Стратегии игрового взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в период предшкольной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 августа, печатный экземпляр отправим 7 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Якубович Ю. П., Зедгенидзе В. Я. Стратегии игрового взаимодействия воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста в период предшкольной подготовки // Молодой ученый. — 2019. — №23. — С. 402-406. — URL https://moluch.ru/archive/261/60355/ (дата обращения: 23.07.2019).



В настоящий период в системе общественного и семейного дошкольного образования продолжает прослеживаться тенденция ускорения темпов развития детей в период дошкольного детства, при этом по — прежнему, центром образовательной работы на всех уровнях остается овладение детьми конкретными знаниями, умениями и навыками. Зачастую, в погоне за результатами индивидуальность ребенка, его уникальность и своеобразие остается незамеченными. Несмотря на то, что сейчас существует множество различных комплексных образовательных программ, однако при подготовке ребенка к школе самым главным все — таки считается научить ребенка читать, считать и писать и недостаточное внимание уделяется детским играм: самостоятельной игре ребенка, особенно сюжетно-ролевой, которая лежит в основе развития всех его психических функций, становления произвольного контроля, развития речи, памяти, мышления.

Педагогам и психологам хорошо известно, что сюжетно-ролевая игра — это один их основных путей развития дошкольника, она способствует развитию самостоятельности, творчества и центрального новообразования дошкольного возраста — воображения ребенка. Понятно, что с помощью игры не могут решаться все проблемы развития, поэтому игра, как правило, используется как форма реализации особой развивающей задачи.

Создание условий для развертывания игровой развивающей среды, особенно в период подготовки детей к школьному обучению, должно стать первостепенной задачей не только педагогов в детском саду, но и родителей.

Известно, что играющий ребенок и играющие дети — это разные по психолого-педагогической сути явления. По мнению Г. Л. Лэендрет: «…ключом к росту являются именно отношения, а не использование игрушек или интерпретация поведения»

Психологами доказано, что для развития недостаточно окружить ребенка игрушками, играми, необходимо еще и организовать игровое взаимодействие детей и педагогически целесообразно направить игру. Преимущественное большинство рекомендаций для воспитателей и родителей по игровому обучению и развитию детей раскрывают сюжетное сопровождение игр, аналитические выкладки о преимуществах тех или иных игр для развития определенных способностей, качеств, но собственно взаимоотношения, определяющие эффекты развития, остаются за рамками рассмотрения и предоставлены на усмотрение взрослого.

Игровое взаимодействие должно рассматриваться как одно из важнейших социально-педагогических условий культуросообразного взросления и обретения жизненно важных способностей личностной самореализации в деятельности и в социуме.

При организации наблюдения за проявлениями личности и деятельностных способностей ребенка в игровом взаимодействии, педагог и родители могут занимать различные дистанционные позиции.

Так, когда взрослый находится в положении внешнего отстраненного наблюдателя, ребенку предоставляется возможность самому выбрать игру, поиграть, поговорить, пофантазировать. Позиция наблюдателя позволяет обнаруживать важную способность ребенка — его самоорганизацию и развитие внутреннего плана деятельности. Кроме того, взрослые могут наблюдать как проявляется личность ребенка, насколько он настойчив, способен сосредоточиться на достижении результата, склонен делиться успехом и отвечать за неудачи. В ситуации внешнего отстраненного наблюдения может фиксироваться эмоциональное состояние ребенка — раздражительность, тревожность, инертность или наоборот импульсивность реагирования и т. п.

Характер игрового поведения может способствовать раскрытию особенности мышления ребенка — его направленность на исследовательские действия, устойчивость при решении трудно разрешимых ситуаций, аналитичность, а также качества планирования и контроля за соответствием промежуточного результата конечной цели.

Склонность ребенка обнаруживать скрытые свойства предметов и ситуаций, осмысливать внутренние связи и закономерности, использовать выявленные зависимости, перенося их на другие предметы или ситуации, в последствии закладывают основу мотива учения, целенаправленности и могут предопределить настойчивость в освоении элементарного уровня грамотности в школе.

