Диспетчерская подсистема метрополитена | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 09.06.2019

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Волуйко А. В. Диспетчерская подсистема метрополитена // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/archive/261/60396/ (дата обращения: 20.07.2019).



На многих предприятиях, особенно в сфере метрополитена, где технологический процесс распределен на больших площадях, остро стоит проблема мониторинга и управления удаленными объектами. Своевременный сбор достоверной информации часто играет ключевую роль в управлении производственным процессом — он позволяет предупредить аварийные ситуации, спланировать действия по ремонту и обслуживанию удаленных объектов. Анализ накопленных данных позволяет принимать эффективные решения по управлению ресурсами предприятия и выбору подходящего оборудования для модернизации объектов.

На таком объекте, как метрополитен, диспетчеру для эффективного управления станцией необходима информация о текущем состоянии вентиляционной системы, системы пожаротушения, системы водоснабжения и так далее.

Основные задачи, решаемые системой телеуправления и диспетчеризации метрополитена:

– опрос датчиков, счетчиков, расходомеров и шкафов управления;

– сбор информации о состоянии насосов, задвижек, вентиляторов;

– управление исполнительными механизмами;

– контроль доступа на объекты.

Чем выше требования к количеству и качеству информации, тем сложнее и дороже обходятся ее сбор и доставка. Казалось бы, современные коммуникации позволяют решить любые вопросы получения данных но, к сожалению, сбор и доставка информации на базе существующей коммуникационной связаны с рядом проблем:

– далеко не ко всем удаленным объектам можно проложить физическую линию связи;

– использование радиосвязи требует получения разрешения на частоту, обеспечения ЭМС (электромагнитной совместимости) на используемой территории, тщательного изучения условий распространения радиосигнала и, исходя из этого, выбора соответствующих антенных устройств, антивандальной защиты и т. п.;

– применение сотовой связи ставит предприятие в зависимость от надежности оператора [1].

Прокладка дорогостоящих линий связи, особенно в условиях городской инфраструктуры, и высокая стоимость оборудования могут свести на нет эффект от создания системы сбора информации об объекте. Это приводит к идее создания универсальной распределенной системы телеуправления и диспетчеризации, рассчитанной на заказчиков, имеющих разные финансовые и технические возможности. Такая система диспетчерского управления должна:

– иметь универсальную структуру, состав и условия эксплуатации;

– включать в себя большой выбор различных способов организации связи;

– обеспечивать работу с широким спектром приборов измерения и учета.

Внедрение диспетчерской системы обеспечивает повышение качества оперативного учета, планирования и распределения энергоресурсов, ведение объективного учета потребления энергоресурсов, комплексную диспетчеризацию состояния инженерного оборудования.

Благодаря шинной архитектуре система сбора данных является гибко масштабируемой. Подсистема ввода-вывода может включать в себя от нескольких десятков до нескольких сотен сигналов разного типа, а также множество видов интеллектуальных устройств.

В случае использования большого количества сигналов и жестких требований по циклу опроса модули ввода-вывода разбиваются на группы и подключаются к отдельным каналам контроллеров, обеспечивая параллельное чтение данных.

Диспетчерская подсистема включает программно-аппаратные средства человеко-машинного интерфейса и обслуживания системной базы данных. Подсистема строится на базе пакета SCADA системы [2].

Диспетчерская подсистема предназначена для наблюдения и дистанционного управления станциями в режиме реального времени, а также накопления и обработки информации, поступающей с объектов учета. Представляет собой пакет программ верхнего уровня, устанавливаемый на компьютер (компьютеры) в диспетчерской и настраиваемый под текущую конфигурацию обслуживаемого оборудования и узлов сбора данных и управления.

Программное обеспечение имеет открытый интерфейс, что позволяет пользователю при минимальных навыках работы с персональным компьютером наиболее полно использовать возможности настройки.

Основные функции программы:

– отображение общей схемы расположения оборудования и индикация каждого диспетчерского контроля;

– отображение параметров каждого объекта диспетчерского контроля;

– поддержка базы данных объектов;

– ведение отчетности в электронном и бумажном виде, настройка оператором таблиц и графиков, отображающих состояние контролируемого объекта;

– контроль и сигнализация, неисправности и аварийных ситуаций;

– расширение диспетчерской системы за счет использования протоколов взаимодействия с подсистемой сбора информации для передачи объектам команд и конфигурационной информации;

– настройка размеров объекта на карте;

– создание новых и редактирование уже существующих объектов;

– расположение, конфигурация, настройка отображения;

– сбор и предоставление информации от одного или нескольких узлов с настраиваемой периодичностью;

– дистанционное управление режимами работы объектов.

Программное обеспечение позволяет отображать местоположения производственных объектов, указывать местоположение точек сбора данных и обеспечивает цветовое отображение состояния каждого объекта. Каждый объект связан с диаграммой, которая отображает текущее состояние параметров контрольной точки, поддерживает создание и редактирование структуры точек сбора, схем функций точек. Для каждого элемента можно задать различные приоритеты опроса [3].

Литература:

  1. Автоматизация диспетчеризации производственных процессов промышленных предприятий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nauka.x-pdf.ru/17raznoe/389108–1-vvedenie-odnoy-osnovnih-tendenciey-razvitiya-sistem-dispetcherizacii-proizvodstvennih-processov-yavlyaetsya-rasshirenie-f.php;
  2. Мусаев А. А., Шерстюк Ю. М. ISO 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение системы менеджмента// практическое руководство для специалистов по качеству. — 2006. — С. 30–33;
  3. Диспетчерская подсистема. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bookucheba.com/avtomatizatsiya_1400/dispetcherskaya-podsistema-70532.html.


Задать вопрос