Система государственного управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Сулейманова Д. Р. Система государственного управления земельными ресурсами в Республике Башкортостан // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 309-311. — URL https://moluch.ru/archive/261/60358/ (дата обращения: 21.07.2019).



Земельные ресурсы, являясь основой национального богатства, основным потенциальным источником экономического роста страны, в силу своих природных и экономических свойств, представляют особый объект социально-экономических и общественно-политических отношений.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года [2] государственная политика в сфере развития земельных и имущественных отношений в регионе неразрывно связана с основными ориентирами развития бюджетной сферы и направлена на дальнейшее повышение социального благополучия и качества жизни населения, обеспечение интенсивного развития экономики, повышение ее инновационного наполнения, сохранение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы, повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

В этой связи возникает необходимость создания условий для обеспечения роста доходной базы местных бюджетов за счет увеличения налоговых поступлений от эффективно работающих субъектов хозяйствования, земельного налога, налога на имущество физических лиц. С учетом обозначенных ориентиров одним из основных направлений бюджетной политики является обеспечение условий для эффективного управления и развития земельного и имущественного комплексов Республики Башкортостан в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

На основе анализа мирового опыта, проведенного C. В. Козловой, автор отмечает следующие базовые характеристики систем управления земельными ресурсами:

− система действует на основе тщательно разработанного законодательства;

− существуют детально отработанные и законодательно закрепленные процедуры регистрации;

− система является государственной и централизованной с делегированием некоторых полномочий на места;

− в большинстве систем поддерживаются единые стандарты обмена данными;

− кадастровые системы постоянно изменяются с учетом изменения экономической ситуации;

− реестры являются открытыми для публичного доступа [3, с. 24].

Основой любой отрасли являются нормативно-правовые акты, регулирующие ее деятельность. Полномочия по принятию законов в области земельных отношений, установлению порядка владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан и иные полномочия, переданы Государственному Собранию — Курултаю Республики Башкортостан.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, является закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 г. № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан». Им определены полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления республики в области земельных отношений; установлены особенности перевода земель из одной категории в другую и порядок предоставления, изъятия земель, резервирования и переоформления прав на землю в Республике Башкортостан, особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и иное [1].

Глава Республики Башкортостан, наряду с иными полномочиями, определяет уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений. Так, республиканский орган исполнительной власти — Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, совместно с территориальными органами, образует единую систему органов по приватизации, управлению и распоряжению земельными ресурсами и государственным имуществом.

Следует отметить наделение широкими полномочиями в области земельных ресурсов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), территориальные органы которой осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного контроля.

В 2018 году общая площадь земельного фонда по состоянию на 01.01.2019 в республике составила 14294,7 тыс. га, распределение земель по категориям показывает преобладание в структуре земельного фонда земель сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится 50,9 %, а также земель лесного фонда — 40 %. На долю земель населенных пунктов приходится 4,7 %, при этом города и поселки городского типа занимают площадь 215,2 тыс. га или 1,5 % [4, с. 168].

Прослеживая тенденцию изменения площади распределения земельного фонда, можно отметить, что по сравнению с данными по состоянию на 01.01.2018, произошло уменьшение площади преобладающей категории земель — сельскохозяйственной, и увеличение площади земель населенных пунктов. Изменения в структуре земельного фонда связаны, в основном, с предоставлением земель для несельскохозяйственных целей (в частности, происходили расширения границ сельских и городской населенных пунктов для изыскания площадей для предоставления земельных участков льготным категориям граждан), изменением (установлением) границ населенных пунктов согласно утвержденным и согласованным Правительством Республики Башкортостан генеральным планам, учтенным в Едином государственном реестре недвижимости.

Законодательство в области государственного управления земельными ресурсами постепенно дополняется новыми положениями. Корректируются перечни целевых индикаторов и показателей, план реализации и финансовое обеспечение государственной программы, однако, все так же не предусматриваются этапы реализации задач, постановленных в данной программе, в связи с чем отсутствует возможность осуществления контроля за ее выполнением, не предусматриваются критерии оценки эффективности данной программы и ее результатов. Обозначенная еще при принятии указанной программы проблема в сфере управления объектами нежилого фонда, связанная с наличием большого количества объектов незавершенного строительства, не вовлеченных в оборот, решается в замедленном темпе, бюджет республики не поступает возможный доход от реализации такого имущества и земельного участка, на котором оно расположено.

Существуют также и положительные стороны. Большое внимание уделяется эффективности использования земельных ресурсов в части, касающейся обеспечения роста доходов от сдачи в аренду земельных участков в бюджеты всех уровней. Ответственное за реализацию некоторых задач программы Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан совместно с органами местного самоуправления Республики Башкортостан ежегодно обеспечивает совершенствование методики расчета арендных платежей за землю, индексацию арендных ставок с учетом индекса потребительских цен, выполнение работ по актуализации кадастровой стоимости земель различных категорий.

За 2018 и начало 2019 года наблюдается значительный вклад в развитие инвестиционного потенциала республики, неразрывно связанным с управлением земельными ресурсами. Постановлением Правительства Башкортостан от 15 мая 2018 года № 204 [2] определено положение, определяющее порядок рассмотрения документов, обосновывающих инвестиционные проекты, предусматривающие размещение объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения; порядок определения соответствия инициатора инвестиционного проекта и проекта условиям и критериям, установленным законами Республики Башкортостан; порядок и условия заключения соглашения об обеспечении выполнения социальных обязательств и соблюдения условий предоставления земельного участка без проведения торгов.

Литература:

  1. Закон Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» // Профессиональная справочная система «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/935102453 (дата обращения: 06.06.2019);
  2. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009 № 370 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года» // Профессиональная справочная система «Кодекс». URL: http://docs.cntd.ru/document/935117825 (дата обращения: 06.06.2019);
  3. Козлова C. В. Земельные ресурсы как объект государственного управления: мировые подходы и направления развития // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. — 2017. — № 1. — С. 23–35.;
  4. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Республике Башкортостан в 2018 году // Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан — 247 с. URL: https://rosreestr.ru/upload/to/respublika-bashkortostan/GZK/!н %докл %за %2018.pdf (дата обращения: 06.06.2019).


Задать вопрос