Другая позиция, когда педагоги и родители включаются в игру как партнеры ребенка, может характеризоваться как исследовательская позиция, которая позволяет не только войти в эмоциональное соприкосновение, но и выстраивать ситуации, провоцирующие ребенка проявить свои личностные качества и деятельностные способности. Совместная игровая деятельность может сближать партнеров, создавать доверительность и дружественность. Но наблюдение изнутри позволяет педагогу или родителю увидеть личность ребенка с точки зрения его отношения к взрослому миру — конформное, потребительское, спекулятивное, манипулирующее, дистантное, уважительное и т. д., что в конечном счете представляет собой отражение отношений к ребенку окружающих взрослых и семьи. Для педагога это важное наблюдение, так как дает конкретный материал для работы с семьей.

Как показывает практика, регулярное проведение игр разной направленности в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста, оказывает положительное влияние на формирование благоприятного микроклимата в группе, на установление дружеских контактов среди сверстников. Поэтому педагоги начинают использовать социально-психологические игры (интерактивные) еще на этапе адаптации ребенка к новому коллективу. К примеру, первую игру «Здравствуйте дети!» педагог проводит вместе с детьми и их родителями. Ведущей целью этой игры является обеспечение плавного режима протекания адаптационного периода для детей в условиях детского сада. Кроме того, в течение года при помощи психологических игр на сплоченность и толерантность в группе, на развитие конгруэнтности и эмпатии активно может организовываться не только досуг детей, но и поддерживаться благоприятный микроклимат в группах.

На занятиях с помощью интерактивных игр дети должны учиться заводить новые знакомства, понимать друг друга, помогать и чувствовать настроение товарища и взрослого. Вот некоторые из них:

Игра «Сладкий договор»

Цель: научить детей решать не значительные проблемы путем переговоров, принимать совместные решения, развивать способность принимать обдуманные решения проблемы, а не быстрые и в свою пользу.

Ход игры: В этой игре у каждого игрока в руках по одному сладкому угощению (это может быть печенье, сушка и т. п.), а в каждой паре детей — по одной салфетке.

Условия игры: Дети сидят в кругу. По просьбе педагога дети садятся друг против друга и смотрят друг другу в глаза. Между ними на салфетке лежит сладость, которую трогать нельзя. В этой игре есть одна проблема. Чтобы получить сладость им сначала надо выбрать партнера и решить с ним проблему, которая заключается в том, что сладость может получить только тот, чей партнер добровольно откажется от печенья и отдаст его напарнику. Это правило, которое нельзя нарушать. Дети должны договориться между собой, кто возьмёт сладость, но без согласия своего партнера печенье брать нельзя. Если согласие получено, то печенье можно взять».

За детьми наблюдает воспитатель, отмечает, как они действуют, какое решение принимают. Одни дети могут сразу съесть печенье, получив его от партнера, а другие печенье разламывают пополам и одну половину отдают своему партнеру. Некоторые долго не могут решить проблему, кому же все-таки достанется печенье.

Для продолжения игры, воспитатель создает ещё одну проблемную ситуацию. Он предлагает каждой паре еще по одному печенью, и просит детей принять решения как поступить с ним на этот раз. Педагог наблюдает, что и в этом случае дети действуют по-разному. Те дети, которые разделили первое печенье пополам, обычно повторяют эту «стратегию справедливости». Большинство детей, отдавшие печенье партнеру в первой части игры, и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

Вопросы для обсуждения:

– Ребята, кто отдал печенье своему товарищу? Скажите, как вы себя при этом чувствовали?

– Кто из вас хотел, чтобы печенье осталось у него? Что вы делали для этого?

– Чего вы ожидаете, когда вежливо обращаетесь с кем-нибудь?

– В этой игре с каждым обошлись справедливо?

– Кому меньше всего понадобилось времени, чтобы договориться и принять решение?

– Как иначе можно прийти к единому мнению со своим партнером?

– Какие слова вы говорили, чтобы убедить партнера согласится отдать печенье?

Игра «Коврик мира» (если в группе есть конфликтные дети, то наличие «коврика мира» побуждает их отказаться от драк, споров и слез, так как есть возможность на коврике обсудить проблему друг с другом).

Цель: учить детей умению договариваться и вести конструктивный диалог в разрешении конфликтной ситуации.

