В современном мире человек окружен полем информационных технологий и информации. С каждым годом возрастает объем информации, необходимой человеку, и имеющей различную природу, в связи с этим постоянно приходится внедрять новые методы и средства обработки информации, более усовершенствованные и актуальные. Также с каждым годом применяются ужесточенные требования к хранению информации и обеспечению ее безопасности.
Неотъемлемой частью жизни любого человека является образование, которое выступает в роли источника знаний и сферы для их применения. Для того, чтобы образование было качественным, оно должно подстраиваться под современное общество, соответственно в него должны внедряться новые информационные технологии.
Одной из характеристик информатизации образования является процесс массового распространения и совершенствования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Данные технологии активно применяются для обеспечения передачи информации от учителя к обучающемуся и наоборот, а также служат для обеспечения их взаимодействия (дистанционное обучение). К современному педагогу помимо требования знать свой предмет, добавляется еще и требование владеть ИКТ.
Что же такое информационно-коммуникационные технологии? Обратимся к словарю Д. Н. Ушакова, который дает определение технологии в широком смысле:
«Технология, (от греч. techne — искусство и logos — учение). Совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие» [1].
Для того, чтобы услышать более узкое определение данного слова, обратимся к более узкоспециализированному Финансовому словарю Финам:
«Технология — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами”. [2].
Исходя из данных определений информационными технологиями можно назвать некие новые способы обработки и преобразования информационного потока.
Обратимся к Новому словарю методических терминов и понятий:
«Информационно-коммуникационные технологии — совокупность методов, процессов и программнотехнических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации» [3].
Исходя из данного определения можно сделать вывод, что главным устройством ИКТ является какое-либо современное устройство, которое способно обработать информацию и на котором установлено соответствующее программное обеспечение. В качестве данного устройства может выступать компьютер, планшет, современный смартфон.
Рассмотрим с каких точек зрения можно классифицировать информационные технологии.
- Классификация по области решаемых задач:
– мультимедиа-технологии — компьютерные технологии, которые одновременно используют несколько информационных сред: графика, видео, текст, анимация, звук (презентации, фильмы, интерактивные тренажеры);
– телекоммуникационные технологии — технологии обеспечивающие передачу и хранение информации (компьютерная сеть);
– CASE-технологии (Computer Aided Software Engineering) — набор инструментов и методов программной инженерии для проектирования программного обеспечения. (разработка приложений JAM, менеджер транзакций Tuxedo);
– технологии защиты информации;
– геоинформационные технологии;
– технологии искусственного интеллекта.
- Классификация по предметной деятельности:
– технологии организационного управления (автоматизация функций управленческого персонала);
– технологии управления технологическими процессами (автоматизация функций производственного персонала);
– технологии автоматизированного проектирования (построение моделей, производство расчетов);
– образовательные технологии.
- Классификация по типу обрабатываемой информации (является условной, так как многие информационные технологии многозадачны, например в текстовом редакторе можно производить вычисления и обрабатывать графическую информацию):
– технологии обработки данных (табличные процессоры, СУБД);
– технологии обработки текста (текстовые процессоры);
– технологии обработки графики (графические процессоры);
– технологии обработки знаний (экспериментальные системы);
– технологии обработки объектов реального мира (средства мультимедиа)
- Классификация по типу пользовательского интерфейса:
– Командный интерфейс — выдача на экран системного приглашения для ввода команды.
– WIMP-интерфейс — выдача экран окна, содержащего образы программ и меню действий, для выбора которых используется указатель мыши.
– SILK-интерфейс — выдача на экране информации по речевой команде. По смысловым связям происходит перемещение от одних поисковых образов к другим.
- Классификация средств ИКТ по области методического назначения
Отдельно остановимся на этой классификации и приведем примеры программ, которые возможно реализовать в школе.
- Обучающие программы — практически все программы, используемые на уроках в образовательном учреждении, можно отнести к обучающим.
- Тренажеры — используются для тренировки различных навыков, начиная с тренировки памяти и заканчивая обширными тренировками.
«Тренировка памяти” (числовые ряды) — программа выводит на экран числовые ряды, которые нужно запомнить и в точности повторить при вводе;
Компьютерный тренажер для начальной школы «Математический Тетрис» — позволяет закрепить таблицу умножения в игровой форме.
- Информационно-поисковые и справочные — в данный раздел можно отнести программы, направленные на поиск информации.
Cool Reader, предназначенна для чтения электронных книг и художественной литературы.
HTML Help Workshop — позволяет создавать файлы справок, инструкций, электронных книг.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия — большая электронная энциклопедия.
- Демонстрационные — используется для демонстрации работы, либо устройства каких-либо изучаемых явлений.
Геометрические тела — содержит трехмерные динамические модели геометрических тел.
Задачи на движение — содержит условие задачи с его визуализацией и подробным объяснением.
- Имитационные — позволяют имитировать какое-либо явление, либо процесс, для последующего его изучения.
City Car Driving — эмулятор вождения, для сдачи экзамена в ГИБДД.
Surgeon Simulator — симулятор хирурга.
- Лабораторные — программы, позволяющие проводить опыты и эксперименты, включают в себя комплекс демонстрационных и измерительных программ.
Виртуальные лабораторные по физике — содержит теоретический материал по каждой работе, необходимое виртуальное оборудование для проведения работы и выполнения измерений, а также поля для ввода измерений.
Виртуальные лабораторные по химии — аналогична вышеописанной программе.
- Моделирующие — позволяют создавать модели каких-либо процессов, предметов, для их изучения. Похожи на демонстрационные программы, но более функциональны.
Dia — программа, предназначенная для построения различных видов диаграмм.
Компьютерная программа для начальной школы «Часовщик” — создает модели аналоговых часов, по которым нужно определить время и вписать его в соответствующее окно.
КОМПАС-3D — позволяет создавать, отрывать, редактировать различные модели.
TinkerCAD — геометрическое 3D — моделирование.
- Расчетные — позволяют проводить монотонные расчеты.
Free Stopwatch — секундомер, который может использоваться для подсчета времени на различных мероприятиях (спортивные соревнования, лабораторные работы, выполнение заданий на компьютере и т. д.)
PRO100 — программа для расчета материалов для выполнения проектов по трудовому обучению.
- Учебно-игровые — программы, объединяющие в себя все вышеперечисленные программы, но с добавлением элементов игры, больше подходят для детей младшего школьного возраста.
Электронное пособие по математике программа-тренажер «Мудрая Сова» для развития навыков счета.
Таблица умножения в мультиках 2.0 — позволяет поэтапно учить таблицу умножения, содержит много анимации, а также контрольные материалы.
Игра «Физика на 5» — аналог игры «Кто хочет стать миллионером»
- Управленческие — программы, используемые для помощи в управлении организацией.
Wise Doc Manager — программа, которая может использоваться секретарем школы. Цель программы — помощь в управлении и регистрации бумажных документов.
Контроль исполнения поручений — может использоваться не только учителями, но и управляющим составом школы. Позволяет редактировать текст поручений, определять временные промежутки для выполнения, строить отчеты.
Литература:
- Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935–1940.
- Финансовый словарь Финам.
- Ширинкина С. Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе/ http://festival/1september.ru/articles/579575
- Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. / http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf