Высшее образование в России в 90-х годах XX — начале XXI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Горбунова К. М. Высшее образование в России в 90-х годах XX — начале XXI века // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 345-347. — URL https://moluch.ru/archive/261/60421/ (дата обращения: 14.12.2019).



Сегодня образование и воспитание молодежи является приоритетным направлением в политике Российской Федерации. В настоящее время существуют законы, регламентирующие деятельность вузов.

В 90-е годы прошлого столетия в нашей стране было открыто множество университетов и институтов, это было вызвано дефицитом высшего образования и упрощением систем аккредитации и лицензии. В следствии этого вузы, открытые в это время, работали не по ГОСТам, что привело к неквалифицированным специалистам или к дефициту потенциальных сотрудников определенных профессий.

В 2000-ые начался другой процесс — это формирование группы федеральных и национальных исследовательских университетов, здесь была система рейтингования, преподаватели были намного квалифицированнее, ведь многие в 90-ые были вынуждены уйти из-за низкой зарплаты, на смену им приходили бывшие студенты или люди, нежелающие строить институт высшего образования, но ситуация менялась в 2000-х годах в положительную сторону. В результате произошло повышение статуса ряда региональных учебных заведений, проверялось качество образования и научная деятельность, проектная работа и самофинансирование.

Возникла дифференциация вузов, и многие вуза на периферии стали известны на ряду с московскими, например, НИУ БелГУ г. Белгород Белгородской области. Вузы приобрели статус и рейтинг, теперь им было, куда стремиться. Значимо, что в рейтинге был важен опыт как вид деятельности, а не знания и их компиляции, вспоминаются слова Георга Зиммеля: «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» [2, 10].

Сегодня эта мысль актуальна для высшего образования в России, как некогда, так как современные стандарты образования целью ставят активность личности, системно-деятельностный подход является ведущим в образовании, а само общество постоянно требует мобильности, информационной обогащенности и креативности деятельности.

Вузы многих стран мира, включая Россию, на рубеже веков вступили в новый исторический этап своего развития. В условиях революционных изменений в информационной сфере осуществляется широкая компьютеризация образовательных процессов «на основе внедрения средств вычислительной техники и телекоммуникаций» [1, 62].

Благодаря освоению новых информационных технологий и изменениям не только формы предоставления информации, но и доступа к ней трансформируются структура и многие традиционные способы работы вузов, возникают новые формы обучения, которые дают возможности для обслуживания людей с ОВЗ и включительно детей-инвалидов.

Второй «фактор инноваций» — это происходящие реформы в системе вузовского и университетского образования» [3, 42]. Их цели сформулированы в следующих парадигмах университетского образования, разработанных в отечественной литературе: культурно-ценностная парадигма, ориентирующая студентов на многостороннее познание мира с опорой на освоение ценностей мировой культуры; академическая парадигма, ориентирующая на систематическое и углубленное изучение фундаментальных основ различных научных дисциплин с включением студента в процесс научного поиска. Ребенок-инвалид сегодня для вуза — это полноправный гражданин РФ, для которого открыты многие специальности посредством дистанционного обучения, открыты конкурсы и олимпиада.

Сегодня студент по ФГОС олицетворяет своим обликом гражданина отечества и идеал: в первую очередь, это высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, и конечно.

Современное образование ориентировано на воспитание личности многогранной, успешной, счастливой, гармоничной, но это осуществимо только в том случае, если подрастающее поколение вместе с классическими произведениями русских писателей и поэтов воспримет мировоззренческие установки, традиции нашего народа, которые заложены в языке.

Образование 1990–2000 гг. — это неотъемлемая часть в жизни каждого человека, которая приносит радость познания, открытий, творчества, умений и навыков. Педагог-творец, каков он? Добрый, конструктивно настроенный, информационно-образованный, любящий свой предмет и детей. Лирическое начало есть в любом преподавателе или воспитателе, в любом предмете.

Личность 21 века, выпускник 2000-х гг., должен обладать ярко выраженной способностью к творчеству. Создание условий для принятия обучающимися многообразия действительности, формирование системного видения, развитие устной речи и умение критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения — все это помогает молодежи утвердиться в выборе и быть творцами.