Условия игры: Для игры необходима ткань размером 90 Х 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, различные украшения, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку и начинает беседу с детьми. Просит рассказать, о чем они иногда спорят друг с другом, с кем из ребят в группе чаще всего возникают споры, какие чувства они испытывают после споров. Предлагает детям высказать предположение по поводу того, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? (идёт обсуждение). Затем педагог предлагает украсить кусок ткани, написать свои имена, превратив ткань в «коврик мира». Этот «коврик мира» должен стать в группе символом дружбы, бережного и доброжелательного отношения друг к другу. Но если возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

Далее педагог предлагает обыграть и обсудить ситуацию. Он говорит: Представьте себе, что Настя и Камилла хотят взять эту игрушку поиграть, но она одна, а их — двое. Девочки обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре). Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?»

Практика показывает, что этот процесс имеет очень большое воспитательное значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда возникает спор, они смогут использовать его для разрешения конфликта. «Коврик мира» необходимо использовать именно с целью найти способ договориться и помириться. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. Использование «коврика мира» может придать детям внутреннюю уверенность и помочь им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблемы. Это прекрасная возможность избежать вербальной или физической агрессии.

По истечении определенного времени с детьми можно обсудить:

Почему так важен для них «коврик мира»?

— Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

— Почему недопустимо применение в споре насилия?

— Что вы понимаете под справедливостью? и т. д.

В работе с дошкольниками воспитателю необходимо использовать не только сюжетно-ролевые, развивающие игры, игры-драматизации содержание и сюжет которых учит детей доброжелательному отношению друг к другу, взаимопомощи и дружбе, но и проигрывать отрывки из художественных произведений с обсуждением и научением социально приемлемым образцам поведения в каждом конкретном случае (игра «Волшебный ключ», игровой прием «Домовёнок в группе» — написание записки с заданием от Домовёнка) и т. д.

Важным моментом в организации игрового взаимодействия с детьми, является ситуация, когда воспитатель становится соучастником игры. Воспитатель получает возможность усложнять правила игры, включать проблемные ситуации для того, чтобы на основе включенного наблюдения определять степень активности детей, проявление их волевых, эмоциональных качеств и в случае необходимости оказать дозированную помощь при решении сложных задач в игре. Посильные игровые задания, не перегружающие умственную деятельность, открывают в ребенке особенности социального мышления — как и с кем он переживает успех, как ведет себя по отношению к неуспешным детям.

В ситуации, когда воспитатель выступает в роли организатора игры, ему нужно уметь создавать управляемую систему взаимодействий детей, всех участников игры — распределять роли, выстраивать предметно-пространственную среду, размещать в ней детей определенным образом, следить за соблюдением правил игры, взаимоотношений, оценивать и регулировать ход игры. При таком включении в игру авторитарная позиция воспитателя неизбежна потому, что иначе не осуществиться акт руководства игрой. В этом случае у воспитателя также есть свои преимущества: он может наблюдать проявляют ли дети способность к неагрессивному поведению, дружелюбию, взаимопомощи, умение регулировать своё эмоциональное состояние, понимание и подчиненность субординации, социальные приоритеты.

Если воспитатель берет на себя роль комментатора игры, то помогает играющим детям осознавать, осмысливать происходящее, формулируя свои впечатления, оценки, мягко регулируя ситуацию шутками, вопросами, парадоксальными замечаниями, раскрывающими перед детьми возможное развитие их действий. Это ещё более «включенная» позиция, чем роль стороннего наблюдателя. Она позволяет воспитателю поступать компромиссно, при этом, формально не участвуя, влиять на игровое действие в случае конфликта или неконструктивного течения игры.

Так или иначе, любая позиция воспитателя относительно игрового процесса детей обладает своими преимуществами для наблюдения и получения представления об эффективности игровых действий, игрового общения детей.

С педагогической точки зрения у каждой позиции есть свои положительные и слабые стороны. Как показывает практика, наиболее информативными для воспитателя будет подвижное изменение своей наблюдательской, исследовательской позиции и включение в игры детей с разной степенью участия. Коммуникативная гибкость и артистизм должны стать профессионально значимыми качествами для создания игровой предметно-развивающей среды для детей с разными индивидуальными способностями и возможностями. Способность воспитателя в работе с детьми гибко менять педагогическую стратегию позволяет наделить игровое взаимодействие с ними такими развивающими функциями как:

– организация эмпатического общения с целью накопления опыта понимания другого (эмоциональной идентификации);

– создание условий для переживания в игре каждым ребенком чувства собственного достоинства, приобретения этического навыка достойно проигрывать или не оскорблять своей удачей сверстника;

– установка ограничений в игре позволяет ребенку научиться понимать и выполнять инструкции, соблюдать правила, запреты, выполнять их без ущерба для психологического благополучия и самочувствия.

