Высшее образование в России в 90-х годах XX — начале XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 июля, печатный экземпляр отправим 31 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Горбунова К. М. Высшее образование в России в 90-х годах XX — начале XXI века // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 345-347. — URL https://moluch.ru/archive/261/60421/ (дата обращения: 18.07.2019).



Сегодня образование и воспитание молодежи является приоритетным направлением в политике Российской Федерации. В настоящее время существуют законы, регламентирующие деятельность вузов.

В 90-е годы прошлого столетия в нашей стране было открыто множество университетов и институтов, это было вызвано дефицитом высшего образования и упрощением систем аккредитации и лицензии. В следствии этого вузы, открытые в это время, работали не по ГОСТам, что привело к неквалифицированным специалистам или к дефициту потенциальных сотрудников определенных профессий.

В 2000-ые начался другой процесс — это формирование группы федеральных и национальных исследовательских университетов, здесь была система рейтингования, преподаватели были намного квалифицированнее, ведь многие в 90-ые были вынуждены уйти из-за низкой зарплаты, на смену им приходили бывшие студенты или люди, нежелающие строить институт высшего образования, но ситуация менялась в 2000-х годах в положительную сторону. В результате произошло повышение статуса ряда региональных учебных заведений, проверялось качество образования и научная деятельность, проектная работа и самофинансирование.

Возникла дифференциация вузов, и многие вуза на периферии стали известны на ряду с московскими, например, НИУ БелГУ г. Белгород Белгородской области. Вузы приобрели статус и рейтинг, теперь им было, куда стремиться. Значимо, что в рейтинге был важен опыт как вид деятельности, а не знания и их компиляции, вспоминаются слова Георга Зиммеля: «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» [2, 10].

Сегодня эта мысль актуальна для высшего образования в России, как некогда, так как современные стандарты образования целью ставят активность личности, системно-деятельностный подход является ведущим в образовании, а само общество постоянно требует мобильности, информационной обогащенности и креативности деятельности.

Вузы многих стран мира, включая Россию, на рубеже веков вступили в новый исторический этап своего развития. В условиях революционных изменений в информационной сфере осуществляется широкая компьютеризация образовательных процессов «на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций» [1, 62].

Благодаря освоению новых информационных технологий и изменениям не только формы предоставления информации, но и доступа к ней трансформируются структура и многие традиционные способы работы вузов, возникают новые формы обучения, которые дают возможности для обслуживания людей с ОВЗ и включительно детей-инвалидов.

Второй «фактор инноваций» — это происходящие реформы в системе вузовского и университетского образования» [3, 42]. Их цели сформулированы в следующих парадигмах университетского образования, разработанных в отечественной литературе: культурно-ценностная парадигма, ориентирующая студентов на многостороннее познание мира с опорой на освоение ценностей мировой культуры; академическая парадигма, ориентирующая на систематическое и углубленное изучение фундаментальных основ различных научных дисциплин с включением студента в процесс научного поиска. Ребенок-инвалид сегодня для вуза — это полноправный гражданин РФ, для которого открыты многие специальности посредством дистанционного обучения, открыты конкурсы и олимпиада.

Сегодня студент по ФГОС олицетворяет своим обликом гражданина отечества и идеал: в первую очередь, это высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, и конечно.

Современное образование ориентировано на воспитание личности многогранной, успешной, счастливой, гармоничной, но это осуществимо только в том случае, если подрастающее поколение вместе с классическими произведениями русских писателей и поэтов воспримет мировоззренческие установки, традиции нашего народа, которые заложены в языке.

Образование 1990–2000 гг. — это неотъемлемая часть в жизни каждого человека, которая приносит радость познания, открытий, творчества, умений и навыков. Педагог-творец, каков он? Добрый, конструктивно настроенный, информационно-образованный, любящий свой предмет и детей. Лирическое начало есть в любом преподавателе или воспитателе, в любом предмете.

Личность 21 века, выпускник 2000-х гг., должен обладать ярко выраженной способностью к творчеству. Создание условий для принятия обучающимися многообразия действительности, формирование системного видения, развитие устной речи и умение критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения — все это помогает молодежи утвердиться в выборе и быть творцами.

На данный проблем в высшем образовании наметился ряд проблем, в большей степени — это проблема не платёжеспособности молодежи [4, с.11].

Необходимо на уровне регионов и правительства формирование новой законодательной базы в области адресной социальной помощи вузов, что позволит более четко определить функции социальных институтов государственной помощи.

В широком смысле, под адресной социальной помощью мы понимаем сознательные, рациональные воздействия на личность с целью эффективного использования материальных ресурсов вуза.

В более узком смысле, адресная социальная помощь — помощь в решении конкретных социальных проблем студентов.

Несколько лет, проведенных в стенах вуза, формируется теоретическая база, но практические навыки и опыт также необходимы при трудоустройстве, что вынуждает студентов устраиваться на работу. Еще одним минусом современной образовательной системы в России является ее качество.

Преподаватели сегодня с помощью информационных технологий могут использовать такие формы работы в аудиторной и внеаудиторной работе, как подготовка к конференциям, конкурсам, фестивалям, форумам, участие в дебатах, мозговых штурмах, проектах, в работе научного общества.

Преподаватель стремится, чтобы каждое занятие было связано с другими сферами развития предмета — в общем имело интерактивность в своей основе и несло научный аспект и дух современности.

Основная задача вуза — приобщение к исследовательской деятельности студентов, что дает возможность каждому прикоснуться к научному режиму, самостоятельно сформулировать свою научную позицию по тому или иному вопросу, развить способность занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям.

С целью развития навыков аналитического мышления студентам в рамках ФГОС дается возможность для самостоятельной постановки целей, гипотез, доказательств. При этом учащиеся занимают творческую позицию при выполнении работ, самостоятельно ищут материал по намеченным преподавателем источникам.

Педагог может широко использовать метод группового исследования и близкий к нему поисковый метод.

Групповая работа особенно эффективна на лекциях, посвященных изучению нового материала на документальной базе.

На занятиях преподаватель раскрывает алгоритм научного способа познания. Студенты знакомятся с научной терминологией, видами источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки собственной деятельности, учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать статью, доклад, тезисы, аннотацию, выступать с докладом и оппонировать. Преподаватель предоставляет рекомендации и памятки по написанию исследовательских работ.

На лекциях и практических занятиях преподаватель использует различные формы дискуссий: круглый стол, судебное заседание, форум, дебаты (важное средство для развития навыков исследовательской деятельности).

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать учащегося как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами.

Проектная деятельность сегодня самая важная работа как студента, так и преподавателя, и не случайно. Отличительной чертой проекта является поиск информации, ее обработка и доказательство гипотезы с помощью эвристических или экспериментальных методов.

По мнению ряда ученых, в том числе Вифлеемского А. Б., использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса современного вуза: компьютеризация и информатизация образования — это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности обучения.

Литература:

  1. Беляков С. А. Лекции по экономике образования. Москва, 2010. — 312 с.
  2. Вифлеемский А. Б. Экономика образования: Пособие для системы повышения квалификации работников образования /А. Б. Вифлеемский. — М., Народное образование, 2011. — 302 с.
  3. Дороболюк Т. Б., Калачевский Б. А., Носов А. В. Менеджмент образования в приоритетах качества / Под науч. редакцией докт.техн.наук, с.н.с., проф. СибАДИ Калачевского Б. А.: Монография.- Омск: Изд-во СибАДИ, 2014.-320с.
  4. Еременко С. П. Фундаментальные свойства образовательной услуги // Управление социальными и экономическими процессами, 2015.- № 4.- С.10–21.


Задать вопрос