На данный проблем в высшем образовании наметился ряд проблем, в большей степени — это проблема не платёжеспособности молодежи [4, с.11].

Необходимо на уровне регионов и правительства формирование новой законодательной базы в области адресной социальной помощи вузов, что позволит более четко определить функции социальных институтов государственной помощи.

В широком смысле, под адресной социальной помощью мы понимаем сознательные, рациональные воздействия на личность с целью эффективного использования материальных ресурсов вуза.

В более узком смысле, адресная социальная помощь — помощь в решении конкретных социальных проблем студентов.

Несколько лет, проведенных в стенах вуза, формируется теоретическая база, но практические навыки и опыт также необходимы при трудоустройстве, что вынуждает студентов устраиваться на работу. Еще одним минусом современной образовательной системы в России является ее качество.

Преподаватели сегодня с помощью информационных технологий могут использовать такие формы работы в аудиторной и внеаудиторной работе, как подготовка к конференциям, конкурсам, фестивалям, форумам, участие в дебатах, мозговых штурмах, проектах, в работе научного общества.

Преподаватель стремится, чтобы каждое занятие было связано с другими сферами развития предмета — в общем имело интерактивность в своей основе и несло научный аспект и дух современности.

Основная задача вуза — приобщение к исследовательской деятельности студентов, что дает возможность каждому прикоснуться к научному режиму, самостоятельно сформулировать свою научную позицию по тому или иному вопросу, развить способность занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям.

С целью развития навыков аналитического мышления студентам в рамках ФГОС дается возможность для самостоятельной постановки целей, гипотез, доказательств. При этом учащиеся занимают творческую позицию при выполнении работ, самостоятельно ищут материал по намеченным преподавателем источникам.

Педагог может широко использовать метод группового исследования и близкий к нему поисковый метод.

Групповая работа особенно эффективна на лекциях, посвященных изучению нового материала на документальной базе.

На занятиях преподаватель раскрывает алгоритм научного способа познания. Студенты знакомятся с научной терминологией, видами источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки собственной деятельности, учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать статью, доклад, тезисы, аннотацию, выступать с докладом и оппонировать. Преподаватель предоставляет рекомендации и памятки по написанию исследовательских работ.

На лекциях и практических занятиях преподаватель использует различные формы дискуссий: круглый стол, судебное заседание, форум, дебаты (важное средство для развития навыков исследовательской деятельности).

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать учащегося как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами.

Проектная деятельность сегодня самая важная работа как студента, так и преподавателя, и не случайно. Отличительной чертой проекта является поиск информации, ее обработка и доказательство гипотезы с помощью эвристических или экспериментальных методов.

По мнению ряда ученых, в том числе Вифлеемского А. Б., использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса современного вуза: компьютеризация и информатизация образования — это средство для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, способ повышения эффективности обучения.

Литература:

  1. Беляков С. А. Лекции по экономике образования. Москва, 2010. — 312 с.
  2. Вифлеемский А. Б. Экономика образования: Пособие для системы повышения квалификации работников образования /А. Б. Вифлеемский. — М., Народное образование, 2011. — 302 с.
  3. Дороболюк Т. Б., Калачевский Б. А., Носов А. В. Менеджмент образования в приоритетах качества / Под науч. редакцией докт.техн.наук, с.н.с., проф. СибАДИ Калачевского Б. А.: Монография.- Омск: Изд-во СибАДИ, 2014.-320с.
  4. Еременко С. П. Фундаментальные свойства образовательной услуги // Управление социальными и экономическими процессами, 2015.- № 4.- С.10–21.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, Россия, адресная социальная помощь, студент, преподаватель, вуз, образование, форма работы, университетское образование.


Похожие статьи

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

Система дистанционного обучения — форма образования, прочно «вставшая на ноги».

Передовые российские вузы тоже осознали необходимость и востребованность дистанционного обучения, и получить желаемое высшее образование или пройти курсы...

Проблемы воспитания профессионалов в современном вузе...

