В работе анализируются основные подходы к определению термина организованная преступность, а также представлены отличительные особенности явления организованной преступности, позволяющие разграничивать от других видов преступности.
Ключевые слова: преступные сообщества, права и свободы человека и гражданина, криминальная обстановка, организованная преступность.
In work the main approaches to definition of the term organized crime are analyzed and also the distinctive features of the phenomenon of organized crime allowing to differentiate from other types of crime are presented.
Key words: criminal communities, rights and freedoms of the person and citizen, criminal situation, organized crime.
Актуальность изучения данного вопроса обусловлена повышенным уровнем общественной опасности явления организованной преступности, а также увеличением числа случаев совершаемых преступлений такого порядка [1]. Наряду с этим, в силу отсутствия легального закрепления рассматриваемого термина в юридической доктрине вызывает споры определение сущности организованной преступности и выявление ее отличительных черт.
Основой для разграничения организованной преступности от иных существующих видов является наличие определенной степени организации среди ее участников в ходе осуществления противоправной деятельности [2]. При этом следует отметить, что зачастую такая организованность может не иметь единой идеологической направленности, что приводит лишь к единственной цели существования такой преступной группы, как получение прибыли незаконным способом и установление экономического господства в определенной сфере деятельности.
Иным признаком организованной преступности выступает установление иерархической системы взаимодействия участников с разграничением ролей. Именно данный признак является характерным исключительно для организованной преступности и позволяет удостовериться в многочисленности преступной группы.
В качестве иного признака в юридической науке презюмируется деятельность преступных формирований неразрывную во времени и преемственному по своему характеру. Иными словами, организованная преступность обладает признаком устойчивости существования и в случае выбывания одного из членов группы способна к регенерации и перераспределению существующих ролей. При этом замена выбывших участников производится как за счет ранее несудимых лиц, так и с привлечением освободившихся из мест лишения свободы или подвергнутых иным видам уголовной ответственности.
Особое значение для характеристики преступной группы также имеет ярко принадлежность участников к организованным преступным формированиям родственного, этнического или криминального характера с возможностью специализации осуществляемой деятельности.
Необходимо отметить, что в юридической доктрине существуют также и иные признаки, характеризующие статус организованной преступности в системе существующих преступлений (в некоторых источниках можно встретить от 3 до 20 признаков при их классификации на основные и дополнительные). Однако в силу ранее изложенного следует обратиться к анализу существующих определений организованной преступности в целях установления единого всеобъемлющего понятия. В частности, в доктрине существуют следующие подходы к определению организованной преступности:
- Деятельностный, в рамках которого данное определение рассматривается с позиции организованной преступной деятельности, осуществляемой участниками преступного формирования. При этом основной акцент уделяется деятельности, не являющейся тождественной понятию преступления, закрепленному УК РФ [4].
- Криминологический, раскрывающее социальную сущность и особенности как особой формы преступности;
- Правовой — отличающийся формализованностью, краткостью и акцентированностью на правовых составляющих.
При этом некоторые авторы утверждают о том, что понятие организованной преступности может существовать только в криминологическом смысле [5].
Кроме того, исследователи предлагалось внести изменения в положения УК РФ, определяющие на законодательном уровне понятие организованной преступной деятельности. В рамках проекта Федерального закона № 946006–1 «О борьбе с организованной преступностью» преступная деятельность определялась в качестве «системы деяний с заранее обдуманным умыслом по приготовлению, покушению, совершению одного или более преступлений, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ или настоящим Федеральным законом, а также по легализации и приумножению преступных доходов, созданию иных благоприятных условий для совершения преступлений» [3]. Однако в силу различного рода причин указанный законопроект так и не был реализован и существующая проблема в отсутствии легального термина продолжает существовать.
Таим образом, подводя итоги вышеизложенному, следует определить организованную преступность в качестве самостоятельной иерархической сплоченной организации в виде групп или объединения групп, существующая в целях получения прибыли незаконными способами с применением насилия или угрозой его применения.
Литература:
- Долгова А. И. Деятельность прокуратуры по борьбе с терроризмом: Общая часть: учеб. пособие / А. И. Долгова; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2012.
- Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции: Мировой криминологический анализ / Лунеев В. В. — М.: Норма, 1997. — 525 c.
- Проект Федерального закона N 94800648–1 «О борьбе с организованной преступностью»// СПС «КонсультантПлюс».
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. — Собр.законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Христюк А. А. Понятие и признаки организованной преступности. Организованная преступная деятельность. // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 335. С.109–112.