В настоящее время в соответствии с Федеральными образовательными стандартами дошкольного образования в период предшкольной подготовки старших дошкольников актуальной задачей является формирование у детей активной жизненной позиции. Одним из эффективных средств, способствующих развитию у детей социально-нравственных качеств личности, воспитатели широко используют социально-направленную трудовую деятельность.

В качестве организационных форм формирования нравственных качеств личности, лежащих в основе активной жизненной позиции, в нашей группе выступают: кружок «Школа добрых волшебников», ведущей целью которого является индивидуальное и социальное развитие детей. На занятиях в «Школе добрых волшебников» дети учатся быть справедливыми, доброжелательными, честными и отзывчивыми по отношению к окружающим. Ребята знакомятся с этими качествами через истории из жизни, литературные произведения, участвуют в тренинговых занятиях по научению установлению новых дружеских контактов с другими детьми и т. д. Кроме того, на занятиях с детьми в группе педагоги обсуждают само понимание справедливости, честности, совести, доброжелательности. Например, чтобы разделить фрукты между детьми, мы играем в игру «Скажи, кому»? — когда один из ребят отворачивается от всех, а другой поднимает какой-либо фрукт и спрашивает: «Скажи, кому?». Первый ребенок должен назвать имя одного из воспитанников группы — эта игра позволяет не обидеть никого из детей, а также объяснить на практике, понятие справедливость. Для развития навыков доброжелательности мы играем в игру «Ласковые слова» или «Волшебный стул». Ребята по кругу (или по желанию усаживают одного из воспитанников группы на «волшебный стул») дарят друг другу комплименты.

При формировании таких качеств личности, как целеустремленность и трудолюбие наиболее яркой формой социально-направленной трудовой деятельности является Кулинарный класс. Здесь, педагоги с опорой на коллективный труд (выпекание пирогов, печенья, приготовление салатов и бутербродов), развивают также в детях чувство взаимовыручки/взаимопомощи. Кулинарный класс воспитывает в детях целеустремленность за счет самого процесса приготовления блюда, приучает детей соблюдению санитарно-гигиенических норм. Также, педагог на занятиях кулинарного класса подводит детей к пониманию того, что приятно поделиться тем, чему ты научился сам (обмен рецептами с родителями и сотрудниками), а также тому, как приятно угостить окружающих тем, что приготовил сам (угощение детей из других групп, сотрудников и родителей). Конечно же, Кулинарный класс позволяет обучать и закреплять у детей нормы и правила этикета. Развивать у детей трудолюбие и отзывчивость нам также позволяет изготовление кормушек для птиц в зимнее время года.

Огромную роль в формировании активной жизненной позиции играет участие воспитанников нашей группы в деятельности сообщества «Открытые сердца». Мы регулярно поздравляем ветеранов ВОВ с праздниками, готовим для них поделки и выпекаем печенья.

Интересна и такая форма работы, как организация деятельности мастерских, когда дети вместе с родителями и педагогами чинят игрушки, подклеивают книги и коробки для игр. Кроме того, в мастерских дети вместе с родителями изготавливают игрушки для елки, шьют костюмы.

Литература:

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва. 2002.
  2. Баюкова А. Н. Педагогическая поддержка детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. — 2013. — № 4. — С. 76–84.
  3. Емельянова И. Е. Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования // Начальная школа плюс до и после. — 2013. — № 12. — С. 14–16
  4. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 70 с.
  5. Маханева М. Д. Скворцова О. В. Учим детей трудиться. М., 2012
  6. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 799–803.
  7. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. -- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. — 96 с.
  8. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: /Методическое пособие Самара, 2013: Изд-во ЦПО, с.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. / Пер. с нем. В 4-х томах. Генезис, 2003.
  10. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития [Текст] / учебно-методическое пособие под ред. Н. Ю. Майданкиной. — Ульяновск, 2012.
  11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.,1978.


Задать вопрос