Воспитательная работа начинается в вузе со студентами первого курса дневного отделения

Преподаватель вуза должен быть не только источником профессиональной информации, но и

Главная цель воспитательной работы в вузе — воспитание студента как гражданина и...

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной...

Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, педагогические условия, студенты технологического вуза, профессиональное образование, учебно-воспитательная работа. С целью исследования развития социальной ответственности студентов вуза в...

Перспективы и проблемы введения дистанционного высшего...

В современной России традиционное высшее образование (очная форма обучения) недоступно для значительной части молодежи. Это связано с различными факторами: низкий доход молодого человека и его родителей, невозможность пройти обучения без отрыва от...

Возможности использования социальных сетей в современном...

Ключевые слова: социальные сети, высшее профессиональное образование

В России социальные сети в образовательном процессе используются сравнительно

Преподаватель же с помощью социальных сетей может не только дополнительно побуждать студентов к...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от

дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология

Распространение виртуальных форм обучения – это естественный этап развития системы...

Россия, высшее образование, выпускник вузов, специальное...

Рассматриваются проблемы высшего образования в России. Сегодня все чаще поднимается вопрос о том, что высшее образование готовит специалистов не по тем специальностям, которые действительно требуются российской экономике. Как результат, выпускник выходит...

Проблема повышения качества образования в вузе

Центр качества образования организует процессы мониторинга и оценки качества образования непрерывно в течение каждого семестра

Болотов В. А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен.- Волгоград, 2001. Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В...

Проблемы образования в государственных федеральных...

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, высшая школа, Россия, вуз, российское образование, развитие

Развитие высшего профессионального образования направлено на выявление способов его адаптации к требованиям рынка труда и...

Особенности информационной компетенции студентов...

Обобщенная формулировка цели высшего образования, представленная в законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 69) «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с...

Похожие статьи

Дистанционное обучение как современная форма обучения...

Система дистанционного обучения — форма образования, прочно «вставшая на ноги».

Передовые российские вузы тоже осознали необходимость и востребованность дистанционного обучения, и получить желаемое высшее образование или пройти курсы...

Проблемы воспитания профессионалов в современном вузе...

Воспитательная работа начинается в вузе со студентами первого курса дневного отделения

Преподаватель вуза должен быть не только источником профессиональной информации, но и

Главная цель воспитательной работы в вузе — воспитание студента как гражданина и...

Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной...

Ключевые слова: ответственность, социальная ответственность, педагогические условия, студенты технологического вуза, профессиональное образование, учебно-воспитательная работа. С целью исследования развития социальной ответственности студентов вуза в...

Перспективы и проблемы введения дистанционного высшего...

В современной России традиционное высшее образование (очная форма обучения) недоступно для значительной части молодежи. Это связано с различными факторами: низкий доход молодого человека и его родителей, невозможность пройти обучения без отрыва от...

Возможности использования социальных сетей в современном...

Ключевые слова: социальные сети, высшее профессиональное образование

В России социальные сети в образовательном процессе используются сравнительно

Преподаватель же с помощью социальных сетей может не только дополнительно побуждать студентов к...

Дистанционная форма обучения как инновационный метод...

социальное равноправие — равные возможности получения образования независимо от

дистанционное обучение, дистанционное образование, высшее образование, технология

Распространение виртуальных форм обучения – это естественный этап развития системы...

Россия, высшее образование, выпускник вузов, специальное...

Рассматриваются проблемы высшего образования в России. Сегодня все чаще поднимается вопрос о том, что высшее образование готовит специалистов не по тем специальностям, которые действительно требуются российской экономике. Как результат, выпускник выходит...

Проблема повышения качества образования в вузе

Центр качества образования организует процессы мониторинга и оценки качества образования непрерывно в течение каждого семестра

Болотов В. А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен.- Волгоград, 2001. Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В...

Проблемы образования в государственных федеральных...

Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, высшая школа, Россия, вуз, российское образование, развитие

Развитие высшего профессионального образования направлено на выявление способов его адаптации к требованиям рынка труда и...

Особенности информационной компетенции студентов...

Обобщенная формулировка цели высшего образования, представленная в законе Российской Федерации «Об образовании» (ст. 69) «обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с...

Задать вопрос