и областей. Однако полномочия органов государственной власти автономных округов по-прежнему оставались неопределенными.

Компетенция и полномочия органов государственной власти автономных округов были определены лишь в 1992 году в Федеративном договоре [8]. Затем последовали изменения в Конституции РСФСР, в результате чего в органах государственной власти автономных округов стали образовываться структуры, отвечающие непосредственно потребностям автономных округов. В этот период в Ямало-Ненецком автономном округе комитет по экономике и прогнозированию, по управлению государственным имуществом, управление социальной политики.

Принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации [1] закрепила статус автономных округов как субъектов РФ. Так, статей 65 Конституции определено, что в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, имеющие свои уставы (конституции) и законодательство.

На основании статьи 66 Конституции Российской Федерации 1993 года созданы уставы (конституции) — основные законы субъектов Российской Федерации.

В 1995 году принят первый Устав Ямало-Ненецкого автономного округа [9], где впервые были определены предметы ведения и полномочия органов государственной власти автономного округа.

В связи со стремительным социально-экономическим развитием автономного округа и изменением федерального законодательства система органов государственной власти автономного округа постоянно совершенствовалась. Поэтому в 1998 году возникла необходимость принятия нового Устава Ямало-Ненецкого автономного округа.

Принятый в декабре 1998 года Устав Ямало-Ненецкого автономного округа [10] закрепил структуру органов государственной власти на территории автономного округа, их функции, пределы ведения, полномочия и функции.

Устав Ямало-Ненецкого автономного округа фиксирует норму, что система органов государственной власти автономного округа устанавливается автономным округом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации.

Также в Уставе Ямало-Ненецкого автономного округа закреплено, что государственную власть в автономном округе осуществляют: Законодательное Собрание автономного округа — представительный (законодательный) орган государственной власти; Губернатор автономного округа — его высшее должностное лицо; Правительство автономного округа — высший исполнительный орган государственной власти автономного округа.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года // Собрание узаконений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. — 1918. — № 51. — Ст. 582.

3. Постановление ВЦИК РСФСР от 27 августа 1919 года № 437 «Об организации гражданского управления Сибири» // Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. — № 195. — 04.09.1919.

4. Постановление XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г. «Об утверждении текста Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Собрание узаконений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. — 1925. — № 30. — Ст. 218.

5. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов от 21 января 1937 г. «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Собрание узаконений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. — 1937. — № 2. — Ст. 11.

6. Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета, Совета народных комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики от 20 апреля 1932 г. «Об утверждении Положения об окружных съездах советов и окружных исполнительных комитетах национальных округов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» // Собрание узаконений Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. — 1932. — № 2. — Ст. 176.

7. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России. Принята Верховным Советом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» от 12 апреля 1978 г. (в ред. от 10 декабря 1992 г.) // Ведомости Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. — 1978. — № 15. — Ст. 407.

8. Федеративный Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации от 31 марта 1992 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации / Государственная система правовой информации. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru. — Дата обращения: 1 июня 2019 г.

9. Постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного от 19 сентября 1995 г. № 147 «Об Уставе (Основном законе) Ямало-Ненецкого автономного округа» // Красный Север. — № 40. — 27.09.1995.

10. Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 г. № 56-ЗАО (в ред. от 21 декабря 2015 г.) // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа — 1998. — № 10/1.

11. Кряжков, В. А. Статус коренных малочисленных народов России: правовые акты / В. А. Кряжков. — М.: Юринформцентр, 2013. — 911 с.

12. Морозов, Ю.А., Пермяков, В. А. Ямал: Власть и Север / Ю. А. Морозов, В. А. Пермяков. — Салехард, Санкт-Петербург: Русская коллекция, 2008. — 256 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, автономный округ, государственная власть, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, округ, Всероссийский центральный исполнительный комитет, полномочие органов, Советская власть, состав краев.


Похожие статьи

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное значение, федеративное государство. О субъектном составе Российского федеративного...

О субъектном составе Российского федеративного государства...

Компетенция этого субъекта Российской Федерации реализуется через полномочия федеральных органов государственной власти, состав которых изначально определён в части 1 статьи 11 Конституции РФ, а затем более обстоятельно раскрывается в главах 4, 5 и 6...

Конституционно-правовой статус субъекта Российской...

и автономного округа (как равноправного субъекта Федерации), но и государственной власти области (края), в состав которой округ входит. То есть, Конституционный Суд признает, что в этом исключительном случае происходит соединение территориально-правового пространства...

Трансформация принципов устройства края... | Молодой ученый

Соответственно, вхождение автономного округа в состав края, области не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса – территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т. п. В частности...

Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия...

Российская Федерация, Камчатский край, Конституция РФ, субъект, государственная власть, автономный округ, субъект Федерации

Из положений Конституции Российской Федерации [3] следует, что государственная, в том числе и исполнительная, власть в России имеет два...

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Государственная власть представлена федеральной властью, властью субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация, государственная власть, субъект Федерации, автономный округ, Россия, орган, область, край, действующая Конституция...

Форма государственного устройства современной России

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Дискуссии о формах государственно-территориального устройства

Форма государственного устройства современной России. Российская Федерация, субъект федерации, государственное устройство

Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав...

О форме государственного устройства России в широком и узком...

Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия своего гражданства не имеют; е/ федерация имеет общую государственную территорию, которая состоит из территорий её субъектов; ж...

Похожие статьи

Проблемы федеративного устройства РФ и возможные варианты...

Конституция РФ, Российская Федерация, субъект федерации, субъект, федеративная форма, государственная власть, автономная область, совместное ведение, федеральное значение, федеративное государство. О субъектном составе Российского федеративного...

О субъектном составе Российского федеративного государства...

Компетенция этого субъекта Российской Федерации реализуется через полномочия федеральных органов государственной власти, состав которых изначально определён в части 1 статьи 11 Конституции РФ, а затем более обстоятельно раскрывается в главах 4, 5 и 6...

Конституционно-правовой статус субъекта Российской...

и автономного округа (как равноправного субъекта Федерации), но и государственной власти области (края), в состав которой округ входит. То есть, Конституционный Суд признает, что в этом исключительном случае происходит соединение территориально-правового пространства...

Трансформация принципов устройства края... | Молодой ученый

Соответственно, вхождение автономного округа в состав края, области не означает, что автономный округ утрачивает элементы своего статуса – территорию, население, систему государственных органов, устав, законодательство и т. п. В частности...

Неравноправие субъектов Федерации как переходная стадия...

Российская Федерация, Камчатский край, Конституция РФ, субъект, государственная власть, автономный округ, субъект Федерации

Из положений Конституции Российской Федерации [3] следует, что государственная, в том числе и исполнительная, власть в России имеет два...

Правовой статус субъектов Российской Федерации как предмет...

Государственная власть представлена федеральной властью, властью субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация, государственная власть, субъект Федерации, автономный округ, Россия, орган, область, край, действующая Конституция...

Форма государственного устройства современной России

В статье рассмотрена суть формы государственного устройства современной России, ее значение. Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав Российской Федерации.

Дискуссии о формах государственно-территориального устройства

Форма государственного устройства современной России. Российская Федерация, субъект федерации, государственное устройство

Проанализирована структура органов власти при федеративном устройстве. Рассмотрен порядок присоединения других субъектов в состав...

О форме государственного устройства России в широком и узком...

Например, субъекты таких федераций как Российская Федерация, Республика Индия или Федеративная Республика Германия своего гражданства не имеют; е/ федерация имеет общую государственную территорию, которая состоит из территорий её субъектов; ж...

Задать вопрос