Теоретические аспекты внутреннего контроля | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Тараненко А. В. Теоретические аспекты внутреннего контроля // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 311-314. — URL https://moluch.ru/archive/261/60423/ (дата обращения: 15.07.2019).



Данная статья посвящена рассмотрению аспектов внутреннего контроля, освещены следующие теоретические аспекты: актуальность внутреннего контроля, виды контроля, краткая характеристика, принципы внутреннего контроля.

Ключевые слова: внутренний контроль, система контроля, принципы внутреннего контроля, управление предприятием.

На сегодняшний день роль внутреннего контроля с каждым разом возрастает. Система контроля позволяет сопоставлять полученные им в ходе контроля фактические затраты и сравнивать их с нормативными за установленный период. Данные действия позволяют своевременно выявлять и корректировать отклонения от плановых затрат. В связи с этим контроль является одним из главных элементов при производстве определенной продукции (работ, услуг). Согласно этимологическому значению термин «контроль» в переводе с французского языка (controle) означает «список, ведущийся в нескольких экземплярах», а в последующем стал означать отслеживание с целью проверки.

Изучив множество различных взглядов на определение «внутренний контроль», можно отметить, что большинство авторов трактует определения по-разному:

Андреев В. Д. трактует как систему контрольных процедур, плана организации и методов управления объектом, целью которого является высокоэффективное ведение бизнеса, сохранение активов и своевременное предоставление финансовой информации [2];

Парамонова Л. А. трактует как элемент управления предприятием, целью которого является наблюдение за экономическим объектом и процессом, необходимой для проверки соответствия текущего состояния согласно нормативным документам и договорным обязательствам [8];

Воропаев Ю. Н. трактует как систему, включающую комплекс различных взаимосвязанных методик и процедур, для разработки и использованная администрацией, целью которой является обеспечение снижения нежелательного риска в деловой и финансовой деятельности, а также в учете и отчетности [4];

Родина Л. А., Кучеренко О. В., Завадская В. В. трактуют как совокупную организационную структуру, установленную руководителем предприятия, с целью продуктивного и результативного ведения хозяйственной деятельности [9];

Качерин Е. О. трактует как совокупность субъекта, объекта и средств контроля, действующих как одно целое во время установления желательных результатов выполнения, оценку состояния объекта контроля, выработки улучшенных влияний [7];

Белов Н. Г. трактует как комплекс мер по формированию адекватной среды контроля, эффективных инструментов контроля, необходимых для организации сохранности активов, а также подготовки релевантной информации для руководителя предприятия [3];

Гусева Л. П. трактует как систему мероприятий, установленных руководством предприятия для продуктивного использования всеми работниками своих обязанностей по осуществлению хозяйственных операций [5];

Карпова Т. П. понимает как процесс, для оказания влияния управляющими на работников организации с целью действенного выполнения организационной стратегии [6];

Сотникова Л. В. трактует как часть системы регулирования хозяйствующего субъекта, объединяющей контрольную среду, систему бухгалтерского учета и отдельные средства контроля, для формирования достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности [10];

Черногузова И. Г. трактует как комплекс организационных мер, применяемых руководителем предприятия с целью систематизации и результативного ведения деятельности предприятия, организовывая не только сохранность активов, предотвращение, выявление и устранение ошибок, но и своевременной подготовки релевантной бухгалтерской информации [11];

На мой взгляд, внутренний контроль — элемент управления предприятием, целью которого является наблюдение за экономическим объектом и процессом, необходимой для проверки соответствия текущего состояния согласно нормативным документам и договорным обязательствам.

Федеральный Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», устанавливает необходимость проведения внутреннего контроля, в Законе указано — «Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни» [1].

На основании приведенных выше трактовок разработана терминологическая матрица подходов к сущности понятия «внутренний контроль».

Таблица 1

Терминологическая матрица подходов ксущности понятия «внутренний контроль»

Подход

Автор

Андреев В. Д.

Белов Н. Г.

Воропаев Ю. Н.

Гусева Л. П.

Качерин Е. О.

Карпова Т.П

Парамонова Л. А.

Родина Л. А.

Сотникова Л. В.

Черногузова И. Г.

Комплекс организационных мер, применяемых руководителями организации для сохранения активов, а также своевременного предоставления финансовой информации

Структура, установленная руководством предприятия для продуктивного и результативного ведения хозяйственной деятельности

Элемент управления предприятием для проверки соответствия текущего состояния нормативным документам, принятым управленческим решениям

Система, включающая различные взаимосвязанные методики и процедуры, для снижения нежелательного риска в деловой и финансовой деятельности, выработку улучшенных влияний

Система, объединяющая контрольную среду, систему бухгалтерского учета и отдельные средства контроля для своевременного предоставления финансовой информации и формирования достоверной отчетности

Формирование терминологической матрицы позволяет сделать вывод, что внутренний контроль в исследованиях и научной литературе рассматривается как:

− Комплекс организационных мер, применяемых руководителями организации для сохранения активов, а также своевременного предоставления финансовой информации;

− Структура, установленная руководством предприятия для продуктивного и результативного ведения хозяйственной деятельности;

− Элемент управления предприятием для проверки соответствия текущего состояния нормативным документам, принятым управленческим решениям;

− Система, объединяющая контрольную среду, систему бухгалтерского учета и отдельные средства контроля для своевременного предоставления финансовой информации и формирования достоверной отчетности.

Для более подробного изучения внутреннего контроля как элемента управления предприятием, необходимо рассмотреть классификацию внутреннего контроля, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2

Классификация внутреннего контроля

Признаки классификации

Элементы внутреннего контроля

По времени проведения

предварительный

текущий

заключительный

По полноте охвата объектов

сплошной

выборочный

По периодичности проведения

регулярный

разовый

По источникам контрольных данных

документальный

фактический

По сфере деятельности

экономический

производственный

технический

административный

По целям и задачам

оперативный

стратегический

Постановка и развитие внутреннего контроля зависит в первую очередь от своевременного решения возникающих проблем (налоговые, управленческие и другие), что в свою очередь приводит к устойчивому финансовому развитию предприятия. В связи с этим, постановка и качественное развитие внутреннего контроля во многом зависит от самих предприятий.

К объекту внутреннего контроля относятся финансово-хозяйственная деятельность предприятия, деятельность структурных подразделений, финансовые потоки информации и так далее. Контрольную подсистему представляют такие объекты как информация учета и отчетности по видам учета, так и конкретные действия работников организации, ее служб, подразделений и т. д.

Субъектом внутреннего контроля является представительные органы собственников организации, сотрудники, оказывающие контрольные действия при выполнении возложенных на них обязанностей. К субъектам внутреннего контроля относятся руководство организации, ревизионная комиссия, специализированные подразделения (служба внутреннего контроля), менеджеры и тому подобное.

Цель внутреннего контроля — предоставление релевантной информации руководству предприятия, необходимой для устойчивого развития в условиях конкурентной среды, а также для сохранности активов.

Основными задачами является предотвращение и устранение на ранних стадиях различных отклонений, которые отрицательно могут повлиять на работу объекта контроля.

В связи с этим, для повышения эффективности работы, необходимо организовывать контрольную процедуру на каждом этапе. На этапе планирования осуществляются следующие процедуры контроля, а именно оценка целесообразности допустимых вариантов плановых решений с установленной стратегии организации. На этапе формировании и регулировании управленческих решений важно контролировать правильность процесса осуществления принятия плановых решений, в целях достижения определенных результатов. На этапе учета происходит контроль за наличием и движением имущества, целенаправленным использованием производственных ресурсов, не противоречащих установленным нормам и сметам. Последним этапом является анализ результатов выполнения управленческих решений.

Важным моментом при формировании контроля, является определение принципов внутреннего контроля. Основными принципами внутреннего контроля являются:

− принцип ответственности. Участники внутреннего контроля несут ответственность за правильным ведением внутреннего контроля;

− принцип целостности. Внутренний контроль является одним из элементов управления организацией на всех уровнях управления, охватывая все структурные подразделения и сотрудников при выполнении ими обязанностей;

− принцип непрерывности. Внутренний контроль организовывается постоянно с целью обнаружения отклонений и предотвращения их возникновения;

− принцип объективности. Участники внутреннего контроля должны сохранять независимость суждений;

− принцип своевременности. Участники внутреннего контроля обязаны своевременно предоставлять необходимую информацию о выявленных ошибках и отклонений в рамках своих обязанностей в максимально короткие сроки;

− принцип сбалансированности. Участнику внутреннего контроля нельзя поручать контрольные функции, не являющимися его обязанностями.

− принцип качественного контроля. Качественный контроль является одним из главных инструментов способствующий непрерывному улучшению хозяйственных процессов. Качественный контроль позволяет корректировать в рамках управления и организовывать учет результатов хозяйственных процессов. Позволяет анализировать результаты выполнения работ в рамках управления организации.

Таким образом внутренний контроль в большой степени зависит от степени соблюдения принципов внутреннего контроля. Изучив внутренний контроль в управлении, можно отметить, что данный контроль необходимо применять на всех стадиях и уровнях управления. Внутренний контроль в лице служб контроля организации заинтересован в увеличении эффективности принимаемых управленческих решений, рационализации использования ресурсов, недопущения или снижения нарушений в процессе осуществления деятельности, достижения максимальной прибыльности и рентабельности.

Литература:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция)
  2. Андреев В. Д. Система внутрихозяйственного контроля: основные понятия // Аудиторские ведомости. 2004. 2. С. 35–41.
  3. Белов Н. Г. Развитие внутреннего контроля в сельском хозяйстве // Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. — 2011. — № 1. — С. 48–56.
  4. Воропаев Ю. Н. Система внутреннего контроля организации // Бухгалтерский учет. 2003. 9. С. 56–60.
  5. Гусева Л. П. Методы контроллинга и внутренний контроль качества: взаимосвязь и различия / Л. П. Гусева, И. И. Кульнева, Л. Ф. Лахина // Молодой ученый. -- 2014. -- № 21. -- С. 294–298
  6. Карпова, Т. П. Управленческий учет. — М.: Аудит, ЮНИТИ. — 2015, -352с
  7. Качерин Е. А. Основы государственного и управленческого контроля. Москва, 2000.
  8. Парамонова Л. А. Типология и модели организации внутреннего контроля экономического субъекта // Ресурсы. Информация. Снабжение. — 2012. — № 2. — С, 362–365.
  9. Родина Л. А. К вопросу о внутреннем контроле в системе управления затратами. Бухгалтерский учет, анализ и аудит: вопросы теории и практики / Л. А. Родина, О. В. Кучеренко, В. В. Завадская //Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2013. — № 2. С. 189–192.
  10. Сотникова Л. В. Внутренний контроль и аудит: Учебник для вузов / Л. В. Сотникова. — М.: Финстатинформ, 2001. — 238 с.
  11. Черногузова И. Г. Внутренний контроль лизинговых операций у лизингодателей: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / И. Г. Черногузова; -Москва — 2013.- 22 с.


Задать вопрос