9 февраля 2021 года Министерство юстиции РФ утвердило приказ Министерства природных ресурсов и экологии «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды». В соответствии с новыми методиками можно будет устанавливать нормативы и квоты на вредные выбросы, а также рассчитывать ущерб, причиненный природе.
Про методику
В начале февраля глава Росприроднадзора Светлана Радионова объявила, что методика исчисления вреда атмосферному воздуху, наконец, принята — по словам главы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, для ее ведомства это решение было долгожданным.
Ранее Светлана Геннадьевна уже рассказывала в своих соцсетях о том, что квоты на выбросы в тестовом режиме вводятся в промышленных центрах, участвующих в федеральном проекте «Чистый воздух». В 2020 году Росприроднадзор провел исследование основных загрязняющих веществ для трех городов:
- Братска;
- Нижнего Тагила;
- Череповца.
Следующим шагом станет подготовка перечня квотируемых объектов, а затем расчет и утверждение квот выбросов для предприятий-загрязнителей. По мнению Светланы Радионовой, работать в условиях существования квот на выбросы реально: «Я думаю, это вполне выполнимая задача, особенно когда на кону — здоровье людей», — прокомментировала Радионова.
Новая методика вступила в силу 16 февраля 2020 года. Ее разработка заняла около двух лет — она была инициирована поручением Президента РФ от 31 марта 2018 года. Однако на самом деле разговор о необходимости методического документа, который регулировал бы выбросы в городах, велся гораздо дольше: около 10 лет профильные ведомства обсуждали, каким образом должна выглядеть эта методика.
При разработке документа изучались опыт взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также количественные и качественные данные о выбросах, предоставленные Росприроднадзором, Росстатом, Росгидрометом и другими ведомствами, которые работают с этой информацией. Исходя из этих данных, примерный приток в федеральный и региональные бюджеты за счет квотирования составит, по оценкам экспертов, 27 млрд рублей. Даже если сумма окажется меньшей, можно будет говорить о позитивном эффекте: при наличии работающей методики низкие платы за НВОС по стране говорят о том, что предприятия работают в пределах допустимых показателей. Светлана Радионова придерживается именно такой позиции: «Лучший результат любой проверки — это ничего не найти, потому что нечего находить», — говорит она.
Про ущерб
С приходом Радионовой на должность руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования жизнь ведомства значительно поменялась. В числе прочего сотрудники службы начали, кроме штрафов, рассчитывать ущерб, причиненный окружающей среде в результате того или иного нарушения. В итоге значительно выросли суммы, которые предъявляются компаниям. Ярким тому примером может послужить дело «Норникеля»: у него ведомство отсудило 146 млрд рублей за вред, нанесенный арктической экосистеме. Конечно, промышленникам новый подход не нравится: одно дело — заплатить сто тысяч рублей за нарушение, другое — несколько миллионов. Но Радионова Светлана Геннадьевна придерживается жесткой и непоколебимой позиции: нарушаешь — плати.
Все это время инспекторы природоохранной службы весьма эффективно рассчитывали ущерб, причиненный рекам, озерам, морям и почвам, но никогда — воздуху. Тем временем ситуация «черного неба» за последние пару лет в городах России возникала не раз и не два. В Красноярске, например, жители регулярно жалуются на смог и грязный снег. А у инспекторов единственным инструментом влияния на предприятия оставались штрафы, которые в России столь низкие, что давно никого не пугали. В результате складывалась безвыходная ситуация: заводы работают, люди страдают, накладываются штрафы, но ничего не меняется.
Новая методика расчета выбросов в атмосферу позволит сотрудникам Федеральной службы рассчитывать ущерб, причиненный воздуху, и предъявлять его компаниям. Судя по опыту, это должно «взбодрить» предприятия и заставить их внимательнее относиться к требованиям природоохранного законодательства: модернизировать производства, снижать нагрузку на атмосферный воздух, сокращать выбросы в период неблагоприятных погодных условий. Если промышленники не научатся работать в новых условиях, им придется столкнуться с многомиллионными исками и разговаривать с инспекторами Росприроднадзора уже в суде.