Информационные технологии. Общие понятия и классификация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 27856 раз

Библиографическое описание:

Скворцова, Н. В. Информационные технологии. Общие понятия и классификация / Н. В. Скворцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60386/ (дата обращения: 19.11.2024).



В современном мире человек окружен полем информационных технологий и информации. С каждым годом возрастает объем информации, необходимой человеку, и имеющей различную природу, в связи с этим постоянно приходится внедрять новые методы и средства обработки информации, более усовершенствованные и актуальные. Также с каждым годом применяются ужесточенные требования к хранению информации и обеспечению ее безопасности.

Неотъемлемой частью жизни любого человека является образование, которое выступает в роли источника знаний и сферы для их применения. Для того, чтобы образование было качественным, оно должно подстраиваться под современное общество, соответственно в него должны внедряться новые информационные технологии.

Одной из характеристик информатизации образования является процесс массового распространения и совершенствования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Данные технологии активно применяются для обеспечения передачи информации от учителя к обучающемуся и наоборот, а также служат для обеспечения их взаимодействия (дистанционное обучение). К современному педагогу помимо требования знать свой предмет, добавляется еще и требование владеть ИКТ.

Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратимся к словарю Д. Н. Ушакова, который дает определение технологии в широком смысле:

«Технология, (от греч. techne — искусство и logos — учение). Совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие» [1].

Для того, чтобы услышать более узкое определение данного слова, обратимся к более узкоспециализированному Финансовому словарю Финам:

«Технология — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами”. [2].

Исходя из данных определений информационными технологиями можно назвать некие новые способы обработки и преобразования информационного потока.

Обратимся к Новому словарю методических терминов и понятий:

«Информационно-коммуникационные технологии — совокупность методов, процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации» [3].

Исходя из данного определения можно сделать вывод, что главным устройством ИКТ является какое-либо современное устройство, которое способно обработать информацию и на котором установлено соответствующее программное обеспечение. В качестве данного устройства может выступать компьютер, планшет, современный смартфон.

Рассмотрим с каких точек зрения можно классифицировать информационные технологии.

  1. Классификация по области решаемых задач:

– мультимедиа-технологии — компьютерные технологии, которые одновременно используют несколько информационных сред: графика, видео, текст, анимация, звук (презентации, фильмы, интерактивные тренажеры);

– телекоммуникационные технологии — технологии обеспечивающие передачу и хранение информации (компьютерная сеть);

– CASE-технологии (Computer Aided Software Engineering) — набор инструментов и методов программной инженерии для проектирования программного обеспечения. (разработка приложений JAM, менеджер транзакций Tuxedo);

– технологии защиты информации;

– геоинформационные технологии;

– технологии искусственного интеллекта.

  1. Классификация по предметной деятельности:

– технологии организационного управления (автоматизация функций управленческого персонала);

– технологии управления технологическими процессами (автоматизация функций производственного персонала);

– технологии автоматизированного проектирования (построение моделей, производство расчетов);

– образовательные технологии.

  1. Классификация по типу обрабатываемой информации (является условной, так как многие информационные технологии многозадачны, например в текстовом редакторе можно производить вычисления и обрабатывать графическую информацию):

– технологии обработки данных (табличные процессоры, СУБД);

– технологии обработки текста (текстовые процессоры);

– технологии обработки графики (графические процессоры);

– технологии обработки знаний (экспериментальные системы);

– технологии обработки объектов реального мира (средства мультимедиа)

  1. Классификация по типу пользовательского интерфейса:

– Командный интерфейс — выдача на экран системного приглашения для ввода команды.

– WIMP-интерфейс — выдача экран окна, содержащего образы программ и меню действий, для выбора которых используется указатель мыши.

– SILK-интерфейс — выдача на экране информации по речевой команде. По смысловым связям происходит перемещение от одних поисковых образов к другим.

