Общение и его особенности у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 09.06.2019

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Носова К. А. Общение и его особенности у младших школьников // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 190-192. — URL https://moluch.ru/archive/261/60385/ (дата обращения: 21.07.2019).



Известно, что общение — основная, самая интересная и существенная сторона жизни человека. Этой статьей хотелось бы обратить внимание на особенности общения в период младшего школьного возраста, когда закладывается фундамент этих сложных навыков, отражающийся на качестве всей последующей жизни человека.

Ключевые слова: общение, межличностное общение, младший школьный возраст, учебная деятельность, деловое общение, совместная деятельность.

Актуальность проблемы взаимоотношений между людьми всегда существовала в обществе. На современном этапе развития информационного общества, проблема обращения людей друг с другом выявляет свои противоречия. Условия нового времени способствуют появлению опосредованного общения с помощью новых технологических средств (телефонной связи, сети интернета, видео и аудиотехники и т. д.), что приводит к появлению новых моделей поведения среди людей. Происходит замещение живого общения, что находит отражение во всех сферах жизни общества, причем его эффективность ничем нельзя заменить.

В связи с этим возникает задача сохранения огромного багажа теоретических и эмпирических знаний, связанных с вопросами «классического» общения; широкого внедрения их в массы; дальнейшего изучения и внедрения их в педагогическую деятельность, ориентируясь на период младшего школьного возраста во время которого целесообразно формировать коммуникативные навыки.

Исторически общение прошло свою эволюцию от непосредственного «традиционного» общения «лицо в лицо» до коммуникации. Понятие коммуникации (communicatio — от лат. общение, сообщение, передача.) и общения часто отождествляют, общим для них является процесс передачи информации от человека к человеку с помощью различных средств. Коммуникация является социально-обусловленным процессом, информация в нем передается посредством использования различных знаковых систем письменности, технических средств связи и т д.) и по разным речевым(вербально) и неречевым (невербально) каналам в процессе межличностного общения [3].

Еще со времен античности вопросам общения древние философы (Сократ, Платон, Аристотель) уделяли пристальное внимание. В их трудах можно найти много практических советов по подготовке детей к риторическому искусству. Общение — диалог в этот период было «эталонной формой взаимовоспитательных человеческих контактов» [4]. На протяжении веков разрабатывалась педагогика действий с выделением различных компонентов общения, изучались различные способы взаимодействия друг с другом.

Общение как широкое понятие изучено с разных сторон. Наиболее важными его характеристиками является стандарт из содержания, целей, структуры, средств, видов. уровней и т. д. Содержанием общения является информация, которая передается человеком, называемым коммуникатором и получается реципиентом. В ней могут быть любые сведения, включающие знания, мнения, идеи, интересы, настроения и чувства. Для процесса общения важно принять сообщение или посыл, осмыслить его, дать ответ, прийти к совместному решению или действию.

Исходя из заявленной темы, из многочисленных определений понятия общения, мы выбрали следующее:

Общение — «есть процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг с другом, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности» [2].

Общение является сложным сложны многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми (межличностное) и группами (межгрупповое), порождаемое потребностями совместной деятельности. Структура общения включает три взаимосвязанных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен деятельностью) и перцепцию (восприятие и понимание партнера) [1].

Вызывает тревогу тот факт, что при использовании технических средств общения нередко страдает перцептивная сторона. Часто сообщение при коммуникации монологично, осуществляется без органов чувств, когда не видим, не осязаем человека. Возможна виртуально надуманная рефлексия, приводящая в дальнейшем к осложнению отношений, если характер воздействия не привел к ожидаемому эффекту или получил нежелательную оценку.

Для периода младшего школьного возраста от 6 до 10 лет, границы которого совпадают с обучением в начальной школе, наиболее приемлемыми являются такие виды общения как личностное и деловое. В этот период в разноплановом общении и новой учебной деятельности реализуется весь потенциал ребенка. В учебной деятельности, направленной на саморазвитие, происходит усвоение новых знаний и умений. С помощью делового общения ребенок учится налаживать контакт и развивать свои коммуникативные способности, потому как деловое общение характеризуется взаимодействием между людьми, которые выполняют совместную работу или учувствуют в одном виде деятельности. С поступлением в школу общение становится социально-ориентированным, обслуживающим потребность в выполнении важных дел, способствующим организации общественных форм жизни.

Среда, в которой формируется личность ребенка в основном включает быт, неформальную обстановку и школу, где используется межличностное общение. Межличностное общение связано с непосредственным контактом людей в группах и парах. Оно подразумевает знание непосредственных особенностей партнера и наличие общего опыта деятельности, переживания и понимания. Новая социальная роль, права и обязанности накладывают отпечаток на взаимоотношения с родителями, взрослыми (в том числе учителями) и сверстниками. Активную позицию ученик может проявить только с помощью взрослых и сверстников.

В семье ребенка учат подчиняться новым правилам жизни в школе. Правильное отношение к ребенку со стороны семьи определяет состояние и развитие чувства собственного Я, чувства личности.

В школе происходит глубокое личностное отношение между учеником и учителем, который выступает общим нравственным ориентиром и пользуется беспрекословным авторитетом. Общение с учителем организует и учебную деятельность, и все формы деятельности в школе: внеклассную и внешкольную работу, общие дела. В соответствии с возложенными на него обязанностями, индивидуальными особенностями и намерениями ребенок занимает определенное место в коллективе.

Иногда в межличностных отношениях со взрослыми встречаются неравноправные «субъект-объектные» отношения с авторитарным стилем общения, что нередко приводит к неудовлетворению потребности ребенка в признании и поддержке и неблагоприятно сказывается на его развитии.

Нас же прежде всего интересует диалоговое общение-равноправное субъект-субъектное взаимоотношение, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации цели каждого из партнеров. Эти условия чаще реализуются в отношениях со сверстниками, что является главным условием психического развития личности [6]. Как правило совместная деятельность именно в отношениях рождает новую детскую общность.

Литература:

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева — М.: Аспект Пресс, 1999. — 375 с.
  2. Бодалев, А. А. Личность и общение: избр. труды / А. А. Бодалев — М.: Педагогика, 1983. — 272 с.
  3. Бориснев, С. В. Социология коммуникации: Учебн. Пособие для студентов вузов / С. В. Бориснев — М.: ЮНИТИ, 2003. — 269 с.
  4. Вайман С. Т. Человеческая целостность в перипетиях диалога // Человек. — 1994. — № 3. — С. 11–21.
  5. Немов, Р. С. Общие основы психологии: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р. С. Немов. — Москва: Просвещение: Владос, 1994. — 576 с.
  6. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. — Томск: Пеленг, 1993. — 270 с.
  7. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии — 1971. — № 4. — С. 6–20.


Задать вопрос