  1. Классификация средств ИКТ по области методического назначения

Отдельно остановимся на этой классификации и приведем примеры программ, которые возможно реализовать в школе.

  1. Обучающие программы — практически все программы, используемые на уроках в образовательном учреждении, можно отнести к обучающим.
  2. Тренажеры — используются для тренировки различных навыков, начиная с тренировки памяти и заканчивая обширными тренировками.

 «Тренировка памяти” (числовые ряды) — программа выводит на экран числовые ряды, которые нужно запомнить и в точности повторить при вводе;

 Компьютерный тренажер для начальной школы «Математический Тетрис» — позволяет закрепить таблицу умножения в игровой форме.

  1. Информационно-поисковые и справочные — в данный раздел можно отнести программы, направленные на поиск информации.

 Cool Reader, предназначенна для чтения электронных книг и художественной литературы.

 HTML Help Workshop — позволяет создавать файлы справок, инструкций, электронных книг.

 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия — большая электронная энциклопедия.

  1. Демонстрационные — используется для демонстрации работы, либо устройства каких-либо изучаемых явлений.

 Геометрические тела — содержит трехмерные динамические модели геометрических тел.

 Задачи на движение — содержит условие задачи с его визуализацией и подробным объяснением.

  1. Имитационные — позволяют имитировать какое-либо явление, либо процесс, для последующего его изучения.

 City Car Driving — эмулятор вождения, для сдачи экзамена в ГИБДД.

 Surgeon Simulator — симулятор хирурга.

  1. Лабораторные — программы, позволяющие проводить опыты и эксперименты, включают в себя комплекс демонстрационных и измерительных программ.

 Виртуальные лабораторные по физике — содержит теоретический материал по каждой работе, необходимое виртуальное оборудование для проведения работы и выполнения измерений, а также поля для ввода измерений.

 Виртуальные лабораторные по химии — аналогична вышеописанной программе.

  1. Моделирующие — позволяют создавать модели каких-либо процессов, предметов, для их изучения. Похожи на демонстрационные программы, но более функциональны.

 Dia — программа, предназначенная для построения различных видов диаграмм.

 Компьютерная программа для начальной школы «Часовщик” — создает модели аналоговых часов, по которым нужно определить время и вписать его в соответствующее окно.

 КОМПАС-3D — позволяет создавать, отрывать, редактировать различные модели.

 TinkerCAD — геометрическое 3D — моделирование.

  1. Расчетные — позволяют проводить монотонные расчеты.

 Free Stopwatch — секундомер, который может использоваться для подсчета времени на различных мероприятиях (спортивные соревнования, лабораторные работы, выполнение заданий на компьютере и т. д.)

 PRO100 — программа для расчета материалов для выполнения проектов по трудовому обучению.

  1. Учебно-игровые — программы, объединяющие в себя все вышеперечисленные программы, но с добавлением элементов игры, больше подходят для детей младшего школьного возраста.

 Электронное пособие по математике программа-тренажер «Мудрая Сова» для развития навыков счета.

 Таблица умножения в мультиках 2.0 — позволяет поэтапно учить таблицу умножения, содержит много анимации, а также контрольные материалы.

 Игра «Физика на 5» — аналог игры «Кто хочет стать миллионером»

  1. Управленческие — программы, используемые для помощи в управлении организацией.

 Wise Doc Manager — программа, которая может использоваться секретарем школы. Цель программы — помощь в управлении и регистрации бумажных документов.

 Контроль исполнения поручений — может использоваться не только учителями, но и управляющим составом школы. Позволяет редактировать текст поручений, определять временные промежутки для выполнения, строить отчеты.

Литература:

  1. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935–1940.
  2. Финансовый словарь Финам.
  3. Ширинкина С. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе/ http://festival/1september.ru/articles/579575
  4. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. / http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf
Основные термины (генерируются автоматически): программа, таблица умножения, HTML, JAM, автоматизация функций, ИКТ, классификация, начальная школа, процесс, хранение информации.


Задать вопрос